ТОП 10:

Внешняя политика Петра 1 и изменения в геополитическом положении России.



 

I. Создание многонационального Российского гос-ва.

Оно качественно отличалось от прежнего (Киевской Руси):

Киевская Русь была моноэтнической:

а) Многие народы были обложены данью;

б) Некоторые финно-угорские племена были ассимилированы.

1. Идёт процесс создания гомогенной империи – компактно расположенной (в Европе империи создавались не путём присоединения близлежащих территорий, а удалённых).

В это время ведущей тенденцией в Европе было создание национальных государств, а в России процесс создания империи носил многонациональный характер.

Этот процесс занял 4 столетия: со втор пол XVI века до втор пол XIX века – период складывания российской национальной империи.

Наличие у России особенностей общественного устройства:

а) "Идеология имперского сознания" (Н. А. Бердяев оценивал роль в духовности, политике "Москва – третий Рим": "С возникновением этой идеологии в российское сознание входит имперский умысел. Русский народ - хитрый, и приняв эту идеологию, они утверждали: Русская цивилизация должна нести на запад духовность, а на восток – милосердие и справедливость" – моральное оправдание идеологии как бы оправдывало захват территорий).

б) Особенность политической системы – самодержавие оказывало существенное влияние на формирование истории России.

Чем определялась внешняя экспансия Российского государства, которая и позволила превратиться ему в Российскую Империю:

1. Задачи модернизации - объективная потребность.

На деле (формы и задачи):

а) обеспечение выхода к мировым коммуникациям;

б) Открытие новых источников сырья, рынков сбыта;

в) Реализация геополитических интересов и целей;

г) Расширение зоны внешнеполитических интересов.

Процесс складывания россиской империи близок к Европейскому процессу, но колониальный тип империи не сложился:

а) Россия завоёвывала только близлежащие территории – проще и дешевле на момент присоединения, но для будущего развития страны создавало проблемы: миграции населения (отток из центра на окраины) и формирование экстенсивного типа экономики – эксплуатируются и используются только природные источники (земля, полезные ископаемые)

Это вело к тому, что богатейшая потенциальная база оказывалась не включённой в экономический оборот. Например, районы прикаспия (нефтеносные), которые включаются в состав России в 1723 году, начинают эксплуатироваться только в конце XIX века; Западная Сибирь была включена в конце XVI века, начинает эксплуатироваться в XIX веке (вост Сибирь и того позже – в начале XX века).

Модернизация такого государства, как Россия, постоянно требовала ресурсв – это подталкивало к экспансии. Экспансия была возможно только при условии сильного военного и управленческого аппаратов;

то, что включалось в состав России, не только способствовало хозяйственному развитию страны, но и консервировало российский тип феодализма.

В Европе использование колониальных богатств становилось пусковым механизмом продолжения преобразований, развития буржуазного уклада, в России ресурсы переферии не использовались для решения внутригосударственных проблем (в частности, модернизации). Наличие дешёвых ресурсов развращало российскую власть; в результате подкреплялась существующая феодальная система.

Сохранение такой феодальной системы тормозило развитие социальных отношений, способствовало экстенсиному развитию страны – замкнутый круг.

Отсюда удивление: "Россия, невзирая на огромный потенциал, не стала могущественнейшей державой мира".

Приращение территории Российской Империи (XVII век):

В 1721 Пётр I объявляет Россию империей. На деле это значило: Россия заявляла свои претензии на участие в европейской политике; заявляет о претензиях на участие в коаллициях (союзах); на активную самостоятельную внешнюю политику (на равных с другими европейскими державами) – Россия претендует на статус Великой Державы.

Если раньше Россия претендовала только на близлежащие территории, то теперь Россия заявляет о своих претензиях на территории, существенно удалённые (Балканы, Черноморские проливы, славянские территории Европы, Прибалтийский регион, центральная и юго-восточная азия).

Россия была спровоцирована на то, чтобы заявить о своих претензиях: Восточно-христианские народы Балкан с середины XVII века рассматривают Россию как гарант стабильности и их самосохранения, давая нравственное оправдание растущим территориальным претензиям.

Каждый раз при начале новой компании против Турции (1710-1711 года, 1768-1774 года, 1787-1791 года) использовался этот аргумент.

Южная проблепма в XVIII веке продолжала оставаться оч болезненной:

а) Сила внешнеполитической традиции;

б) Борьба за наследство Османской Империи;

в) Крымское ханство оставалось наиболее болезненным моментном внешней политики;

г) Тот факт, что Россия в конце XVIII ека платила дань вассалу Османской, было достаточно унизительным. Российские дипломаты называли этот процесс "ежегодным поднесением подарков".

Османская империя часто выступала на стороне крымского хана.

Итог – 3 южные военные кампании, результатом которых явились:

а) 1783 год – завоевание Крыма;

б) Подтверждённый Кючук-Кайнарджийским и Ясским мирными договорами переход северного причерноморья к России;

в) Подтверждение принадлежности приазовья Российскому гос-ву.

2. Территориальные приращения на востоке -- к концу XVII века Россия обозначила на китайских картах русскую территорию в Нерчинском контракте: Россия получила свои права на Вост Сибирь и Дальний Восток;

В 1741 году – Экспедиция Витуа Беринга – завоевания Аляски и Алеутских островов. В 1799 году была создана первая Американо-русская компания; Россия начала проникать в Америку. На фоне успехов России Испания начинает проникать в Северную Америку: за 3 года 3 крупных города – Сан-Диего, Монтерей и Сан-Франциско.

Россия сумела возбудить интерес к континенту. Аляска не стала (в силу отдалённости) источником ресурсов.

3. Западное направление -- территориальный прорыв в Европу, изменение полит карты Европы – 3 раздела Польши.

Россия на западе сумела перекроить карту восточной Европы:

- лишились своего лидерства Польша и Швеция; ни одна ни вторая былого влияния не восстановят, понесут территориальные потери.

Польша возродится только в 1918 году под патронатом Германии.

Швеция также становится переферийным европейским гос-вом: Петру удалось завоевать почти полностью территорию Финляндии.

Итого:

- почти вся Прибалтика – Северная война и разделы Польши (в состав России включены Курляндия и Литва);

- на западе также – Украина без Львова и Белорусия.

 

Вывод вопроса:

Реализация великодержавных планов России шли засчёт растраты внутренних ресурсов, что создавало трудную ситуацию для решения внутренних модернизационных задач. Несмотря на то, что присоединялись экономически благополучные территории, внутренние проблемы решались за счёт народа, что вело к падению уровня жизни населения и нарастанию противостояния.

 

Общие выводы:

1. Россия великая держава. "Великая" – статусный признак гос-ва.

2. Существенное приращение территории – почти 90% облик начала XX века;

3. Ликвидированы наиболее опасные зоны – Северное Причерноморье (Крым), Польша.

Россия простирается от Белого до Чёрного и от Балтийского моря до Тихого океана.

(Одна из ключевых идей современной теории геополитики – гос-во имеет 100% возможности стать великим гос-вом, имея выход к морям на все стороны света).

Осн мысль: Россия – страна упущенных возможностей.

4. Внешняя экспансия России была вызвана потребностью модернизации общ-ва.


18. «Просвещенный абсолютизм» в России: содержание, особенности, противоречия.

 

Во второй половине XVIII в. предпринимались попытки расширить жесткие рамки Петровского варианта модернизации, дать больше свободы обществу. Особенно велика заслуга в этом женщины, которая вошла в историю под именем Екатерины II Великой (1762-1796 гг.). Она в 1745 г. вышла замуж за наследника российского престола, будущего императора Петра III (1761-1762 гг.). В1762 г., опираясь на гвардейские полки, недовольные политикой императора, она свергла своего мужа с престола. Екатерина, будучи немкой, не имела никаких прав на российский престол (даже в случае цареубийства, которое оказалось неизбежным), но была российской императрицей 34 года — с 1762 по 1796 гг., войдя в историю как выдающийся государственный деятель. Екатерининское царствование было беспокойным. Восстания крестьян потрясали страну уже в первый год ее правления (около 200 тыс. участников, по подсчетам самой Екатерины II). Прибавьте к этому две войны с Польшей, две войны с Турцией, московский бунт, пугачевщину. Тем не менее это царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма», которая продолжалась до 1815 г. и характеризовалась попытками проведения либеральных реформ при сохранении неограниченного самодержавия. При Екатерине II либеральные проекты подпитывались идеями европейского Просвещения.

В государственных делах Екатерина II имела предположения о радикальных изменениях в России: об освобождении крепостных крестьян; о создании среднего рода людей, т.е. среднего класса собственников; о введении широкого народного образования. Особенно ее беспокоила проблема крепостного права. Рабство—страшную язву России—императрица мечтала уничтожить. Однако одновременное освобождение крестьян ее пугало, задача была необычайно сложной. На этом этапе своей деятельности, который охватил 60-е—первую половину 70-х гг. XVIII в., Екатерина II была полна оптимизма, а Россия находилась в ожидании кардинальных перемен.

В высших кругах общества высказывалась мысль о необходимости иметь при императрице совещательный орган из высших должностных лиц государства. Екатерина II внимательно изучила этот вопрос, справилась об аналогичных учреждениях за границей и согласилась. В1762 г. был создан Высший Государственный совет. Однако просуществовал он недолго. Функции Совета не были четко определены, поэтому некоторые его члены (прежде всего граф Н.И.Панин, один из умнейших людей своего времени) трактовали их слишком широко. Н.И.Панин, будучи ближайшим советником Екатерины II, подал ей проект Указа, в соответствии с которым в России учреждался Верховный Совет или Верховное место с законодательными правами. Императрица сначала, доверяя Панину, подписала его, а затем категорически отказалась. Какие цели преследовал панинский проект? Согласно ему вводилось разделение властей. Выделением законодательной власти Н.И.Панин хотел внедрить западное общественное устройство, взяв за образец Швецию. Царская власть ограничивалась, и в результате уменьшалась зависимость страны от капризов и самовластия сидящих на престоле. Одновременно выделение законодательной власти ограждало престол от влияния случайных людей, временщиков, фаворитов. (В этом смысле опыт бироновщины был поучителен.) Екатерина II, увидев в проекте угрозу своему положению, категорически отказалась от него. Таким образом, попытка ограничить самодержавие, ввести разделение властей окончилась неудачей. В 1764 г. Высший Государственный совет прекратил существование.

В1768 г. императрица вновь вернулась к мысли образовать Высший совет и возродила его, но в другом составе и под другим названием — Совет при Высочайшем дворе. Формально он создавался на время русско-турецкой войны (1768-1774), но фактически превратился в совещательный орган при императрице. Совет докладывал о насущных вопросах, но решения принимала Екатерина II. Совет контролировал выполнение решений соответствующими органами, собирался 2 раза в неделю и действовал до последних месяцев царствования Екатерины II. Крупные свои указы она предварительно выносила на обсуждение Совета, но и его члены также могли предлагать вопросы для обсуждения. Екатерина II в конечном счете решила узаконить положение Совета в том виде, в котором он существовал на практике. В1787 г. Она издала указ, который часто называют "конституцией просвещенного абсолютизма". В нем определялось, что Совет является постоянным органом государственной власти при императрице, а главные его задачи — "иметь рассуждение и бдение" по вопросам обороны, государственной безопасности и целостности государства. В состав Совета назначались лица первых трех рангов (в соответствии с Табелью о рангах). В случае малолетства наследника председатель Совета становился наставником, опекуном юного императора.

В условиях активной государственной политики, которую проводила императрица, роль Сената не могла быть неизменной. Он терял свое значение, превращаясь постепенно в судебно-контрольный орган. Должность генерал-прокурора приобрела самостоятельное значение, приближающееся к премьер-министру, он входил в Совет ее императорского величества. Фактически перестали существовать и коллегии. При Екатерине II были созданы казенные палаты для управления и контроля за государственным имуществом (земля, промышленные предприятия, кредитные учреждения, почта, налоги, государственные финансы). Бюрократия в екатерининское время выросла в числе и усилила свое влияние. Злоупотребления властью, коррупция являлись приметой того времени. Однако Екатерина II сказала об этом: "Меня обворовывают так же, как и других, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать".

УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ

Для разработки нового свода законов — Уложения—была собрана специальная комиссия из 564 представителей разных вер, племен и наречий. В Уложенную комиссию направляли по одному депутату: учреждения (Сенат, Синод и т.д.); уезды (дворяне); города (горожане); каждая сословная группа провинции, государственные крестьяне, казаки, однодворцы, ясачные люди. Не были представлены в комиссии крепостные крестьяне, кочевые народы, некоторые другие категории населения. Заседания комиссии открылись 31 июня 1767 г. в Грановитой палате московского Кремля. Для того чтобы определить направление работы комиссии, императрица написала специальный документ — "Наказ" по составлению проекта.

Что же лежало в основе политической программы Екатерины II?

1. Россия есть европейская держава, поэтому последние и лучшие плоды европейской мысли должны найти здесь свое применение и воплощение.

2. Как и Петр I, она считала, что главное орудие преобразований — власть, государство.

3. Впервые в истории России, появляется понятие гражданских прав. Главный принцип — можно все, что не запрещено законами.

4. Императрица стремилась с помощью новых законов расширить класс собственников, в том числе из крестьян.

"Наказ" Екатерины II произвел ошеломляющее впечатление не только в России, что очевидно, но и в Западной Европе. Равенство прав, равенство граждан перед законом — это лозунги еще только предстоящей Великой Французской революции. Во Франции "Наказ" был запрещен. В Европе считали: что дозволено философу, ученому, то не позволено власти. Документ, подготовленный императрицей, поставил Комиссию по составлению нового Уложения в трудное положение, т.к. требовал составления свода законов либерального толка, одновременно надо было учесть пожелания с мест, изложенные в 1500 наказах. Наказы дворянства (они преобладали по количеству) содержали следующие пожелания: ограничение вмешательства государства в дела землевладельцев и одновременно создание государственной системы поддержки в виде страховых запасов хлеба на случай неурожаев, которые были нередки, отмена Табели о рангах (т.е. требование внутрисловного равенства, за это особенно ратовало мелкопоместное, неродовитое дворянство), ужесточение мер в отношении непослушания крепостных крестьян. Наказы, которые шли снизу: от горожан, сельских обществ и т.п. —были гораздо прогрессивнее. В них содержались требования всесословного участия в местном самоуправлении; ликвидации сословных различий; обеспечения веротерпимости; учреждения академий, университетов, гимназий, городских и сельских школ и т.п. Важно, что предлагалось при церквях учредить школы для крестьянских детей, обучать также и взрослых крестьян-мужчин грамоте. Однако в целом в наказах преобладал дворянский консервативный настрой. Свести воедино столь разные интересы не представлялось возможным. Работа предстояла неподъемная, а депутаты Комиссии оказались под давлением взаимоисключающих факторов. Екатерина II требовала перехода на европейские правовые устои, а наказы с мест в большинстве были направлены на укрепление крепостничества, корпоративности и т.п. Комиссия была обречена.

Екатерина II была расстроена тем, что в Комиссии подавляюще преобладали сторонники крепостного права. Она считала, что крепостной — это персона, и пыталась, хотя и осторожно, подвинуть страну к отмене крепостного права, но натолкнувшись на стену непонимания, отступила. В результате 17 декабря 1768 г. Екатерина II распустила Комиссию на неопределенный срок и больше ее не собирала. Уложение не было создано. Однако работа Комиссии не прошла даром. Многие острые вопросы, в первую очередь о положении крепостных крестьян, обсуждавшиеся в Уложенной комиссии, вышли за ее пределы и стали предметом споров в обществе, стимулировали развитие политической мысли, формировали общественное мнение.

Работа Комиссии по созданию нового Уложения многому научила Екатерину II. Она увидела, что реформы в России нельзя провести путем принятия хороших законов, что все гораздо сложнее. Она поняла, что переделка России ей не по силам, поэтому сократила программу реформ. Императрица осознала особенности страны, трудности ее реформирования. На этом этапе общество действительно просветилось политически, выяснилось соотношение сил, но крупных преобразований не произошло.

 

На втором этапе царствования Екатерины II (1775-1796 гг.) были осуществлены реформы, которые являлись менее радикальными, чем задумывалось ранее, но существенно продвигали страну по пути развития западного уклада, укрепляли его. Реформаторский оптимизм императрицы умерило восстание под руководством Е. Пугачева (1773-1775 гг.). Оно показало, какие разрушительные процессы могут развернуться в обществе, если "почва" выйдет из-под контроля. Важно было обеспечить устойчивость государственной власти. С этой целью была проведена реформа местного управления. Екатерина II подняла статус губернаторов, выведя их из подчинения Сенату и сделав представителями власти монарха на местах. Губернаторы получили широкие права: никакие указания ведомств не имели для них силы, наоборот, они получили право контролировать деятельность любых должностных лиц на своей территории, право напрямую обращаться к императрице и контролировать исполнение ее указов на местах. Было упрощено административное деление. Увеличилось число губерний: их стало 50, с примерно равным количеством населения (200-300 тысяч душ мужского населения). Большинство губерний стали называться по губернским городам (Тверская, Вологодская), часть — по рекам (Енисейская), за некоторыми сохранилось историческое название (Таврическая). Исчезло промежуточное деление губерний на провинции, остался только уезд. В результате произошла некоторая децентрализация власти, часть властных функций была передана на уровень губерний, но одновременно усилилась власть самодержицы, которой непосредственно подчинялись губернаторы. Был сделан подготовительный шаг к разделению властей: произошло отделение судебной ветви власти от административной и ее организационное оформление. Была создана развитая система судов разного уровня: дворянский, городской, крестьянский, третейский и т.д.

Екатерина II измененила установления о престолонаследии. Чтобы оградить трон от рвущихся к власти, она установила строгое единонаследие императорского престола (наследником мог быть только принадлежащий к императорской фамилии "по роду и крови"). Наследование престола происходило преимущественно по мужской линии с предпочтительностью прав первородства (наследование "по крови" предполагает передачу прав наследника старшему сыну, а в дальнейшем его детям). Три четверти XVIII в. в России правили женщины, Екатерина II была последней, она, по сути, закрыла женщинам путь на престол. Только в случае отсутствия наследника мужского пола в трех поколениях престол могла наследовать женщина, принадлежащая к императорской фамилии "по роду и крови". Были определены некоторые ограничения в престолонаследии. Наследник мог быть лишен прав наследования, если он насильно пытается занять престол или не имеет умственных способностей к государственному управлению. Наследниками не могли быть люди неправославной веры, находящиеся на престоле других государств, участвовавшие в бунтах. Царствующий монарх имел право отрешить наследника от престола.

СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

В 1785г. была утверждена "Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства". Дворянство получило гражданские права, давно закрепленные для собственников на Западе.

1. Честь, жизнь и имущество дворянина можно было отнять только в том случае, если он совершил преступление, доказанное в суде. Судить дворянина мог только суд, состоящий из равных ему по положению. Дворяне окончательно освобождались от телесных наказаний:

 

2. Свобода выбора занятий. Служить государству или не служить, решал теперь сам дворянин.

3. Полные права частной собственности. Дворянин мог свою собственность продать, купить, завещать, разделить, заводить фабрики или распылить по ветру.

4. Свобода выезда за границу.

Эта грамота способствовала укреплению класса собственников, особенно крупных, стимулировала развитие западного уклада. Однако традиционная корпоративность сохранялась. При Екатерине II дворяне как частные собственники имели корпоративные объединения дворянские общества и дворянские депутатские собрания. Хотя дворяне теперь могли выбирать род занятий, однако на высшие и средние государственные, офицерские должности в армии и флоте долгое время преимущественно рекрутировались представители исключительно этого сословия, хотя с ростом грамотности и образования их стали теснить выходцы из средних слоев (разночинцы).

Большое внимание уделялось развитию городов. Условия для этого создавала Жалованная грамота городам 1785г. Было расширено городское самоуправление, вводилось "градское общество"—общество горожан как правовое понятие. В него включались жители, имеющие недвижимость и проживающие в городе постоянно. Градское общество получило право делать представления губернатору "о своих общественных нуждах и пользах", а горожане—право занимать выборные должности по достижению 25 лет при обладании капиталом не ниже 5000 рублей. Была организована сложная система местного самоуправления на основе разделения горожан на разряды. Высшим органом было собрание градского общества, избиравшее городского голову, общую городскую думу и шестигласную думу (по числу разрядов). К выборным органам перешли вопросы благоустройства, продовольственное дело, развитие торговли, промыслов. Самоуправление давало наибольшие права собственникам — владельцам недвижимости и капитала. Наиболее состоятельные ("именитые граждане") пользовались особым почетом и были освобождены от телесных наказаний. Гильдейное купечество освобождалось от повинностей и служб, а купцы первой гильдии — от телесных наказаний. Градское общество могло заводить собственность, иметь доходы с имущества, собирать с городского населения специальные сборы. Слабыми местами этой системы самоуправления являлись корпоративное устройство и контроль со стороны губернатора.

Прогрессивный тип развития вел к росту числа городов и их влияния как экономических и культурных центров. Поощрялось развитие промышленности, но государственные и вотчинные (дворянские) мануфактуры были по-прежнему основаны на принудительном труде крепостных или государственных крестьян и развивались медленно. Купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде, развивались динамичнее. В 1775г. был издан манифест о свободе предпринимательства, разрешавший крестьянам заниматься предпринимательской деятельностью. С этого времени можно говорить о становлении устойчивого рынка свободной рабочей силы.

В период модернизаций XVIII-XIX вв. государственная политика в отношении казачества была направлена на стирание его социокультурных особенностей и превращение в одно из сословий России, выполняющее определенные (военные) функции.

Положение населения, связанного с почвенным укладом, было тяжелым и в царствование Екатерины II не улучшилось. Крестьяне, самое многочисленное сословие в России, не пользовались даже элементарными гражданскими правами. В отличие от других сословий они были лишены даже права присяги императору или императрице. Особенно тяжелым было положение крепостных. В XVIII в. расширились права помещика в распоряжении трудом и личностью крестьянина. Площадь дворянского землевладения также увеличилась и соответственно выросло число крепостных крестьян. Власть помещика распространялась и на сбор податей с его крепостных, и на уголовную юрисдикцию над ними. Крестьянам не разрешалось вступать в любые денежные обязательства без ведома владельца. Помещики присваивали себе права женить и выдавать замуж своих крестьян. Указ 1760 г. разрешал помещикам "за предерзостные поступки", определяемые ими же самими, ссылать своих крестьян на поселения, пороть на господской конюшне. При тогдашнем уровне культуры большинства помещиков это оборачивалось крайней жестокостью по отношению к беззащитным крестьянам.

Монастырские земли были изъяты у церкви, и крестьяне, работавшие на этих землях, стали государственными под названием "экономические". Ограничена была продажа крестьян без земли. Положение государственных крестьян несколько улучшилось, укрепились демократические общинные институты. Волостной сход избирал волостного голову. Появились новые сельскохозяйственные культуры в крестьянском хозяйстве. Однако это было мизерным по сравнению с огромной массой находившихся в крепостной зависимости крестьян. В ее царствование помещики ссылали крестьян на поселение в Сибирь, отправляли на каторгу "за дерзость", отдавали в солдаты. Крепостные крестьяне по-прежнему не являлись гражданами.

Большинство населения было связано с корпоративными (общинными) структурами, где развитие шло медленно, в недрах которых возникали мощные массовые движения. Крестьяне, доведенные до отчаяния, бунтовали, убивали своих господ. Никогда, может быть, побеги крепостных не были так часты, как в середине XVIII в. Наиболее крупным было восстание под предводительством Е.Пугачева в 1773-1775гг. Оно не было классовым выступлением, а бунтом "почвы" против разрушительного влияния "цивилизации", стремлением вернуться к идеализированной старине. Восстание отражало законное недовольство народа тяжелым гнетом, нищетой, но не несло в себе позитивной программы. Оно вовлекло в свою орбиту не только русскую "почву" (крестьяне, казачество), но и другие корпоративные сегменты (к восстанию примкнули башкиры, казахи и др.). Встав во главе восставших, Пугачев объявил себя императором Петром III и обещал вернуть прежние вольности казакам, крепостным крестьянам, всем угнетенным, а также уничтожить то, что было привнесено Петром I и разрушало традиционную корпоративность и общинный порядок жизни. Он предполагал ввести запрет на иностранное платье и обычаи, уничтожить заводы, обратить всех в старую веру и ввести казачью военную демократию. Он и его сторонники выступали против рабства, но за что? Свобода и коллективный общинный труд под руководством доброго, справедливого царя как путь к процветанию. Таким образом, "почва" хотела улучшить свое положение, но это грозило смести все, что создавалось со времени Петра I, и вернуть Россию во времена Московского царства. С восстанием под руководством Е.Пугачева самодержавие расправилось силой.

 

В итоге можно отметить, что Екатерина II больше хотела, чем смогла. Но она оставила государство в гораздо более благоприятном состоянии, чем получила. Отметим главное. Численность населения увеличилась с 19 млн. в середине XVIII в. до 36 млн. к концу века. Характерно, что основной рост происходил по естественным причинам, а не только в результате присоединения территорий. Естественный рост населения свидетельствует об улучшении условий жизни. Укрепилось финансовое положение государства, была создана система банков, появились бумажные деньги (ассигнации). Сумма государственных доходов увеличилась с 16 млн. до 69 млн. рублей в год, т.е. возросла более чем вчетверо, что позволило решать социальные вопросы за счет государства. Был сделан значительный шаг в развитии промышленности. Число фабрик и мануфактур увеличилось с 500 до 2000. Выросло количество собственников, в том числе из крестьян, хотя в масштабах страны их по-прежнему было мало. Разумеется, Екатерина II не была идеалом. За 34 года своего правления она потратила только на фаворитов около 100 млн. руб. Несмотря на значительное увеличение доходной части, государственный бюджет был дефицитным, уровень инфляции высоким, а "просвещенный абсолютизм" Екатерины II умеренным. Он сказался, скорее, на общественном сознании, чем на системе власти. Углубился раскол между "почвой" и "цивилизацией". Однако западный уклад стал действительно европейским, все дальше уходя от "почвы". "Цивилизация" жила теми же идеями, что и Европа, появилась общественно-политическая мысль, которая разрабатывала проблемы общественного устройства применительно к особенностям России. К западному укладу относилась образованная и просто грамотная часть России. "Почва" была представлена в основном общинным крестьянством. Там по-прежнему не было частной собственности, гражданских прав, господствовал коллективизм и православие. "Почва" жила насыщенной духовной жизнью, но развитие шло медленно, уровень жизни был низкий, а больше половины крестьян находилось в крепостной зависимости. Необходимость перемен в системе власти и общественном устройстве осознавалась как в "цивилизации", так и в "почве". "Почва" требовала отмены крепостного права и улучшения жизни. Западный уклад — введения конституционной монархии или даже республики.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.200.93 (0.014 с.)