Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словарь санскритских терминов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Абхиянга: масляный массаж всего тела. Агни: биологический огонь, регулирующий метаболизм. Также называется «пищеварительным огнём». Соответствует теджасу. Ашла: Душа. Ашваганда: растение, физалис солнечно листный (Withuriia somrtifera); придаёт бодрость, повышает сексуальную энергию, омолаживает, тонизирует, увеличивает выработку оджаса. Аграпата: марма, расположенная в области солнечного сплетении, в нижней точке грудины. Аюрведа: наука жизни; древнейшая в мире система врачевания и поддержания здоровья, основанная на систематическом изучении тела, ума и духа. Адхипати: жизненно важный энергетический центр, марма, расположенная в области «венечной» чакры, в верхней точке черепа, посередине между ушами. Бидж-мантра: «семенное слово». Односложное звукосочетание, не несущее смысловой нагрузки, произведённое от более сложных сочетаний первозданных звуков и применяемое для гармонизации пяти элементов в теле. Ама: токсины, накапливающиеся в теле по причине нарушенного пищеварения и дисбаланса. Амалаки: плод с кислым вкусом, оказывает тонизирующее, омолаживающее и слабительное действие; воздействует на все элементы; увеличивает выработку оджаса. Бинди: красная точка, которую индийские женщины наносят на лоб в области «третьего глаза». Ананда: трансцендентальное блаженство; чистая радость. Бинду: «точка». Точка, из которой исходит и в которую возвращается творение. Анандимайя-коша: высшая, самая тонкая из пяти оболочек тела; соответствует состоянию блаженства. Брахма-рандра: марма, расположенная в центре черепа. Аннамайя-коша: буквально —«оболочка пищи». Низшая из пяти оболочек тела; соответствует физическому телу. «Бхагавад-гита» («Песнь Господа»): «библия» ведической литературы, древнейшее общераспространённое сочинение по йоге, указывающее путь к постижению Бога. Арджуна: царевич-воин, центральный персонаж «Бхагавад-гиты». Бхарата: древний мудрец, положивший начало эстетической науке в Индии. Асана: буквально —«посадка». Поза в упражнениях хатха.йоги. Вайдья: врач, знающий и практикующий аюрведу. Вата: одна из трёх дош, принцип движения, или «воздуха» в теле. Состоит из элементов пространства и воздуха. Ватсьяяна: автор древнего эротического трактата, известного под названием «Кама-сутра».
Веда: «чистое знание», познание принципов и структуры мироздания. Также обозначение четырёх священных текстов, составленных древними риши: Ригведы, Атхарваведы (источник аюрведы), Яджурведы и Самаведы. Виджанамайя-коша: четвёртое тонкое тело в аюрведической «анатомии». Соответствует эго. Викрити: неуравновешенное состояние дош. Випак: эффект пищи после переваривания. Вирья: согревающее или охлаждающее действие пищи после переваривания. Гандхараа-веда: ветвь Веды, посвященная гармонизирующему действию музыки. Гаятри-мантра: мантра, состоящая из двадцати четырёх первозданных звуков и заключающая в себе всё знание сотворённого мира. Ги: очищенное топлёное сливочное масло. Широко используется в аюрведе как ингредиент различных препаратов. Также применяется в индийской кулинарии. Гуны: «качества». Три первозданные силы (саттва, раджас и тамас), действующие в поле чистого сознания и дающие начало творению; также двадцать основополагающих физических свойств мироздания, составленных из пар противоположностей (жар и холод, сухость и жирность и т.д.). Гуру: духовный учитель.«Изгоняющий тьму» из жизни. Дашамула: аюрведический лекарственный препарат, состоящий из корней десяти растений. Деха-шудхи: очищение тела. Джьотиш: ведическая система астрологии и астрономии. Доша: буквально —«нечистота». Один из трёх принципов метаболизма (Вата, Питта и Kaпxa), регулирующих работу ума и тела; разум системы «тело.ум». Дханурведа: искусство ведения войны. Дхарма: правильная цель или действие; долг. Дхату: семь тканей, или структурных составляющих, тела: раса (плазма), ракта (кровь), мамса (мышцы), меда (жир), астхи (кость), маджа (костный мозг и нервы) и шу. кра (репродуктивная ткань). Дхату-агни: огонь метаболизма в каждой из тканей тела. Йога: единение с божественным. Йога-сутры: йогические афоризмы Патанджали, одного из самых выдающихся ведических провидцев древности. Кали: богиня, истребляющая зло и олицетворяющая отвагу. Капалбхати: дыхательное упражнение, основанное на частых и быстрых вдохах. Капха: одна из трёх дош, принцип структуры тела. Обеспечивает смазку и рост тела. Состоит из элементов воды и земли.
Карма: «действие». Этим термином обозначается как действие вообще, так и судьба человека, предопределённая результатами его прошлых действий. Кашадра: марма, расположенная в центре подмышки. Кичади: блюдо из риса и маша. Кришна: воплощение Бога, богочеловек, наставник Арджуны в «Бхагавад-гите». Кундалини: духовная энергия, заключённая в теле. В непробуждённом состоянии покоится, свернувшись кольцами, наподобие змеи, в первой чакре, у основания позвоночника. В процессе духовного пробуждения поднимается вверх по позвоночнику. Кшипра: буквально —«быстрая». Марма, расположенная на верхней стороне стопы в ложбинке между основаниями большого и второго пальцев. Лайя: сладкий рис. Лакшми: богиня, олицетворяющая богатство и процветание. Лепы: травяные пасты для очищения кожи. Лодра: лечебная трава, произрастающая в Индии. Лохитакша: буквально —«красноглазая». Марма, расположенная в верхней части ноги, в складке между бедром и пахом. Майя: обычно этот термин переводится как «иллюзия» и используется для описания дуалистической природы проявленной вселенной как противоположности единству непроявленного сознания. Малы: телесные отходы, к числу которых принадлежат моча, кал и пот. Манас: буквально —«ум». Обычно этим термином обозначаются такие аспекты психики, как интеллект, желание, эмоции и волеизъявление. Мандала: буквально —«круг». Изображение, иногда применяющееся для сосредоточения ума в медитации. Манжишта: марена сердцелистная (Rubia cordifoia). Одна из лучших кровоочистительных трав. Улучшает кровообращение, способствует выздоровлению, очищает печень, селезёнку и почки и регулирует их функции. Маномайя-коша: третье тонкое тело в аюр. ведической «анатомии». Соответствует уму. Мантра: первозданный звук, применяемый в медитации и оказывающий на ум и тело определённое гармонизирующее воздействие. Мантра может быть как односложной, так и многосложной. Смысловой нагрузки она, как правило, не несёт. Мантру также называют «мыслью, дарующей освобождение и защиту». Манья-мула: марма, расположенная в каротидном треугольнике, на затылке. Маргоза: растение Azadiracta indica. Горький тоник, обладает антисептическими, противогрибковыми, кровоочистительными свойствами, применяется внутрь и наружно при всех кожных заболеваниях. Марма: одна из 107 жизненно важных энергетических центров тела, точек связи между материей и сознанием. Физически мармы располагаются в местах соединения нервов, вен, артерий, сухожилий, костей и суставов. Махамармы: буквально — «великие мармы». Главные энергетические центры тела, соответствующие семи чакрам. Махариши Махеш Йоги: современный мастер йоги и знаток Вед. Основатель школы трансцендентальной медитации и программы «Махариши Аюрвед». Муладхара: первая из семи чакр (энергетических центров), расположенная у основания позвоночника. Набхи: пупок. Нава-расы: девять основных эмоций. Нада: звук. «На» означает «дыхание», «да»— «огонь». Нади: тонкий энергетический канал в теле. Также одно из названий пульса в аюрведе. Насья: техника очищения носовых путей. Нетра-басти: техника промывания глаз. Нила: марма, расположена на горле. Нияма: самоограничение; вторая ветвь йоги, включающая практики чистоты, воздержания, непривязанности, обучения и служения. Оджас: эссенция семи дхату и основа физического иммунитета; одна из трёх жизненных сил, регулирующих функции организма, наряду с правой и теджасом.
Ом (также аум): основная мантра,«беззвучный звук» творения. Вселенная возникает из «ом», покоится в «ом» и растворяется в «ом». Панини: древний ведический мудрец. Панча.амрит-снана: «омовение пятью нектарами». Панчакарма: буквально —«пять деяний». Программа детоксикации, использует пять техник очищения. Пара: коренной звук, пребывающий на тончайшем уровне материального проявления. Парамаханса Йогананда: один из первых современных мастеров йоги, принесших ведическую мудрость на Запад. Автор книги «Автобиография йога». В 1920 г. основал «Братство самореализации». Годы жизни: 1893-1952. Питта: одна из трёх дош, трансформирующий, или «огненный», принцип. Состоит из элементов огня и воды. Пичу: масляный компресс для «третьего глаза». Праджнапарада: «заблуждение ума». Утрата целостности или природной мудрости. Пракрити: буквально —«природа». Индивидуальная врожденная конституция, тип системы «тело—ум». Прана: животворная сила, дыхание жизни. Пранамайя-коша: оболочка праны, второе тонкое тело в аюрведической «анатомии». Соответствует дыханию. Пранаяма: контроль над дыханием, йогические дыхательные упражнения. Рага: классическая форма индийской музыки. Раджас: одна из трёх гун, базисных качеств всего сущего. Сила действия, принцип перемен. Раса: буквально —«сок», «эссенция», «эмоция» или «вкус». Шесть основных рас (вкусов) пищи таковы: сладкая, солёная, кислая, острая, горькая и вяжущая. Раса-сара: кожа как «эссенция» раса-дхату. Иногда описывается как «сливки, поднимающиеся наверх». Ригведа: старейшая и главная из четырёх книг ведических гимнов. Содержит описание структуры мироздания. Риши: душа, достигшая самореализации; провидец; йог. Садхана: «способ достижения». Деятельность, совершающаяся осознанно. Самадхи: состояние чистого блаженства. Сангита: индийская музыка. Санскрит: древний язык Вед; его также именуют языком творения. Сантраса: длительное неудобство, испытываемое телом и умом; стресс. Сарасвати: богиня знания и мудрости. Cam: чистое знание; истина. Саттва: чистая сущность бытия; одна из трёх гун. Снами: святой. Свара: непрерывное звучание одного звука или ноты в pare. Сведана: потение с лечебной целью. Ситали: буквально —«охлаждающее». Дыхательное упражнение, охлаждающее тело и уравновешивающее Питту. Основано на вдохах через рот. Снана: омовение. Снехана: масляный массаж, целебное ума. щение.
Сома: «нектар»; вкус оджаса, или блаженства, воспринимаемый сознанием. Сгпапани: одна из главных марм (чакр), расположенная в центре лба над бровями. Известна также под названием «третий глаз». Сундар: красота. Сурья Намаскар: Приветствие Солнцу, йогическое упражнение. Тайттирия-упанишада: ведический текст, основанный на учении мудреца Титтири. В нём впервые излагается концепция пяти кош — оболочек тела. Талахридайя: мармы, расположенные в центре ладоней и подошв. Тали: большое стальное блюдо, традиционная посуда в индийской трапезе. Тамас: одна из трёх гун, принцип инерции или разрушения. Тантра: буквально —«расширяться». Система духовных практик, задействующих энергию кундалини. Мантры — дар тантрического учения. Тедж: сияние, блеск. Теджас: одна из трёх жизненных сил,«огонь ума», принцип трансформации в теле. Также именуется «агни». Трипхала: аюрведический препарат, смесь трёх сушёных плодов: харитаки, бибхитаки и амалаки. Упадхату: второстепенные дхату (ткани тела). Хану: подбородок. Хатха-йога: система продвижения к духовному единению с Богом, основанная на очищении тела и раскрытии тонких энергетических каналов посредством особых поз тела. Хридайя: сердце. Чакра: «колесо» энергии. Один из семи главных центров сознания в теле, расположенных (в порядке следования) у основания позвоночник, в области пупка, в области солнечного сплетения, в области сердца, в области горла, в области «третьего глаза» и на темени. Чимунда: богиня, объединяющая в себе трёх богинь — Кали, Лакшми и Сарасвати, или три женских начала–отвагу, изобилие (богатство и счастье) и мудрость. Шатавари: спаржа кистевидная (Asparagus racemosus). Тонизирующее средство для женщин. Питает яйцеклетку, повышает плодовитость. Увеличивает выработку оджаса. Шива: благодеяние, блаженство. Также имя бога. Широдхара: лечебная процедура для успокоения центральной нервной системы. На лоб пациенту льют по капле тёплое лечебное масло. Шри Ауробиндо: один из самых выдающихся индийских мудрецов современности. Годы жизни: 1872—1950. Основатель «интегральной йоги»— нового пути к самореализации. Автор книги «Жизнь Божественная» и ряда других трудов по индийской философии. Шрути: буквально —«доступное слуху». Священные писания, включающие четыре Веды и сто восемь упанишад. Шудхи: очищение. Яма: первая ветвь йоги, включающая пять нравственных, или духовных, дисциплин.
Библиография
(Звездочкой отмечены книги, переведенные на русский язык) Agarwal, R.S. Secrets of Indian Medicine. Pondicherry: Sri Aurobindo Ashram Publication Department. Aman, Oscar. Medicinal Secrets of Your Food. Mysore: Secretary Indo?American Hospital, 1985. Anand, Mulk Raj, and Krishna Nehru Hutheesing. The Book of Indian Beauty. Rutland, Vermont: Charles E. Tuttle Company, 1981. Athavale, V.B. Basic Principles of Ayurveda. Bombay: V.B. Athavale, 1980. Athavale, V.B. Health and Vigour Forever. 1977. Boone, Sylvia. Radiance from the Waters: Ideals of Feminine Beauty in Mende Art. New Haven, Yale University Press, 1986. (*) Chopra, Deepak. Ageless Body, Timeless Mind. New York: Crown, 1993. (*) Chopra, Deepak. Creating Health. Boston: Houghton Mifflin Company, 1987. (*) Chopra, Deepak. Perfect Health. New York: Crown, 1991. (*) Chopra, Deepak. Quantum Healing. New York: Bantam Books, 1989. Damian, Peter, and Kate Damian. Aromatherapy: Scent and Psyche. Rochester: Inner Tradition, 1995. Dash, Bhagwan. Diagnosis and Treatment of Diseases in Ayurveda. Part V. New Delhi: Concept Publishing Company, 1991.
Deva, B. Chaitanya. An Introduction to Indian Music. New Dehli: Ministry of Information and Broadcasting, 1973. Dossey, Larry. Meaning and Medicine. New York: Bantam Books, 1991. Dossey, Larry. Space, Time and Medicine. Boston: Shambhala, 1982. (*) Frawley, David. Ayurvedic Healing. Salt Lake City: Passage Press, 1989. Goleman, Daniel. Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, 1995. Goleman, Daniel, and Joel Gurin. Mind/Body Medicine. Yonkers: Consumer Reports Books, 1993. Hampton, Aubrey. Natural Organic Hair and Skin Care. Tampa: Organica Press, 1987. (*) Hawking, Stephen. A Brief History of Time. Toronto: Bantam Books, 1988. Huang, Chungliang Al, and Jerry Lynch. Thinking Body, Dancing Mind. New York: Bantam Books, 1992. (*) Johari, Harish. Dhanwantari. Calcutta: Rupavlo, 1986. Kinsley, David. The Goddesses' Mirror: Visions of the Divine from East and West. Albany: SUNY Press, 1988. Keville, Kathi, and Mindy Green. Aromatherapy: A Complete Guide to the Healing Art. Freedom: The Crossing Press, 1995. (*) Lad, Vasant. Ayurveda, The Science of Self Healing. Santa Fe: Lotus Press, 1984. (*) Lad, Vasant, and David Frawley. The Yoga of Herbs. Santa Fe: Lotus Press, 1986. Lambert, Ellen Zetzel. The Face of Love: Feminism and the Beauty Question. Boston: Beacon Press, 1995. Lonsdorf, Nancy, Veronica Butler, and Melanie Brown. A Woman's Best Medicine. New York: Jeremy P. Tarcher/ Putnam, 1993. Maharishi Mahesh Yogi. On the Bhagavad?Gita. London: Penguin, 1967. Maharishi Mahesh Yogi. The Science of Being and Art of Living. Livingston Manor: MIL) Press, 1966. Massey, Reginald, and Jamila Massey. The Music of India. New York: Crescendo Publications, 1976. Montagu, Ashley. Growing Young. Granby: Bergin & Garvey Publishers, Inc., 1989. Montagu, Ashley. Touching: The Human Significance of the Skin. New York: Harper & Row, Publishers, 1986. Moore, Thomas. The Re?Enchantment of Everyday Life. New York: Harper?Collins Publishers, 1996. Nuernberger, Phil. Freedom from Stress. Honesdale, Pa.: The Himalayan International Institute of Yoga Science and Philosophy of U.S.A., 1981. Ojha, Divakar, and Ashok Kumar. Panchakarma Therapy In Ayurveda. Varanasi: Chaukhamba Amarabharati Prakashan, 1978. Padus, Emrika. The Complete Guide to Emotions and Your Health. Emmaus, Pa.: Rodale Press, 1992. Pitre, Veena. A Professional Guide to Hair Dressing and Beauty Therapy. Pune: Veena Pitre, 1988. Pugliese, Peter T. Advanced Professional Skin Care. Bernville, Pa.: APSC Publishing, 1991. Sharma, Hari. Freedom from Disease. Toronto: Veda Publishing, 1993. Sharma, R.K., and Bhagwan Dash. Caraka Samhita. Varanasi: Chowkhamba Sanskrit Series Office, Vol. I, Vol. 11. Sivananda, Swami. Tantra Yoga, Nada Yoga, andKriya Yoga. U.P. Himalayas, India: The Divine Life Society Publications, 1994. Tiwari, Maya. Ayurveda: A Life of Balance. Rochester, Vermont: Healing Arts Press, 1995. Wallace, Robert Keith. The Physiology of Cosciousness. Fairfield: M1U Press, 1993. (*) Weil, Andrew. Spontaneous Healing. New York: Alfred A. Knopf, 1995. Zizmor, Jonathan, and John Foreman. Super Skin New York: Thomas Y. Crowell Company, 1976.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.206.191 (0.011 с.) |