Липатова Е.Е., Кудашкина О.В 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Липатова Е.Е., Кудашкина О.В



РФ, г. Уфа, БГПМУ

Уровень конкурентоспособности современной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации повышению качества услуг в сфере здравоохранения и образования, уделено ведущее значение. При этом отмечается, что для реализации поставленных целей необходима структурная и технологическая модернизация здравоохранения и образования, а развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения невозможно без эффективной системы подготовки, переподготовки медицинских кадров и создания медицинского информационного и образовательного ресурса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).

В настоящее время в России идет становление новой системы медицинского образования, ориентированной на информационные технологии. Существенные изменения касаются и педагогической теории и практики образовательного процесса. В незыблемое веками правило «обучение у постели больного» при непосредственной курации преподавателя вносятся корректировки. Информационные технологии становятся не просто дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Следует отметить, что сбалансированное применение информационных технологий значительно упрощают организацию образовательного процесса и как следствие его эффективность. Бесспорным фактом является то, что информационные и информационно-обучающие системы отражают современный уровень развития медицинской практики и адекватны современным техническим возможностям. Информационное пространство образовательной среды способствует вхождению обучающихся в информационное пространство профессиональных знаний. На наш взгляд, структурирование верифицированного, наукоемкого контента информационной среды в образовательной деятельности является первоочередной задачей. Верифицированный контент исходит из парадигмы медицинского образования, которое всегда базировалась на надежности, обоснованности, подтвержденности и доказанности. Создание медицинского информационного и образовательного ресурса выделенного отдельной задачей в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. является главным решением данной задачи, но и не маловажным составляющим является компетентность в использовании данного ресурса профессорско-преподавательским составом образовательного учреждения.

С целью анализа удовлетворенности обеспеченностью учебной литературой и другими составляющими, отражающими информационную обеспеченностью учебного процесса, проведено пилотное исследование включающие анкетирование и интервьюирование 300 преподавателей Башкирского государственного медицинского университета и медицинского колледжа.

Респонденты на оценочных шкалах выбирали следующие показатели.

№ п/п Критерии эффективности Оценочная шкала 0 – отсутствие, 1-почти нет, средняя величина, полная величина
1. Организация обучения
1.1. Обеспеченность учебной литературой        
1.2. Возможность пользоваться межбиблиотечными фондами        
1.3. Наличие и возможность пользования автоматизированными системами хранения и поиска информации        
1.4. Возможность использования индивидуальных информационных ресурсов Интернета        
1.5. Возможность использования кафедральных информационных ресурсов Интернета        
1.6. Использование в процессе обучения электронных учебных пособий, тестов        
2. В какой степени освоенные компетенции оказались достаточными для педагогической практики?
№ п/п Профессиональные знания, умения, опыт Более чем достаточно Соответствует Явно не хватает
1. Профессиональные знания      
2. Практические навыки      
3. Уровень освоения техники      
               

Анализ анкетирования показал, что 56,5% профессорско-преподавательского состава оценивают обеспеченность учебной литературой и возможность пользоваться межбиблиотечными фондами как недостаточную. Полное отсутствие обеспеченности литературой и возможность пользоваться межбиблиотечными фондами отмечают 5,8%. Интервьюирование показало, что в ряде дисциплин клинические рекомендации, измененное законодательство и другие изменения, касающиеся медицинской практики, не отражены в рекомендованных учебных пособиях, которые становятся не актуальными.

 

 

На вопрос о наличие и возможности пользования автоматизированными системами хранения и поиска информации ответы распределились следующим образом: высокий уровень затруднения регистрируют 15,2%, отсутствие наличия и возможности отмечают 5,8%, полную и среднюю удовлетворенность 43,5% и 30,5% соответственно. При этом 100% профессорско-преподавательского состава имеют возможность пользоваться индивидуальными или кафедральными информационными ресурсами сети Интернет. Затруднение при возможности использования индивидуальных или кафедральных информационных ресурсных сетей Интернет отмечают лишь 7% респондентов, среднюю и полную величину использования отмечают 30,5% и 57,6% соответственно.

Таким образом, более половины опрошенных преподавателей не используют широкие возможности информационных технологий при их доступности.

Интервьюирование и данные анкетирования показывают, что преподавателям не хватает «компьютерной грамотности». Большинство респондентов осваивают информационные технологии самостоятельно.

 

 

Активное использование в процессе обучения электронных учебных пособий, тестов отмечают лишь 36,4% преподавателей. Совсем не используют информационные технологии 3,5%, объясняя это тем, что в настоящие время в медицинском образовании нет четких рекомендаций по электронным учебным пособиям.

 

 

Анализ ответов отражающих применяемых в педагогической практике компетенций показал, что в преобладающим большинстве преподаватели удовлетворены своими профессиональными (практическими) навыками 99%.

Однако, уровнем освоения техники не довольны 17,6% респондентов. Профессорско-преподавательский состав отмечает отсутствие пошаговых рекомендаций для освоения информационных технологий и соответствующих мастер классов.

 

Таким образом, проведенное исследование показало, что проблема требует своего дальнейшего разрешения. Так, более половины респондентов указывают на недостаточную обеспеченность учебной литературой, также более половины исследуемых по тем или иным причинам не используют доступные им информационные технологии для эффективной организации образовательного процесса. Только лишь примерно треть опрошенных преподавателей активно использует электронный ресурс. Также на первый план выходит проблема компьютерной грамотности педагогов и, как следствие, необходимость введения соответствующего курса в систему повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Исходя из выше изложенного, мы полагаем, что от эффективной деятельности в аспекте создания медицинского информационного и образовательного ресурса будет зависеть качество современного медицинского образования в целом.

Список литературы

1. Гарант [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал. – Режим доступа: http://garant.ru, свободный. – Загл. с экрана

К ВОПРОСУ НЕЛИНЕЙНОГО ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.04 с.)