ТОП 10:

Изменения в культурной и духовно-религиозной жизни общества в 18 в. Основные черты и особенности культурного процесса.



 

Худший из сделанных билетов.

 

XVIII век в Европе прошел под знаком свободомыслия, которое подготовило Великую Французскую революцию. Имена Вольтера, Дидро, Монтескье определили направление умов: свобода, равенство, братство. Идеи европейских просветителей стали достоянием российского общества. Под их влиянием в 60-е гг. XVIII в. родилось русское просветительство, представленное именами М.В.Ломоносова, М.М.Щербатова, А.Н.Радищева, Н.И.Новикова.

Система ценностей западного уклада носила светский характер и начала формироваться с середины XVIII в. русскими просветителями. Основополагающим для мировоззрения был ответ на вопрос: что такое человек и в чем смысл его земной жизни? Главным постулатом православной почвенной культуры было утверждение, что человек— творение бога, который в своей краткой земной жизни должен готовиться к жизни вечной через аскетический и духовный подвиг. Просветители давали иной ответ: человек— существо земное, обладающее разумом, он должен стремиться создать достойную жизнь и благосостояние, изменить в лучшую сторону окружающий мир. В обоснование ценности человека они опирались на теорию естественного права. В соответствии с этой теорией природа человека едина независимо от происхождения, положения в обществе; все люди от рождения имеют одинаковые права. К естественным правам относили свободу, равенство, обладание собственностью. Со страниц трудов русских просветителей звучала обличительная критика в адрес самодержавия, крепостного права. Они обосновывали необходимость их уничтожения и доказывали возможность существования государства на основе общественного договора, гражданских прав и свобод для всех. Просветители пытались вскрыть механизм взаимодействия верховной власти с обществом, выяснить, какие силы могут эту власть ограничить. Князь М.М.Щербатов (1733-1790 гг.), к примеру, считал, что российская форма правления представляет собой деспотию, которая порождает нравственные пороки: продажность чиновников, развращенность народа (укоренение в нем покорности, страха, раболепства). Наиболее привлекательной формой правления М.М.Щербатову представлялась английская конституционная монархия, к которой можно прийти путем реформ.

Другая, радикальная часть русских просветителей, разочаровавшись в реформах, высказывалась за революцию. А.Н.Радищев, Н.И.Новиков призывали к коренной ломке усройства российского общества. Радищев (1749-1802 тт.) высшей властью в государстве считал власть народа, которая никем и ничем не может быть ограничена. Новгородская республика была для него определенным отечественным образцом. А.Н.Радищев оказал огромное влияние на становление гражданского самосознания той части общества, которая была связана с западным укладом.

Москва, несмотря на университет, по-прежнему считалась оплотом почвенности. Становление Московского университета шло медленно. Студенты занимались не более 100 дней в году. На некоторых факультетах временами было по одному студенту и одному профессору.(ну ни хуя себе палево сессию сдавать!). Особенно радикально был настроен Ф.В.Кречетов, призывавший к "величайшему бунту, такому, которого еще не бывало", к свержению самодержавия и провозглашению республики, "либо иначе иное что-нибудь, чтобы всем быть равными". Сторонники подобных разрушительных идей преследовались не менее рьяно и жестоко, чем пугачевцы. А.Н.Радищев был приговорен к смертной казни, замененной затем ссылкой в Сибирь на 10 лет. В Шлиссельбургскую крепость были заключены сторонник республики Ф.В.Кречетов, просветитель Н.И.Новиков. Даже сами революционеры разочаровались в последующем в своих ультраевропейских идеях. Американская революция 1775-1783 гг., а затем Великая Французская революция показали, что революционный путь связан с колоссальными издержками: гибель людей, уничтожение культуры и непредсказуемый результат.

В России активно изучались труды западно-европейских, прежде всего французских, просветителей. Они были властителями дум просвещенных русских людей. Любопытно, что в России в это время был большой интерес к античным мыслителям — Платону, Аристотелю. В их учениях находили аргументы для решения задач своего времени.

Формой выражения общественно-политических интересов прозападно настроенной части общества стало масонство*, которое пришло из Европы.

Масонство, или франкмасонство, явилось неполитизированным общественным течением, которое ставило своей целью создание всемирного тайного братства для отыскания истины путем совершенствования мира, обеспечения солидарности во имя прогресса.

Масоны считали религию, церковь, а также национальное государство препятствиями на пути достижения поставленных целей. Причем они не отрицали веру вообще, но отказывались от традиционной религии. Они создавали новую религию, где бог — это человечество. В масонстве зародились идеи народовластия, теория разделения властей. Масонство являлось формой выражения общественных интересов, консолидации общества, когда еще не было развитых партийно-политических систем.

Заметным масонство становится в екатерининское время. Среди масонов были представители высших кругов российского общества, интеллигенции: граф Панин, князь Трубецкой, зодчий Баженов, писатели и поэты — Фонвизин, Сумароков, Херасков, просветители — Радищев, Новиков, Кречетов, Щербатов.

В русском масонстве сочеталось рациональное и иррациональное. Рационализм соединялся с религиозностью, религиозность — с просветительскими идеями. Русские масоны не отрицали христианство, признавали его святость. Более того, принадлежность к христианской церкви считалась важным условием принятия в масонскую ложу. Вместе с тем они критиковали православное духовенство, церковную обрядность, отдавая приоритет государству и государственности. Преданность Отечеству и особое отношение к государственности сочетались с критикой самодержавия и крепостного права. Этическая направленность — главная черта русского масонства. Стремление к добру, равенству, совершенствованию нравственности, наряду с космополитизмом, негативным отношением к национализму, считалось высшей добродетелью.

Екатерина II умеренным масонам потворствовала, радикальных отправляла в Петропавловскую крепость. Однако, когда ей стала известно, что масоны вовлекли в свою деятельность ее сына Павла и пытаются использовать его в своих политических играх, она в 1792 г. запретила масонство.

 

Существенные изменения произошли в духовной сфере. Важные акты были осуществлены при Петре III. Его короткое царствование ознаменовалось рядом нововведений. Первым из законоположений Петра III был именной указ о веротерпимости и о равенстве вероисповеданий. Он касался только христиан. Всем раскольникам, бежавшим в свое время в Польшу и другие страны, законом было разрешено вернуться в Россию и поселиться в Сибири, за Уралом и жить по своим религиозным канонам. Указ для того времени был прогрессивен, запрещал гонения на иноверцев на религиозной почве, за что особенно почитали Петра III раскольники.

После падения Петра III духовенство вздохнуло с облегчением. И напрасно. Екатерина II имела свое особое отношение к православной церкви. Она выполняла все православные обряды, но, как отмечают современники, не отличалась набожностью, ее сознание было рациональным и прагматичным. Она признавала в религии лишь один из рычагов власти над обществом. Хотя Петр I подчинил церковь контролю со стороны государства, она продолжала оставаться колоссальным корпоративным собственником. Монастырям принадлежали огромные земельные владения, на которых трудились 910 тыс. крепостных крестьян. В1764 г. императрица отобрала в казну церковные земли вместе с крестьянами (секуляризация церковных земель). На тот момент в России было 954 православных монастыря, которые остались без средств к существованию. В государственном бюджете было предусмотрено скромное финансирование для 200 монастырей, а реально бюджетное финансирование получил вообще только 161 монастырь. Большинство из них закрывалось, некоторые смогли жить за счет частных пожертвований. В общей сложности секуляризацию пережили 385 монастырей, остальные исчезли.

В результате влияние церкви в обществе было значительно подорвано, но она по-прежнему господствовала в почвенном укладе, определяя все стороны жизни. Как ни странно, столкновение церкви с рациональной наукой, культурой, философией привело к интенсификации духовной жизни. Появились первые религиозные философы, произошла некоторая "демократизация" православного вероучения. Сформировался новый тип священнослужителей, которые признавали разделение светской и духовной сфер жизни и стремились в новых условиях сохранять и распространять православие как нравственную основу для жизни общества.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.004 с.)