Предмет догматического богословия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет догматического богословия.



Предмет догматического богословия.

 

Понятие о догматах. Значение термина «догмат».

1. Православное догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.

2. Догмат (греч. инфинитив Doktin, докин – думать, считать, полагать.; перфект – dedogme, определено, решено, положено).

3. В греческой философии понимались аксиомы, которые не требуют доказательства (в каждой школе разные). Также обозначали постановления гос. власти.

4. В Новом Завете – 2 смысла:
- постановление (о переписи, пост. Апостольского Собора),
- У ап. Павле (Еф, Кол) под догматом понимается вся полнота христианского учения. (в этом смысле он использовался до 4 в.

5. В 5 в. Отцы Церкви начали разделять истины на вероучительные и нравоучительные. В дальнейшем понятие еще больше редуцировалось до истин, обсуждавшихся и утвержденных на Соборах.

6. Догмат — это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры.

 

 

 

 

Свойства догматов.

1. Теологичность, т.е. они говорят о самом главном – о Боге и Его домостроительстве. Все остальные элементы присутствуют, поскольку имеют отношение к Богу. Догматы стоят выше человеческого опыта и разума ----- дать им степень несомненной достоверности может только Откровение.

2. Богооткровенность (вытекает из первого). Д. – не плод человеческого разума, а Именно этим Д.Б. отличается от философии, метафизики и др. наук. Ап. Павел (Гал): "Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа". Догматом м.считаться только та истина, которая преподана Иисусом Христом и проповедана Его апостолами, но не мнение пусть даже уважаемого отца Церкви.

3. Церковность.
- Только Вселенский Собор может признать за той или иной истиной догматический авторитет.
- Ц. – неотъемлемое свойство Д, т.к. последние имеют начало в Откровении, а Оно дано не отдельным людям, а всей Церкви, и именно Она посредством предания содержит Богооткровенную истину.
- Только Ц. может правильно истолковывать С.П.
- Хотя истина Откровения и божественна сама по себе, требуется особый церковный акт, чтобы она приобрела статус неоспоримой для всех истины или догмата.

4. Законообязательность (общеобязательность).
- Церковь – общество людей; чтобы оно жило, оно должно управляться некоторыми законами, нормами.
- Формальная обязательность догматов происходит из их сотериологической обусловленности. Человек, не принимающий их, «самоосужден» (ап. Павел), т.к. в той или иной степени отлучает себя от Бога. Т.о., борьба Церкви за догматы – ее забота о людях.

 

 

Догматы и богословские мнения. Ересь.

1. Католики стремятся догматизировать все, что только можно. У православных же обратная тенденция – догматизируется только самое необходимое.

2. Богословское мнение – это суждение по вопросам веры, которые не имеют общецерковного признания.

3. Богословское мнение находится под строгим контролем со стороны Предания.

4. Критерии:
- истинности, т.е. согласия со Священным Преданием;
- допустимости – непротиворечие Ему.

5. Примеры: человеческая природа (2/3), бестелесность ангелов и душ.

6. Следует отличать истины, которые принимаются всей полнотой ПЦ, но не являются догматами, которые обсуждались и утверждались на Соборах (творение Богом из ничего, тварность и бессмертие души, богоустановленность Таинств.

7. Ложные богословские мнения – могут встречаться даже у отцов Церкви. Могли принять некритично то, что досталось от прошлых учителей.

 

 

Догматы и нравственность.

 

9. Догматы, догматические формулировки и богословские термины.

1. Догмат – содержание, сама онтологическая истина, которая содержится в догмате.
Догматическая формула – словесное выражение, языковая плоть, в которую облекается истина. В принципе, может меняться в зависимости от обстоятельств. (Например, изменение Символа Веры). Эти два понятия нельзя отождествлять.

2. Богословские термины. Хотя не всегда встречаются в Писании, но позволяют четко выразить посредством слова богооткровенную истину. Например: Троица, Единосущие, Богородица, Богочеловек, модусы IV Вселенского собора.

3. Как Пречистая Дева предоставила свою плоть для Воплощения Сына Божия, так святые отцы предоставили свой интеллектуальный дар истине Откровения, которая, благодаря им обрела «историческую плоть человеческого языка».

 

 

Догматические системы.

1. Д.С. – это способ изложения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в одно целое.

2. Требования к Д.С.
- отсутствие внутренних противоречий
- проведение четкой границы между непосредственно догматами и ЧБМ. Их можно приводить, но д.б. четко оговорено, что это именно частное мнение того или иного отца Церкви.
- содержание авторского текста, комментариев, осмысления, помимо святоотеческих и библейских цитат.

3. Сокращенная система догматического богословия называется катехизисом.

4. Первая попыткаКлимент Александрийский, «Строматы». (но только попытка)

5. Первая система – ученик К.А. – Ориген, «О началах». Естественно, оказалась несовершенной; многие постулаты даже попали под анафему V Собора. Но она несколько веков оставалась единственной целостной системой христианского богословия. (на ней учились даже Каппадокийцы).

6. Из древних богословов «большого стиля» следует отметить:
- свт. Кирилл Иерусалимский, «Огласительные слова» (обращение к оглашенным ---- невысокий богословский уровень);
- Григорий Нисский, «Большое огласительное слово»;
- блж. Феодорит Киррский, «Сокращение Божественных догматов».

7. Наиболее совершенный труд, вершина систематизации святоотеческой богословской мысли – Иоанн Дамаскин, «Источник знания», особенно 3-я часть «Точное изложение православной веры». На христианском востоке являлась учебником богословия до тех пор, пока западная схоластика не стала проникать на православный Восток.

8. Из русских можно назвать:
- Митр. Макарий (Булгаков), «Православно-догматическое богословие» - обстоятельный труд, но несколько схоластичный;
- Архиеп. Филарет Черниговский (Гумилевский), «Догматическое богословие» - попытка преодолеть схоластику, но труд не получил широкого распространения;
- Еп. Каневский Сильвестр (Малеванский), «Опыт догматического богословия» - объемнейший труд, исторический метод изложения догматов;
- прот. Николай Малиновский, «Догматическое богословие» - большой, интересный, но неровный, имеются слабые места.
- После 1917 г. в России не было попыток построить догматическую систему.
«Догматическое богословие» В. Н. Лосского – блестящий курс лекций, но не ДС в полном смысле.

9. Сербский архимандрит Иустин (Попович), «Догматика» – труд интересен личностью автора, но зависим от русских дореволюционных авторов.

10. Большинство догматистов раскрывают материал следующим образом: О Боге в Самом Себе ------ О Боге в Его явлении твари.

 

 

Причины появления догматов.

Д появляются по причине возникновения ересей с целью защиты учения от искажений. Слова «Oros» и «Terminus» изначально обозначали «граница», т.е. те пределы для человеческого разума, за которые он не должен выходить, чтобы не уклониться от истины.

 

 

Назначение догматов.

  1. «Оросы» Вселенских соборов – не могильные плиты, запечатавшие истину. Это верстовые столбы, указывающие дорогу, по которой должна идти мысль – индивидуальная и соборная в поисках ответов на теоретически-богословские и практически-прикладные жизненные вопросы.
  2. Богословские системы следует рассматривать в самом непосредственном отношении с жизненной целью, достижению которой они должны способствовать, т.е. способствовать соединению с Богом.

 

Формы Священного Предания.

1. Священное Писание. Но СПр не исчерпывается им одним, и включает другие формы. Существует термин «формальное предание» – все источники и способы истинного познания Откровения, кроме библейских книг:

2. Древние символы и исповедания веры.

3. Древние правила, например; апостольские правила; каноны.

4. Определения и правила Вселенских Соборов и некоторых поместных, которые приняты всей полнотой Вселенской Церкви.

5. Литургическая практика, церковное искусство (иконопись, музыка, гимнография, архитектура и т.д.).

6. Мученические акты и жития святых.

7. Творения святых отцов и учителей Церкви.

8. Древняя церковная практика: уставы, узаконения (например, о постах), богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции и т.д.

 

 

Литургическое предание

  1. Христианское богослужение от начала имеет характер скорее догматический, нежели лирический (прот. Георгий Флоровский). С человеческой стороны это исповедание веры, а не только излияние чувств.
  2. Уже во 2в в христологических спорах одним из богословских доводов были свидетельства литургического предания.
  3. Римский папа Келестин выдвинул правило: «Закон веры определяется законом молитвы». Это говорит о взаимосвязи догматики и духовной жизни. Повреждение вероучения влекут нарушения духовной жизни. Но и напротив, ошибки духовной жизни влекут за собой искажения учения.
  4. «В религии только то является по-настоящему серьезным, что вошло в культ» (прот. Сергий Булгаков). То, что допущено в богослужение является сердцевиной Церкви, стало неотъемлемым ее элементом. Ее сердце и легкие – богослужение и Таинства.
  5. Например, считается, что разделение церквей 1054 г. не удалось преодолеть, т.к. в 11 в. в мессу было введено филиокве. Хотя он был распространен и ранее, его можно было считать частным мнением, хоть и распространенным. Но после введения в чин мессы, он автоматически стал догматом, и все разговоры о соединении церквей перенеслись в догматическую плоскость.
  6. Литургическая жизнь является ядром Предания. Это видно из посланий ап. Павла (Кор. 11, 23-25). Для него Литургия, Евхаристия – главное содержание Предания, в ней Господь предает себя верующим.
  7. Свт. Василий Великий: «прияли от апостольского Предания по преемству в тайне». Есть версия, что правильный перевод: «приняли апостольское предание преемственно посредством таинств».
  8. Огромное значение имеют не только Таинства, но и молитвословия суточного круга. «Все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней или выбранных из Священного Писания или составленных по внушению Духа, так, что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то же, что в Писании, только другими словами» (из Послания Восточных Патриархов).

 

 

Содержание учения о существе Божием.

  1. Существенные свойства – те, которые принадлежат непосредственно существу Божию и отличают Его от всех прочих существ. Эти свойства характерны для всех Лиц Пресвятой Троицы; их следует отличать от личных или ипостасных свойств.
  2. Бог, открываясь Моисею, называет себя «Сущий». ИЗ этого (в частности, Григорий Богослов) делают вывод, что Бог, во-первых, является Личностью, во вторых – заключает в Себе безграничную полноту бытия. Соответственно, выделяется две группы свойств.
  3. Свойства, которые относятся к совершенствам бытия, называются апофатическими, или онтологическими.
  4. Бог как Личность благоволит открыть Себя людям. Свойства, которые характеризуют Бога как Личность, или духовно-разумное Существо, называются катафотическими, или духовными (устар).

 

 

Свидетельства апостолов

1. Ап. Петр: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». «Сын» стоит с артиклем, что означает слово в собственном смысле.

2. Фома на предложение вложить персты в раны восклицает "Господь мой и Бог мой".

3. Иуд. 4: "отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа".

Свидетельства ап. Иоанна

1. "Слово стало плотию" (Ин. 1, 14) – утверждается тождество Лица Сына Божия до и после воплощения.

2. В Откр. 19, 13 тоже говорится о Слове Божием. Ап. Иоанн описывает видение Верного и Истинного, который праведно судит и воинствует. Этот Верный и Истинный называется у Иоанна Словом Божиим. Мы можем считать, что "Слово" у евангелиста Иоанна означает Сына Божия.

Свидетельства ап. Павла

1. 1 Тим. 3, 16: "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти". Здесь прямо Сын Божий называется Богом. То же самое в Рим. 8, 5, где сказано, что Христос есть "сущий над всем Бог, благословенный вовеки".

2.

Учение Оригена о Троице.

1. Логос – посредник, взято из неоплатонизма. Бог – трансцендентен и для взаимодействия с миром нуждается в посреднике.

2. Ориген рассматривает Троицу «икономически», т.е. по отношению к тварному созданию.

3. Неверно учил, что Бог творец по природе, т.е. творение – акт божественной природы, а не воли.

4. Т.к. Бог творит постоянно, а для творения нужен посредник, то Сын Божий (логос) Рожден предвечно. (учение о предвечном рождении – главный вклад Оригена в троичное богословие).

5. Предвечное Рождение – не эманация (как у гностиков) и не рассечение Божества (у нек. западных боговловов, напр. Тертуллиана).

6. Безусловно признает личностность и ипостасность Сына.

7. Совершенно неразработано учение о Святом Духе. Изводит его Отцом через Сына, ставит ниже Сына.

8. Учение о Троице выливается в субординационизм.

9. Нет четкой терминологии.

 

Доктрина Ария.

Арий рассуждал следующим образом: Если Сын сотворен не из не сущих, то он сотворен из сущности отца, а если Он при этом еще и безначален Отцу, то между Отцом и Сыном нет никакой разницы ----- мы впадаем в савеллианство. Кроме того, Происхождение Сына из сущности Отца предполагает либо эманацию, либо деление сущности, что предполагает божественную изменчивость.
1. Абсолютность монархии Отца: «Было время, когда Сына не было».

2. Создание Сына из ничего по воле Отца. Сын т.о. есть высшее творение, орудие (organon "органон") сотворения мира.

3. Святой Дух есть высшее творение Сына, т.е. как бы «внук» Отца. Убывающая Троица, как и у Оригена, но в отличие от Него – Арий отделяет Сына и Духа от Отца, считая их тварями.

 

 

Духоборчество.

1.Д. родилось из арианского источника. Отрицалось единосущие Святого Духа Отцу и Сыну, т.о. умалялось Его достоинство.

2.Называют еще македонианством, хотя причастность Конст. епископа Македония под сомнением, возможно, что его именем и авторитетом прикрывались еретики, а ересь возникла после его смерти.

3.Свт. Афанасий и ВК в полемике использовали ту же методику, что и против арианства. Согласно им, Святой Дух является началом и силой обожения твари, поэтому, если Он не Бог совершенный, то тщетно и недостаточно подаваемое им освящение. Т.к. именно Святой Дух усвояет людям искупительные заслуги Спасителя, то если Он не совершенный Бог, то реальное спасение и обожение невозможно.

 

 

Творение и время.

1. Если сказать, что Бог творит в вечности, то получится, что творение совечно Богу. Это утверждал Ориген, и это было отвергнуто Церковью.
С.П. подтверждает, что творение не совечно Богу.
- "Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века до века Ты — Бог". (Пс. 89, 3)
- "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Ин. 17, 5).

2. Если же сказать, что Бог творит во времени, то возникают недоразумения: 1) Бог не вечен; 2) Время совечно Богу; 3) Бог сначала сотворил время, а затем во времени – мир.

3. «В начале…»: начало – та точка, где еще ничего не существует.

4. Время = перемена (блж. Августин).

5. Начало есть грань, где тварное соприкасается с Божественной волей.

6. Возникнув, мир начинает изменяться ------- Бог сотворил мир не во времени, а скорее вместе со временем.

7. Тварный мир будет иметь и конец. В Откр. говорится, что мир придет в такое состояние, когда «времени уже не будет». Однако, эту тварную вечность (вечно длящееся мгновение или неподвижное время) нельзя отождествить с вечностью Божественной, которая со временем несоизмерима.

 

Ложные учения о Промысле.

1. В язычестве были распространены представления о судьбе – бессознательной предопределяющей силе, которой полностью подчинены все живущие.

2. Также в язычестве было представление, что Промысл распространяется только на великие, достойные предметы, б о льшая же часть мира остается без попечения.

3. Дуалистический гностицизм: единому благому Богу противопоставляется злое начало, т.е. речь идет не о промысле, а о борьбе двух начал.\

4. Несовместимость Промысла со свободной волей человека ------- предопределение (кальвинизм, ислам).

5. Полное отрицание Промысла: деизм (мир и так совершенен), пантеизм (мир – саморазвитие Бога), материализм.

 

 

Ангелы в Священном Писании

1. "ангел" (angelos, греч) – вестник, т.е. указывает не на природу, а на служение.

2. Ангелами называются пророки (Моисей – Чис. 20, 16), и Иисус Христос (Ангел Завета – Мал. 3. 1).

3. В собственном смысле в Св.Писании называются бестелесные духи.

4. Быт 3 – Херувим с мечом, Быт 28 – Лествица, Ис, 6 – пророк Исайя видел ангелов в храме. Много упоминаний в псалмах.

5. Новый Завет: благовещение, пророчество Захарии, Иисус был в пустыне с ангелами, Гефсиманская молитва, Воскресение, Вознесение. В истории ранней Церкви (ангел вывел ап. Петра из темницы).

6. Об ангелах как исполнителях Божией Воли неоднократно говорится в книге Откровения.

 

 

Число ангелов.

1. Два вопроса: 1) конечно или бесконечно число ангелов; 2) неизменно, или изменяемо.

2. Пророк Даниил говорит о тысячах тысяч и о тьмах тем ангелов. Иисус Христос – о двенадцати легионах.

3. Свт. Кирилл Иерусалимский: "Велико число сие, но и оно еще мало, потому что еще больше ангелов, а они — девяносто девять овец, а человечество — одна, сотая, овца". Свт. Кирилл говорит, что пророк Даниил называет эти числа не точно, а т.к. не может назвать б о льшие.

4. Т.к. ангелы бессмертны, число не может уменьшаться. Насчет увеличения нет определенного мнения. Блж. Феодорит говорил, что нетленное естество не имеет нужды в размножении. Примерно то же – И.Д.

5. Григорий Нисский и нек. др. говорили о некоем таинственном размножении и возрастании их числа.

6. В конечном счете мы не знаем, увеличивается ли число. Знаем только что не уменьшается.

 

 

Небесная иерархия.

  1. Слово иерархия изначально употребляется как «священноначалие», а не любое соподчинение.
  2. Из С.П. мы знаем, что ангелы имеют 9 чинов (они были известны уже древней Церкви: Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст) ------ имеют иерархию, и что некоторые называются архангелами – старш.ангелами.
  3. Видение лествицы Иаковым также говорит об иерархичности.
  4. Все ангельские чины перечисляются в 8 книге Ап.постановлений. Традиционная классификация встречается в 4-5 вв. у неизвестного автора, сочинения которого дошли до нас под именем Дионисия Ареопагита.
  5. Епархия: Серафимы, Херувимы, Престолы
    Метархия: Господства, Силы, Власти
    Начала, Архангелы, Ангелы
  6. Серафимы (Ис. 6, 2), херувимы упоминаются в Быт. 3, 24, Исх. 25, 18-22, неоднократно упоминаются херувимы в псалмах (Пс. 47, 79, 98), а также в Ис. 36, 16, Иез. 1, 10, Откр. 4, 6-8 и т. д. Силы упоминаются в Еф. 1, 22, Рим. 8, 38. Престолы, начала, господства и власти упоминаются трижды у ап. Павла (Кол. 1, 16), (Еф. 1, 21 и 3, 10). Архангелы упоминаются и 1 Фес. 4, 16 и Иуд. 9. Просто об ангелах говорится в Рим. 8, 38, 1 Пет. 3, 22.

 

  1. Неизвестно, исчерпываются ли они этими 9 чинами. Сам Дионисий говорит, что в точности это знает один Бог, а мы знаем только то, что Он открыл нам. Об этом же говорил Св. Иоанн Златоуст.
  2. Схема Д.А. была принята преданием, но с оговоркой, что она возникла под воздействием неоплатонизма, который строго иерархично смотрит на мир, поэтому не способен объяснить некоторые факты Откровения.

 

  1. Д.А. говорит, что ангелы общаются с Богом и людьми через ступени иерархии. Противоречие: явление Серафима Исайе.
  2. Если можно допустить космические иерархии как посредников до воплощения, то после воплощения человек непосредственно соединяется с Богом.

 

Архангелы.

  1. Это слово употребляется двояко: 1) второй ангельский чин; 2) особые, высшие ангелы, которые вообще не входят в дионисиеву иерархию, наиболее приближенные к Богу. Их еще называют архистратигами
  2. Таких особых ангелов, согласно Преданию, восемь.
  3. В С.П. упоминаются только двое:
    - арх. Михаил («кто как Бог»). Он называется архистратигом небесных воинств.
    - арх. Гавриил («муж Божий», «Сила Божия»). Почитается как вестник Божественных таин.
  4. Четыре архангела употребляются в неканонических книгах:
    - Рафаил («Помощь Божия», «Исцеление Божие») – Тов. Почитается как исцелитель от недугов.
    - Уриил («Огонь», «Свет Божий»). – 3.Езд. Почитается как проводник Божественной любви, вызывающий в людях ответную любовь.
    - Селафиил («молитва к Богу»). – 3.Езд. Почитается как научающий молитве.
    - Иеремиил («Высота Божия»). – 3.Езд.
  5. Еще два архангела не упоминаются в С.П., но почитаются наравне с предыдущими:
    - Иегудил («хвала Божия», «славящий Бога») почитается как помощник в трудах, особенно аскетических;
    - Варахил («Благословение Божие») почитается как служитель Божественного благословения.

 

Сотворение Богом человека.

1. Творение человека отличается от остального мира, даже ангельского. Весь вещественный мир вызван к бытию творческим Божественным «да будет!». А перед сотворением человека Бог как бы останавливается и происходит некое совещание Божественных Лиц: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему» (Быт. 1, 26). (в православном богословии оно получило название Предвечного совета).

2. Сначала Бог берет персть земли и образует тело, затем в нее вдувается дыхание жизни и человек становится «душой живою».

3. МФ и МФЛ говорили, что (по традиции Аристотеля) душа возникает на 40-й день. Св. отцы (Максим Исповедник, И.Д.) доказывали, что одновременно, и что понятие «человек» приложимо только к сложной ипостаси, состоящей из души и тела, но не по отдельности.

4. Что такое дыхание жизни? Свт. Афанасий Александрийский различает два логических (но не хронологических) этапа: сотворение природы и запечатление этой природы Богом, т.е. усыновление Отцу через Сына в Духе Святом. Образ дуновения используется, т.к. в древности было мистическое отношение к дыханию, и дуновение рассматривалось как передача нечто таинственного, частицы самого себя.

5. Г.Б. говорит о «струе невидимого Божества» в человеке. Т.е. человек изначально содержит в себе нетварную божественную благодать, она коренится в самом акте сотворения его природы. Этот момент существенно отличает православное богословие от католического, где говорится, что сначала сотворена «чистая» природа, а затем к ней «пришита» благодать, которая понимается как нечто внешнее по отношению к человеку. Безблагодатное состояние воспринимается католиками как естественное, а облагодатствованное – как сверхъестественное. В православии же – безблагодатное состояние противоестественное. Для человеческой природы неестественно быть нейтральной по отношению к Богу.

 

Душа человека. Силы души.

1. "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, не видимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли" (И.Д.Т.И.)

 

Свойства человеческой души.

1. Духовность. Невещественность, отличие от всего телесного – образ мысленный, нетелесный, нетленный (прп. М.И.).
Душа и дух в С.П. являются взамиозаменяемыми.

2. Самостоятельность. Душа – особая субстанция, а не совокупность феноменов, связанных с высшей нервной деятельностью. Мнение о душе как форме высокоорганизованной материи (которое, кстати, появилось еще в античности), ошибочно. Многие отцы с ним полемизировали Например, Феодорит Киррский, «Против врачей»: «благосостояние тела не составляет существа души, но при благосостоянии тела существо души обнаруживает свою мудрость».

3. Разумность и сознательность.
Способность отличать себя от своего тела, окружающего мира и содержания собственной жизни. На этой способности основаны призывы С.П. проверять себя: Да испытывает же себя человек" (1 Кор. 11, 28-31), "Испытывайте самих себя, в вере ли вы" (2 Кор. 13,5).
Разумность выражается в даре рассудочного познания, религиозного ведения и даре слова, членраздельной речи.

4. Бессмертие. Душа – существо простое и несложное ----- не может разрушиться и распасться на составляющие.
В Н.З. вера в бессмертие души выражена ясно. В В.З. такой ясности не наблюдается. В ВЗ-эпоху это не имело такого значения и не составляло центра религиозной жизни. Но, несмотря на заявления материалистов, что в Пятикнижии это учение полностью отсутствует, эта мысль достаточно ясно выражена:
- Например, в Быт. говорится о смерти как о «приложении к народу своему», т.е. имеется место, где пребывают души принадлежащих к этому народу.
- Патриархи ВЗ называли себя странниками, пришельцами.
- У Моисея Бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова уже после того, как они умерли.
- Патриарх Иаков, узнав о смерти Иосифа, говорит, «с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю».
- В 1Цар Саул вызывает дух Самуила.
- в Притч. 21, 16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов»
- В В.З. есть намеки на неодинаковость посметрного воздаяния (напр. Пс. 48)

5. Свобода. Хотя она указывается как свойство души, но вообще это свойство человека вообще, характеризует всю личность.
Различают два вида свободы:
- формальная, психологическая (связана с физической волей, т.е. возможностью желать и действовать для достижения желаний).
- нравственная, духовная (связана с гномической волей, т.е. возможностью определяться по отношению к желаниям своего естества, избирать одни и отвергать другие).
Возможность выбора – не признак совершенства, напротив, говорит о некоем сомнении, неуверенности, т.е. несовершенстве. Совершенный Бог всегда в совершенстве знает свои цели и средства, является таким, каким хочет, действует так, как желает, и ничто не препятствует Ему – ни внешняя необходимость, ни внутренняя.

- Рим. 7, 19-23: "Доброго, которого хочу, не делаю, злое, которого не хочу, делаю". Поэтому путь к подлинной свободе лежит через освобождение от власти греха.
О необходимости стремиться к свободе много говорится в Н.З. "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8, 31-32). "Всякий, делающий грех, есть раб греха... Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8, 34-36). Апостол Павел говорит: "Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8, 2) и восклицает: "Где дух Господень, там свобода!" (2 Кор. 3, 17).
Через Причастие к Божеству человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог и сам становится свободным от греха и природной необходимости.

 

 

Предмет догматического богословия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.078 с.)