Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тринитарные споры IV столетия. Предпосылки возникновения арианства; Лукиан Самосатский.

Поиск

1. Есть разные мнения о соотношении оригенизма и арианства. Некоторые считают, что второе есть порождение первого. Проф. Болотов считает (и его мнение более обоснованно), что эти два учения имеют разные источники. Арий происходил из Антиохийской школы, которая опиралась на Аристотеля, а Ориген из Александрийской, которые опирались на неоплатоников.

2. Наиболее сильное влияние на Ария оказал Лукиан Самосатский. Он, исходя, из резкого отличия Божества от всего тварного, проводил резкую грань между Богом и Логосом (хотя, в отличие от монархиан, признавал личностность последнего).

3. Вполне возможно, что не все его труды до нас дошли, и что у него было учение, что Сын сотворен Отцом из ничего.

 

Доктрина Ария.

Арий рассуждал следующим образом: Если Сын сотворен не из не сущих, то он сотворен из сущности отца, а если Он при этом еще и безначален Отцу, то между Отцом и Сыном нет никакой разницы ----- мы впадаем в савеллианство. Кроме того, Происхождение Сына из сущности Отца предполагает либо эманацию, либо деление сущности, что предполагает божественную изменчивость.
1. Абсолютность монархии Отца: «Было время, когда Сына не было».

2. Создание Сына из ничего по воле Отца. Сын т.о. есть высшее творение, орудие (organon "органон") сотворения мира.

3. Святой Дух есть высшее творение Сына, т.е. как бы «внук» Отца. Убывающая Троица, как и у Оригена, но в отличие от Него – Арий отделяет Сына и Духа от Отца, считая их тварями.

 

 

Полемика с арианством в IV столетии. Триадология святителя Афанасия Великого.

1.Полемику вели многие отцы, особое место занимают свт. Афанасий Александрийский и Великие Каппадокийцы.

2.Свт. Афанасий задавал вопрос, зачем Богу нужен посредник? Ариане отвечали: "тварь не могла принять на себя ничем не умеряемой длани Отчей и Отчей силы Зиждительной". Свт. Афанасий указывает на глупость этого суждения: ведь Логос тоже тварен, значит для создания посредника нужен был свой посредник и т.п.

3.Т.о., наличие Сына в системе функционально необоснованно, Он подобен декоративному атланту, который держит и без него стоящее здание.

4.Арианство осудили на IВС. Основным его итогом стало принятие Никейского Символа Веры. В него были введены небиблейские термины, прежде всего "omousios" — "единосущный". Он сыграл особую роль в спорах IV в., которые имели своей задачей православное разъяснение этого термина.

5.Отцы Собора не дали точного разъяснения терминов ----- разгорелся напряженный богословский спор. Настоящих ариан было немного, но многие неправильно понимали этот термин, который в 268 году на Антиохийском соборе был осужден как модалистский.

6.Споры вели даже люди малограмотные. Арианство импонировало им, т.к., упрощая веру и делая христианство понятным для необразованных людей.

7.Одной из серьезной партий были омиусиане (omoiusios — "подобносущный"). Отвергали термин «Единосущный», как делающий акцент на слиянии Божества, и исповедовали подобосущие, как подчеркивающее разницу Отца и Сына. Данный термин, даже если звучал бы «подобен во всем», т.е. во всем такой же, не означал бы численного и конкретного единства.

8.Павел Флоренский говорил о том, что термин «пободосущие» указывает некоторое. А «Единосущие» утверждает весь догмат разом, указывая и на реальное единство, и на реальное различие.

9.Личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостасизирует свое бытие. Называя Бога Абсолютной личностью, мы выражаем, что Он не предопределяется никакой внешней необходимостью, абсолютно свободен по отношению к Своему Бытию и всегда является таким, каким хочет быть.

 

 

Духоборчество.

1.Д. родилось из арианского источника. Отрицалось единосущие Святого Духа Отцу и Сыну, т.о. умалялось Его достоинство.

2.Называют еще македонианством, хотя причастность Конст. епископа Македония под сомнением, возможно, что его именем и авторитетом прикрывались еретики, а ересь возникла после его смерти.

3.Свт. Афанасий и ВК в полемике использовали ту же методику, что и против арианства. Согласно им, Святой Дух является началом и силой обожения твари, поэтому, если Он не Бог совершенный, то тщетно и недостаточно подаваемое им освящение. Т.к. именно Святой Дух усвояет людям искупительные заслуги Спасителя, то если Он не совершенный Бог, то реальное спасение и обожение невозможно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.009 с.)