Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Символические книги» Православия.
- Подобные книги возникают на Западе в эпоху реформации и представляют пространные вероизложения. В это время возникает много протестантских движений, которые не очень понимают, чем отличаются от других. Для самоидентификации составляются эти книги.
- В Православии, которое никогда не выпадало из Предания, Символические книги в полном смысле никогда не требовались, поэтому их возникновение – влияние Запада.
- Православные книги, которые относят к вероучительным:
- «Православное исповедание Соборной Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Составлено в 30-х годах XVII века известным церковным деятелем митрополитом Киевским Петром Могилой. Прошло обсуждение в 1640 г. на соборе в Киеве, в 1642 – в г. Яссы. Ожесточенные споры, многим казалось слишком латинским. Впервые опубликовано в Голландии в 1667 и Лейпциге в 1695, переведено на Славянский в 1696, а на русский в 1837 г. О. Георгий Флоровский отзывается так: составлено по латинским книгам и схемам, есть просто адаптация латинского материала. - Послание Патриархов Православной Кафолической Церкви о «Православной вере». Утверждено на Конст. Соборе в 1725 г. патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским. В основу положено исповедание прп. Досифея. В целом православное содержание, по некоторым частным вопросам латинское мнение (например, что мирянам не следует самостоятельно читат С.П.). - Этим двум произведениям зачастую придается слишком большое значение. Конечно, они имеют для нас авторитет, но не следует придавать им общецерковное значение, это не более чем исторические памятники догматического характера.
- Арх. Макарий (Булгаков) относит к С.К. также Пространный катихизис свт. Филарета (1823-24 гг.). Но мы пользуемся версией 1839 г., которая переработана в сторону большей латинизации под влиянием тогдашнего обер-прокурора Святейшего Синода Протасова. Особенно это коснулось вопроса об искуплении (юридический дух, «удовлетворение Божиего правосудия»). В любом случае Катихизис отличается от первых двух книг в лучшую сторону.
Литургическое предание
- Христианское богослужение от начала имеет характер скорее догматический, нежели лирический (прот. Георгий Флоровский). С человеческой стороны это исповедание веры, а не только излияние чувств.
- Уже во 2в в христологических спорах одним из богословских доводов были свидетельства литургического предания.
- Римский папа Келестин выдвинул правило: «Закон веры определяется законом молитвы». Это говорит о взаимосвязи догматики и духовной жизни. Повреждение вероучения влекут нарушения духовной жизни. Но и напротив, ошибки духовной жизни влекут за собой искажения учения.
- «В религии только то является по-настоящему серьезным, что вошло в культ» (прот. Сергий Булгаков). То, что допущено в богослужение является сердцевиной Церкви, стало неотъемлемым ее элементом. Ее сердце и легкие – богослужение и Таинства.
- Например, считается, что разделение церквей 1054 г. не удалось преодолеть, т.к. в 11 в. в мессу было введено филиокве. Хотя он был распространен и ранее, его можно было считать частным мнением, хоть и распространенным. Но после введения в чин мессы, он автоматически стал догматом, и все разговоры о соединении церквей перенеслись в догматическую плоскость.
- Литургическая жизнь является ядром Предания. Это видно из посланий ап. Павла (Кор. 11, 23-25). Для него Литургия, Евхаристия – главное содержание Предания, в ней Господь предает себя верующим.
- Свт. Василий Великий: «прияли от апостольского Предания по преемству в тайне». Есть версия, что правильный перевод: «приняли апостольское предание преемственно посредством таинств».
- Огромное значение имеют не только Таинства, но и молитвословия суточного круга. «Все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней или выбранных из Священного Писания или составленных по внушению Духа, так, что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то же, что в Писании, только другими словами» (из Послания Восточных Патриархов).
-
|