Республика кыргыстан, Г. Бишкек, бгу им. К. Карасаева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Республика кыргыстан, Г. Бишкек, бгу им. К. Карасаева



На сегодняшний день главное задачей образования выступает подготовка будущего специалиста к конкуренции на рынке труда, к непрерывному профессиональному саморазвитию, формирование его способностей к проектированию собственного будущего, личностного развития в условиях нестабильной рыночной экономики

С помощью исследовательско-инновационного поиска и изучения новых педагогических средств мы пришли к пониманию того, что для выстраивания эффективного образовательного процесса, который бы строился на потребности обучающихся в развитии собственных способностей, выстраивания их образования с учетом индивидуальных траекторий, нам нужно подобрать необходимые методы обучения.

Среди различных современных методов и методик, педагогических технологий наиболее подходящим и соответствующим поставленным целям является проектная деятельность, получившая широкую область применения в сфере образования, также используемая и актуальная многими педагогами. Овладение техникой проектной деятельности и способностью проектировать собственный путь, позволяет развивать социальную активность обучающихся, что позволит в дальнейшем обеспечить себе конкурентоспособность на рынке труда.

Многие достижения, в том числе и в профессиональной деятельности, результат способности человека правильно организовывать свою жизнь как проект, то есть верно и точно определить этапы собственного проектирования (например, определиться с перспективой развития, спланировать ход своих действий, осуществив которые, необходимо будет провести анализ действий по достижению цели).

Также рассматривая проектную деятельность с точки зрения образования, необходимо выделить, что данная деятельность представляет собой эффективный инструмент для развития интеллектуальных способностей, развития креативности обучающихся [4, c.230].

Именно проектная деятельность позволяет выстраивать деятельность обучающихся так, чтобы была возможность сохранить полноту теории, передаваемой преподавателем и необходимый объем практики. Несомненно, именно практика позволяет активизировать у обучающихся не только интеллектуальное, но и нравственное развитие, их самостоятельность, активность, а также позволяет приобретать им опыт социального взаимодействия, способствует развитию у них коммуникативных и иных способностей, которые необходимы любому специалисту своего дела.

В ходе проектной деятельности важен и ценен не результат выполненной работы, а сам процесс и этапы достижения этого результата.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, а также смоделировать индивидуальные маршруты своего обучения и воспитания, смоделировать собственный образовательный маршрут и маршрут профессиональной карьеры. И именно эти задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование (уровень бакалавриата) должен быть готов решать выпускник, освоивший данную программу [1].

Проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе и использование мультимедийных технологий.

Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других людей в определенных проблемных ситуациях.

Также позволяет совместить процесса безынициативного накопления обучающимися различных знаний на процесс овладения ими различными способами деятельности в нестабильных условиях, что способствует активному формированию творческой личности, способных решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Стоит отметить, что наиболее важной составляющей любого проекта является постановка цели, которая должна соответствовать уровню подготовки обучающегося, а также должна быть актуальна. Иначе говоря, постановка цели – это осознанный, потенциально преодолимый результат, путь от желаемого к действительному. Например, отсутствие практической деятельности в процессе обучения приводит к тому, что многим обучающимся недостаточно знаний и навыков по применению полученных умений и возможностей в производстве; отсутствует этап проверки знаний, возможностей и способностей, обучающихся перед трудоустройством. После постановки цели определяются необходимые ресурсы для достижения цели.

Таким образом, основными элементами проектирования являются следующие: определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы, формулирование задач и ожидаемых результатов, определение ресурсов, составление плана действий, выполнение плана, подведение итогов, оценивание полученных результатов (соотнесение их с ожидаемыми), рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы) [2, с.65].

Стоит обратить внимание на то, что в проекте должен быть заранее определен результат в виде некого продукта. Результатом может быть подготовленное письмо, сценарий, фильм, листовка, макет, чертёж, текст поправок к существующим нормативным документам, памятка, коллаж, доклад и т.д.

Несомненно, проектная деятельность, невозможна без деятельности педагога. Но уже в практике педагог берет на себя иную роль, а именно роль организатора деятельности обучающихся, а не только носителя новых знаний. Нестандартный подход к организации деятельности будет результатом повышенной мотивации обучающихся и ориентирует их на самостоятельные действия.

Педагогу, в свою очередь, проектная деятельность позволит осуществить индивидуальный подход к обучающимся. Так как педагог из носителя информации переходит в роль наставника, консультанта, в участника и организатора исследовательской и самостоятельной деятельности обучающихся, становится неким «экспертом», который делает вывод не по общим достигнутым результатам педагога и обучающегося, а именно акцентирует внимание на полученный самостоятельный результат обучающегося [3, с.24].

В педагогической практике помимо обучающей функции проектной деятельности пользуется популярностью и диагностическая функция, позволяющая оценить умение проектировать планирование своих действий с предвидением определенных желаемых результатов. Данная деятельность может отслеживаться с помощью определенных критериев.

Критерии должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только представление работы на публике.

Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников могут быть следующие:

- владение способами познавательной деятельности;

- умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;

- коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

- самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие [2, с.67].

Таким образом, каждый день, в любых ситуациях, в обычной жизни людям приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Именно тут на помощь приходит продумывание проблемы, планирование действий (составление последовательности решаемых действий), рефлексия и проведение анализов результатов. Все это задачи проектирования, которое поможет решить многие проблемы, позволит избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.

Современный ход развития общества требует от образования определения путей формирования качественной подготовки специалистов.

В результате чего перед специалистом возникает ряд следующих вопросы:

- после окончания вуза многим выпускникам недостаточно знаний и навыков по применению полученных умений и возможностей;

- многие выпускники не могут самостоятельно определиться с трудоустройством, откладывая этот вопрос до момента получения диплома;

- зачастую наличие диплома специалиста не дает возможности гарантийного трудоустройства, так как требования предъявляемые работодателями не соответствуют готовности выпускника-специалиста;

- после окончания вуза выпускники-специалисты ожидают намного большого в профессиональной сфере: ожидание высокооплачиваемого рабочего места, несоответствие реального места работы представляемому, мечты о стремительным и стабильном карьерном росте рушатся перед требованиями предъявляемыми работодателями, тем самым понижая желания и возможности трудоустройства молодого специалиста.

- размытое представление о профессиональном развитии в целом, несоответствие своего предполагаемого карьерного будущего реальной профессиональной деятельности.

Таким образом, выпускнику-специалисту необходима опора в сфере профессиональной карьеры, в целях более четкого представления своего профессионального роста, которая может закладываться как в учебный, так и внеучебный процесс будущего специалиста в вузе в том числе и с помощью проектной деятельности.

Список литературы

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения 04.03.2017).

2. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании [Текст] / Е.М.Белякова, Н.М.Воскресенская // Проблемы современного образования. – 2011. – № 3. – 63-67 с.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И.С.Сергеев. – М.: Аркти, 2012. – 24 с.

4. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие [Текст] / А. И. Савенков. – Москва: «Ось-89», 2006. – 256 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.012 с.)