Реформы петра 1: проблема цивилизационного раскола и его влияние на исторические судьбы России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы петра 1: проблема цивилизационного раскола и его влияние на исторические судьбы России.



Московское государство, скованное религиозной регламентацией жизни, корпоративной структурой и мощным государством, развивалось медленно и могло стать добычей более сильных, динамичных стран. Пример Османской Империи и Речи Посполитой.

Для того чтобы сохранить независимость и обеспечить достойное место страны среди рвавшихся вперед европейских держав, Московскому государству нужна была модернизация. Что такое модернизация?

Первой через процесс реконструкции всех сторон общественной системы, которая получила название модернизации, прошла средневековая Европа (XII-XVII вв)

Какие задачи решались в ходе европейской модернизации?

1. В социальной области—индивидуализация общества, четкая специализация людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности. Судьбу человека, его место в обществе должны определять его квалификация, образование, деловые качества, усердие.

2. В экономической области— распространение частной собственности, рыночных отношений, постепенный переход к фабрично-заводскому, индустриальному производству, создание самоподдерживающейся (рыночной) экономики.

3. В политической сфере— переход к светскому государству, введение разделения властей, включение населения в политический процесс (через выборы, партийную деятельность и т.п.).

4. В культурной и духовной областях—рационализация сознания, секуляризация образования, распространение грамотности, свобода мысли и творчества, религиозная терпимость и свобода совести.

Чем быстрее развивалась западная цивилизация, тем определеннее становился разрыв в уровнях развития между Востоком и Западом в политической и социально-экономической областях.

Россия — первое государство с восточной общественной системой, приступившее к модернизации на рубеже XVII-XVIII в., после чего модернизации здесь осуществлялись на протяжении трехсот лет (XVIII-XX вв.). В трехсотлетнем периоде реконструкции общества можно выделить пять этапов, а скорее всего, пять самостоятельных вариантов модернизации:

1) Петровская модернизация —заданная Петром I доминанта модернизации сохраняла свою актуальность до середины XIX в.;

2) модернизация второй половины XIX в., осуществленная Александром II,

3) модернизация начала XX в., которую принято называть "столыпинской";

4) Сталинская ("социалистическая") модернизация;

5) современная модернизация, которую по праву можно назвать именем первого Президента России В.Н.Ельцина.

 

Модернизации "привязаны" к определенным именам неслучайно. Личностный фактор играл очень большую роль в жестко централизованной системе. Петровская модернизация связана с использованием варианта модернизации, который можно назвать азиатским. Он предполагает внедрение организационно-технологических элементов фабрично-заводского производства, рыночных отношений при сохранении общественной системы восточного типа. Этот вариант реализовывался на протяжении полутора столетий.

Казалось бы, этот способ модернизации является щадящим для восточных обществ: происходит переход к светскому государству и светской культуре, рыночная экономика дает механизм прогрессирующего саморазвития и одновременно сохраняются традиционные ценности и консолидированность. Однако страны, выбравшие этот путь, сталкиваются с серьезными проблемами. Рынок с его социально-классовой дифференциацией, переход к фабрично-заводскому производству с его материализмом и рационализмом разрушают коллективистскую солидарность и систему компенсаторов, приводят к социально-политическим конфликтам и массовым выступлениям против жесткой системы, против низкого уровня жизни. Становится настоятельной потребностью смягчение общественной организации, внедрение демократических институтов в управление обществом.

 

Реформа системы власти.

Задачи:

1. Разделение религиозной и светской власти, освобождение от сакрального харатера власти;

2. Централизация власти – результат деятельности Петра – создание абсолютистского го-сва;

3. Институализация – создание новых органов власти и управления;

4. Унификация управления, дифференциация управленческих функций, рационализация управления.

Ход реформ:

начинает с того, что игнорирует боярскую думу, выстраивается система управления:

император (1721),

сенат,

система коллегий (1717-1721)

2 основополагающих документа:регент о коллегиях (1718); Регламент коллегий (1820). Пётр изначально создавал светское государство, поэтому поползновения церкви пресекались. Первоначально (1700) это отказ от созыва собора для выбора патриарха. Потребовался 21 год, чтобы подготовить общественное мнение к принятию нового церковно-светского органа по управлению церковью – Священного Правительствующего Синода. Был нанесён удар по престижу церкви.

Каждый православный должен был являться на исповведь ежегодно (иначе – повесткой). Священослужителям разрешалось нарушать тайну исповеди, если дело шло о благополучии государства.

Принципиально новая армия.

1705 год – введение всеобщей воинской повинности. Общевойсковой устав принят в 1716, общеморской – в 1720. Пётр увлёкся идеей регулярной армии настолько, что в его письмах появляются идеи создания регулярного государства, Петербург он замыслил построить как регулярный город (одинаковое кол-во домов на каждой стороне улицы, улицы прямые...).

Распространил действие общевойскового устава на мирное население: 4 года страна жила по законам военного устава. Этот социальный эксперимент Петра завершился ничем. Император - единственый источник права: более 3.5 тыс указов, регламентов, манифестов, распоряжений. Указами регулировалась любая деятельность.

Мощнейший бюрократический аппарат из вещи в себе превращается в вещь для себя. С того времени бюрократия становится слоем, классом общ-ва.

 

Экономические тенденции:

Усиление роли государства в экономической жизни (ревизион-колегия - контролировала деятельность коллегий, работающих в экономике (особенно мануфактур-коллегии)).

Условия постоянной войны: очень быстрое развитие мануфактур (96 при Петре), в основном ВПК. Гос-во обеспечивает мануфактуры бесплатной фактически рабочей силой (посессионные крестьяне) - форма внеэкономического принуждения.

Налоговая политика по отношению к частным владельцам мануфактур.

Во внеш полит - цель: стимулировать вывоз. Вывоз стимулировался, но после получения прибыли коммерсанты обкладывались очень высоким налогом.

Вся промышленность создавалась как государственная. Разрешалась приватизация, но Пётр оставлял за собой право изъятия приватизированных предприятий: когда приватизированное предприятие начинало набирать обороты и приносить прибыль.

 

Вывод:

В целом, несмотря на экономические показатели, Росии не удалось выйти на уровень развития Европейских стран, не сложились 4 ключевых признака:

1. Не было рынка собственности;

2. Промышленность государственная и небольшой группки предпринимателей (монополия);

3. Не сложился рынок свободной рабочей силы, продолжало действовать внеэконом принуждение.

4. Не было рынка капитала: только государственный бюджет

Экономика остаётся традиционной, потому что в оборот не была пущена земля – основная ценность России.

Модернизация России носила своеобразный характер в социальных отношенях: формирование соц структуры для решения гос нужд. Отсюда быстро идёт поляризация общества: консолидация правящей верхушки и консолидация крестьн.

В 17 веке существовало до 12 групп крестьян, положение которых отличалось друг от друга, то после введения подушной подати положение всех крестьян было приравнено к положению помещичьих (наиболее эксплуатируемых). Крестьянство оказалось консолидировано в своём крепостном состоянии по отношению к гос-ву

Модернизация носила оч яркий характер в культурной, духовной областях: Формирование новой системы ценностей:

1. Не переход на европейский путь развития, а раскол общ-ва на 2слоя, отличавшихся языком (немецкий или французский и русский), одеждой, жизнью, бытом. Раньше одежда барина отличалась от крестьянской только богатством ткани. Теперь отличалась принципиально: барин становится "чудом заморским" для своих крестьян.

Формируется особ слой общ-ва – "почва": ориентирован на традиционную модель развития России, отрицали Петра и его преобразования;

Второй слой -- значительно более тонкий, те, кто были готовы воспринять петровские реформы (изменеия)...

Этот раскол коснулся даже семьи императора: царевич Алексей. Ничто не могло заставить Алексея поддержать Петра.

 

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ РАСКОЛ РУССКОГО ОБЩЕСТВА

Появление светского государства, светской культуры и образования, предпринимательства и элементов рыночных отношений тем не менее формировали новую личность с иной ментальностью, появлялась европейски (прозападно) ориентированная часть общества. В результате уже в петровскую эпоху начался циви-лизационный раскол русского общества (на "почву” и "цивилизаций}, который сохранялся на протяжении двух веков и стал причиной глубоких противоречий и катаклизмов.

"ПОЧВА" — это уклад в русском обществе, основные черты которого сложились в эпоху Московского царства. В нем господствовали общинно-корпоративное устройство, вертикальные связи (община — власть), отношения подданства. Развитие в этом укладе шло медленно, он тяготел к застою. С этим укладом была связана подавляющая масса русского населения — общинное крестьянство, которое находилось в зависимости от государства или помещика. Эта часть населения по-прежнему была связана в повседневной жизни с общинной демократией и православными идеалами, здесь господствовали коллективизм, уравнительные принципы, антисобственнические настроения.

В ходе петровских преобразований возможности общинной демократии были несколько ограничены. "Почва" была базой для развития традиционной русской православной культуры —веры. Существовала система образования, не отделенная от церкви, которая обеспечивала непрерывность и жизнь традиции. Важнейшую роль играла Славяно-греко-латинская академия, созданная в XVII в. (в 1814 г. она была переведена в Троице-Сергиеву Лавру). Академическое богословие поддерживало в неприкосновенности основы русского православия, защищало от размывания протестантскими и католическими идеями. Из стен академии выходили не только богословы, но и дипломаты, государственные деятели. На низовом уровне большую роль играли школы при православных церквях.

ЗАПАДНЫЙ УКЛАД ("ЦИВИЛИЗАЦИЯ") был мал по объему и расширялся медленно, хотя развивался на фоне почвенной России динамично. Те немногочисленные слои, которые были с ним связаны (например, рабочий класс), настолько жестоко эксплуатировались, что бьли настроены против западного уклада, не воспринимали западных ценностей: индивидуализма, уважения к частной собственности, конкуренции. Для большинства населения он был чужим, инородным, искусственно привнесенным. Его поддерживали лишь собственники, которые работали на рынок (их было очень мало), и европейски образованная часть интеллигенции, также немногочисленная. Для западного уклада было характерно постепенное разочарование в православии, ослабление влияния ортодоксального христианства, критика православных догматов и служителей церкви. Однако западный уклад не был атеистическим, не отрицал духовность, а стремился привести в соответствие духовные ценности с приоритетами цивилизации.

Духовные поиски нашли отражение в масонстве, которое пришло в Россию из Европы в XVIII в., в элементах протестантизма. В эпоху Петра I отношение к иноверцам стало более терпимым. Характерно, что к протестантам относились лучше, чем к католикам. В1721 г. Синод издал постановление о допущении браков православных с протестантами, что ранее было немыслимо без перехода в православную веру. При этом к раскольникам (староверам) Петр относился сурово, видел в них оплот консерватизма и налагал на них дополнительные подати (двойной податной оклад и т.п.).

Западный уклад ("цивилизация") имел сильные восточные черты. Казалось бы, укрепление слоя собственников (пусть и не с полными правами), поощрение предпринимательства, развитие торговли, в том числе с другими странами, означало становление свободного рынка. Действительно, происходило развитие рыночных отношений, но оно осуществлялось в деформированном виде. Государство вмешивалось во все стороны жизни, указывало, что производить, чем торговать, в каких портах выгружать товары, где жить и т.д. Становление рынка шло медленнее, чем это было возможно при ресурсах страны. Круг собственников, людей с капиталами был очень узок. Практически не рос слой мелких и средних предпринимателей, не существовало мелкой частной собственности на землю. Отсутствие развитого рынка наемной рабочей силы, конкуренции среди рабочих сдерживали рост квалификации, снижали рост объемов и качества производства. Нехватка вольнонаемной рабочей силы привела к тому, что в 1721 г. Петр I издал указ, который разрешил частным предпринимателям покупать крепостных для работы на заводах. В большинстве стран Европы начиная с XII в. шел процесс отмены несравнимо более мягкого, чем в России, крепостного права, а в XVII в. оно повсеместно исчезло. В России в XVIII в. крепостными были не только большая часть крестьян, но и новый слой рабочих. Отношения подданства остались неизменными.

Между "почвой" и "цивилизацией" была пропасть, которая постоянно увеличивалась. Даже говорили они на разных языках. "Почва"—на русском, "цивилизация" — на французском. Практически это два разных общества, со своей духовной жизнью, системой ценностей и культурой, тяготевшие к разным путям развития. Расколотость русского общества, противостояние разных частей — один из важных факторов, определивших развитие страны на протяжении последних трех столетий. Все остальные противоречия (включая классовые) накладывались на этот глубинный раскол, усложняя коллизии российской жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕТРОВСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Таким образом, модернизация, начатая Петром I, породила цивилизационный раскол и дуализм в русском обществе. Однако для большинства населения мало что изменилось. Более того, восприятие реформ в низах зачастую приобретало анекдотический характер. Несмотря на то, что общество находилось под контролем государства и не имело возможности проявлять инициативу, самостоятельность, результаты реформ, проведенных Петром I, были значительны. За 20-30 лет произошли колоссальные изменения: было создано светское государство с соответствующими институтами; изменилась жизнь и быт слоев, связанных с западным укладом; появились светская культура, светское образование; была построена новая столица—Санкт-Петербург, заложены многие другие новые города, прорыты каналы; промышленность выросла в 7-10 раз (в конце XVII в. было около 20 мануфактур, к концу правления Петра I их стало более 200). По производству металла страна вскоре оказалась на первом месте в мире. Были созданы крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия, современный флот. Пробито "окно" в Европу, завязаны разнообразные (дипломатические, торговые, культурные) связи с европейскими странами, из-за рубежа приглашены сотни специалистов. Россия заявила права на статус великой державы.

Особо следует сказать о светском образовании и культуре. Почти через шесть столетий после Европы Россия активно вводила светское образование. Появились инженерные, медицинские, горные, штурманские, военные, ремесленные школы, школы начального обучения. В 1724 г. была создана Академия наук. Важнейшей ее задачей была подготовка отечественных научных кадров. Это был колоссальный прорыв. Развернуто издание светских книг, прежде всего учебных: "Арифметика", "Букварь", "Грамматика Славянская" и даже славяно-греко-латинский "Лексикон" (словарь). Печатались книги по военным, морским делам, по юриспруденции, и истории, художественные произведения. Осуществлен переход с церковнославянского на новый гражданский шрифт. Создавалась светская культура, свободная от церковной регламентации, выдавались разрешения на выезд за границу для получения образования. Однако прививалось все это очень трудно. В немногочисленные школы учеников набирали с трудом, часто под плач и крики матерей. Просвещение и культура светского характера во времена Петра I охватывали очень узкий круг людей — 0,5% населения. Подавляющее большинство населения продолжало существовать в традициях Московского царства.

Рыночные отношения были призваны обеспечить механизм экономического саморазвития в рамках петровской модернизации. Однако из-за мощного давления и контроля государства утверждение рынка шло медленно. Конкуренция между предпринимателями была слабой, т.к. предприятия в основном работали на госзаказ. Насыщенность внутреннего рынка товарами была низкой. Отсутствие гражданских прав, в том числе и полных прав собственника (частная собственность), даже у аристократии, не говоря уже о рядовых гражданах, сдерживали предпринимательский интерес, приводили к жестоким формам эксплуатации. Государство обладало колоссальной собственностью (земля, предприятия и т.п.) и выступало субъектом экономической деятельности с преимущественными правами. Сохранение крепостного права до середины XIX в. накладывало свой тяжелый отпечаток на характер модернизации. Условия труда подневольных рабочих были крайне тяжелыми. Восточная парадигма развития сохраняла мощную базу и была преобладающей: русская почва, мусульманский и буддийский анклавы продолжали существовать в рамках восточной традиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.017 с.)