Глава 2. Равновесие: путь к здоровью и счастью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Равновесие: путь к здоровью и счастью



 

Невозможно быть счастливым и здоровым, если ты находишься в неуравновешенном состоянии: это просто неестественно.

ДИПАК ЧОПРА

 

Как мы помним, в аюрведе утверждается, что всё сущее состоит из пяти основных: элементов (пяти типов вибраций) — пространства, воздуха, огня, воды и земли. Каждый из нас, будучи малым подобием вселенной, от рождения заключает в себе все эти пять элементов.

Однако соотношение их в каждом человеке уникально и неповторимо. Именно этой пропорцией определяются наши индивидуальные черты (в том числе и тип кожи) и врождённые психические и физические склонности. Секрет абсолютной красоты — в том, чтобы жить в гармонии с тем замыслом, который природа предначертала лично для нас и который выражается в отличающем лично нас сочетании элементов, то есть в нашем конституциональном типе.

Выполнить эту задачу не так уж трудно, если вы знакомы с основами теории равновесия и установили, какая у вас конституция,— о чём и пойдёт речь в этой главе. Кроме того, необходимо знать, какие факторы нарушают равновесие,— и вы узнаете это из главы 3.

А теперь рассмотрим законы аюрведической «психофизиологии» и основные принципы, которыми определяется равновесие. Эти принципы таковы: сознание, эволюционные энергии (гуны), элементы, пять чувств, биологические энергии (доши), конституциональные типы (пракрити), в том числе и типы кожи, закон равновесия («подобное усиливает подобное»), аюрведическая «анатомия»: тело, дыхание, ум, эго и сознание.

Чтобы соотнести теоретические понятия с практикой, своё введение в законы аюрведы мы заключим «портретами» трёх основных типов пракрити. Составив первоначальное представление об этих типах, вы без труда сможете ответить на вопросы несложной анкеты, которая позволит вам определить вашу личную конституцию и тип кожи, а также установить, находятся они сейчас в равновесии или нет.

Если вы обнаружите дисбаланс, то из главы 3 сможете узнать, в чём именно он состоит и что рекомендует аюрведа для его устранения.

Если же вы пребываете в гармонии, глава 3 подскажет вам, как сохранить и упрочить состояние равновесия.

Познакомившись с этими начальными рекомендациями, вы будете готовы выбрать распорядок дня, наиболее полезный доя вашего типа кожи, и сделать первый шаг по пути, ведущему к абсолютной красоте.

В остальных главах нашей книги вы найдёте ещё множество советов и подсказок, которые облегчат этот путь.

Впрочем, аюрведа — сложная и весьма обширная дисциплина, а потому не рассчитывайте, что знания, которые вы получите из этой книги, позволят вам исцелить любой недуг.

В аюрведе выделяют восемь областей медицины: 1) терапия; 2) общая хирургия; 3) хирургия головы, шеи, глаза, уха, носа и горла; 4) педиатрия; 5) токсикология; 6) психиатрия; 7) акушерство, гинекология и проблемы фертильности и 8) геронтология.

Большинство жителей Запада, должно быть, удивятся, узнав, что многие хирургические процедуры, применяемые в наши дни в американских больницах (в том числе методы ринопластики), впервые были описаны в древних аюрведических трактатах.

С другой стороны, аюрведическая геронтология (которая представляет собой, главным образом, науку об омоложении и включает методы, позволяющие обратить процессы старения вспять) и аюрведическая наука о фертильности (в которой первоочередное внимание уделяется поддержанию половой потенции) не имеют прямых аналогов в западной медицине.

Полное собрание аюрведических трактатов способно соперничать по объёму с любой современной медицинской библиотекой. Существует, к примеру, огромный том, посвященный исключительно применению маргозы, лишь одного из сотен лекарственных растений, используемых в аюрведической натуральной фармацевтике. И, между прочим, письменно зафиксированная история эффективного употребления этих растений на несколько тысяч лет древнее, чем «послужной список» любого из лекарств, одобренных Администрацией США по контролю за продуктами питания и лекарствами.

Более того, каждый аюрведический врач в течение семи лет проходит медицинскую подготовку на университетском уровне, а некоторые специалисты по аюрведе учатся всю жизнь — с самого детства. В традиционных индийских семьях секреты аюрведического врачевания нередко передаются из поколения в поколение — тем же способом, благодаря которому в ходе истории сохранялись и развивались многие другие великие искусства. Передача эта воспринимается как семейный долг — дхарма.

Аюрведа применима на двух уровнях: для специалиста она является медицинской наукой, а для обычного человека — надёжной системой профилактики и гигиены.

Аюрведа — это «наука повседневной жизни». Её базовые принципы просты, и использовать её в обыденной жизни совсем не сложно. Все сведения, необходимые для oпpeделения вашего типа кожи и для выяснения причин и характера дисбаланса, можно получить непосредственно путём самонаблюдения: никаких специальных инструментов и точных измерений вам не понадобится.

Более того, аюрведа ориентирована, в первую очередь, на выяснение скрытых причин дисгармонии, а не на постановку точного медицинского диагноза, поэтому вам не потребуются и специальные знания из; анатомии, биологии, вирусологии и других наук.

Чтобы диагностировать и излечить большинство обычных недомоганий с помощью аюрведы, необходимо всего лишь знать себя, то есть иметь представление о своей конституции и типе кожи и обращать внимание на сигналы того, что ваше физическое или психическое состояние отклонилось от этой врождённой нормы. Усвоив эти основы, вы без труда сможете распознавать даже самые ранние, тонкие признаки нарушений и восстанавливать здоровье и красоту (а возможно, и предотвращать возникновение проблем), применяя немногочисленные и простые в изготовлении домашние средства и изменяя свой распорядок дня в соответствии с несложными указаниями, которые вы найдёте далее в этой книге.

Разумеется, многие понятия, с которыми вы здесь столкнётесь, окажутся для вас абсолютно новыми. А некоторые из них — такие, как сознание и квантовое поле рассказа о которых мы и начнём знакомство с аюрведой), — могут даже показать слишком сложными, особенно по сравнению с материалом, который обычно излагают в книгах о красоте.

В последующих главах мы будем возвращаться к этим понятиям, и если вы не сможете уловить их суть сразу, она раскроется перед вами постепенно. Кроме того, в книгу включён словарь аюрведических терминов, к которому вы в любой момент можете обратиться за справкой.

И всё же следует иметь в виду, что эта глава посвящена не только определению конституции, типа кожи и правилам поддержания равновесия, но и принципам, составляющим фундамент аюрведической медицины.

Кроме того, вы познакомитесь здесь со всеобъемлющей философией аюрведы, коренным образом отличающейся от классических западных воззрений.

Аюрведичекая философия строится на предпосылке, гласящей, что сознание есть начало, объединяющее тело и ум. Согласно аюрведе, сознание играет исключительную роль не только в поддержании здоровья, но и во всём человеческом существовании.

И чтобы включить эту древнюю мудрость в контекст нового знания, мы рассмотрим также некоторые идеи современной квантовой физики, помогающие проникнуть в тайну сознания.

Если в процессе чтения этой книги вы сможете сжиться с этими идеями, то вы увидите в новом свете и свою кожу, и себя как личность, и весь мир в целом. Это «квантовое» мировоззрение откроет перед вами тайну абсолютной красоты, в чём вы удостоверитесь, дойдя до части IV.

А пока что вам предстоит лишь усвоить основополагающее аюрведическое представление о той важнейшей роли, которую играет связь ума и тела в поддержании здоровья и равновесия, и понять, что аюрведический уход за кожей — это не просто использование натуральной косметики, а чрезвычайно обширная система, затрагивающая все области жизни.

Сознание  

Как уже было сказано, физическая вселенная происходит из пяти элементов. Но откуда берутся сами эти элементы? Согласно аюрведе, источник всего сущего — и всего известного нам в этом мире, и того, о чём мы не имеем ни малейшего понятия,— есть незримое, вездесущее и безграничное чистое сознание. Это — высшая реальность, и всякая система знаний, с аюрведической точки зрения, неполна, если в ней не отводится место изучению сознания.

Более того, неполна и всякая индивидуальная жизнь, если в ней не нашлось места непосредственному восприятию этого основообразующего источника. Таким образом, сознание — это не только источник всего сущего, но и цель познания и опыта, а значит — цель человеческой жизни.

Высшее стремление аюрведы — вручить всем и каждому средство для достижения этой цели, которая также представляет собой сущность абсолютной красоты. Это представление о сознании как источнике всего мироздания и опыта — самый важный принцип аюрведы.

Однако в западной культуре термин «сознание» используется чересчур вольно и многие люди заблуждаются относительно его истинного значения. Поэтому сначала мы объясним, в каком именно смысле употребляется это слово в нашей книге. Мы рассмотрим это понятие с трёх точек зрения: с точки зрения обыденного опыта, с точки зрения опыта древних риши и в свете представлений современной квантовой физики.

Сознание и личность  

Чтобы прикоснуться к сознанию непосредственно, на личном опыте, необходимо обратиться к самым истокам мышления.

В обычном своём состоянии мы не замечаем его, поскольку наше внимание поглощено всевозможными мыслями, впечатлениями и чувствами. Оно притягивается то к птице на ветке за окном, то к симпатичному прохожему на улице. До нашего слуха долетает звук — и мы регистрируем это ощущение. Мы вовлекаемся в беседу или погружаемся в мир воспоминаний и грёз.

Иногда мы влюбляемся и «теряемся» в другом человеке — предмете нашей любви. Но в действительности, мы никогда не исчезаем. Мы по-прежнему здесь. Мы следуем своему pacпoрядку дня и какая-то часть нас всегда остаётся неизменной. Какие бы перемены ни совершались вокруг, по-прежнему существует то незримое русло, в которое вливается поток событий и который связывает все разрозненные эпизоды в единый опыт, о котором мы говорим: «это наша жизнь».

Эта непрерывная составляющая бытия «вечная» частица вечно сущего и вечно меняющегося потока — и есть то, что мы называем «сознанием».

Конечно, чистое сознание есть чистая абстракция. Однако мы соприкасаемся с ним гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд.

Сознание в буквальном понимании — это то, чем отличается наше чувство «я» в состоянии глубокого сна (в котором, разумеется, никакого чувства «я» нет) от чувства «я» в состоянии полного бодрствования.

Непосредственно ощутить «вкус» сознания можно в тот неуловимый просвет между сном и пробуждением, в миг, когда на смену сну является первый проблеск сознательной мысли. Это и есть опыт внутреннего пробуждения, или освобожденного внимания, не ограниченный каким бы то ни было объектом восприятия. Это состояние чистого осознавания, в котором наш ум признаёт собственную безграничность и вспоминает: «Я есмь».

Иными словами, когда внимание ничем не поглощено, субъект осознавания просто-напросто осознаёт самого себя. Вот почему древние мудрецы также именовали сознание «Чистым Существованием», «Чистым Бытием» или просто «Я».

Разумеется, сознание лежит в основе не только первой мысли нового дня, но и всей мыслительной деятельности, всех восприятий и ощущений — и осознанных, и подсознательных, и бессознательных. Поэтому мы можем соприкасаться с ним и в тех просветах, тех мгновениях внутреннего безмолвия, которыми отделены друг от друга все без исключения импульсы наших мыслей.

Медитация, как вы узнаете из этой книги, даёт возможность целенаправленно «проскальзывать» в этот просвет и переживать опыт абсолютного внутреннего безмолвия непосредственно и систематически.

Как источник всей материи и энергии, сознание является также источником разума вселенной — той упорядоченности и регулярности, которые отличают великое здание космоса. Следовательно, непосредственное соприкосновение с сознанием в процессе медитации — это путь к воссоединению нашего собственного разума с организующей силой природы. Естественно, возникает вопрос: если сознание — это основа всего сущего и если оно присутствует в нас постоянно, то почему же мы не замечаем его или почти не замечаем? Почему для того, чтобы соприкоснуться с ним, необходимо войти в какое.то особое состояние? Аюрведа дает ответ и на этот вопрос.

В повседневной жизни, как уже говорилось, Я скрыто от нашего восприятия бесконечным потоком мыслеобразов примерно так же, как в кинозале белый свет проектора скрывается потоком картинок, сменяющихся на экране.

Посредством органов чувств мы постоянно проецируем своё сознание (свой внутренний «свет») вовне. В результате наше внимание фокусируется на внешних предметах и событиях и мы перестаём воспринимать чистое Бытие.

Но жизнь без сознания была бы так же невозможна, как кино — без света. Однако и в том, и в другом случае источник реальности в буквальном смысле слова заслоняется объектом восприятия. Мы упускаем из виду ту неоценимо важную роль, которую играет в нашей жизни сознание, потому что нам «загораживают обзор» бесчисленные частные виды, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения. Эти частные впечатления захватывают и удерживают наше внимание до тех пор, пока мы только проецируем его вовне, не направляя внутрь. Безграничную сущность Я мы теряем из-за мысли!

В аюрведе этот феномен обозначается словом «праджнапарада» — «заблуждение ума». В самом деле, даже простой здравый смысл подсказывает нам, что конечное не может заслонить бесконечность. Об этом даже подумать смешно — сразу представляется малыш, который спрятал лицо в ладошках и думает, что стал невидимым. Однако мы принимаем точно такую же иллюзию за реальность и в результате «забываем» своё Я.

Впрочем, иллюзия эта пе сводится к простой логической ошибке или неверному суждению: поддаваясь ей, мы утрачиваем самый ум, или то, что Фроули называет «природной мудростью».

Аюрведа утверждает, что всякий дисбаланс — всякое недомогание или расстройство — есть не что иное, как утрата природной мудрости, а природная мудрость — это неотъемлемая часть сознания. Аюрведическая терапия направлена на то, чтобы освободить ум от «заблуждения», пробудив его к осознанию безграничной ценности сознательного бытия и гармонизировав образ жизни человека с разумом его тела. Наука о том, как достичь этой цели, берёт своё начало в Веде.

Сознание и Веда  

«Веда» — это санскритское слово, означающее «знание». Но, хотя ведические тексты и повествуют об аюрведе, саму Веду полностью изложить в какой-либо книге невозможно, потому что Веда — это не то знание, которое вмещается в цифры, факты и идеи. Это знание, полученное путём непосредственного восприятия абстрактного и всеохватывающего поля сознания. Веда - это чистое знание.

Риши, люди, достигшие в глубокой древности Самореализации, смогли воспринять чистое сознание не только в форме своего личного «тонкого» осознания, но и как сущность всей окружающей их вселенной. Эти великие провидцы вошли в состояние единства. Единство пронизывало все их мысли, ощущения и действия; между их индивидуальной природой и Природой всего сущего не осталось преград. Это сознание единства — подоплёка часто цитируемого высказывания из Вед:«Я — To, ты — То, всё это — То» («То» в этой фразе означает сознание).

Это высказывание является глубоко личным, поскольку риши говорили на основании своего непосредственного опыта. Они воспринимали всё творение как безграничное целое, неотделимое от их собственного Бытия.

И поскольку ни одна часть вселенной не может существовать вне этого целого (то есть за пределами объединяющего сознания), то во всей вселенной не было такой вещи, которая осталась бы непознаваемой для эти просветлённых провидцев.

Личное сознание риши непоколебимо утвердилось в это возвышенном состоянии, и потому они могли познавать абстрактные законы природы — структуры ума, существующие в поле чистого сознания, лежащие в основе вселенной и придающие ей направленность и упорядоченность. Под вселенной здесь понимается всё сущее — от самых устойчивых форм материи до самых неуловимых форм энергии, включая и мимолётные мысли, и неизгладимые воспоминания человеческого ума. Прозрения риши изложены в священных индийских текстах, именуемых Ведами. Веды сами по себе составляют, если можно так выразиться, формулу развёртываю сознания от непроявленной формы через все слои творения.

Как разум, структурирующий человеческую жизнь, закодирован в цепочке ДНК, так совокупный разум вселенной закодирован в Ведах. Впрочем, проникнуть в высшую «тайну» творения посредством объективного анализа невозможно, поскольку сознание само по себе ее чистая субъективность — сущность «я есмь». Поэтому, чтобы расшифровать ведический код, мы должны, подобно древним риши, выйти за пределы интеллекта, ума и эго и устремиться непосредственно к источнику этого кода источнику, из которого происходим и мы сами,— то есть к сознанию.

Истину эту, судя по всему, подтверждает квантовая физика — наука, изучающая жизнь и поведение фундаментальных частиц материи. Чем дальше мы отходим от объективных методов современной науки и чем ближе подступаем к непосредственно познанию того, из чего состоит мир, тем больше мы находим свидетельств в пользу того, что «состоит» он из сознания.

Недостающий фрагмент мозаики, которую пытается сложить западная наука — ответ на вопрос о том, как абстрактный «ум» може влиять на физическую материю или превращаться в неё,— содержится в Ведах.

Сознание и квантовое поле  

Квантовая физика — это область физики, зародившаяся в начале XX века, великое детище целой плеяды великих умов, в числе которых были Эйнштейн, Гейзенберг, Макс Планк.

В противоположность ньютоновской классической механике (описывающей движение тел в макромире), квантовая физика описывает взаимодействие силы и материи в мире элементарных частиц — электронов, протонов, нейтронов, кварков, бозонов и др., — по сравнению с которыми даже атом кажется исполином.

Чтобы составить представление о масштабах микромира, задумайтесь над тем фактом, что квантовая частица может в миллионы раз быть меньше одного-единственного атома,— а на расстоянии, равном толщине одной страницы этой книги, умещается несколько миллионов атомов. Что же касается сил, действующих в микромире, то скажем лишь, что сила взаимодействия между элементарными частицами может превосходить силу гравитации во много миллиардов раз. Очевидно, что в повседневной жизни мы с этим миром не сталкиваемся.

В микромире законы Ньютона — законы мира, доступного нашим телам,— не действуют. В мире квантов мы не смогли бы сыграть в бильярд: там нет твёрдых тел, есть только сгустки энергии — короткоживущие кванты. Иногда они ведут себя как частицы, а иногда. как волны, о чем свидетельствует открытие де Бройлем универсальности корпускулярно-волнового дуализма. Поле квантов — это энергетическое поле, составляющее основу вселенной, непроявленный и вездесущий континуум, из которого эти кванты рождаются и в котором исчезают вновь. Это источник всей энергии, разума и материи во вселенной. Во введении к этой книге мы назвали его «виртуальным» полем, потому что зарегистрировать его непосредственно при помощи органов чувств или какими-либо техническими средствами невозможно. Физики «наблюдают» его, анализируя полученные в специальных экспериментах определённые эффекты.

За последние полвека учёные совершили множество важных открытий, касающихся поведения квантов. Однако в контексте нашего повествования об аюрведе и сознании самым важным остаётся открытие Гейзенберга, совершённое ещё в 1927 году,— принцип неопределённости, гласящий, что, измеряя (то есть, по существу, воспринимая) события, происходящие в квантовом мире, мы оказываем воздействие на результаты этих событий. «Принцип неопределённости повлёк за собой глубокие перемены в нашем мировоззрении,— пишет известный физик Стивен Хокинг об этом отбытии, демонстрирующем влияние сознания на физические феномены.

Даже сейчас, по прошествии пятидесяти с лишним лет, многие философы ещё не вполне оценили его значение, и по-прежнему эта тема остаётся предметом разногласий и споров». А физик и философ Дэвид Бом сформулировал эту проблему западной науки следующим образом:«Вопрос в том, является ли материя грубой и механистичной или же постепенно становится всё тоньше и тоньше и в конце концов оказывается неотличимой от того, что люди когда-то назвали 'умом'».

Разумеется, для знатока ведической мудрости ответ на этот вопрос очевиден и сомнений не вызывает. Поле чистого сознания тождественно квантовому полю: это — фундаментальная реальность, из которой рождается жизнь. Это виртуальное поле — источник сил и ума природы. Его называют «обителью закона природы» и «полем всех возможностей». В устах риши такие выражения — не гипербола, а простая истина. Когда мы полностью раскрываем потенциал сознания, не остаётся ничего невозможного.

Именно с этой истиной, судя по всему, столкнулась наконец и современная наука. В своей погоне за основным «кирпичиком» материи физики пронеслись следом за теориями Эйнштейна через весь ньютоновский мир — и провалились в кроличью нору, чтобы приземлиться в квантовой стране чудес.

Там они обнаружили, к примеру, такие элементарные частицы, которые способны беспрепятственно проходить сквозь твердое тело, словно привидение сквозь стену.

Обнаружили они и эквивалент телепатии на квантовом уровне, выяснив, что две частицы, находящиеся друг от друга на огромном расстоянии, могут одновременно реагировать на воздействие, которому подвергается только одна из них.

А в мае 1996 года газета «Нью-Йорк Тайме» сообщила, что физики из Национального института стандартов и технологии в Боулдере (Колорадо) «доказали, что целый атом может одновременно существовать в двух местах, удалённых друг от друга на значительное расстояние». Так наука превзошла научную фантастику, поместив один объект в два места одновременно и даже, как пишет «Тайме», сняв фильм об этом процессе!

Очевидно, что чем глубже физики проникают во вселенную микрочастиц, тем «страныше и страньше», как говорила Алиса, становится наш мир. Знатоки Вед, уже овладевшие «полем всех возможностей», знают, что в один прекрасный день их современные коллеги исчерпают пределы объективного анализа и возвратятся к древней ведической мудрости, гласящей, что фундаментальная составляющая вселенной находится отнюдь не вне нас, а в глубине нашего собственного сознания.

Силы творения и эволюции  

Движущими силами мироздания являются три силы, действующие в этом поле сознания. В аюрведе эти силы, или фундаментальные свойства вселенной, именуются гунами.

Первая гуна, саттва, есть чистая сущность реальности, то, что Чопра называл «импульсом к развитию»; вторая, тамас,— это сила инерции,«импульс к сохранению в неизменном виде»; третья, раджас, — сила перемен, сила движения или «действие ради действия».

Эти три гуны также представляют собой, соответственно, три начала природы: созидательное, охранительное и разрушительное. Их взаимодействием порождается и поддерживается эволюция — то есть последовательное развитие жизни.

Не бывает прогресса и роста без деятельности, а деятельность — это функция гун. Как поясняет Махариши Махеш Йоги в своём комментарии к одному из ведических текстов, «Бхагавад гите», раджас - это «побуждение» к действию; саттва и тамас «поддерживают направление движения»; а все три гуны сообща формируют процесс роста. Вот что он пишет дальше: "Чтобы процесс продолжался, необходимо, чтобы в нём присутствовали стадии, а каждая стадия, сколь угодно малая по длительности во времени и протяжённости в пространстве, нуждается в силе, которая поддерживала бы её, и в другой силе, которая способствовала бы переходу на следующую стадию. Сила, которая способствует переходу на следующую стадию, есть /саттва/, а /тамас/ есть сила, которая сдерживает или замедляет процесс с целью удержать уже достигнутое состояние, дабы оно стало основой для следующей стадии.

Все три гуны с необходимостью присутствуют во всякой вещи, ибо ни одна из них не может действовать без двух остальных. Однако во всякий данный момент времени какая-либо одна гуна может проявляться сильнее других. Вот почему в аюрведе тонкие характеристики вещей и явлений иногда описываются через соотнесение с какой-либо конкретной гуной. Например, пищу, состояние ума или деятельность человека называют саттвичными, если в них по преимуществу проявляются качества чистоты и ясности и если они оказывают животворное и гармонизирующее влияние; раджастичными, если в них проявляются качества изменения и разрушения и если они оказывают стимулирующее, отвлекающее или истощающее влияние; и тамастичными, если в них проявляются качества инертности и тяжести, и если они оказывают притупляющее и замутияющее влияние.

Сходным образом, саттвичный ум активно действует, стремясь к прогрессу и созиданию, тамастичный склонен к бездействию и сохранению статуса кво, а раджастичный — привержен деятельности ради самой деятельности.

Динамическое взаимодействие трёх гун порождает весь мир в его бесконечном разнообразии. Именно гуны — те силы, благодаря которым единое (чистое безграничное сознание) становится многим (преобразованиями и сочетаниями всех элементов проявленного мира). В этом смысле мироздание есть вечно эволюционирующее проявление всё тех же основных энергий: каждый слой бытия — не что иное, как сознание, творящее само из себя с помощью гун. Помните об этом, читая нашу книгу. Так вам легче будет понять, почему правила аюрведы нередко кажутся всего лишь различными вариациями одной и той же исходной темы.

Как вы видите, фактически так и есть: на каждой фазе творения воспроизводится первоначальный процесс рождения проявленной вселенной из иепроявленного сознания, совершающийся поддействием гун. Несмотря на то что вещи отличаются друг от друга по форме и функциям, их фундаментальная составляющая (сознание) всегда одна и та же, и силы (гуны), творящие их, также неизменны.

Вспомним для сравнения, что лёд, вода и пар в основе своей состоят из одних и тех же молекул Н2О, принимающих различные формы, отражая одно и то же базовое начало — тепловое движение. Как молекулы одного типа образуют три различных агрегатных состояния вещества за счёт того, что движутся с разной скоростью, так и сознание под действием гун образует всё бесконечное разнообразие проявленного мира и, в том числе, все формы жизни.

Сознание принимает форму: пять элементов и их проявления  

Из чего состоит тело? По мнению современного химика, из 110 базовых компонентов, отличающихся друг от друга строением атомов. Средний человек — это смесь кислорода, углерода, водорода, кальция и азота с незначительными добавками фос фора, хлора, серы, натрия, калия, магния, железа и со следами других химическ элементов.

Современный биолог ответит на этот вопрос немного иначе: человек - это примерно пятьдесят пять частей воды, девятнадцать частей липидов-13, восемнадцать частей белков, пять частей золы и по одной части углеводорода, кальция и фосфора.

Когнитивный психолог скажет, что человек -это плоть плюс нервная система плюс мозг, которые в совокупности обеспечивают нейрохимические процессы, поождающие феномен ума. А специалист в области квантовой физики, который, на мой взгляд, ближе других учёных подошёл к возможности описать в единой универсальной теории всю природу, ответит, что человек - это 99,99 процента пустого пространства, а в остальном - триллионы и триллионы протонов, нейтронов, электронов и других невидимых субатомных частиц.

Однако ни в одно из этих западных описаний не включаются такие компоненты, как ум, сознание или жизненная сила. Более того, западная наука в ходе безуспешных поисков основы реальности неоднократно отказывалась от собственных принципов и накопленных фактографических данных.

Напротив, простая аюрведическая классификация всего сущего на пять элементов, три биологических начала и пять слоев существования не оставляет без внимания ни ум, ни материю, и вот уже шесть тысяч лет служит исчерпывающей и внутренне согласованной основой для постижения жизни. Эти пять элементов суть первые объективные проявления сознания, возникающие из взаимодействия гун. Они рождаются последовательно, один за другим, и процесс этот совершается в «точке перехода» от непроявленного к проявленной реальности. Первым в этом процессе манифестации возникает пространство. Хотя в физическом плане пространство — это состояние «вакуума», на самом деле не следует считать его пустым: оно заполнено виртуальной энергией квантового поля. Взаимодействие гун в пространстве порождает воздух — первое состояние материи. Движение воздуха порождает трение, от которого происходят тепло и свет — огонь. Под действием огня материя разжижается, и возникает четвертый элемент — вода. А когда жидкость испаряется, остаётся плотная субстанция — земля.

В контексте учения о квантовом поле эти пять элементов предстают как абстрактные структуры ума (или схемы вибраций в квантовом поле), порождающие стихийные энергии и придающие видимому миру порядок и форму. С позиций аюрведы, каждый из этих элементов имеет две формы: абстрактную на последнем и наименее тонком плане сознания, или «ума», и конкретную, на первом и наиболее тонком плане материи. Поэтому в человеческом восприятии элементы играют не только субъективную, но и объективную роль.

На уровне индивидуального сознания они порождают пять чувств, а па уровне физического тела их сочетаниями обусловлены все формы и функции психофизиологических процессов. С точки зрения аюрведы, весь опыт человеческого существования может быть описан в категориях взаимодействия элементов. Как базовые формы энергии во вселений, пять элементов обладают определёнными качествами и оказывают отчётливо предсказуемое влияние на наш внешний вид и мышление, а также на то, как мы воспринимаем воздействие окружающей среды.

Мы ощущаем внешний мир, воздействуем на него и испытываем его воздействие благодаря пяти элементам. Пять элементов — это словарь того универсального безмолвного языка, на котором говорит вся вселенная, включая и человека. Знание качеств и проявлений пяти элементов — это, как вы увидите, ключ к пониманию и нашей собственной внутренней природы, и того места, которое мы занимаем в природе вселенной. А это понимание, в свою очередь, составляет основу для достижения гармонии и красоты. Пять элементов в сфере ума и в сфере материи в своём субъективном аспекте — то есть на уровне индивидуального сознания, пять элементов порождают пять чувств. Пространство — это сущность звука. Первом пробуждение активности в безграничном чистом сознании первую эманацию творения — аюрведа описывает как первозданный звук.

Звук — это энергия колебания, энергия, распространяющаяся волнами. Без пространства звуку не в чем было бы распространяться; без пространства физическое существование вообще невозможно.

Воздух - это сущность осязания: существование воздуха делает энергию колебаний ощутимой. К примеру, ощущая вибрации какого.нибудь басового инструмента, мы воспринимаем не что иное, как движение воздуха, порождаемое энергией звука.

Огонь — это сущность зрения. Именно лучистая энергия, т.е. свет, делает материю зримой. Вода — это сущность вкуса: без жидкости вкусовые луковицы не функционируют.

Наконец, земля — это сущность обоняния. Каждый элемент через посредство соответствующего ему чувства также связывается с определёнными органами и функциями тела. Понятно, что на мир элементом мы реагируем посредством ушей, кожи, глаз, языка и носа.

Однако соответствия элементов органам деятельности и их функциям, соотносящимся с пятью чувствами, не столь самоочевидны. Так, пространству соответствуют, кроме ушей, ещё и горло, poтовая полость и голосовые связки, поскольку все эти органы порождают звук. Ноги ведут нас в направлении, подсказанном зрением, а потому они связаны с огнём. Гениталии в аюрведе называют «нижним языком», из-за чего они связываются со вкусом и, соответственно, с водой. А выделительная функция ануса позволяет связать его с обонянием, и, следовательно, с землёй.

В своём объективном аспекте пять элементов порождают все формы и функций, присущие как одушевлённому, так и неодушевлённому миру. Например, воздух, вода и земля соответствуют трём агрегатным состояниям материи: газообразному, жидкому и твёрдому. Пространство — это «эфирный» элемент, та пустота, в которой существует вся материя. Воздух, огонь и вода активные, подвижные элементы, а пространство и земля — пассивные. Кроме того, каждый элемент связан с определенными аспектами анатомии и физиологии человека. Пространство порождает полости в теле; воздух — всякое движение организма и его частей; огонь - тепло и температуру тела; вода - все жидкости и секреции; наконец, земля — все твёрдые компоненты организма, такие, как кожа и кости.

 

 

Насколько важны эти соотнесения между элементами и определёнными аспектами тела, ума и окружающей среды, вы поймёте, когда в дальнейших главах мы перейдём к обсуждению причин и способов устранения дисбаланса в организме и различных заболеваний. А пока что рассмотрим для примера более подробно связи между элементом огня, зрением и явлениями тепла и света. Согласно учению аюрведы, человек, в чьей врождённой конституции преобладает элемент огня, тяжело переносит жару и яркий свет.

Избыток тепла и солнечного света может нарушить равновесие огня в его организме, а такое нарушение — главная причина большинства проблем со зрением. Свойства элементов качества, присущие каждому из пяти элементов, нетрудно угадать, исходя из обычного повседневного опыта.

Пространство обширно и стремится к расширению; воздух лёгок, подвижен, холоден и шероховат; огонь горяч, маслянист, подвижен и лёгок, а также обладает пронизывающим качеством; воду отличают мягкость, влажность и текучесть; земля тяжела, жирна, холодна и плотна. Это — лишь немногие из проявлений пяти элементов; полный же список их качеств приведен в таблице.

Вообще, всё что мы воспринимаем с помощью органов чувств, заимствует свою форму и качества у соответствующих элементов. Познакомившись поближе с индивидуальными свойствами элементов, вы научитесь распознавать их проявления повсюду — даже в ваших собственных эмоциях и поведении. Однако сила, с которой проявляется тот или иной элементе вашей жизни, зависит от уникального баланса элементов, присущего лично вам. Позже вы узнаете, как на основе элементальных качеств, наиболее ярко выраженных в вашем организме и темпераменте, можно определить свою врождённую конституцию и тип кожи.

 

 

Три доши и их проявления  

Сами по себе элементы неодушевлённые, однако в определённых сочетаниях они порождают три биологические силы, три начала, именуемые дошами.

Пространство в сочетании с воздухом образует Вату — «воздушное» начало; огонь в сочетании с во дой составляет Питту — «огненное» начало; вода в сочетании с землёй порождав Капху —«земное» начало.

Три доши возникают из пяти элементов в соответствии с следующей схемой:

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.07 с.)