Коррекция питания при дисбалансе дош 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция питания при дисбалансе дош



Следовать диете, рекомендованной для доминирующей в вашей конституциидоши, желательно в любом случае, вне зависимости от того, беспокоят вас кожные проблемы или нет. Но если проблемы имеются, то сначала необходимо пройти курс детокси. кации (см. стр. 278), а затем скорректировать диету в соответствии с сущностью дисбаланса.

При дисбалансе доминирующей доши. Если возбуждена ведущая доша, соблюдайте обычную диету, ориентированную на её успокоение, и в течение двух-четырёх недель (или вплоть до исчезновения симптомов) старайтесь не отступать от этого режима питания. Чтобы ускорить процесс выздоровления, дополнительно в течение дня медитируйте, или выполните дыхательные упражнения, или сделайте массаж. Ароматерапия, цветотерапия, звукотераиия также очень хорошо помогают нормализовать эмоции, а в совокупности с диетой устранить возникший дисбаланс.

При дисбалансе не доминирующей доши. Если вышла из равновесия доша, которая не является доминирующей в вашей конституции, продолжайте соблюдать обычную подходящую вам диету, но избегайте той пищи, которая возбуждает вышедшую из равновесия дошу (см. списки нежелательных продуктов для каждой доши в приложении I).

Кроме того, старайтесь устранить психоэмоциональные факторы дисбаланса (см. ниже) с помощью лечебных трав, медитации и других гармонизирующих действий.

Для Ваты Тревога, беспокойство, страх, нервозность

Для Питты Фрустрация, гнев, враждебность, ревность

Для Капхи Депрессия, горе, привязанность, чувство собственности

Если вышли из равновесия и ведущая доша, и какая-либо другая, ведущую дошу уравновешивайте в основном с помощью диеты, а вторую — посредством уравновешивания эмоций. Мой опыт показывает, что дисбаланс второй или третьей по значению доши почти всегда связан не столько с физическими, сколько с эмоциональными причинами. Кроме того, исправить такой дисбаланс обычно бывает легче, чем расстройство доминирующей в конституции доши.

Сознательное питание

Америку называют «плавильным котлом наций», и неудивительно, что на стол американцев попадают блюда едва ли не всех кухонь мира. Однако ни одна страна за последнее столетие не внесла такой заметный вклад в изменение привычек питания по всему миру, как США. Американские блюда «фаст-фуд» проникли в Париж и Пекин, детские смеси — в африканские племенные сообщества, а безалкогольные напитки — к бедуинам Ближнего Востока.

По иронии судьбы сами американцы в большинстве своём питаются обильно, но из рук вон плохо. И дело не только в неправильном выборе продуктов: зачастую неправильны сами мотивы, побуждающие нас есть ту или иную пишу. Идя на поводу у рекламы, обещающей, что продукты той или иной марки сделают нас привлекательнее, счастливее и дружелюбнее, а нашу жизнь — интереснее, мы едим не для того, чтобы насытиться, а для того, чтобы выглядеть лучше, лучше себя чувствовать, отвлечься от своих печалей, одиночества и житейских проблем. Многие из нас едят только для того, чтобы побыстрее избавиться от чувства голода и поспешить дальше по делам. И очень редко мы едим сознательно и ради того, чтобы поесть — обеспечить клетки нашего тела питательными веществами. Похоже, что чем большими привилегиями мы обладаем, тем меньше задумываемся о великом даре жизни, заключённом в каждой частичке пищи. В результате, сколько бы калорий мы ни поглощали, наши тело и дух остаются голодными.

В начале этой главы говорилось о влиянии наших мыслей на качество нашего питания и пищеварения. Здесь же вы найдёте дополнительную пищу для размышлений о том, насколько важную роль играет сознательность в процессе питания, а также некоторые практические советы о том, как следует готовить, подавать и принимать пищу, чтобы в полной мере выявить её целительные и питательные свойства и получить от неё полноценное удовольствие. В основе этих рекомендаций лежат аюрведические обычаи, практиковавшиеся в Индии на протяжении тысяч лет.

Однако, формулируя свои советы, мы принимали во внимание то, что обращаемся к представителям иной культуры, весьма далёкой от древней ведической цивилизации. Мне посчастливилось родиться и получить воспитание в Индии в те времена, когда местные культурные ценности и ритм жизни в целом ещё не изменились под влиянием Запада и растить детей в соответствии с древними традициями было проще, чем теперь. Быть может, краткий рассказ о моём детстве поможет перебросить мостик между столетиями и континентами, разделяющими эти миры, и позволит вам проникнуться чувством милосердия и красоты, которого я достигла благодаря внушённой мне с ранних лет сознательности.

Детские годы я провела в сельском доме, в кругу большой семьи. У моей тёти была ферма в нескольких милях от нашего дома, и каждое утро мы с сестрой должны были вставать до рассвета и отправляться туда за свежим молоком и овощами. По дороге мы нередко заходили в храм помолиться, а на ферму всегда являлись с первыми лучами солнца, как раз вовремя, чтобы подоить коров, помочь тёте по хозяйству, позавтракать с кузинами и к десяти часам возвратиться домой. До полудня мы работали с мамой на кухне, а затем отправлялись в школу.

За ужином всегда собиралась вся семья: дедушки и бабушки, тёти и дяди, их дети, мои родители, братья и сестры. Распорядок дня оставался неизменным круглый год. Ужин был лёгким, но в жизни семьи это ежедневное событие всегда играло очень важную роль. Все должны были вернуться домой до захода солнца. В согласии с аюрведической традицией, все мыли перед едой руки и ноги и переодевались в чистое, чтобы избавиться от накопленных за день негативных влияний. Освежив тело и ум, мы читали вечерние молитвы и выказывали знаки почтения старшим. Это была одна из самых чудесных традиций: мы, дети, должны были коснуться стоп наших бабушек и дедушек и попросить благословения. Когда моему младшему брату было лет пять или шесть, у него появилась привычка прижиматься головой к ногам дедушки и стоять на коленях до тех пор, пока тот не благословлял его со словами:«Ты станешь знаменитым врачом». Дедушке просто приходилось так говорить — иначе никто не мог сесть за стол. Но прошли годы, и мой брат действительно стал врачом-офтальмологом и пользуется в Индии большим уважением. Во время этого обряда мы также могли поделиться с дедушкой всем, что нас обеспокоило за прошедший день. Если ни у кого не было никаких проблем, дедушка мог просто посидеть с нами, повторить уроки или таблицу умножения.

Польза от этого ежедневного ритуала состояла в том, что за стол не приходилось садиться с грузом невысказанных разочарований, тревог и обид, способных превратить в отраву даже чистейшую пишу с тётиной фермы. Ужинали мы по индийскому обычаю, усевшись в круг на полу. Пищу подавали старшие женщины в семье, и никто кроме них не прикасался к еде, пока не наступало время трапезы. Сначала всю пищу торжественно выкладывали на большое стальное блюдо — тали. Последовательность всегда сохранялась неизменной: немного соли, ломтик лимона, затем овощи, бобы и карри в маленьких чашках, рис и, наконец, ги. Так на блюде оказывался полный набор вкусов: солёный, кислый, горький, вяжущий, острый и сладкий. После того как подавали ги, мы читали вслух молитву, благодаря за пищу Божество внутри нас. Сама трапеза воспринималась как ягина — ведический ритуал, входе которого мы питали агни, внутреннюю силу трансформации. Затем каждый брал по щепоти риса с водой и клал на землю рядом с блюдом, возвращая земле часть пищи в знак благодарности. В целом подготовка к ужину занимала около полутора часов. Никаких столовых приборов не было: мы брали пищу руками и хлебом.

Ели мы с большим удовольствием и почти всегда в молчании. Беседовать за едой не возбранялось, но речь могла идти только о превосходном вкусе самой пищи или о приятных событиях прошедшего дня. Впрочем, чаще мы насыщались в уютной тишине, думая только о пище, которой наслаждаемся, и о том уважении, которое воздаём своему телу — жилищу духа. Завершалась трапеза молитвой за подателей пищи: мы просили Бога ниспослать им счастье. Я убеждена, что после такого ужина никто никогда не страдал несварением.

В этом — мудрость аюрведы: надо есть в одиночестве или в обществе близких людей, сосредоточив внимание на пище и войдя в приподнятое состояние духа. Сознательность в питании (как и в любых делах) — необходимое условие равновесия. Ведь равновесие — это не статичное состояние, его нельзя включить, как автопилот. Это непрерывный динамический процесс сознательного взаимообмена с окружающей средой. Равновесие — это единство с природой, а природа пребывает в потоке постоянных изменений. Поэтому нельзя достичь равновесия путём сопротивления. Чтобы пережить бурю, дерево должно гнуться под ветром, а корни его должны уходить на большую глубину.

Сейчас я живу с мужем в Нью-Йорке. Мы не имеем возможности питаться свежими продуктами с фермы. Мы загружены работой и не можем уделять вечерним трапезам много времени. Наши дети и племянники разъехались по всему миру. Конечно, я не отказалась полностью от традиций родительской семьи: мы с мужем стараемся как можно чаще молиться и ужинать вдвоём. Но при этом мы приспосабливаемся к окружающей обстановке, стремясь сохранять гармонию со средой. Как это принято в американских семьях, время от времени мы ходим в ресторан, а порой даже смотрим за ужином телевизор. Принимать во внимание особенности той культуры и эпохи, в которую мы живём,— это совершенно естественно: ведь аюрведа учит нас поддерживать не только равновесие и «укоренённость», но и гибкость.

Аюрведический этикет: как сохранить здоровое пищеварение  

Согласно аюрведе, предназначение этикета — не столько хорошие манеры за столом (хотя изящество в движениях — один из критериев красоты), а правильное питание тела и духа. Одни рекомендации, которые вы найдёте здесь, могут показаться вам непривычными (как, например, совет сохранять тишину во время еды), другие — знакомыми по той религиозной традиции, в которой вас воспитывали с детства (как, например, идея благодарственной молитвы). Однако не забывайте, что аюрведа — это наука, а не религия, а принципы здорового питания — это не заповеди, следовать которым нас побуждало бы чувство долга, страха или вины. Напротив, любая напряжённость, боязнь, вина, депрессия, зависть, гнев или прочее чувство, вызывающее стресс, только препятствуют нормальному пищеварению и делают пищу, попадающую к нам в желудок, менее съедобной. Рекомендованные в аюрведе правила поведения за столом направлены на то, чтобы пробудить в нас глубинную способность ценить пищу по достоинству, научить нас тому, что акт принятия пищи — это акт гармонизации с нашей собственной природой и, в то же время, акт почтения к жизни. Быть может, некоторые из следующих советов помогут вам глубже понять смысл тех религиозных или духовных ритуалов, которые вы уже практикуете в связи с домашними трапезами.

Очищайте тело и ум, прежде чем готовить пищу и садиться за стол. Помимо подбора продуктов питания, нет ничего важнее для нормального пищеварения, чем состояние ума, когда вы готовите, накрываете на стол и принимаете пищу. С энергетической точки зрения, эмоции, которые мы приносим на кухню во время готовки, влияют на качество пиши ничуть не меньше, чем эмоции, с которыми мы садимся за обеденный стол. Мысли добавляются к пище, подобно пряностям и специям: забота и внимание вдыхают в пишу новые жизненные силы, а гнев, беспокойство и невнимательность убивают её. Вот почему в аюрведе рекомендуется перед приготовлением и употреблением пищи очищать тело, принимая ванну или хотя бы омывая руки и ноги, и очищать ум, медитируя, а во время готовки пищи с любовью желать всяческих благ тем, кто будет есть её.

Способ, которым вы будете это делать, выберите по своему усмотрению. Можете подобрать или сочинить несколько молитв и читать их, приступая к готовке или накрывая на стол. Можете напевать эти молитвы во время готовки, а можете просто занять ум возвышенными мыслями. Какой бы способ вы ни избрали, старайтесь приступать к работе с лёгким сердцем. Обрабатывая продукты, открывайте свой ум помыслам о щедрости и красоте природы. Делайте это без особых усилий и концентрации. Не усердствуйте в изгнании из ума всех прочих мыслей и не ругайте себя, если они будут досаждать вам: просто отпустите неприятные мысли на свободу, а на их место пригласите приятные. Ваша цель — не взвалить на свои плечи лишнее бремя, а, напротив, сделать труд на кухне более радостным. А это в первую очередь зависит от вашего намерения и внимания.

Не ешьте в состоянии эмоционального расстройства. Прежде чем сесть за стол, потратьте несколько минут на то, чтобы избавиться от гнёта волнений или огорчений. Можете делать это всей семьёй, как было принято в доме моих родителей. Если вы приступаете к трапезе в одиночестве, задайте себе вопрос: «Что меня беспокоит?», — и запишите ответы, которые придут вам в голову. Вовсе не обязательно разрешать эти проблемы сию секунду. Главное — признать их существование, решить, когда и как вы с ними разберётесь, а затем отодвинуть их в сторону, отдавая себе отчёт в том, что в должное время возьмётесь за них снова. Не исключено, что проблема станет угнетать вас гораздо меньше уже благодаря тому, что вы назначите время для её решения. Поступив так, вы сможете сесть за стол, не опасаясь, что раздражение или страх нарушат ваше пищеварение.

Начните трапезу с благодарственной молитвы. Благодарность, которую мы выражаем перед началом трапезы,— это не просто религиозный акт: она естественным образом улучшает пищеварение. Она помогает отвлечься от неприятных мыслей, успокаивает тело и ум и возвышает чувства, что способствует здоровому метаболизму питательных веществ и препятствует образованию амы.

Если вы не хотите читать молитву, просто спокойно посидите, сделав один или два глубоких вдоха.выдоха, полюбуйтесь красотой пищи на столе и подумайте о том, как приятно вам будет есть. Прежде чем браться за ложку и вилку, посмотрите как следует на стоящую перед вами полную тарелку. Включите все органы чувств: насладитесь ароматами еды, обратите внимание на цветовую гамму и температуру пищи, на пар, поднимающийся над тарелкой. Сохраняйте спокойствие и прислушивайтесь к своему дыханию. Относясь к простой радости вкушения пищи внимательно и осознанно, вы, помимо прочего, сможете избавиться от навязчивых привычек в области питания, так как они принадлежат к числу бессознательных моделей поведения.

Пережёвывайте пищу до тех пор, пока она не станет жидкой,— в полной мере наслаждайтесь ее вкусом. Пищеварительные соки, выделяющиеся во рту, выполняют иные функции, чем соки, вырабатывающиеся в других органах желудочно.кишечного тракта. Первые расщепляют углеводы, вторые — белки. Если первые не выполнят свою работу должным образом, вторые также не смогут хорошо осуществить возложенную на них задачу. А непереваренная пища превращается в аму. Поэтому пережёвывайте пищу до тех пор, пока она не станет жидкой.

Старайтесь при этом ощутить вкус пищи в полной мере. Ешьте неторопливо и жуйте полным ртом. Оцените пищу по достоинству: почувствуйте языком сочетающиеся в ней различные вкусы (кончик языка чувствителен к сладкому вкусу, несколько глубже располагается зона, воспринимающая солёный вкус, ещё глубже — кислый и, наконец, в самой глубине находится область, чувствительная к горькому); замечайте, как меняется её структура по мере пережёвывания; обращайте внимание на перемены в вашем настроении и физическом состоянии; прислушивайтесь к своему телу. Так вы откроете для себя неведомые удивительные ощущения, а еда станет приносить вам такое удовольствие, о каком вы прежде и не мечтали. Одно из великих откровений, дарованных нам Ведами, состоит в том, что всю полноту жизни можно воспринять через одно-единственное чувство, при условии, что в ходе медитации мы полностью сосредоточим внимание на объекте восприятия. Существует ведическая практика, направленная на развитие контроля над чувствами, в том числе и над чувством вкуса. Нужно сидеть с закрытыми глазами и несколько часов подряд пережёвывать одну-единственную изюминку, сосредоточившись на единственной цели — чувствовать её вкус. Попробуйте проделать это упражнение в течение нескольких минут и не огорчайтесь, если удержать изюминку во рту дольше двадцати — тридцати секунд не удастся. Никто ещё не сделался йогом с первой попытки. Но пока изюминка слой за слоем будет растворяться у вас на языке, вы сможете заглянуть в бесконечность, скрытую внутри неё. А быть может, вам удастся даже представить, как только один вкус может даровать нам полное удовлетворение и блаженство.

Ешьте молча или беседуйте на приятные темы. Принимать пишу в молчании аюрведа советует по той простой причине, что для сознательного питания мысли и рот должны быть заняты именно едой, а не разговором. Вообще, чем бы мы ни занимались, не следует разделять внимание между различными предметами. Нужно полностью сосредоточиться на выполняемом деле. Это называется «жить настоящим» или, иначе, «сохранять целостность». Если мы делим внимание между пищей и общением, газетой или телевизором, то не можем в полной мере насладиться ни одним из этих занятий. Поступая так, мы живём лишь наполовину.

Но следует ли из этого, что принимать пишу нужно в одиночестве и в суровом молчании, сосредоточиваясь на каждом кусочке так тщательно, словно наша жизнь целиком зависит только от этого? Вовсе нет. При любых обстоятельствах нужно вести себя естественно. Если вы едите в одиночестве, старайтесь свободно воспринимать этот опыт умом и чувствами. Если вы обедаете в компании, время от времени откладывайте вилку и беседуйте с сотрапезниками. Старайтесь есть в обществе любимых людей и говорить с ними о том, что вам приятно. Так каждый завтрак, обед и ужин станет настоящим пиршеством для вашего тела и духа.

Ешьте понемногу. Сложите ладони чашечкой и представьте себе, что они полны вашей любимой еды. Согласно аюрведе, приблизительно такой объём должна иметь вся пища, которую вы съедаете за один присест. Как очевидно, это порция, умещающаяся на тарелке средних размеров. И оказывается, что это всего на полпригоршни меньше ёмкости среднего желудка. Чтобы соблюсти традицию аюрведы, предписывающую не заполнять весь желудок полностью, следуйте простому правилу: твёрдая и жидкая пища должны составлять по одной трети от ёмкости желудка, а на одну треть желудок должен оставаться пустым. Волу пейте мелкими глотками на протяжении всего приёма пищи. Чтобы пищеварительный огонь не остыл и не угас, вода должна быть горячей, тёплой или, по крайней мере, комнатной температуры. Никогда не объедайтесь: это вредит пищеварению и растягивает желудок, из.за чего аппетит только возрастает.

На первый взгляд, этот режим слишком суров, особенно сточки зрения среднего американца, привыкшего к гораздо более обильным порциям. Но больше — не значит лучше. Если подобрать сочетание вкусов в гармоничном соответствии с вашей конституцией и поглощать пищу сознательно, то вы будете полностью насыщаться, не пресыщаясь.

Рекомендации по регулированию веса

Настоящее удовлетворение, приносит такая пища, в которой все шесть вкусов сочетаются в гармоничной пропорции и которую мы поглощаем сознательно. Это и есть аюрведический секрет поддержания нормального веса, и его эффективность подтверждена тысячелетиями практики. Любой метод контроля за весом, не учитывающий это правило, только создаёт дисбаланс и, в конечном счёте, заставляет нас полнеть ещё больше.

Согласно аюрведе, человек может прибавлять в весе по трём причинам: если он принадлежит к Капха-типу и от природы склонен набирать лишний вес; если у него развился дисбаланс Капхи вследствие стресса или неправильного питания; или если у него вялый метаболизм из-за слабости агни. Соответственно, существует всего три здоровых способа сбросить избыточный вес: успокоить Капху, оживить агни или сделать и то, и другое. Одним словом, нужно восстановить равновесие.

Как уже говорилось, при развитии дисбаланса возникает тяга именно к той нише, от которой дисбаланс усугубляется. Вот почему человек, садящийся на диету, нередко попадает в порочный круг: ему постоянно хочется той самой пищи, от которой он старается отказаться. И даже если ему хватает силы воли воздерживаться, ошу лишения само создаёт стресс и усугубляет дисбаланс; соответственно, не г тяга к «запретной» пище. Этот цикл «дисбаланс — желание — дисбалзг и в ситуациях, не связанных с питанием. Запустить эту цепную реакцию стресс — к примеру, стресс, вызванный попыткой избавиться от зависимости. Следовательно, проблемы с весом — это не только проблемы с питанием. Главный фактор их возникновения — стресс, и если не устранить причины стресса, рано или поздно вы снова наберёте лишний вес. Вот почему тем, кто желает сбросить вес, мы не только даём здесь диетологические рекомендации (программа детоксикации, уравновешивающая диета для Капхи и агни и сознательное питание), но и советуем включать в распорядок дня медитацию, массаж, дыхательные и физические упражнения или какую-либо другую из описанных в этой книге техник снятия стресса.

По существу, к аюрведической концепции здорового питания имеют отношение все сведения, которые вы найдёте в нашей книге. Если тело, дыхание, ум и дух пребывают в равновесии, то проблемы психического голода — корня всех проблем с питанием — просто не существует. Равновесие — это состояние полного удовлетворения. Нам только кажется, что мы хотим шоколада, чипсов или мороженого, пончиков или пиццы. На самом деле мы жаждем вовсе не определенного вкуса. Мы жаждем целостности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.018 с.)