Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диспансеризация детей и подростков

Поиск

Поликлиническая педиатрия

Диспансеризация детей и подростков

С острой и хронической патологией

Учебное пособие

Томск - 2014

 

 

Нагаева Т.А., Ильиных А.А., Трунова Т.К., Пономарёва Д.А. Поликлиническая педиатрия. Диспансеризация детей и подростков с острой и хронической патологией. Учебное пособие. – Томск, 2014. – С. 103.

 

Авторы:

Заведующий кафедрой поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней СибГМУ, доктор медицинских наук, профессор Нагаева Татьяна Александровна.

Доцент кафедры поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней СибГМУ, кандидат медицинских наук Ильиных Ангелина Александровна.

Ассистент кафедры поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней СибГМУ, кандидат медицинских наук Трунова Татьяна Кузьминична.

Ассистент кафедры поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней СибГМУ, кандидат медицинских наук Пономарёва Дарья Алексеевна.

 

Учебное пособие посвящено общим и частным вопросам организации диспансерного наблюдения детей и подростков, страдающих острой и хронической патологией, в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях. Представлены общие принципы диспансеризации больных детей, этапность их медицинской реабилитации. Уделено внимание проблеме детской инвалидности, особенностям работы участковых педиатров с данной категорией детского населения. В отдельную главу выделены  алгоритмы диспансеризационного мониторинга детей с различной патологией в условиях первичного звена здравоохранения.

Учебное пособие предназначено для студентов педиатрических факультетов, интернов, ординаторов-педиатров, также для широкого круга врачей детских поликлиник, работающих на педиатрических участках детских поликлиник.

 

Рецензент:

Д-р мед. наук, проф. кафедры факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета, заслуженный деятель науки РФ И.И. Балашёва

 

Утверждено и рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультета (протокол № от 2014 г.)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава I. Общие вопросы диспансеризации детей и подростков.

1.1. Организация диспансерного наблюдения за больными детьми...

1.2. Принципы диспансеризации детей с хронической патологией…

1.3. Реабилитация детей с хронической патологией………………….

1.4. Детская инвалидность. Вопросы реабилитации детей-инвалидов…………………………………………………………...

 

Глава II. Частные вопросы диспансеризации детей и подростков с острой и хронической патологией.

2.1. Алгоритмы диспансеризации часто болеющих детей и детей, страдающих бронхолегочной патологией……………………………….

2.1.1. Алгоритм диспансерного наблюдения за часто болеющими детьми……………………………………………………………………...

2.1.2. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с рецидивирующим бронхитом……………………………………………………….

2.1.3. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острую пневмонию………………………………………………………..

2.1.4. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с хронической пневмонией………………………………………………………………...

2.1.5. Инвалидность детей с заболеваниями органов дыхания………..

 

2.2. Алгоритмы диспансеризации детей с патологией желудочно-кишечного тракта и печени………………………………………………

2.2.1. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с хроническим гастритом и гастродуоденитом…………………………………………..

2.2.2. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки…………………………

2.2.3. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с дискинезиями желчевыводящих путей……………………………………………….

2.2.4. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с хроническим холециститом……………………………………………………………...

2.2.5. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми, страдающими хроническим панкреатитом………………………………………………

2.2.6. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с хроническим колитом, энтероколитом………………………………………………….

2.2.7. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с хроническим гепатитом………………………………………………………………….

2.2.8. Инвалидность детей с заболеваниями органов пищеварения…...

2.3. Алгоритмы диспансеризации детей с сердечно-сосудистой патологией и системными заболеваниями соединительной ткани…………

2.3.1. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с хроническими очагами инфекции и вторичными изменениями со стороны сердца (угрожаемые по ревматической лихорадке)…………………………….

2.3.2. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с врожденными пороками сердца………………………………………………………

2.3.3. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с вегетососудистой дистонией…………………………………………………………

2.3.4. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с неревматическими кардитами………………………………………………………….

2.3.5. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с ревматической лихорадкой…………………………………………………………..

2.3.6. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с системными заболеваниями соединительной ткани…………………………………..

2.3.7. Инвалидность детей при сердечно-сосудистой патологии……...

 

2.4. Алгоритмы диспансеризации детей с патологией мочевыводящей системы…………………………………………………………………….

2.4.1. Алгоритм диспансерного наблюдения детей, перенесших острый пиелонефрит………………………………………………………….

2.4.2. Алгоритм диспансерного наблюдения детей с хроническим пиелонефритом……………………………………………………………

2.4.3. Алгоритм диспансерного наблюдения детей, страдающих гломерулонефритом………………………………………………………….

2.4.4. Алгоритм диспансерного наблюдения детей с дисметаболическими нефропатиями……………………………………………………..

2.4.5. Инвалидность детей с заболеваниями органов мочевой системы

 

2.5. Алгоритмы диспансеризации детей с болезнями крови…………...

2.5.1. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с железодефицитными анемиями                                                                                   

2.5.2. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с гемолитическими анемиями…………………………………………………………..

2.5.3. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с геморрагическим васкулитом………………………………………………………….

2.5.4. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с тромбоцитопенической пурпурой (острой и хронической)…………………………

2.5.5. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми с лейкозами

2.5.6. Инвалидность детей с заболеваниями крови…………………….

 

2.6. Алгоритмы диспансеризации детей с аллергической патологией...

2.6.1. Алгоритм диспансерного наблюдения детей с бронхиальной астмой……………………………………………………………………...

2.6.2. Алгоритм диспансерного наблюдения за детьми, страдающими атопическим дерматитом…………………………………………………

Тестовые задания………………………………………………………….

Ответы к тестовым заданиям……………………………………………..

Задачи……………………………………………………………………...

Ответы к задачам………………………………………………………….

Список основной литературы…………………………………………….

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

 

ГЛАВА 1

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ

 

Согласно данным Научного центра здоровья детей РАМН, в России продолжают сохраняться негативные тенденции в динамике некоторых показателей, характеризующих состояние здоровья детского населения: снижается количество здоровых детей во всех возрас­тно-половых группах, растет забо­леваемость детей и подростков по обращаемости, распространенность хронической патологии. Исследования, посвященные комплексной оценке состояния здоровья детей, свидетельствуют, что в дошкольном возрасте хроническими заболеваниями страдают более трети детей, в младшем школьном возрасте их число приближается к половине, а в подростковом – превышает две трети. Ухудшение здоровья детей и подростков приводит к таким негативным социальным последствиям как не­готовность к школьному обучению, ограничениям в профессиональной пригодно­сти и к службе в армии, нарушениям в формировании и реализации репродуктив­ного потенциала, рождению в последующем нездорового потомства.

Наряду с экологическими, социально-экономическими факторами существенная роль в обеспечении здоровья детей и подростков отводится уровню и эффективности медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения, наиболее приближенного к ребёнку и сопровождающего его с первых дней жизни до совершеннолетия.

По данным анкетирования только 38% родителей, дети которых состоят на диспансерном учёте, удовлетворены качеством медицинского амбулаторного обслуживания.

 

Примерная схема эпикриза на ребёнка III группы здоровья

q С какого времени ребёнок находится на Д3 учёте.

q Диагноз выставлен стационарно, амбулаторно.

q Сколько раз отмечались обострения данного заболевания.

q Наблюдались ли обострения за последний эпикризный срок.

q Какие интеркуррентные заболевания ребёнок перенёс за последний эпикризный срок, и повлияли ли они на течение основного заболевания.

q Как ребёнок переносил назначенные ему ранее трудовой, двигательный, прививочный режимы.

q Какое противорецидивное лечение ребёнок получил, и улучшилось ли его состояние на фоне проводимой реабилитации.

q Результаты осмотров узких специалистов и инструментально-лабораторных методов обследования.

q Санация очагов хронической инфекции.

q Жалобы со стороны матери и ребёнка в настоящее время.

q Объективный статус (с акцентом на состояние поражённых органов и систем), оценка физического и нервно-психического развития.

Заключение:

1. Оценка здоровья:

 - физическое и нервно-психическое развитие;

 - диагноз (основной, сопутствующий);

 - группа внутридиспансерного учёта;

 - группа состояния здоровья.

2. Эффективность диспансеризации.

3. План дальнейших мероприятий ( по алгоритму диспансеризации):

- кратность и сроки наблюдения участковым педиатром;

- кратность и сроки наблюдения узкими специалистами;

- уровень лабораторно-инструментального обследования;

- оздоровительные мероприятия (диета, режим, витаминизация, санация очагов хронической инфекции, санаторно-курортное лечение);

- противорецидивное лечение;

- трудовой, прививочный, двигательный режимы;

- критерии снятия с диспансерного учёта.

Группы внутридиспансерного учёта:

I группа – обострение заболевания (жалобы, клиника, патологические изменения анализов, данные инструментального исследования);

II группа – период реконвалесценции – исчезновение клинических и лабораторных признаков активности патологического процесса;

III группа – стадия ремиссии – отсутствие признаков обострения заболевания в течение 2 лет;

IV группа – стадия стойкой ремиссии – отсутствие признаков обострения болезни более 2 лет.

 

Оценка эффективности диспансеризации (индивидуальная):

А – значительное клиническое улучшение (стадия стойкой ремиссии).

Б – клиническое улучшение (стадия ремиссии).

В – без перемен.

Г – с ухудшением.

 

Виды трудового режима:

1. Обычный трудовой режим.

2. Облегченный трудовой режим (дополнительный выходной день или уменьшение количества уроков).

3. Организация других уроков труда.

4. Освобождение от летнего трудового обучения.

5. Домашнее обучение, домашний режим.

 

Виды двигательного режима:

1. Лечебная физкультура.

2. Специальная медицинская группа по физкультуре.

3. Подготовительная группа.

4. Основная группа.

5. Спортивные мероприятия.

 

В понятие «оздоровительные мероприятия»входят:

1. Диета, лечебные столы.

2. Режим.

3. Витаминизация.

4. Санация очагов хронической инфекции.

5. Санаторно-курортное лечение.

 

Определение понятия «прививочный режим»:

1. Вакцинация согласно календарю профилактических прививок.

2. Индивидуальная иммунизация.

3. Временный медицинский отвод от профилактических прививок.

4. Постоянный медицинский отвод от профилактических прививок.

Детская инвалидность. Вопросы реабилитации детей-инвалидов.

Детская инвалидность является важнейшей проблемой современного общества. В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения. Распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации в 1980 по 2009 г.г. увеличилась почти в 12 раз. Уже в 2004 г. уровень детской инвалидности в России составил 200,8 на 10 тыс. детей 0-17 лет. В настоящее время абсолютное число детей с ограниченными возможностями превысило полумиллионную отметку. По оценке Минздравасоцразвития России, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения и уровня здоровья, неблагополучной социальной ситуации. В структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки. Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,2-1,7 раза.

Различными авторами описаны многочисленные факторы риска, влияющие на качество здоровья населения и способствующие инвалидизации детей. По мнению экспертов ВОЗ, наибольшую угрозу здоровью как в развивающихся, так и в экономически развитых странах, представляют последствия бедности. Среди социально-гигиенических факторов отмечаются неблагоприятные условия труда женщин, низкая медицинская активность семьи, отсутствие нормальных условий, позволяющих вести здоровый образ жизни. Неблагоприятными факторами являются также психосоциальный стресс, нерациональное питание, низкая физическая активность, вредные привычки. У родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, процент рождения детей с аномалиями развития значительно выше, чем в здоровых семьях.

Большая роль в формировании детской инвалидности традиционно отводится отягощенной наследственности, росту экологически зависимых болезней с наследственной предрасположенностью.

Инвалидизация детей на 60-70% обусловлена патологией течения беременности и родов. Поздняя диагностика заболеваний беременной женщины, несвоевременное лечение способствуют возрастанию числа детей-инвалидов. Недоношенность и низкая масса тела при рождении повышают риск развития нарушений со стороны нервной системы, в том числе детского церебрального паралича, слепоты, задержки умственного развития, эпилепсии. Перспективными в этом плане является прогнозирование состояния здоровья ребёнка, определение риска направленной патологии на всех этапах (медико-генетическая консультация, женская консультация, стационар родильного дома и детская поликлиника), что позволит своевременно определить тактику наблюдения, разработать целенаправленные дифференцированные медико-организационные мероприятия по предупреждению инвалидизации.

Необходимо отметить, что опыт работы с данным контингентом детей стал накапливаться только в последние два десятилетия. В России создана автоматизированная информационно-аналитическая система «Регистр детей-инвалидов». Кроме того, обязательным является регионально ориентированный анализ факторов, влияющих на состояние проблемы.

У многих детей инвалидность регистрируется неоправданно поздно. По данным Национального НИИ общественного здоровья РАМН, детям до 1 года инвалидность не оформляется в 100% случаев, в 1-2 года — в 58%, в 3-6 лет — в 31%, в 7-14 лет — в 24%; в целом от 0 до 14 лет — в 39,9% случаев.

Анализ результатов исследований по данной проблеме последних лет показывает, что структура инвалидности детей от 0 до 17 лет по нозологическим формам достаточно стабильная. Ведущие ранговые места занимают болезни нервной системы, психические расстройства (более 70% — умственная отсталость) и врожденные аномалии развития. Эти 3 класса занимают в структуре инвалидности 62-69,5%. Группа инфекционных и соматических болезней в целом составляет, по различным данным, 21,5-34,5%. В последние годы отмечена возросшая роль болезней эндокринной системы (в половине случаев — за счет сахарного диабета), злокачественных новообразований, особенно у подростков.

Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детский церебральный паралич, распространенность которого составляет 2-2,5 случая на 1000 детей.

В зарубежных исследованиях широко обсуждаются причинно-следственные связи уровня детской инвалидности и аутизма. Уровень этого заболевания, по сведениям разных авторов, колеблется от 2,16 до 5,0 на 1000 детей всех возрастов. А.А. Баранов и соавторы указывают на то, что за последнее десятилетие в общей структуре детской инвалидности возрос удельный вес врожденных аномалий и психических расстройств, а параллельно снизилась доля заболеваний нервной системы.

Структура главных нарушений в состоянии здоровья соответствует структуре заболеваний приводящих к инвалидности, так как нарушения, согласно концепции последствий болезни ВОЗ, служат закономерными проявлениями патологических состояний. По сведениям большинства исследователей занимающихся проблемами детской инвалидности у детей от 0 до 17 лет чаще регистрируются висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания, двигательные и умственные нарушения. Они в основном определяют детскую инвалидность по качественному и количественному составу среди представителей того и другого пола. В группе висцеральных и метаболических нарушений наиболее значимыми являются изменения кардиореспираторной функции и мочеполовой системы. На остальные виды нарушений (зрительные, слуховые, вестибулярные, психологические, общие и генерализованные, языковые и речевые) приходится соответственно около одной трети в структуре причин детской инвалидности. С возрастом увеличивается удельный вес детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. У подростков с ограниченными возможностями независимо от пола наиболее часто наблюдаются умственные нарушения.

Применительно к детскому возрасту под инвалидностью следует понимать социальную недостаточность вследствие первоначального отсутствия функций органов или систем, выражающуюся не в утрате трудоспособности, а в таких разнообразных проявлениях ограничения жизнедеятельности, как снижение способности к игровой деятельности и обучению, общению в коллективе сверстников, контролю над собой и др. В данном случае термин «инабильный ребенок» вполне может быть признан синонимом часто используемых словосочетаний: ребенок-инвалид, ребенок с ограниченными возможностями.

Принятие в 1993 году федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» явилось актом признания остроты и актуальности проблемы детской инвалидности. В 2001 г. программе «Дети-инвалиды» присвоен статус президентской (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 2001 года N 1328). Следует отметить, что в результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы было достигнуто некоторое снижение инвалидности среди детей с хронической патологией.

В марте 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена очередная федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 г.г. Целями Программы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В последние годы по вопросу инвалидности были разработаны и приняты следующие законодательные документы:

ü Правила признания лица инвалидом Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с 1 января 2010 г. настоящие Правила действуют без учёта «степени ограничения способности к трудовой деятельности», согласно поправкам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1121 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»).

ü Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 4 августа 2008 г. N 379н г. Москва «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

ü Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» и приложение.

ü Министерство Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации. Приказ № 906н от 17 ноября 2009 г. «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений Медико-Социальной Экспертизы». Приложение к приказу № 906н.

ü Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с изменениями (Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и статьи 11 и 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Этими постановлениями определение факта и причин инвалидности было передано в компетенцию специальных учреждений медико-социальной экспертизы – бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ). Для проведения МСЭ детей и подростков были образованы МСЭ педиатрического профиля, и введено понятие об индивидуальной программе реабилитации (ИПР), как обязательном документе, оформляющемся в БМСЭ на каждого освидетельствованного ребёнка.

К категории детей-инвалидов стали относить детей до 16 лет (в последнее время – до 18 лет), имеющих значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля над своим поведением, обучения, трудовой деятельности в будущем. При этом учитываются характер и прогноз течения основного заболевания, последствия которого явились причиной инвалидности, характер и степень тяжести ограничений жизнедеятельности, свойственные возрасту ребёнка, состояние компенсаторных механизмов, направленных на восстановление нарушенных функций, возможности социальной адаптации и удовлетворения потребностей в различных видах и формах медико-социальной помощи.

Следовательно, инвалидность у ребёнка – это состояние стойкой социальной дезадаптации, вызванное ограничением его жизнедеятельности вследствие нарушения функции органов и систем. Поводом для установления инвалидности является не сама болезнь, а её последствия.

Ограничение жизнедеятельности является результатом проявления болезни на органном уровне, при этом имеющиеся морфологические изменения приводят к нарушению функции органов и систем.

 К основным категориям жизнедеятельности относятся:

1) способность к ориентации;

2) способность к общению;

3) способностью к самообслуживанию;

4) способность к передвижению;

5) способность к трудовой деятельности;

6) способность контролировать свое поведение;

7) способность к обучению.

     При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности: I степень – лёгкая, II степень – значительная, III степень – тяжёлая.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

0 – нет нарушений функций;

1 – лёгкие нарушения функций (до 25%), полностью компенсированные;

2 – умеренные нарушения функций (25–50%), частично компенсированные до умеренной степени;

3 – значительные нарушения функций (51–75%), слабо компенсированные;

4 – резко выраженные и полные (свыше 75%) нарушения функций, не компенсированные.

Для установления статуса инвалида ребёнок направляется в службу МСЭ из детской поликлиники со следующими документами: ф. №080/у - 17 «Направление на ребёнка до 16 лет учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу» и ф. №112/у «Карта развития ребёнка» с подробным эпикризом, в котором отражаются данные биологического, генеалогического и социального анамнезов, перенесённые заболевания, возникновение и динамика инвалидизирующего заболевания, результаты комплексной оценки состояния здоровья и группа здоровья (IV - V).

После осмотра ребёнка врачами-специалистами при наличии результатов проведённого лабораторного и инструментально-графического обследования (соответственно заболеванию) проводится установление инвалидности. Служба МСЭ выдаёт заключение «Акт освидетельствования в государственной службе медико-социальной экспертизы» и «Выписку» из него. Это официальные документы строгой отчётности, которые удостоверяют срок и причину инвалидности. Справка об инвалидности выдаётся родителям или опекуну. Выписка из акта освидетельствования ребёнка-инвалида в трёхдневный срок передаётся в центр социальной поддержки по месту жительства родителей для получения социальной выплаты льгот.

Срок, на который устанавливается инвалидность, зависит от клинического прогноза и реабилитационного потенциала организма ребёнка. Срок может укладываться в следующие временные отрезки: от 6 месяцев до 2 лет, до 5 лет, до исполнения 16 - 18 лет без указания группы инвалидности.

Ребёнок-инвалид находится на диспансерном учёте в детской поликлинике по месту жительства. Данный контингент детей внесён списочным составом в паспорт педиатрического участка.

Участковый педиатр определяет сроки своего наблюдения, сроки осмотров врачей специалистов и в первую очередь специалиста по профилю заболевания, который разрабатывает медицинскую реабилитацию. За организацию и доступность обследования и поликлинического этапа реабилитации отвечает главный врач детской поликлиники. В конце года наблюдения участковый педиатр оформляет этапный эпикриз.

Ребёнок-инвалид с диспансерного учёта не снимается, а передаётся по достижению 18-летнего возраста в поликлинику общелечебной сети.

Реабилитация детей-инвалидов. На каждого освидетельствованного ребёнка в течение месяца специалистами службы МСЭ разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, её результаты в динамике оцениваются в детской поликлинике при очередном переосвидетельствовании. ИПР является документом обязательным для исполнения государственными органами и лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ).

Порядок разработки и реализации ИПР детей-инвалидов определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 379н г. Москва «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» с изменениями, согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 6 сентября 2011 г. N 1020н.

 Под реабилитацией инвалидов понимаются процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма. Реабилитация в педиатрии предполагает активные действия общества по отношению к ребёнку и его семьи, т.е. речь идёт не только о лечении заболевания, но и об удовлетворении медико-социальных нужд больного ребёнка и семьи.

Разработка ИПР ребёнка-инвалида состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

ИПР ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПР ребенка-инвалида оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации. ИПР ребенка-инвалида составляется в трех экземплярах: один экземпляр выдается инвалиду (его законному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида); второй экземпляр приобщается к акту освидетельствования; третий экземпляр в трехдневный срок с момента утверждения индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида) руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) направляется территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации либо органу, уполномоченному исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

С медико-социальных позиций негативным является тот факт, что более 90% родителей детей-инвалидов не знают о существовании ИПР и необходимости ее выполнения в интересах здоровья ребёнка. Такое отсутствие информации со стороны врачей приводит к невозможности контроля родителями фактического исполнения медицинским учреждением мероприятий, предусмотренных ИПР.

В целом мероприятия по реабилитации детей-инвалидов можно подразделить на 4 группы: медицинские, юридические, социальные, психолого-педагогические и профессиональные.

Медицинская реабилитация (восстановительное лечение) ориентирована на восстановление утраченной или не существовавшей функции, и является единым процессом в комплексной реабилитации, направленным на восстановление личности и её полноценной жизни в условиях общества социальной адаптации. Медицинская реабилитация осуществляется в условиях отделения восстановительного лечения (ОВЛ) детских поликлиник, городских центрах восстановительного лечения и детских центрах реабилитации для детей-инвалидов.

В настоящее время в РФ решаются многие вопросы Государственной службы реабилитации инвалидов, медицинского обслуживания, занятости инвалидов, социальных аспектов реабилитации, а также кадрового обеспечения и подготовки специалистов по проблемам инвалидности и инвалидов. Накоплен большой опыт по реабилитации, обучению и диспансеризации детей-инвалидов в психиатрии, неврологии, стоматологии и других областях практической медицины. Ведутся разработки реабилитационных программ для детей, страдающих бронхиальной астмой, тугоухостью, диабетом и другими заболеваниями.

В последние годы отношение к детям-инвалидам изменилось кардинальным образом. Прежде всего, трансформировались общественные этические нормы. Отражением этого явилось введение новых терминов, призванных вытеснить понятие «инвалидность». Вначале стало использоваться такое понятие, как «дети с ограниченными возможностями», а затем – «дети с проблемами обучения». Новая терминология означает принятие обществом принципиально новых обязательств по созданию безбарьерной среды обитания для детей-инвалидов. Подготовлен проект государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, реализация которой позволит обеспечить полноценный доступ инвалидов к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, к объектам и услугам, предоставляемым населению. По её результатам будет увеличено количество школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и здоровым детям (сейчас таких школ всего 2% по России, к 2015 г. показатель планируется увеличить до 20%). Приняты рекомендации по организации деятельности для создания условий дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, в основе реабилитационной работы с больным ребёнком должны лежать следующие принципы:

Ø больной ребёнок должен своевременно в полном объёме получать необходимую помощь;

Ø дети с любыми нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью должны проходить своевременную реабилитацию;

Ø все дети должны обучаться навыкам общения, самообслуживания, учиться по индивидуальной программе;

Ø в реабилитации детей-инвалидов ключевую роль, кроме медиков, должны играть родители и педагоги детских учреждений.

Только консолидация усилий специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов и социальных работников) в организации работы с детьми-инвалидами может дать возможность получения максимально положительного результата.

 

ГЛАВА 2

ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С ОСТРОЙ И ХРОНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

 

Группа здоровья III)

1. Сроки наблюдения участковым педиатром:

 - до 1 года – 1 раз в месяц;

 - 1 – 3 года – 1 раз в 3 месяца;

 - старше 4-х лет – 1 раз в 6 месяцев.

2. Сроки наблюдения узкими специалистами:

 - отоларинголог – 1 раз в 6 месяцев;

 - стоматолог – 1 раз в 6 месяцев;

 - пульмонолог (рецидивирующий бронхит) – 1 раз в год;

 - аллерголог (обструктивный бронхит) – 2 раза в год;

 - фтизиатр – 1 раз в год;

 - физиотерапевт и врач лечебной физкультуры – 1 раз в 6 месяцев;

 - иммунолог – 1 раз в год;

 - другие врачи-специалисты – по показаниям.

3. Уровень лабораторно-инструментального обследования:

- ОАК, ОАМ, кал на яйца глистов – 1 раз в 6 месяцев;

- реакция Манту – 1 раз в год;

- посев микрофлоры из зева на чувствительность к антибиотикам – 1 раз в год;

- кал на дисбактериоз – по показаниям;

- спирография (рецидивирующий бронхит) – 1-2 раза в год;

- рентгенография, УЗИ пазух носа – по показаниям;

- иммунограмма – по показаниям;

- кожно-аллергические пробы – по показаниям.

4. Оздоровительные мероприятия. Диета рациональная витаминизированная. Рекомендованы калийсодержащие (печёный картофель, изюм, чернослив, банан) и экологически чистые продукты, ежедневно – фрукты, ягоды, овощные салаты с растительным маслом, чеснок, квашенная капуста, мясные блюда по возрасту. Режим индивидуальный, щадящий, создание оптимальных условий внешней среды. Исключаются занятия и игры, приводящие к переутомлению и возбуждению. Увеличивается продолжительность сна на 1-1,5 часа. Обязательным является дневной сон. В целях профилактики переохлаждения детей в детских садах не укладывать спать около наружных стен, а в школах не усаживать перед форточками.

Рекомендуется естественная круглогодичная витаминизация, весной и осенью курсы поливитаминов 2 - 3 недели. Санация носоглотки. Диагностика наличия аденоидных вегетаций и их лечение. Закаливание по III группе (щадящее). Агрессивные методы закаливания не показаны, особенно при наличии не санированных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.77 (0.019 с.)