Всему своё время: жизнь в согласии с природой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всему своё время: жизнь в согласии с природой



Разве не прекрасно устроена жизнь с её детством, зрелостью и старостью? И у дня есть рассвет, полдень и закат, и у года есть свои сезоны, и хорошо, что обстоит это именно так. Нет ничего хорошего, ни дурного в жизни, кроме того, что хорошо для своего сезона. И если мы примем биологическую точку зрения на жизнь и постараемся жить в согласии с сезонами, только самодовольный глупец или неизлечимый идеалист посмеет возражать против того, что человеческая жизнь может быть прожита как поэма.

Линь Ютан

С аюрведической точки зрения, смена времён года не только влечёт за собой перемены в жизни растений, но и отражается на психофизиологии человека. Солнечные и лунные циклы не только влияют на жизнь медведей и сов, но и оказывают тонкое воздействие на человека. Мы состоим из тех же элементов и энергий, что и всё сущее в природе. Мы — частицы великой космической экосистемы, где все взаимосвязано, и поэтому наша внутренняя природа должна постоянно адаптироваться. Но если прочие представители животного царства инстинктивно живут в гармонии с силами системы, то человек как существо, наделённое свободой воли, может избрать для себя образ жизни, противоречащий его собственной природе,— и зачастую так и поступает. Так называемые «примитивные» культуры и традиционные аграрные общества гораздо точнее согласуются с естественными ритмами, чем общества технологические. Современный человек, подчинённый тирании часов, однако переставший чувствовать ход времени из-за электрических ламп, кондиционеров и перелётов со сверхзвуковой скоростью, бывает часто оторван от естественных биологических ритмов. Когда мы достаточно долго живём в разладе с этими внутренними ритмами, доши выходят из равновесия, что неизбежно влечёт за собой болезнь того или иного рода.

Изменив распорядок дня согласно рекомендациям аюрведы, можно синхронизировать нашу деятельность с ритмами природы. Доши управляют не только различными биологическими процессами в организме, но и различными периодами суток и года: доши усиливаются в соответствующий им период. Капха, Питта и Вата (именно в таком порядке) поочередно управляют шестью четырёхчасовыми интервалами, начало отсчёта которых совпадает с восходом солнца, и тремя «сезонами» года. Тот же цикл Капха-Питта-Вата правит жизнью человека от детства до старости. Согласовав свой образ жизни с этими циклами, мы сможем сохранить внутреннее равновесие.

Суточные циклы

Начало утреннего периода Капхи — момент восхода солнца. В таблице мы условно соотнесли его с шестью часами утра, однако в действительности время солнечного восхода варьируется в зависимости от места вашего проживания и от времени года.

Капха 6ч -10 ч 18ч -22 ч

Питта 10ч-14ч 22 ч-2ч

Вата 14ч-18ч 2ч-6ч

Каждый период дня отражает особенности доминирующей в это время доши. В периоды Капхи усиливается инерция: вот почему мы часто чувствуем вялость, когда просыпаемся утром слишком поздно, а в вечерние часы обычно замедляем темп деятельности. Полдень — энергичное время Питты. Именно поэтому пищеварение интенсивнее всего в часы ленча, и в это же время пика достигают наши физические силы. Вата управляет нервной системой, поэтому в послеполуденные часы ум оживляется, а физические силы идут на убыль.

Вообще говоря, ложиться спать лучше всего до 10 часов вечера, когда всё ещё преобладает спокойная энергия Капхи. Если вы встаёте поздно, то на пике активности Питты, около полуночи, у вас, вероятно, открывается «второе дыхание». Ночью энергия Питты работает на переваривание ужина и омоложение тканей тела. Вата включает фазу так называемого быстрого сна — стадии сновидений.

На пике утреннего периода Ваты, около 4 часов утра, начинают пробуждаться растительное и животное царства. На самом деле по пению некоторых утренних птиц можно проверять часы: они заводят свои песни каждый день в одно и то же время. Разрежённая атмосфера середины утреннего периода Ваты вдыхает жизнь во всю природу, и если вы сами — ранняя пташка (а это вероятно в том случае, если в вашей конституции доминирует Вата), то помните, что это время отлично подходит для подъёма и медитации. Если же нет, то старайтесь просыпаться по меньшей мере за полчаса до восхода солнца, пока на первый план не успела выйти энергия Капхи, навевающая сонливость. Поднимаясь с постели в часы, когда энергия Ваты ещё сильна, вы будете чувствовать, что по-настоящему хорошо отдохнули.

Особое внимание подобным эффектам следует уделять в те периоды, когда наступает время активности доминирующей в вашей конституции доши. К примеру, вставать в утренние часы Капхи трудно всем, но самые большие проблемы с этим испытывают люди Капха-типа. Им ни в коем случае не следует поддаваться своей врождённой склонности спать больше, чем необходимо: это лишь ещё больше усилит Капху. Бодрящие физические упражнения, стимулирующий массаж или даже чашка кофе (если уж без этого нельзя обойтись) принесут представителю Капха-типа гораздо больше пользы, чем несколько лишних часов утреннего сна. Людям Вата-типа, напротив, желательно вздремнуть, но не утром, а в послеполуденные часы, на пике обессиливающего их периода Ваты. А вот перед людьми Питта-типа стоит проблема совсем иного свойства. Около полудня, когда жар Питты разгорается ярче всего, эти люди нередко теряют над собой контроль, поддаются гневу и раздражению. Поэтому им желательно не планировать на эти часы важных совещаний и переговоров.

В этой книге вы найдёте ещё множество советов, которые помогут вам разработать правильную линию своего поведения. Познакомившись ближе с аюрведически. ми принципами, вы сможете и сами придумать множество способов так согласовать свою повседневную жизнь с ритмами природы, что сможете обрести равновесие, силы и выносливость.

Сезонные циклы и панчакарма

Кроме суточного, существует также годичный цикл дош — цикл времён года, или сезонов. В аюрведическом календаре — всего три сезона, и в основе его лежат не столько лунные циклы, сколько изменения климатических условий в течение года. Следовательно, начальный момент каждого сезона зависит от географического местоположения: например, когда в Нью-Йорке жаркий сезон, в Сиднее — холодный.

Для Северной Америки сезонные циклы распределяются приблизительно так: Капха — холодные, сырые месяцы поздней зимы и весна (от середины февраля до конца мая).

Питта — жаркие, влажные месяцы лета (от начала июня до конца сентября).

Вата — прохладные, сухие, ветреные месяцы осени и ранней зимы (от начала октября до середины февраля). Как уже было сказано, это лишь приблизительные даты: февральская погода в Тампе непохожа на обычную для того же февраля погоду в Торонто. Поэтому определять время смены сезонов вам каждый раз придётся самостоятельно, наблюдая за погодой.

Распознать смену сезонов можно также зная качества элементов, составляющих доши.

Холод и влажность — качества земли, одного из элементов Капхи,— рождают зимний лёд, а жидкостью воды, второго элемента этой доши, пронизана весенняя оттепель и грязь.

Согретый разгорающимся огнём Питты, тающий снег питает быстрые реки и орошает пышные цветущие сады. Но в конце концов вода поддействием огня испаряется, и наступают влажные и тёплые, а затем и знойные дни июля, августа и начала сентября.

Воздушная стремительность Ваты рождает резкие осенние ветра, а второй элемент этой стихии, пространство, дарит нам те прохладные, ясные, безоблачные дни, в которые так приятно гулять на свежем воздухе. Естественно, что климатические изменения вызывают сходные перемены и в каждом из нас. В соответствии с принципом «подобное усиливает подобное», каждая доша накапливается в теле в течение своего сезона, а также в подвластные ей периоды суток.

В летние месяцы, когда в природе пик активности Питты, все мы становимся более «горячими», то есть более раздражительными и вспыльчивыми. Особенно возбудимы в это время представители Питта-типа, и кожа у них страдает летом сильнее, чем у других людей: именно им чаще всего достаются солнечные ожоги, веснушки, аллергические реакции, сыпь и меланома.

В сезон Ваты все до некоторой степени испытывают обезвоживание (особенно после того, как в домах включается отопление). Но у людей Вата-типа к этой проблеме зимой добавляется и множество других: трещины на губах и подошвах, перхоть и т.д. Единственный способ избежать этого — тщательно соблюдать режим, успокаивающий Вату.

Весенняя влага стимулирует секрецию у всех людей, но представители Капха -типа в особенности склонны в это время к запорам, задержке жидкости, угрям, возобновляющимся после временного перерыва, связанного с зимней сухостью.

Исследуя влияния сезонных изменений погоды на здоровье, западные учёные недавно «открыли» феномен, связанный всё с той же циклической сменой активности дош в течение года. Географы из Делавэрского университета, изучив архивы местных больниц, обнаружили, что ежегодно число случаев госпитализации по поводу астмы удваивалось за период от начала сентября (около четырёх тысяч пациентов)до начала октября (более восьми тысяч). Следующий пик приходился на весну, а летом снова наступал спад. Это открытие полностью согласуется с аюрведическими прогнозами.

Сентябрь — это переход от лета к осени, когда усиливается Вата; ветер — «порождение» Ваты — разносит аллергены, что приводит к ухудшению состояния у астматических больных. А весной, когда набирает силу Капха, естественная тенденция к застойным явлениям увеличивает риск осложнений у страдающих более тяжёлой формой бронхиальной астмы.

Очевидно, что в человеческом организме доши неизбежно выйдут из равновесия, если мы не постараемся противопоставить этим внешним влияниям дош соответствующие изменения в своём режиме и образе жизни. При широком выборе терапевтических методик, который открывает перед нами аюрведа, сделать это несложно. Однако следует помнить, что подбор методов, пригодных для уравновешивания дош, составляющих вашу личную конституцию, и удобных в ваших личных жизненных обстоятельствах,— дело сугубо индивидуальное, и вскоре мы расскажем о том, как справиться с этой задачей.

И всё же полностью нейтрализовать климатические изменения невозможно: с началом каждого нового сезона одна из дош в той или иной мере обязательно накапливается в организме. Как уже говорилось, накопление — это первый этап развития болезни, когда симптомы дисбаланса ещё локализованы в отдельных органах и легко поддаются коррекции. Поэтому в аюрведе рекомендуется с каждой сменой сезона или, по крайней мере, раз в год проводить под руководством специалиста курс внутреннего очищения, чтобы вывести из организма избыток дош и предотвратить развитие болезни.

Особая очистительная и омолаживающая терапия носит название «панчакарма», что, как вы помните, означает «пять действий». Эти пять действий суть пяти методов очищения: терапевтическая рвота, приём слабительных, клизмы, очищение носа и очищение крови. Не каждому человеку показаны все методы. Рвота помогает устранить застои, связанные с дисбалансом Капхи, слабительные очищают кишечник, уравновешивая Питту, а клизмы очищают прямую кишку, уравновешивая Вату. Эти методы — основа комплексной терапии, включающей, кроме собственно панчакармы, также подготовительный и заключительный этапы. Подготовительные процессы включают массаж, потение, благодаря которым токсины «разжижаются», приходятв движение и поступают в желудочно.кишечный тракт. Оттуда их выводят методами панчакармы, после чего наступает заключительный этап, на котором корректируется диета и проводится омолаживающая терапия. Панчакарма применяется также для детоксикации организма при лечении кожных и других заболеваний.

Правильно выполненная панчакарма в полном объеме — это мощная медицинская программа, служащая для устранения и предотвращения дисбалансов и болезней. Назначить и провести её подобающим образом может только опытный аюрведический врач. Поскольку проводить её самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, мы не стали включать в эту книгу ее полного описания. Однако повторим ещё раз, что панчакарма под руководством профессионала — чрезвычайно эффективное средство, позволяющее предотвращать болезни и замедлять процессы старения. Учитывая, что большинству из вас едва ли удастся разыскать компетентного практика аюр. веды, мы расскажем вам о более мягкой методике очищения и уравновешивания, которую можно проводить на дому в рамках сезонной программы ухода за здоровьем. Этот «домашний курорт», как мы его называем, включает в себя некоторые элементы панчакармы: самомассаж, лечение маслами, потение и непродолжительное голодание. Описание этой методики вы найдёте в главе, посвящённой лечебному массажу.

Жизненные циклы

Согласно аюрведе, вся наша жизнь от рождения до смерти также подчинена циклу дош. Время от младенчества до наступления юности — это период Капхи, юность и зрелость подчинены Питте, а старость — Вате. На каждом из этих этапов влияние соответствующей доши проявляется весьма наглядно.

Капха управляет ростом, а следовательно, ей подвластен и рост тканей тела, в том числе костей. Очевидно, что наиболее активный период роста — детство. Другие типичные проявления Капхи — нежная, гладкая кожа и «младенческий» жирок, потребность в большом количестве сна и способность к обучению, а также распространённые детские заболевания, такие как кашель, простуда, астма, застойные явления, боли в горле и ушах и даже подростковые угри. На смену бурному росту приходит активный период построения карьеры и семьи. Для него характерны развитие качеств Питты (независимость, честолюбие, уверенность в себе, общительность и ум) и виды деятельности, связанные с Питтой (стремление к интеллектуальным, творческим и профессиональным целям, развитие социальных связей и зрелых отношений с людьми). Как правило, именно в этот период проявляются и типичные заболевания Питты: изжога, повышенная кислотность желудочного сока, язвенная, болезнь, геморрой, гипертония.

В пожилом возрасте усиливается Вата, вызывающая обезвоживание, затрудняющая движения и течение жизни в целом. Соответственно, кожа высыхает и покрывается морщинами, угасает чувство вкуса, снижается аппетит, кости становятся хрупкими, выпадают зубы, появляются варикозные вены, сокращается продолжительность сна, суставы теряют гибкость, человек становится забывчивым и начинает страдать артритными и другими всевозможными болями. Соотношение трёх этих циклов — суточного, годичного и жизненного Дипак Чопра уподобляет «колёсам внутри колёс». Действительно, при мысли о том, как можно сбалансировать эти накладывающиеся друга на друга влияния дош, голова идёт кругом. Как, например, человеку, вошедшему в возраст Питты, поддержать равновесие во время периода суточной активности Ваты в день, который приходится на самый разгар сезона Капхи? На этот вопрос нет ответа (по крайней мере, такого, который можно было бы сформулировать и изложить в книге), потому что не существует никакого рационального способа постоянно удерживать эти вращающиеся «колёса» в идеальной гармонии. (Правда, как вы ещё узнаете из последующих глав, совершить это чудо всё-таки возможно, но лишь начав непосредственно воспринимать чистое сознание: манипуляции только с интеллектом здесь не помогут.)

Помнить о смене циклов необходимо для того, чтобы осознавать полный спектр внешних влияний на доши вашей конституции. Это знание поможет вам в каждую данную минуту совершать наилучший выбор, основанный на вашем уникальном жизненном опыте и знании индивидуальной конституции. Чем больше вы знаете о причинах и последствиях дисбаланса, тем легче вам избежать его, и чем быстрее вы способны распознать, что вышли из равновесия, тем больше в вашем распоряжении средств восстановить баланс. Так, если человеку среднего возраста предстоит напряжённая работа в жаркий летний день, он может заранее понять, что ему грозит опасность проблем с Питтой, и принять профилактические меры: подобрать пишу, цвета и запахи, успокаивающие Питту, послушать спокойную музыку, помедитировать, посетить массажиста или выполнить соответствующие дыхательные упражнения.

Единственный описанный в аюрведе способ определить точную причину дисбаланса и разработать оптимальную программу предотвращения болезни — это утвердиться в своём Я, то есть сонастроиться со своей собственной природой. Знание циклов, как и всякое знание,— это лишь инструмент, помогающий нам жить в гармонии со своим окружением и со своим внутренним миром. Это не правило, а лишь направляющее к действию руководство. Распорядок, рекомендуемый в аюрведе, следует «расписанию» самой природы, а мы, следуя ему, получаем возможность действовать в согласии со своей природой. Это и есть тайна абсолютной красоты (гармонии внутреннего и внешнего).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.013 с.)