Сосредоточенность в действии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сосредоточенность в действии



Если мы позаботимся о минутах, годы сами о себе позаботятся.

Бенджамин Франклин  

Работа – это любовь, обретшая зримую форму.

Халиль Джибран

Однажды наставник давал пяти царевичам урок стрельбы из лука. Он указал на воробья, сидевшего на ветке далёкого дерева, и велел своим юным ученикам поразить птицу в глаз. Когда царевичи прицелились, наставник спросил, что они видят. Первый юноша описал во всех подробностях ствол дерева, ветви и птицу. Второй — только ветви и птицу. Третий описал одну-единственную ветку и птицу, сидевшую на ней. Четвёртый описал только воробья. Но Арджуна, который впоследствии стал великим воином, сказал: «Учитель, я ничего не вижу, кроме птичьего глаза!»

Эта ведическая легенда превосходно иллюстрирует принцип сосредоточенности в действии. Сосредоточенность — это полная концентрация внимания на выполняемом деле, которая достигается при условии дисциплинированной воли. Когда мы полностью погружены в действие, ум не отвлекается на посторонние мысли. Вчера и завтра не существуют: мы в буквальном смысле слова сливаемся с настоящим — безвременным «сейчас». Такая полная погружённость в действие — опыт соприкосновения с беспредельностью. Ум неподвижен, но активен; тело пребывает в покое, но исполнено деятельной энергии. Всякое действие, совершаемое в этом состоянии внутреннего безмолвия, бьёт точно в цель без усилий и с изяществом стрелы, выпущенной из лука Арджуны. Именно это единство ума и тела в движении завораживает нас, когда мы любуемся олимпийскими чемпионами и великими балеринами.

Каждый из нас хотя бы несколько мгновений в своей жизни испытывал это чувство «потока». Оно несёт с собой расширение сознания и чувство блаженства, а со стороны производит впечатление энергичности в сочетании с безмятежностью. Символ искусства сосредоточения — трезубец Чимунды, оружие богини Кали, которым она уничтожает физическое, эмоциональное и духовное страдание. Эти три вида страдания связаны с тремя Гунами — первозданными силами сознания: саттвой, раджасом и тамасом, которые кладут начало всякой деятельности в сотворённом мире. Абсолютное сосредоточение достигается в тот миг, когда мы выходим за пределы сферы гун в медитации (то есть преодолеваем деятельность ума) и обретаем полную концентрацию сознания в сфере Бытия.

Этому учит Господь Кришна в «Бхагавад-гите»: «Пребудь за пределами трёх гун, о Арджуна, освобождённый от двойственности... отдавшись во власть высшего Я». Но и в сфере двойственности — в сфере действия,–техника сосредоточения спасает нас от стресса, то есть от страданий. Учитель Вед Махариши Махеш Йоги выражает принцип сосредоточенного действия в следующем простом совете:«Смотри надело, делай дело, избегай страданий».

Концентрация — это результат сосредоточения на задаче, а не само сосредоточение. В идеале, сосредоточение представляет собой расслабленное состояние ума, в котором внимание, не подвластное никаким отвлекающим факторам, всецело устремлено на ту единственную деятельность, на которую мы его направляем. Достичь такого расслабленного состояния посредством ментального контроля невозможно, поскольку такой контроль по определению требует усилия. Оно достигается лишь путём подчинения ума той задаче, которую мы выполняем. Вопрос в том, как «подчинить» ум? От чего именно мы должны при этом освободиться? Согласно Веде, нужно освободиться от привязанности к результату действия. В сущности, мы должны перестать заботиться об исходе нашей деятельности, чтобы целиком сосредоточиться на процессе. Когда мы беспокоимся о результатах действия, часть внимания неизбежно устремлена в будущее. В результате ум разделяется, и действие оказывается слабым. С другой стороны, когда мы освобождаем ум от ожиданий, внимание может полностью устремиться на выполняемую задачу, а это — гарантия успеха. Однако избавиться от заботы о результате — не значит избавиться от желания достичь цели. Желание — стимул всякого созидания. Разве стали бы мы что-то делать, если бы не стремились к исполнению желаний (хотя бы таких простых, как желание утолить голод)? Как уже говорилось, чёткое видение цели — необходимая предпосылка действия и достижения. Но привязанность к цели, напротив, мешает нам достичь её. Ведическая мудрость гласит, что сосредоточенный ум не равнодушен к победе или поражению, но беспристрастен, и эта беспристрастность — верный путь к блаженной жизни.

Идея беспристрастного отношения к успеху или неудаче радикально противоположна той ориентации на успех, которая присуща современной западной культуре. Живя в обществе, жаждущем власти любой ценой, мы полагаем, будто контроль — а точнее, контроль над результатами действий,— это самое мощное оружие в игре жизни. Мы думаем, будто контроль гарантирует нам исполнение всех желаний, и в этом смысле отождествляем его со счастьем. Даже исследования в области психосоматической медицины показывают, что чувство контроля — решающий фактор в снижении пагубных эффектов, которые оказывает стресс на здоровье. Так почему же мы советуем отказаться от контроля? Потому что «ты властен лишь над самим деянием, но не над его плодами», — как говорит Арджуне Господь Кришна в «Бхагавад-гите». Иными словами, мы обладаем неограниченной властью только над своими мыслями, целями и вниманием, а также над решениями о том, как это всё применять на практике.

До некоторой степени мы можем контролировать также сами физические действия, которые мы выполняем, а средство этого контроля — полное сосредоточение внимания на задаче. Но в остальном любое чувство контроля над нашим условным существованием — чистая иллюзия. Нам только кажется, что стресс возникает из-за чувства недостатка контроля над возможностью получить то, чего мы хотим. На самом деле причина стресса — ошибочное представление о том, что такой контроль вообще доступен человеку. Мы не можем контролировать силы природы — они действуют в соответствии со своими собственными законами. Не обладаем мы и всеведением, которое понадобилось бы для того, чтобы предвидеть, как сложатся по отношению к нашей цели все многообразные события, способные обеспечить нам успех или, напротив, воспрепятствовать ему. Над своими действиями мы действительно властны, и на нас лежит ответственность за контроль над ними. Но лишь осознав, что над конечным результатом этих действий мы не властны (равно как и над любыми результатами. полученными в прошлом), мы сможем по-настоящему освободить ум для сосредоточения его на настоящему моменту. А настоящий момент — это единственная точка, в которой мы на самом деле можем контролировать свои действия и испытывать блаженство.

«Живи не ради плодов своих деяний, но и не привязывайся к недеянию», — наставляет Арджуну Господь Кришна. Во что бы то ни стало действуйте — действуйте со страстью и сочувствием,— но при этом полностью отдавайтесь радости деяния, освободившись от хотения (пусть ожидания уступят место предпочтениям: будьте готовы ко всему, но ничего не ждите, как советуют Юан и Линч), — и тогда вы будете испытывать полноту блаженства в каждый миг, каковы бы ни оказались конечные результаты ваших действий. Это — абсолютное преуспевание и залог абсолютной красоты.

Чтобы постоянно руководствоваться в своей жизни этим принципом, нужно совершить огромный прыжок в неизвестность. Это прыжок доверия, подобный тому прыжку отваги, о котором мы говорили выше. Мы ещё расскажем о том, как важно доверять изобильному бытию, которое обязательно пошлёт нам то, в чём мы нуждаемся. Но в отличие от прыжка через пропасть, который нельзя совершить в два шага, проблема сосредоточения в действии лучше всего решается путём разбиения больших целей на множество мелких задач. Опять-таки, наше беспокойство по поводу результатов, отвлекающее нас от насущного дела, во многом связано с опасениями, что мы не владеем средствами, необходимыми для достижения желаемого, или вовсе не заслуживаем этой желанной награды. Преодолеть такие сомнения и страхи проще простого — достаточно лишь прислушаться, например, к совету одного бегуна на сверхдлинные дистанции, который как-то заявил:«Я никогда не пробегаю сто миль. Я пробегаю одну милю — но сто раз подряд».

При таком подходе «слишком больших» задач просто не остаётся. В какой бы точке пути, ведущего к вашей цели, вы ни находились в данный момент, всегда.даже в состоянии тяжёлого стресса и перед лицом мучительных сомнений — можно найти какое-нибудь маленькое дело, которое вы способны выполнить успешно и которое станет очередным шагом на этом пути. К примеру, многим людям очень трудно сбросить вес, потому что для этого нужна постоянная дисциплина, а вознаграждение за труды приходит далеко не сразу. Особенно тяжело поначалу, когда выносливость ещё не развилась, а самооценка низка. Кажется, что желанная цель недостижима. И всё же всегда можно сделать хотя бы маленький шажок вперёд — например, съесть за обедом на один кусочек меньше, взяться за новое хобби, которое станет для вас альтернативным источником удовольствия, или, скажем, совершить короткую прогулку.

Между прочим, исследования, проведённые в университете Питсбурга, показали, что женщины, которые тренировались но десять минут четыре раза в день, сбросили за тот же срок больше веса, чем женщины, упражнявшиеся только раз в день по сорок минут. Так что можете разделить программу упражнений на множество мелких частей — результат будет налицо. Главное — развивать выносливость и уверенность ежедневно и ежечасно. Чем бы вы ни занимались, не сдавайтесь! Вспоминайте совет бегуна или мудрую африканскую поговорку, которая гласит:«Как бы медленно ты ни шёл, всё равно доберешься до цели». Сосредоточьтесь на задаче, которую вам нужно выполнить именно сейчас. Избегайте страданий — и достигайте успехов.

Гибкость в действии  

С биологической точки зрения, ваше тело идеально приспособлено для жизни в настоящем. Именно в настоящем оно испытывает величайшую радость и удовлетворение. Ваше тело не знает, каким будет кровяное давление в следующую секунду, поэтому в нём от природы заложена гибкость, позволяющая выдерживать широкий диапазон показателей давления. Точно такая же гибкость присуща и всем прочим безусловным рефлексам. В этом состоит мудрость неопределённости, приветствующая неизвестное как источник роста и понимания. Проявления этой мудрости мы можем наблюдать в спонтанности, присущей каждой клетке и каждому органу нашего тела.

Дипак Чопра

Даже когда цель ясна, действия отважны, а ум сосредоточен, мы всё же не располагаем абсолютной властью над событиями нашей жизни. Иногда обстоятельства складываются так, что наши усилия оказываются бесполезны. В такие времена особенно важно наряду с сосредоточением проявлять гибкость. Проиллюстрируем эту идею простой историей. Однажды бедный, но трудолюбивый фермер обходил вместе с сыном свою землю и нашёл приблудного жеребца. По всей деревне разлетелась весть, что наконец-то старику улыбнулась удача, и соседи пришли поздравлять его. «Удача, неудача?— отвечал фермер.— Кто знает?»

На следующий день фермер и его сын попробовали запрячь жеребца в плуг. Но конь был неприучен к работе. Он ударил фермерского сына копытом и сломал ему ногу, а потом вырвался и убежал. Соседи пришли утешать старика в его несчастье.«Несчастье, счастье?— отвечал фермер.— Кто знает?» На следующий день по всей округе объявили военный призыв. Все крестьяне плакали, провожая сыновей на войну. Только искалеченному сыну фермера было позволено остаться дома. И снова соседи стали говорить, как повезло старику. «Повезло, не повезло?— отвечал тот.— Кто знает?» На следующий день неприятель подступил к самой деревне. Атаку отразили, и все парни вернулись в деревню целыми и невредимыми. Но в ходе боя были выжжены окрестные пастбища и разрушена каменная стена на границе владений старого фермера. Крестьяне снова начали сокрушаться о постигшей его неудаче. И снова фермер отвечал: «Удача, неудача? Кто знает?»

Шли дни. Фермер трудился от зари до зари, восстанавливая стену. Однажды, в жаркий послеполуденный час, старик присел отдохнуть и задремал, забыв перегородить верёвкой незаделанный пролом в ограде. И тут возвратился тот самый жеребец, бродивший по округе в поисках свежей травы,— ведь старые пастбища сгорели. Обнаружив пролом в стене, он громко заржал, призывая свой табун. И когда фермер проснулся, па его земле паслась целая сотня лошадей. Чтобы жить настоящим, необходима не только сосредоточенность, но и гибкость ума, так как настоящее никогда не стоит на месте.

Когда я была маленькой, мать говаривала, что в жизни ничто не остаётся неизменным.«Всё меняется со временем, и хорошее, и плохое», — повторяла она, утешая меня в грустные минуты. И сама она жила в согласии с этой простой, но исключительно глубокой мудростью. Моя мать не получила от жизни всего, что хотела, да и не всё, что она получила, было ей по душе. Но она принимала свою судьбу без жалоб и огорчений, понимая, что всё происходящее случается не без причины. Я вовсе не хочу сказать, что она пассивно покорялась жизни или держалась как мученица. Нет, при всякой возможности она брала контроль над событиями в свои руки. Но она прекрасно понимала, что руль, позволяющий твёрдо придерживаться избранного курса, сам по себе должен быть подвижным. Чтобы плыть в бурном море, не упуская цель из виду, необходима гибкость.

Если события развиваются вразрез с нашими предпочтениями (не говоря уже об ожиданиях),«лучшая стратегия — вести себя как ни в чём не бывало и делать своё дело, подобно тому бесстрастному фермеру. Не позволяйте преходящим обстоятельствам взять над вами верх. Жизнь вечно движется вперёд, но развивается она циклами. Сопротивляясь естественным подъёмам и спадам, мы только обречём себя на лишние страдания: лучше научиться идти в ногу с ними. Этим секретом успеха в совершенстве владеют некоторые мастера боевых искусств. Вместо того чтобы отражать атаку, они движутся в одном направлении с ней, тем самым умеряя её мощь. Юан и Линч предполагают, что таким же способом можно справляться с различными житейскими проблемами:«Даже воспринимая свою неудачу как противодействующую силу, вы можете принять ее и слиться с ней, и усвоить ее уроки так, чтобы они пошли вам на пользу. Если вы сделаете это, противодействующая сила утратит свою мощь. Измените направление действия силы и двигайтесь вперёд».

Разумеется, даже самые гибкие люди порой попадают в беду. Когда напряжение и боль доходят до крайней степени, очень трудно смотреть на вещи философски. В таких ситуациях нужно придерживаться гармонизирующей диеты и режима, а также прибегать к дополнительным терапевтическим методам (массажу, ароматерапии, пранаяме), помогающим успокоить эмоции. Хороший способ уменьшить последствия стресса — делать записи о трудностях, с которыми вам довелось столкнуться. Участники одного эксперимента в течение четырёх дней уделяли двадцать минут в день письменному описанию какого-либо травмирующего события из своей жизни и вызванных им негативных чувств. В результате активность иммунной системы у испытуемых значительно повысилась. Я рекомендовала эту технику многим своим клиентам, и когда им удавалось встретить негативные эмоции лицом клипу и выразить их, это благотворно сказывалось на них и на состоянии их кожи. Сопротивляясь своим чувствам, мы заболеваем; переживая и высвобождая их (то есть, по существу, двигаясь в одном направлении с ними), мы выздоравливаем. Путь к исцелению лежит через открытость, терпение, размышление, молитву, стремление дарить радость другим и овладение медитацией — языком безмолвия.

Облегчив таким образом гнёт негативных эмоций, мы вновь обретаем более или менее ясный взгляд на ситуацию и можем исследовать свою реакцию на неё. Кризис может вызвать к жизни самое лучшее, что заложено в нас природой; но нередко он также пробуждает наши худшие опасения и сомнения, повергая нас в депрессию. В такие моменты нам может казаться, что все силы мира обратились против нас,— но именно сейчас важнее всего двигаться с ними в одном направлении. Не обладая всеведением, которое открыло бы перед нами конечную цель и значение каждого события жизни, мы вынуждены полагаться на то, что рано или поздно мы поймём, насколько важен был для нас тот или иной опыт, пусть даже самый трудный и болезненный. Одна моя знакомая работала диктором на радиостанции и вела передачу о дорожно.транспортных происшествиях. Внезапно её уволили — не по причине низкого качества репортажей, а исключительно в связи с корпоративной политикой. Она резонно сочла, что с ней обошлись несправедливо, и так расстроилась, что впала в глубокую депрессию. А несколько недель спустя вертолёт радиостанции разбился во время очередной передачи, и диктор, которого взяли на место моей знакомой, погиб.

Разумеется, тайные подарки судьбы, которыми оказываются на поверку наши «неприятности», далеко не всегда становятся явными так же быстро и недвусмысленно. Но если мы будем сохранять открытость ума и любознательность и воспринимать каждую поворотную точку в своей жизни как новую возможность, а не как кризис, а каждую неприятность — как ценный урок, а не как роковое поражение, то рано или поздно мы обязательно поймём, что всегда оказываемся именно на том месте, на котором и должны быть. Доверяйте жизни, уступайте ей и двигайтесь вперёд. Оглядываясь на извилистый путь своей судьбы, одна женщина сказала:«Я прожила свою жизнь, чтобы научиться благодарить Бога за то, что он не исполнил ни одной моей молитвы».

Равновесие в действии  

Не нужно постоянно возвращаться мыслями к своей проблеме. Дайте ей время отдохнуть — и, быть может, она разрешится сама собой; но смотрите, не отдыхайте слишком долго, иначе потеряете ориентацию. Пусть эти периоды отдыха послужат вам для погружения в тихое царство вашего внутреннего Я. Настроившись на один лад со своей душой, вы обретёте способность правильно осмыслять всё, что делаете, и возвращать на верный путь мысли и действия, сбившиеся с пути.

Парамаханса Йогананда

Этот принцип — краткое выражение аюрведической стратегии, направленной на достижение неувядающей красоты. Чтобы обрести безмятежность Чимунды, восседающей верхом на тигре, нужно добиться равновесия пяти чувств, ума, эго и духа,–равновесия, символом которого выступает триединство Кали, Лакшми и Сарасвати.

Если определять стресс как любую перегрузку ума, тела или психики, то очевидный путь к избавлению от стрессов состоит в избавлении от перегрузок, а это достигается посредством уравновешенного образа жизни, согласованного с вашей индивидуальной природой. Дипак Чопра перечисляет четыре слагаемых равновесия: умеренность, регулярность, отдых и деятельность. Мы уже видели, что реализация нашего потенциала определяется ясностью мышления и успешностью действий. А для этого, в свою очередь, необходимы регулярные периоды глубокого покоя. Согласно аюрведе, сон даёт отдых телу, а медитация даёт отдых уму и способствует молодости духа. Для здоровья и красоты необходим ежедневный отдых в обеих этих формах. Животные поддерживают цикл отдыха и активности инстинктивно, но человек должен ежедневно принимать сознательное решение о том, как он проживёт этот день.

Для поддержания равновесия необходимо постичь идею взаимодействия противоположностей. Как вы уже знаете, жизнь развивается посредством чередования противоположностей — стабильности и приспособляемости к переменам, действия и бездействия, целеустремлённости и открытости ума, мудрости и неведения, созидания и разрушения. Равновесие в аюрведичсском понимании — это осознанный динамический процесс, подобный управлению кораблём в бурном море. Автопилот работает только в штиль, при этом нужно постоянно следить за изменчивой погодой. Но если мы настроимся на циклы перемен, то равновесие будет поддерживаться автоматически и препятствий на нашем пути станет гораздо меньше.

Ещё один аспект принципа равновесия — то, что обычно называют законом кармы. На языке современной физики этот универсальный закон можно сформулировать так: каждое действие порождает ответное действие, равное по силе и противоположное по направленности. В соответствии с учением древних риши, этот фундаментальный принцип природы применим не только к движению планет и бильярдных шаров, но и к человеческим действиям. Всякий акт самовыражения, от поступков во внешнем мире до самых потаённых мыслей, порождает волну влияния на мир и навсегда привязывает нас к результатам этого влияния. Энергия не может быть уничтожена, и это также универсальный закон. Мысль — это форма энергии. Вне зависимости от того, выражена ли она безмолвно, высказана в словах или претворена в действие, она будет жить вечно, и окончательный результат её воздействия на мир невозможно предвычислить интеллектуальными средствами.

Гарольд Кушнер, автор книги «Когда с хорошими людьми случаются плохие вещи», определил человеческую душу как все явления в жизни индивидуума, которые не обладают материальностью. В эту категорию попадают и наша личность, и наши ценности, и наши идеи. Не являясь материальными, они не могут умереть,— делает вывод Кушнер. Как не может умереть шутка, идея или сама душа, так не могут умереть и наши слова и действия. Жизнь их продолжается в той непрерывной цепной реакции, которую создаёт посредством влияния на мир каждое слово и каждое действие. Поскольку начало этой цепочке кладём именно мы, то каждый из нас вечно несёт ответственность за результаты, к которым она приводит.

Вот почему аюрведа утверждает, что в действиях важна не только умеренность, но и мудрость,— иначе своими мыслями и действиями мы будем причинять вред себе или другим. На восьмичастном пути йоги (единения с Богом) в системе Патанджали первые два этапа — уроки ямы (этики) и ниямы (самоограничения). Учение ямы таково:

Не причиняй никому вреда ни мыслыо, ни действием. Очевидно, что это подразумевает принцип ненасилия.

Всегда будь честен с собой и с другими, но высказывай «добрую» правду — не используй истину как оружие.

Не кради. В частности, не завидуй. Желать что-либо принадлежащее другому (пусть даже это будет чужая красота или грация)— форма воровства. В соответствии с идеей о том, что жизнь каждого человека идёт именно так, как и должна идти, Веда учит нас, что каждый человек обладает именно тем, что ему необходимо и положено в данный момент, даже если не отдаёт себе отчёта в истинной ценности своего достояния. Более того, каждый из нас от природы уникален и не предназначен быть точной копией кого-то другого, мы должны находить в себе и развивать свои собственные таланты и свою красоту. Таким образом, нам нечего желать, кроме того, что уже принадлежит. Опять-таки, это не значит, что мы должны пассивно принимать всё, что посылает нам жизнь. Но каждую данную ситуацию следует принимать такой, как она есть, найти заключённый в ней скрытый смысл, а затем отпустить её, чтобы полностью погрузиться в очередной момент настоящего, в котором перед нами снова раскроется всё безграничное многообразие возможностей.

Не суди других, пока не побывал на их месте. Каждый из нас делает выбор на основании предшествующего опыта, а поскольку всей совокупностью опыта какого-либо другого человека мы не обладаем, то и категорично судить других людей мы не вправе.

Соблюдай равновесие во всякой деятельности, включая деятельность пяти органов чувств. Иными словами, не следует потакать никаким чувственным аппетитам. Настройтесь на естественный разум тела — и вы сможете с лёгкостью распознавать ранние признаки дисбаланса, свидетельствующие об излишествах. Уроки ниямы ориентированы на развитие чистоты и тела (то есть установление равновесия и обретение здоровья), на воспитание в себе удовлетворённости и способности покоряться и служить Божественному с полной преданностью. Этой цели служат не только действия, но и молитвы. Величайший из всех возможных актов служения Богу — почитать те дары, которыми мы обладаем, всегда находя им самое лучшее применение и проявляя их со всей любовью и созидательностыо, на какие мы только способны. Вручайте все свои деяния и их плоды Божественному — ведь ему и так принадлежит всё мироздание. А смиреннейшая из всех возможных молитв — дать раствориться своему эго, чтобы думать и действовать в единении с Богом, соучаствуя в творении.

Единение в молитве и медитации с космическим разумом — универсальным законом — это единственный верный путь к правильному действию, поскольку мы как индивидуумы просто не можем предвидеть конечные результаты своих действий — как «хороших», так и «плохих». Эта идея заключена в одном из преданий о пророке Моисее. Господь посылает учителя, которому предстоит подготовить Моисея к его великому служению. В качестве первого урока учитель велит Моисею только наблюдать за всем происходящим, но не вмешиваться в события ни единым действием и ни единым словом. Они отправляются в путь и, дойдя до реки, видят, что в воде тонет маленький мальчик, а его мать беспомощно стоит на берегу и плачет. Моисей спрашивает, не могут ли они чем-нибудь помочь ребёнку, но учитель говорит: «Молчи!» Моисей повинуется, хотя жестокосердие учителя его поражает. Они продолжают путь и вскоре выходят на берег моря.

Моисей видит, как невдалеке от берега тонет огромный корабль с людьми на борту. И снова Моисей спрашивает учителя, не могут ли они чем-то помочь людям, а тот снова велит ему умолкнуть. Моисей подчиняется, но сердце его восстаёт против такой жестокости. Возвратившись домой, он обращается к Богу с просьбой объяснить ему поведение учителя.«Твой учитель поступил правильно, – отвечает Господь.— Если бы ты спас тонущего ребёнка, он бы вырос и развязал кровавую войну, в которой погибло бы множество людей. Что же до корабля, то это было судно пиратов, которые вышли в море с намерением разграбить и стереть с лица земли мирное рыбацкое селение».

Аюрведа — это прикладная наука о том, как жить в согласии со своей собственной природой, которая на уровне чистого сознания полностью согласована с законами мироздания. Следуя принципам аюрведы, вы будете естественно и спонтанно жить и действовать в гармонии с эволюционными принципами творения. Поскольку мы не достигли просветления и не пользуемся прямым божественным руководством, какое было даровано Моисею, то наилучший путь для нас — это путь ежедневных молитв и медитаций, помогающих раскрыть неограниченное сознание. Интеллект принимает решения на основе предыдущего опыта — то есть на базе ограниченного объёма информации. В медитации же мы выходим за пределы интеллекта и соприкасаемся непосредственно с источником всякого опыта. Когда знание поступает напрямую из этого безграничного источника ума, мы избавляемся от всяких заблуждений и действуем безошибочно. Но до тех пор, пока мы не научились поддерживать этот уровень чистого сознания ежедневно, остаётся полагаться на принцип действия, вручённый нам великим знатоком Библии, который две тысячи лет назад подытожил смысл священного писания в следующих словах:«Не делай своему ближнему того, что ненавистно тебе самому. Это — весь закон. Прочее — комментарий».

Разумеется, в этой идее в скрытом виде содержится и другой принцип —«возлюби себя». Если мы не любим себя, то не можем любить и других людей. Если мы постоянно атакуем себя негативными мыслями, то, скорее всего, без колебаний подвергнем такой же атаке и своего ближнего. В этом смысле всякая любовь начинается с Я и к нему же возвращается. Всё, что мы причиняем другим, мы причиняем своему Я,–таков фундаментальный закон действия и противодействия. Следовательно, путь к целостности, к блаженству и абсолютной красоте,— это путь великого сопереживания, и на нём нет места тщеславию. Научиться любить себя истинной любовью — значит научиться любить всё творение Господа.

Лёгкость в действии  

Касательно всех актов инициативы (и созидания) существует одна простая истина, незнание которой губит бессчётные идеи и великолепные планы: в тот миг, когда человек решительно предаётся своему начинанию, Провидение делает шаг ему навстречу. Всевозможные происшествия приходят на помощь этому единственному делу, которое в противном случае не осуществилось бы никогда. Принятое решение даёт начало целому потоку событий, обращая во благо принявшему его всевозможные непредвиденные случайности, и встречи, и практическую помощь, о которой человек этот даже и помыслить не мог.

Иоганн Вольфганг Гёте

Расслабься! Бог обо всём позаботится.

Слоган на футболке

Лёгкость — это спонтанный эффект жизни в гармонии с природными законами. Это экономия энергии (иначе говоря, изящество), которая представляет собой автоматическое следствие правильного действия, совершающегося беспрепятственно. Закон кармы работает лишь до тех пор, пока в деле участвуют противодействующие силы. Когда же наша природа приходит в полную гармонию с Природой в целом, нашим действиям ничто не противодействует, а следовательно, не возникает и ответной реакции. Волна влияния, порождённая правильным действием, входит в резонанс с бесконечными волнами блаженства — первозданной энергией творения. В этом смысле наш творческий акт подкрепляет и усиливает великий акт Творения. И это–единственный способ приумножить то, что по природе своей бесконечно и вечно, единственный способ взволновать Божественное Бытие. Как же достичь лёгкости в действии? Лёгкость — это первое и главное следствие безмолвия, к которому наше сознание приучается посредством регулярных медитаций. Опыт трансцендентального сознания — это состояние йоги, то есть единения индивидуального ума с космическим. Кто способен поддерживать это единство сознания постоянно — не только в медитации, но и в действиях,— тот живёт в состоянии абсолютной лёгкости Бытия.

Лёгкость в действии достигается также путём воспитания доверия и способности к самоотдаче. Если вы следуете принципам знания, целеустремлённости, отваги, сосредоточенности, гибкости и равновесия в действии, то погружение в «сейчас» становится для вас не только естественной, но и радостной привычкой, потому что она автоматически снимает стресс. Когда внимание полностью поглощено процессом деяния, деяние совершается без усилий. Как уже говорилось, такое погружение - это волевой акт, то есть сознательный выбор точки приложения внимания. В нём нет ничего чудесного. Оно не требует ни чрезвычайных усилий, ни божественного вмешательства, ни аскетического самоограничения. На самом деле это сродни детской игре. Понаблюдайте за играющим ребёнком — и вы увидите простоту и радость воли, всецело предавшейся настоящему мгновению. Самоотдача — это не чудо, а источник, чудес. Она преображает любое дело в удовольствие.

Несколько лет назад я решила заняться упражнениями на лыжном тренажёре. Оборудование было для меня непривычным, и уже через несколько минут работы я уставала. Сначала я разочаровалась и подумала было прекратить занятия, но я вспомнила о самоотдаче. Я попыталась выработать новый подход к упражнениям и начала сосредоточивать внимание на движении как таковом. Я изменила ритм дыхания, стала вдыхать через нос, а выдыхать — через рот. И, самое главное, я начала присутствовать в настоящем, вместо того чтобы думать о количестве минут, которые мне осталось отработать, или о том, как тяжело привести себя в форму. Я отказалась и от сожалений о том, что я потеряла форму, и от фантазий о том, как прекрасно я буду выглядеть, когда доведу программу до конца. Я погрузилась в настоящее — и открыла в нём истинную сущность упражнений. Я поняла, что физические упражнения — это слаженность тела, ума и духа. Это было восхитительно! Я не помню, что было потом — помню только, что через полчаса после тренировки не чувствовала ни малейших следов усталости. Таков урок погружения в текущий миг — урок, который можно повторить в любой момент любого дня и часа.

Маленькие уроки такого рода помогают нам развивать веру и доверие — точь-в-точь как маленькие успешные победы помогают развивать отвагу. Однако мысль о полной самоотдаче вызывает у многих ещё больший страх, чем образ прыжка через пропасть. Она может всколыхнуть наши самые глубокие опасения, пробудить все наши предрассудки и сомнения.

Эту главу мы начали с предпосылки, гласящей, что стресс есть продукт наших представлений и что для полного избавления от стрессов (и обретения абсолютной красоты) нужно исследовать ограничивающие нас мысли и установки и сознательно менять своё мировосприятие. В этом же духе можно сделать ещё один шаг вперёд — от исследования того, что мы считаем постижимым, к размышлению о «непостижимом», то есть о Творце и Творении, а точнее, о том, как мы воспринимаем свои отношения с ними. Мы вовсе не собираемся обсуждать и решать вопрос о существовании Бога. Но для того, чтобы выбраться из «клетки» привычного мышления, приведшего к стрессам, необходимо обдумать возможность альтернативного взгляда на мир, который приумножит ваш опыт лёгкости в жизни. Вспомните игру «если бы...» и задайте себе вопрос: если бы я поверил в существование всемогущего Творца, исполненного любви, как изменилась бы моя жизнь? Мы полагаем, что ваша жизнь не изменится сколь-либо существенно до тех пор, пока вы всем сердцем, разумом и душой не поверите, что вы — совершенное и возлюбленное творение Всемогущего Бога, который уже исполнил все ваши желания. Главный вопрос, которым следует задаться, состоит вовсе не в том, верите вы в Бога или нет. Важно то, насколько твёрдо вы убеждены в том, что вы достойны величайшего изобилия и наивысшей любви, какие только может даровать вам мироздание. До тех пор, пока вы не поверите, что можете достичь такого блаженства, вы не начнёте искать его; более того, вы не поймёте смысла даров, которые вам уже вручены. В конце концов, истинную цену подарка определяет не дарующий, а принимающий.

В литературе по современной психосоматической медицине можно найти множество примеров того, как сила убеждения может полностью и подчас мгновенно преобразить физическую жизнь. Творческую силу самооценки убедительно продемонстрировали исследования среди детей, страдавших онанизмом (карликовостью) психосоциального происхождения. У детей младшего возраста, лишённых полноценного общения, нередко перестают вырабатываться гормоны роста, что влечёт за собой остановку физического развития. При других формах задержки развития часто удаётся стимулировать нормальный рост методами гормонозаместительной терапии, но в данных случаях инъекции гормонов роста оказываются малоэффективными. Однако стоит поместить такого ребёнка в любящую семью, он начинает поддаваться лечению. Иногда даже возобновляется нормальная выработка гормонов и болезнь уходит без последствий. И снова спросим:«А что, если бы?..»

Все описанные здесь принципы действия представляют собой упражнения по изменению восприятия, основанного на уже знакомом нам тезисе: мир таков, потому что мы считаем его таковым. Реальность определяется нашим восприятием. Каким бы показался нам мир, если бы вместо вопроса:«Почему мне дано так мало?», — мы бы задали себе вопрос:«Как выглядит мир, в котором я достоин жить?» Быть может, ваши представления о себе и ожидания, которые вы возлагаете на мир, требуют чудес? Быть может, вам хочется, чтобы вместо шлюпок и вертолётов по морям и по небу мчались колесницы? Ив самом деле, что было бы, если бы в каждом событии и в каждом явлении вашей жизни, большом или малом, важном или, по видимости, незначительном, скрывалось адресованное вам письмо с признанием в любви,— письмо с подписью: «Бог»? Как бы вы тогда относились к миру? Как бы изменилась ваша жизнь?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.032 с.)