ТОП 10:

Первые Романовы на Российском престоле. Политические институты Московского царства и их эволюция.



В результате Смуты самодержавие, политическая организация общества были изрядно разрушены. Восстановление шло с большими сложностями. В первой половине, и даже середине XVII в. власть царя далеко не всегда являлась неограниченной, к тому же церковь пыталась расширить свое влияние на государственные дела. Опыт Смутного времени учил, что такие явления в общественной системе, основанной наличной наследственной власти, опасны, грозят дестабилизацией. Опасность возрастала еще и в связи с тем, что Михаил Романов был выборным царем и наследственных прав на престол не имел. Все эти факты внимательно отслеживались властями.

 Претендовала на московский престол и Польша. После взятия Москвы народным ополчением польские войска не ушли с территории России и еще долго удерживали западные земли, Смоленск. Владислав, ссылаясь на договор 1610 г., претендовал на российский престол. Восстановление государства шло трудно и потому, что царь Михаил не обладал талантами государственного деятеля. Власти находили выход в постоянном диалоге с обществом через Земский собор, который в первой половине XVII в. работал почти непрерывно. Ситуация медленно, но стабилизировалась. Самодержавие было восстановлено при царе Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.). Царь не был стеснен никакими законами, в полном объеме были восстановлены отношения подданства.

Мир Московского царства безвозвратно рухнул в Смутное время, необходимы были изменения. Они развернулись во второй половине XVII в. Опорой царя по-прежнему была бюрократия, но Алексей Михайлович попытался опереться на ее лучшую часть, привлекал к государственным делам умных, сведущих людей, независимо от их происхождения. В его царствование выдвинулась целая плеяда талантливых государственных деятелей: Ф.М.Ргищев, АЛ.Ордин-Нащокин, АС.Матвеевидр.

Процесс бюрократизации государственного управления нашел отражение и в падении значения Боярской думы. В XVII в. она сохранилась, но изменился ее состав и прерогативы. Дума выросла за счет дворян, приказных людей, государственной бюрократии. К концу века она состояла из 94 человек (в XVI в. - не более 24). Дума осталась высшей служебной инстанцией государства, и многие ее члены выполняли обязанности начальников приказов. Таким образом, появились элементы деятельности, характерные для правительства. Некоторые историки так и предлагают рассматривать Думу, однако правительством она стать не могла, т.к. являлась органом другой общественной системы. В конце XVII в. Боярская дума потеряла всякое значение.

Ведущую роль в управлении начинают играть административные органы — приказы. Большинство из них носили военно-административный характер: стрелецкий, казачий, рейтарский. Система власти была основана на силе, возникавшие постоянно социальные конфликты разрешались также силовыми мегодами, поэтому армии уделялось большое внимание.

Общество стало более открытым. Расширились связи с Европой. Из-за границы привозили газеты. Дети царя учились латыни и польскому языку. Однако все эти новшества на общественном устройстве России не сказывались, даже наоборот, во второй половине XVII в. предпринимались попытки усовершенствовать сложившуюся корпоративную систему, основанную на отношениях подданства. С этой целью был учрежден приказ Тайных дел со значительными функциями и широкими полномочиями. В его задачи входило обеспечение слаженной работы бюрократического механизма самодержавной власти, борьба за точное выполнение указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью. Подьячие приказа сопровождали бояр-послов за границу, следя за точным соблюдением инструкций, данных царем. Они ведали политическим сыском, расследовали дела о злоупотреблениях властью, волоките и т.д. Тайный приказ подчинялся непосредственно царю.

Во второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути к правовому государству. Взаимоотношения власти и общества регламентировались светскими законами, закрепленными в Соборном уложении 1649 г. Такое название оно получило, поскольку принималось Земским собором и представляло собой основы законодательства России. Этот свод законов открыл начальный этап в становлении светского государства в форме абсолютизма, эпоха которого в передовых западных странах, например, в Англии уже подходила к концу (во Франции это произойдет в следующем веке).

Уложение утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество—дворян. Резко ограничивалась автономия мест, сфера выборной демократии. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям власти — воеводам. Лишь в "черных" землях, т.е. у черносошных крестьян-общинников, которых осталось не так уж много, продолжала действовать в полном объеме прямая демократия. Ограничивалась свобода передвижения. Уложение несколько ограничило аппетиты церковной корпорации как собственника. То, что уже церкви принадлежало, признавалось за ней, но приобретать новые вотчины церкви категорически запрещалось. Был создан Монастырский приказ, которому стало подсудно (гражданскому суду, а не церковному) духовенство. Этот пункт Уложения делал общество более светским, т.к. утверждался приоритет светских правовых норм над церковными установлениями.

Земские соборы собирались в первой половине XVII в. довольно часто. Этот корпоративно-представительный орган сам по себе не играл существенной роли, отражая лишь наличие значительной сферы прямой демократии на низовом уровне, являясь формой диалога общества и власти. После принятия в XVII в. Соборного уложения 1649 г. Соборы собирались все реже и к концу века прекратили свое существование.

Центральная власть добивалась, чтобы все в государстве делалось в соответствии с законом. Сами законы были крайне жестокими. "Богохульство", т.е. выступление против церкви, каралось сожжением на костре, заговор против царя—смертной казнью. Выступления против власти подавлялись жестоко и кроваво: фальшивомонетчикам заливали горло расплавленным свинцом или оловом, за царское бесчестие (оскорбления в адрес царя) вырезали язык. Тем не менее эти расправы регламентировались законом. Незаконные наказания или более жестокие, чем предусмотрено за данное преступление, преследовались.

Эти усовершенствования в государственном устройстве России не ускорили развитие общества, а наоборот – закрепили его корпоративно-чиновничью структуру, сдерживали социальную мобильность. Россия с трудом развивалась, в тяжелом экономическом положении находилось большинство населения: посадские люди, казачество, ратные люди (воины), не говоря уже о крепостных крестьянах. Низкий уровень жизни, бесправное положение приводили к социальным конфликтам и взрывам.


 14. Социально-экономическое развитие Росии в 17 веке.

В 17 веке продолжился процесс социально структурования Российского общетсва – процесс развития служилого и крестьянского сословия. К 1649 году окончательно оформилось крепостное право. Резко увеличилось число служилых людей, особенно в армии и аппарате управления. Помещики-дворяне были самой надежной опорой государства так как целиком зависели от монарха. С 1675 года дворянство стало замкнутым сосоловием.

Самым многочисленным сословие оставалось крестьянство. Лично свободные, черносошные крестьяне проживали на государственных землях и платили налоги в пользу царя.

9% крестьян принадлежало лично царю, они назывались дворцовые. 13% крестьян проживало на церковных землях и именовалось монастырскими.

Как уже отмечалось, 67% крестьянства с 1649 года стало полностью принадлежать феодалам (крепостные крестьяне).

Казачество стало ареалом недовольства крестьянства – ведь большуюю его часть составляли беглые крепостные.

Городское население тоже возросло. Привилегированное полоение имело купечество, которые не платили податей, владели землей с крестьянами, участвовали в управлении. Из купцов сложилась особая группа городского населения – вадельцы мануфактур, которые обслуживали интересы казны, производили оружие.

Ремесленники делились на дворцовых, обслуживающих царя, двор, приказы; казеных, работавшие на казну по госзаказу и получавшие жалование; тяглых, работавших в черных слободах по заказу и на рынок и ремесленников белых слобод, живших и работавших на землях светских и духовных феодалов.

Таким образом сложилась социальная структура – государственный феодализм, под контролем которой оказались бояре, дворяне, крестьяне и горжане.

В экономической сфере наблюдалось бурное развитие товарно-денежных отношений, складывание общероссийского рынка, зарождение капиталистических отношений. Главной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство, развивающееся экстенсивным путём. Налицо было развитие товарного производства в городах, производство ремесленных изделий не на заказ, а на рынок. Стали появляться первые мануфактуры – относительно крупные предприятия, основанные на разделении ручного труда. Характерно развитие торговли. Ярмарки превращались в торговые центры. Внешняя торговля велась через порты Астраханя, Архангельска и др.

Корпоративность российского общества также была закреплена законом, причем закон предусматривал прикрепление к общине не только крестьян-крепостных, но и городских жителей посада: запрещались переходы жителей городских посадов из одной общины в другую. Это касалось не только непосредственных членов общины (мужчин), но и их детей, братьев, племянников. Таким образом, социальная структура российского общества была закреплена законом и не могла меняться. Общество как бы законсервировалось, социальная мобильность была крайне ограничена.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.005 с.)