Глава 14. Очищение духа и принципы действия 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 14. Очищение духа и принципы действия



 

Я становлюсь тем, что вижу в себе. Я могу исполнить всё, что бы ни предложила мне мысль. Я могу стать всем, что бы ни открыла во мне мысль. Так человек должен иметь непоколебимую веру в себя, ибо в нём обитает Бог.

Шри Ауробиндо

 

Если мы знаем свою цель в жизни, то наша мысль ясна, а действия — чётки: дыхание, ум и дух работают в полном согласии. Именно это мы имеем в виду, говоря о равновесии — необходимом условии здоровой, сияющей кожи. Если мы не знаем наверняка, чего хотим и куда идём, то ум, опутанный сомнениями, погружает сумятицу и хаос. Этот ментальный «шум»— не что иное, как стресс, раздирающий нас на части: телом мы здесь, но мыслями блуждаем где-то далеко. В результате биологические функции расстраиваются. Дыхание становится неровным, пульс учащается, биохимические процессы нарушаются. Мы утрачиваем безмолвный п сознания и попадаем в порочный круг страха, напряжения и дисбаланса. Энергия рассеивается, ум рассредоточивается, действия теряют эффективность, и достигать целей становится труднее. А без способности к достижению внешних целей невозможно достичь и внутреннего совершенства — сущности абсолютной красоты. Наряду с ежедневными медитациями, наличие чёткой цели в жизни — обязательный элемент в программе очищения духа, а эта программа — последний шаг на четырёх этапном пути, которым аюрведа ведёт нас к равновесию.

Если тревоги и смятение вызывают дисбаланс, то ясность цели, которая гармонизирует мысль и действие против, является ключом к тайне здоровья и сияния.

Мы уже говорили, что медитация — это самый эффективный и прямой путь к высвобождению глубоко укоренившихся стрессов и к объединению ума и тела. Выводя наше индивидуальное сознание за пределы мыслительных процессов, медитация позволяет нам обрести опыт целостности, тем самым освобождая ум от страхов и тревог, то есть в буквальном смысле очищая дух. В этом состоянии глубокого спокойствия мы, естественным образом, справляемся с проблемами более эффективно: ведь оно приносит нам ясность, энергию, творческую силу и сосредоточенность. В то же время, мы избавляемся от причин для новых стрессов, так как допускаем меньше ошибок. И всё же до тех пор, пока безграничная природа Я не заполнит наше индивидуальное сознание навсегда (то есть до тех пор, пока мы сами не превратимся в риши), время от времени тяготы жизни будут брать над нами верх.

В такие моменты нам понадобятся дополнительные знания и умения, помогающие с достоинством принять вызов судьбы и изменить губительные для нас схемы мышления и поведения. На первый взгляд может показаться, что неприятностей в обыденной жизни не избежать даже просветлённому мудрецу. Если, к примеру, электричка задержалась в пути, то на работу опоздают все, кто в ней едет, независимо от состояния их сознания. Повседневные события не обязаны следовать за переменами, совершающимися в нашем сознании. Но кое-что всё же меняется. Меняется наше восприятие событий; и в этом-то и заключён путь к освобождению от стрессов и болезней. Это наш единственный шанс обрести постоянное счастье.

В этой последней главе нашей книги мы поговорим о роли восприятия обусловленности и страха в формировании стресс-реакции и о ложных представлениях, которыми питаются наши страхи. Кроме того, мы опишем восемь принципов действия, способствующих развитию уверенного чувства цели и радикально новой, освобождающей точки зрения на житейские события. Это эффективные инструменты, которые помогут вам избавиться от вредных привычек и установок, вызывающих стресс, и выработать для себя новый образ жизни — бесстрашный, исполненный мудрости и силы. Так вы вступите на путь Чимунды — путь абсолютной красоты.

Очищение духа и принципы действия. Стресс - это точка зрения  

Одно из величайших достижений моего поколения–открытие того, что человек способен изменить свою жизнь, изменив свой образ мысли.

Уильям Джемс

Стресс — это главная причина кожных заболеваний, старения и болезней вообще. Но что такое стресс? Как мы говорили в главе 3, ни одно событие не является стрессовым само по себе. Оно может превратиться в стрессор лишь постольку, поскольку мы, на основании своих знаний и своей обусловленности, приписываем ему определённое значение. Жителя Нью-Йорка, заблудившегося в лесу, встреча со змеёй может напугать до смерти, а индийский заклинатель змей не усмотрит в таком событии ничего из ряда вон выходящего. Стресс-реакция – это не что иное, как особая физиологическая реакция, вызванная мыслью.

«Спусковым крючком» стресса служит не какое-либо объективное обстоятельство, а наша субъективная интерпретация событий. Если мы сможем изменить своё отношение к событиям, то изменится и физиологическая реакция.

По оценкам учёных, в уме среднего человека сменяется в течение дня около шестидесяти тысяч мыслей. Разумеется, на девяносто процентов эти мысли почти не отличаются от вчерашних. Но когда мы «изменяем свой образ мысли»— то есть расстаёмся со старыми схемами мышления или вовсе выходим за пределы мысли в процессе медитации,— происходят две вещи, освобождающие нас от болезней. Во-первых, ломаются схемы наших обусловленных реакций: на старые стрессоры мы начинаем реагировать по-новому. А во-вторых, происходит спонтанное изменение нейрохимических процессов.

Химические «послания», поступающие в мозг боязливого нью-йоркца, существенно отличаются от тех, которые получает мозг бесстрашного заклинателя змей, что связано с различием в точке зрения на событие. Одни «послания» могут отравлять тело, другие — даровать блаженство.

Вещество человеческого тела входит в постоянный круговорот материи во вселенной. «Прах земной», из которого мы состоим при жизни,— не тот же прах, который оставляем мы земле после смерти: слагающее нас вещество претерпевает постоянные изменения, находясь в непрерывном биохимическом взаимодействии с космической пылью субатомными частицами, незримо пронизывающими атмосферу Земли.

В то же время, девяносто восемь процентов клеток нашего тела отмирают и восстанавливаются каждый год, а кожная ткань претерпевает полную регенерацию каждый месяц. Это означает, что на материальном уровне мы год от года полностью обновляемся (хотя новые частицы, приходящие на смену старым, на самом деле стары как мир). Мы выглядим по-старому только потому, что продолжаем думать по-старому. До тех пор, пока мы не изменим клеточную память – разум тела, управляющий ростом клеток,— изменить их внешний вид не удастся. Эта идея проходит красной нитью через всё ведическое учение: о чём мы думаем, тем мы и становимся. Психосоматическая медицина, как древняя, так и современная, единодушно утверждают, что ум и эмоции (то есть восприятие событий и приписываемое им значение) важны для здоровья не меньше, чем правильная диета или, скажем, чистая вода.

Однажды усвоив эту истину, мы уже не сможем не задавать себе жизненно важные вопросы: что я на самом деле думаю и чувствую? Почему некоторые события меня огорчают? Что нужно, чтобы в моей жизни стало меньше стрессов? Что принесёт мне счастье? Какова цель моей жизни? Кто я? В ответах на эти вопросы–путь к свободе от последствий стресса.

Стресс-реакция — это запрограммированная реакция тела на страх. В доисторические времена, когда оружием нам служили только палки, камни да хитроумные уловки, весь природный мир представлял реальную и постоянную угрозу самой нашей жизни. Чтобы выжить при нападении животного или другого человека, требовалась огромная физическая сила, позволяющая либо справиться с противником, либо спастись бегством. Чувство страха представляло собой сигнал к немедленному выбросу адреналина и прочим психофизиологическим реакциям, способным обеспечить нашему далёкому предку выживание в опасной ситуации. Проблема современного человека состоит в том, что этот примитивный механизм работает, как хорошо натренированный пожарный: он с одинаковой эффективностью реагирует на любой сигнал тревоги — даже ложный. В наши дни не так уж часто приходится защищаться от непосредственного физического нападения, но из-за высоких скоростей и напряжений, отличающих современный образ жизни, многие из нас пребывают в боевой готовности постоянно.

Поскольку система «тело—ум» не отличает реальную опасность от воображаемой (если бы отличала, мы не просыпались бы от кошмарных снов в холодном поту), то необходимо найти новый способ адаптации к перегрузкам, иначе они будут негативно сказываться на состоянии нашей кожи и всего тела. И один из самых эффективных способов — развить новые привычки мышления и действия.

«Восприятие,— пишет Эшли Монтегю в книге «Возвратить молодость», — это ощущение, наделяемое неким значением». Как мы помним из первой главы этой книги, человек от рождения обладает способностью распознавать два базовых ощущения: наслаждение и боль. Ощущение наслаждения — это инстинктивная реакция на удовлетворительный стимул, ощущение боли — на неудовлетворительный. Иными словами, источник наслаждения — равновесие, а источник боли — стресс. Позже мы покажем как распознавать эту пару противоположных ощущений под маской самых разнообразных имён: спокойствие и тревога; удовлетворение и фрустрация; счастье и несчастье.

Но всё это будут лишь нюансы и вариации двух базовых человеческих эмоций — любви и страха. Как уже объяснялось, каждый человек обычно трансформирует боль и страх в особую эмоциональную реакцию, зависящую от его врождённой конституции. По существу, все негативные психические проявления — депрессия, ярость, нечестность, сомнения, зависть, собственнические чувства и так далее — рождаются из страха, а страх — это отсутствие целостности.

От страха к свободе  

Большинство людей всецело сосредоточены на избавлении от телесной дисгармонии — ведь она так осязаема и очевидна! Люди не понимают, что истинные причины всех человеческих горестей — не телесные, а душевные расстройства: беспокойство, эгоизм и прочее, а также духовная слепота, не позволяющая распознать подлинный смысл жизни.  

Йогананда

Чего вы боитесь? Потерять молодость? Потерять любимого человека? Потерять деньги? Потерять уважение окружающих? Потерять контроль над собой? Или потерять самую жизнь? В чём бы ни заключался ваш тайный страх, помните, что все страхи рождаются из одного источника — ложного представления о том, что нам вообще есть что терять.

Это заблуждение — причина всех эмоциональных стрессов. Истинная природа Я безграничное и неизменное сознание, сама Полнота, к которой невозможно что-либо прибавить и от которой невозможно что-либо отнять. Это Я приходит в мир неповторимым и довершенным — и таким же покидает мир.«Материалистические предрассудки заставляют нас считать молекулы источником жизни,— пишет Дипак Чопра в книге «Вечное тело, вневременный ум», — сбрасывая со счетов тот факт, что тело только что умершего человека состоит из тех же самых молекул, из которых состояло перед смертью,— включая и полный набор ДНК». В самом деле, когда я умру, моё тело никуда не денется, но врач скажет:«Она ушла». Кто же уйдёт на самом деле? В момент смерти нечто уходит из тела, и это нечто — я. Я ничего не принесла с собой в этот мир — и ничего не заберу с собой, кроме себя самой. Всё, чем я владею,— это лишь временная собственность, не исключая и тело. Только отказавшись от своих «материалистических предрассудков», вы сможете оценить по достоинству удивительное единство и текучую изменчивость бытия. Вы — это не тело, а согласованная система «тело—ум», не клетки, а клеточная память, не молекулярные структуры, а разум, управляющий этими структурами, не короткоживущие квантовые частицы, а бессмертное сознание, проявляющееся в бесчисленном множестве форм. Всё проходит — но вы пребываете вечно. Так чего же бояться? Природа сознания — ананда, чистое блаженство. Природа страха — майя, иллюзия. Страх — это ошибочное представление о том, кто вы есть на самом деле и в чём заключается смысл вашей жизни. Когда ваше восприятие и цель прояснятся, сознание разгонит все страхи, подобно тому как свет разгоняет тьму. Без страха не будет и стрессов, а со стрессами исчезнет и главная причина старения и болезней.

Аюрведа разворачивает перед нами перспективы, столь же отличающиеся от материалистических воззрений современной западной культуры, как квантовая механика отличается от классической физики. Древнейшая из наук сходится с самой передовой из наук современности, утверждающей, что человеческое сознание влияет на состояние физической вселенной — что мысль определяет бытие. Соотносительный ведический принцип гласит: всякий объект, на который мы направляем своё внимание, растёт и усиливается. Эти идеи составляют основу аюрведического подхода к проблеме снятия стресса и достижения красоты — подхода, основанного на культивировании сознательного внимания, на деятельной роли сознания и на сознательной роли действия. Сознательное внимание — это сознательный выбор точки сосредоточения мыслей в каждый момент времени. Отличительный признак человека — способность проявлять свободу воли. Многие думают, что свобода воли — это свобода действовать по своему желанию. Но это ошибка. Мы вовсе не обладаем неограниченной свободой действия. Ведь все обычные человеческие действия (о чудесах речь не идёт) ограничены хотя бы законами физики, и свободны мы в своих действиях только в рамках этих законов. К примеру, мы не можем пешком дойти до Луны.

Свобода воли — это не свобода действия, а свобода мысли, свобода прикладывать силу своего внимания, или сознания, так, как нам угодно. И эта свобода действительно безгранична. На уровне сознания мы можем летать без помощи машин, двигаться быстрее света и даже, если пожелаем, созерцать Божество. Мы можем вообразить себе худшее из зол и лучшее из благ. Мы можем постичь непостижимое. И эта способность к свободному выбору мыслей и целей в любой момент времени — единственная наша абсолютная свобода. А сознательное внимание — это единственный аспект нашего существования, над которым мы обладаем полной и безраздельной властью. Однако мы то и дело отрекаемся от этой власти, действуя бездумно, допуская в свою жизнь разрушительные мысли и чувства и пассивно принимая навязанные нам обстоятельства, представления или установки за истины в последней инстанции. Мы не задаём вопросов, не оглядываемся вокруг, не удивляемся, не слушаем, не предпринимаем попыток что-то изменить. Мы довольствуемся чрезвычайно узким кругом возможностей.

Более того, мы боязливо цепляемся за эту «дозволенную» малость, полагая, будто бы ни на что иное не стоит даже надеяться. Так ведут себя не только отдельные люди, но и коллективы, и целые народы. Авторы книги «Мыслящее тело, танцующий ум» в качестве примера того, какой невероятно мощной сдерживающей силой обладают коллективные представления, приводят историю рекордного забега Роджера Баннистера. До того, как Роджер Баннистер в 1954 году преодолел четырёх минутный рубеж в беге на одну милю, десятки медицинских журналов опубликовали отчёт об исследовании, якобы «доказавшем», что человек по самой своей физической природе не способен бежать с такой скоростью. Во всём спортивном мире это утверждение было принято как неоспоримый факт. И всё же спустя полтора года Баннистер совершил «невозможное». А затем его достижение повторили ещё сорок пять легкоатлетов. Неужели все эти спортсмены только по чистой случайности улучшили свои показатели за столь недолгий промежуток времени? «Гораздо более правдоподобное объяснение,— пишут Юан и Линч, состоит в том, что как только удалось сломать этот четырёхминутный барьер, все поверили в то, что его можно преодолеть ещё раз».

В основе новой жизненной стратегии, которую предлагает нам аюрведа, лежит наука не о молекулах, а о сознании — о безграничном космическом разуме, содержащем в себе все потенциальные возможности. Приняв ведическое мировоззрение, мы сможем в полной мере раскрыть потенциал свободы, которой обладаем по праву рождения,— свободы выбирать мысли, убеждения и точки приложения внимания, выбирать, сознавая при этом, что своим вниманием мы взращиваем и усиливаем избранные нами объекты. Если мы бросим свой разум на произвол обстоятельств и оставим его прозябать в несчастье, то несчастной будет и вся наша жизнь. Но если мы осуществим своё право выбора — выбора из всей совокупности возможностей,— то даже несчастья преобразятся в чудеса.

Этапы очищения духа

Дух не вольётся в жизнь, если мы не приложим к этому усилий. Для этого необходимы мастерство и внимание.  

Томас Мур

Никто не утверждает, что изменить привычные представления и установки легко. Некоторые исследователи указывают, что для того, чтобы старая схема поведения уступила место новой, необходимо по меньшей мере двадцать восемь дней подряд прикладывать усилия к избавлению от привычки. Однако многие люди не могут добиться перемен не потому, что им не хватает желания или дисциплины, а из.за недостатка необходимых умений, знаний и понимания.

Одно дело — признать, что привычные модели поведения не приносят вам счастья и здоровья. И совсем другое дело–разработать новые, более эффективные модели.

Изложенные далее принципы действия — это инструменты, помогающие развивать сознательное внимание и проявлять свободу воли на практике. Если вы начнёте применять эти принципы в своей повседневной жизни, то пагубные мысли и привычки отступят быстрее. На смену им придут уверенность в себе и свобода самовыражения. Тело, дыхание, ум и дух придут в согласие друг с другом. Каждое ваше действие станет шагом на пути роста и блаженства, и в ваших руках окажется изобилие всей вселенной. Жизнь, построенная на основе этих принципов, поистине прекрасна!

Знание в действии  

Воистину ничто в этом мире не очищает так, как знание...

"Бхагавадгита»

Развивать красоту души — значит неустанно отвергать всякую серость и однообразие. Для для этого необходима потребность познавать себя и своё окружение.

Мулк Радж Ананд и Кришна Неру Хутисинг

Знание, ипостась Чимунды, представленная богиней Сарасвати,— это первый и самый важный принцип действия, поскольку всякое действие, совершаемое без знания, в лучшем случае обречено на неудачу, а в худшем — только наносит вред. Знание в ведическом смысле имеет две формы. Первая — это открытие Я, самореализация, то есть познание неизменной ценности сознания, достигаемое в регулярных медитациях. Вторая — это осмысление «я», самоосмысление, то есть познание своих переменчивых убеждений, желаний и моделей поведения, достигаемое путём целенаправленного изучения своих мыслей, чувств и действий. Для очищения духа используются обе формы знания.

Самопознание — это основа и цель всего человеческого опыта. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит великому воину Арджуне: «Утвердившись в Бытии, совершай действие». Когда в своих действиях мы исходим не из состояния беспокойства и рассеянности, а из безмолвия чистого сознания, тогда мы не совершаем ошибок, а это чрезвычайно важно, так как ошибки и заблуждения — причина всех человеческих бед. Развить уравновешенное состояние ума помогает практика медитации, а поддерживать его можно с помощью многочисленных аюрведических методик, уравновешивающих тело и эмоции.

Важно понимать, что внутреннее спокойствие, о котором идёт речь,— это не просто настроение, которое можно создать усилиями ума. Скорее, это результат особого состояния всей системы «тело—ум», характеризующегося особой совокупностью биохимических и нейрофизиологических признаков, о чём свидетельствуют данные первых научных исследований в области трансцендентального сознания, полученные уже более тридцати лет назад. Техники аффирмации (утверждения желаемого) и визуализации помогают изменить схемы восприятия, но их недостаточно для создания целостного переживания трансценденции — обязательного условия блаженства. Если вы не предпримете активных усилий для гармонизации тела и избавления от негативных эмоций, то постоянные попытки придерживаться позитивного мышления, невзирая на ужасное самочувствие, сами по себе будут создавать напряжение и стресс. Позитивное мышление помогает снизить уровень стресса, однако исцелить систему «тело — ум» можно только путём медитации, открывающей выход за пределы мышления. Непосредственное переживание внутренней целостности в ходе медитации.это и есть очистительное знание.

Достичь просветления с помощью мысли невозможно — оно лежит за пределами всякой мысли. Однако, как вы увидите, мысли помогают избавиться от стресса, мешающего нам обрести высочайшую радость жизни. Форма очищения знания, которую мы назвали «самоосмыслением», необходима для преодоления страхов и установок, делающих нас уязвимыми перед стрессом. Прежде чем изменить свои эмоциональные реакции, нужно выяснить, что они собой представляют. Самоосмысление помогает нам довести неосознанные чувства до сознания, расширяя тем самым возможности свободного выбора. Обусловленные реакции действуют на нас так же, как земное притяжение действует на тело: они приковывают нас к одной-единственной точке зрения на мир, к одному-единственному комплексу поведенческих схем.

К примеру, женщина, привыкшая считать себя некрасивой, будет воспринимать любую критику в свой адрес лишь как очередное доказательство своей непривлекательности. Такая установка автоматически исключает другие возможные трактовки. Этой женщине не придёт в голову, что ошибки не имеют ничего общего с личной привлекательностью и что без ошибок вообще не бывает обучения и развития: если человек никогда не спотыкался, это значит, что в своей жизни он не сделал ни единого шага. Не подумает она и о том, что из чужой точки зрения на проблему можно извлечь какой-то ценный опыт и что человек, указавший ей на ошибку, вполне мог руководствоваться любовью, а вовсе не неприязнью. Наконец, она не скажет себе, что критика — это всего лишь мнение другого человека, который тоже может ошибаться.

А ведь любой из этих трёх вариантов избавил бы её от стресса. С другой стороны, низкая самооценка - это своего рода накликание беды на себя, самопроклинание: она провоцирует постоянные стрессы, стрессы, в свою очередь, снижают иммунитет, что ведёт к болезням, а это подкрепляет низкую самооценку.

Чтобы разорвать этот порочный круг, нужно обратить внимание на глубинные мотивы, которыми мы руководствуемся.

Самоосмысление подразумевает три процесса: во-первых, настройку на свой внутренний голос, который представляет собой врождённый разум или понимание, от природы заложенное в индивидуальном сознании; во-вторых, открытость, то есть готовность вести честное самонаблюдение, воспринимать чужие мнения и испытывать на практике новые модели поведения; и, в. третьих, самое главное — умение прощать, то есть давать себе и другим безоговорочное разрешение быть несовершенными (или, иначе говоря, готовность не осуждать себя и других за ошибки).

Развивая сознательное внимание, мы расширяем круг своих возможностей. В книге «Возвратить молодость» Эшли Монтегю определяет разум (в противоположность инстинкту) как «способность к наиболее эффективной реакции на проблему, которую ставит перед нами та или иная ситуация». Обусловленные реакции, подобно реакциям инстинктивным, временно узурпируют власть, по праву принадлежащую нашему уму и сердцу, лишая нас способности выделять и выбирать реакцию, которая принесла бы в данных обстоятельствах наибольшую пользу нам и другим людям. Развивать сознательное внимание ко всем ситуациям–значит приближаться к максимальному раскрытию возможностей человеческой жизни.

Жизнь, прожитая без осмысления, не всегда оказывается никчёмной, но всегда оказывается не раскрытой во всей своей полноте.

Самоосмысление рождает истинную силу личности — силу, не зависящую от денег и общественного положения. Но независимо от того, сознаём мы свои действия или нет,— мы неизбежно несём ответственность за их последствия. В этом заключается закон кармы, то есть действия. Когда наши неосознанные действия приводят к дурным последствиям, мы начинаем чувствовать себя жертвами обстоятельств: не отдавая себе отчёта в мотивах, которыми мы руководствовались, мы не понимаем, что сами сыграли главную роль в ситуации, принесшей нам неприятности. И даже в том случае, если неосознанные действия повлекли за собой благоприятный результат, мы чаще всего думаем, что нам просто повезло. Мы не верим, что заслужили эту «удачу» своими собственными поступками, а потому над нами по-прежнему тяготеет страх: не чувствуя себя кузнецами своего счастья, мы боимся, что оно в любой момент исчезнет по волшебству, так же неожиданно, как появилось.

Решение вести сознательную жизнь–это решение отказаться от роли жертвы и принять на себя полную ответственность за всё происходящее в нашей жизни. Это чрезвычайно сильная позиция (ибо творческая сила человеческого сознания поистине велика); но следует помнить о том, что большая сила подразумевает большую ответственность. Многие люди предпочитают проводить жизнь бессознательно, словно во сне, чем принять ответственность за себя и за своё счастье. Вместе с королевской властью король принимает на себя и ответственность за королевство. Опасаясь этого, многие люди предпочитают всю жизнь оставаться подданными. Но сделать иной выбор — выбор, который раскроет весь потенциал нашей личной силы и избавит нас от страха,— можно в любой момент.

Путь самоосмысления — это, по определению, уникальное личное путешествие; но путешествовать в одиночестве очень тяжело. В сущности, просто невозможно составить отчётливую картину своего «я», не прибегая к помощи зеркал — то есть других людей. Психологи, группы поддержки, семинары, духовные наставники, друзья и родные, а подчас даже незнакомцы будут давать вам дополнительные сведения и ориентиры на этом пути. А если вы готовы внимательно смотреть и трезво размышлять, то зеркалами вам послужат также священные книги, мифы, философия, история, литература, искусство, наука, театр, кино и вообще любая область знания, устремлённая на изучение человеческой природы.

Кроме того, ценным инструментом самопознания станет наблюдение за миром в целом, поскольку всякое явление природы есть выражение единого для всех сознания. Именно такой урок получил в ведическом предании один царь, спросивший у великого святого, каким образом тому удалось достичь столь возвышенного состояния. Святой ответил, что он учился у двадцати четырёх наставников. В ведической традиции у святых обычно бывает только один гуру, поэтому царь очень удивился. Но святой сказал: «Мир полон учителей для того, кто полон сознательности, размышляет обо всём, что видит, и применяет знание в жизни». А затем он представил царя всем своим «наставникам»–земле, воздуху, небу, воде, огню, солнцу, луне, голубю, питону, морю, реке, мотыльку, пчеле, бортнику, слону, оленю, рыбе, девице, куртизанке, скопе, оружейнику, змее, осе и пауку,— и рассказал, какой урок получил от каждого из них.

Но первым «гуру» на пути самопознания, конечно же, должна стать наша кожа–зеркало нашей души. Как вы уже знаете, чтобы обнаружить руководящие вами скрытые силы и установить, какие стороны вашей психики нуждаются в гармонизации, достаточно лишь внимательно наблюдать за тонкими переменами в своей внешности. Поистине, аюрведа даёт нам самый глубокий урок самоосмысления и самопознания! С её помощью можно научиться распознавать свою истинную природу и врождённые склонности и жить в гармонии с ними — то есть заботиться о высшем Я и сводить к минимуму страдания. Аюрведа помогает нам гармонизировать все уровни жизни. Она вручает нам оружие, позволяющее отразить атаку с любой стороны. Она учит нас использовать все доступные средства избавления от стрессов, не исключая и медицинское вмешательство (в конце концов, вайдьи сами изобрели хирургию!). Лекарственные препараты не приносят подлинного исцеления, но при разумном применении они могут эффективно устранять неприятные симптомы болезни — боли, депрессию, тревогу. В некоторых случаях физический дискомфорт или психическая нестабильность может превратиться в серьёзную помеху, из-за которой мы просто не сможем сосредоточить внимание на холистической технике. Тогда она окажется практически бесполезной — ведь все методы целостного лечения системы «тело—ум» требуют сознательного внимания.

При длительном использовании лекарства отравляют организм, но от случая к случаю их можно принимать для облегчения физических или душевных страданий. Постоянные боли и страх, вызванный неослабевающими страданиями, могут оказаться не менее опасными, чем лекарство, так что отказываясь от препаратов, которые могли бы принести вам облегчение, вы ничего не выиграете. Как только острые симптомы будут сняты, вы сможете спокойно вернуться к технике гармонизации ума и тела. В аюрведе нет места жёсткости вообще и жёстким идеалам чистоты в частности: ведь жёсткость — это противоположность равновесия и мудрости. Аюрведический фанатизм ослепляет точно так же, как фанатизм материалистический, и по его вине мы можем пройти мимо истины, к которой так долго стремились. Мудрость — это знание правильных вопросов, а не правильных ответов.

Хороший тому пример — анекдот о человеке, который возомнил себя святым, которому покровительствовал сам Бог, и отказался покинуть свой дом, когда городу грозило наводнение. Когда вода уже хлынула на улицы, к этому человеку приехали полицейские на автомобиле и предложили увезти его в безопасное место. Но он заявил:«Я не поеду. Господь обо мне позаботится». Когда вода поднялась до второго этажа, приплыли спасатели на шлюпке. Но несмотря на все уговоры, святой не сдвинулся с места, снова повторив: «Господь обо мне позаботится». Затем вода поднялась до крыши, и прилетели спасатели на вертолёте. Но сколько они ни убеждали этого упрямца, тот стоял на своём. Наконец, огромная волна захлестнула крышу, святой упал в воду и, понятное дело, утонул. Только его впустили в рай, он бросился к Богу и воскликнул в гневе: «Как же ты допустил, чтобы я утонул! Я-то верил, что ты спасёшь меня!» «О чём ты говоришь?— удивился Бог.— Я три раза пытался тебя спасти, но ты отказался и от автомобиля, и от лодки, и от вертолёта. Вот я и подумал, что ты хочешь умереть».

Если мы не откроемся и не научимся воспринимать мудрость, заключённую во всём сущем, мы можем даже пройти мимо настоящего чуда, не заметив его. Бог вездесущ и каждая крошечная пылинка несёт в себе благую весть. Именно об этой полной готовности уделять внимание всему и видеть во всём чудесные дары говорит Уолт Уитмен в стихотворении «Песня о себе»: К чему мне желать Бога, лучшего, чем этот день? Я вижу частицу Бога ежечасно и ежемгновенно, Я вижу Бога в лицах мужчин и женщин и в зеркале, где отразилось моё лицо, Я нахожу на улице письма от Бога, и каждое подписано:«Бог», Но я их не подбираю, ведь где бы я ни прошёл, Будут другие, точно в срок, снова и снова.

Самоосмысление и знание, которое оно приносит,— это подготовка к действию. Для того чтобы выпустить стрелу из лука и поразить цель, сначала нужно натянуть тетиву. Точно так же для того, чтобы совершить активное действие во внешнем мире, сначала нужно отступить внутрь себя. Но для развития опыт и знание необходимы в равной мере, поэтому важно не затеряться во внутренних поисках. Проверка наших знаний осуществляется в мире действия, и в этом смысле действие — наш последний наставник.

Цель в действии

Думающий о поражении терпит поражение. Нерешительный не достигает ничего. Нужно поставить перед собой великую цель и добиваться её. Никогда не задумывайтесь о поражении, ибо мы получаем именно то, о чём думаем.

Махдриши Махеш Йоги

Имеющий уши да услышит! Ибо вот что я скажу вам. В решающий момент всяких отношений между людьми существует только один вопрос: как поступил бы сейчас любящий? Никакие прочие вопросы не существенны, никакие вопросы больше не имеют смысла, никакие другие вопросы более не важны для вашей души.

Нил Доналд Уолш

Ясность цели, как уже говорилось, необходима для очищения духа, ибо она освобождает нас от внутренней сумятицы, разделяющей тело и ум. Если знание подобно океану, который поддерживает действие как свои волны и открывает широкие перспективы, то намерение — это штурвал, задающий направление и не позволяющий сбиться с курса. Без него мы скитаемся по воле волн. Цель–это ипостась Чимунды, представленная богиней Лакшми, олицетворением индивидуальной воли, желания, мечтаний, фантазий, воображения, развития и изобилия.

В более широком смысле ясность цели соотносится с духовным смыслом нашей жизни — ответами на вопросы «зачем я здесь?», «кто я?». Такие ответы почти никогда не даются легко и просто. Возможно, на их поиски уйдёт целая жизнь, а возможно, в течение жизни они будут неоднократно меняться. Мы не можем подсказать вам, в чём состоит та уникальная цель, к которой вы стремитесь. В наших силах лишь описать метод поисков и ещё раз сказать о том, как важно для здоровья и красоты помнить об этих вопросах.

Такие вопросы неизбежно встают перед нами в процессе самоосмысления, который нередко позволяет вскрыть не только наши бессознательные представления, но и наши глубочайшие желания. Во многих случаях цели, которые мы преследуем в жизни, или причины, по которым мы стремимся к этим целям, определяются не столько нашим сознательным выбором, сколько ранней обусловленностью, сформированной нашей семьёй и культурой. Неудовлетворённость, от которой страдают многие люди, произрастает из внутреннего ощущения, что жизнь, которую они ведет, не способствует выражению или росту их глубинного «я». Когда же мы берёмся осмыслить свои мысли и действия, наша истинная цель обычно начинает проясняться. Открыв эту цель, мы вовсе не будем обязаны изменить направление деятельности, образ жизни или род занятий. Всегда можно найти способ добиться цели, не отказываясь от прочих дел, за которые мы уже несём ответственность. Но для того, чтобы жить в согласии со своей целью, обычно требуется переоценить свои приоритеты, изменить установки или дать новые обоснования своим занятиям.

Внеся такие поправки, мы приведём мысль в согласие с действием, а это защитит нас от стрессов.

Поиски своего предназначения и жизнь в соответствии с ним — это не только цель, но и процесс. Однако люди западной культуры ориентируются на быстрый успехи немедленное вознаграждение, и редко кому хватает терпения на то, чтобы дать этому процессу развернуться естественно. Мы хотим получить все ответы и доказательства сию же минуту. Мы не переносим неизвестности. Нечасто можно встретить человека, который готов честно сказать хотя бы самому себе:«Я не знаю» или «Я в растерянности». Трудно стоять спокойно, когда все вокруг тебя суетятся с такой явной целеустремлённостью! Однако это необходимо, если мы действительно хотим получить ответы на важнейшие вопросы нашей жизни.

Есть такая хасидская притча. Молодой человек бежит по улице. Мудрец останавливает его и спрашивает: «За чем ты гонишься?» «За пропитанием», — отвечает молодой человек.«А откуда ты знаешь, что твоё пропитание бежит впереди и что тебе надо гнаться за ним? говорит мудрец.— А вдруг оно позади тебя? Может, тебе нужно остановиться и подождать».

На самом деле состояние неизвестности — очень интересная точка, в которой стоит задержаться подольше. Ведь это.состояние, в котором открыты все возможности. Если вы успокоите ум в медитации, а затем в течение дня будете размышлять о жизни, то не исключено, что перед вами откроется цель, о которой вы бы ни за что не догадались, если бы по-прежнему бездумно неслись вперёд. В конечном счёте «болезнь спешки» только умножает стрессы.

Ларри Досси в книге «Пространство, время и медицина» пишет:«Как собаки Павлова приучались выделять слюну в ответ на неуместные стимулы, так и мы приучились торопиться в неуместных обстоятельствах.... Наши «звонки» — часы, будильн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.202.202 (0.005 с.)