Казахстан, астана, ену им. Л. Н. Гумилева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Казахстан, астана, ену им. Л. Н. Гумилева



Наблюдая за изменениями, происходящими сегодня в мире, можно заметить, что современное стремительно развивающееся общество ставит перед личностью все новые и новые задачи, заставляя приспосабливаться к его вызовам. Этот же динамизм и транзитивность усложняет процесс самоопределения и, в частности, профессионального самоопределения.

Это выражается в появлении новых профессий. Единым тарифно-квалификационным справочником насчитывается около 20.000 наименований профессий, имеющихся в России. Однако процесс обновления видов труда происходит очень быстро. В результате возникает противоречие между интенсивностью обновления видов профессионального труда и относительно длительным периодом овладения профессиональными компетенциями [4, с. 127]. Наряду с появлением новых профессий, система требований к уже существующим профессиям становится сложнее и многообразнее. К примеру, функции и уровень квалификации бухгалтера десять-двадцать лет назад могут существенно отличаться от сегодняшнего. И это, не говоря о падении интереса к ряду традиционных профессий.

Появление вышеперечисленных и других проблем современного общества заставляет задуматься о превентивных мерах, позволяющих подготовить молодое поколение к новым и так быстро меняющимся реалиям.

В связи с вышесказанным постановка проблемы профессионального самоопределения в студенческом возрасте не является столь уж не логичной, а при детальном рассмотрении – вполне обоснованной.

В труде Е.А.Климова «Психология профессионального самоопределения» среди прочих обсуждаемых тем одной из важнейших является соотношение профессиональной направленности (устремлённости), осуществлённого профессионального выбора, всего дальнейшего хода профессионального становления и жизненного пути человека в целом. По мнению В.А.Михеева, это ключевая проблема, не имеющая однозначного решения. Именно поэтому, а не только в силу внешних обстоятельств многие люди в какой-то момент своей жизни вдруг резко меняют свои профессиональные устремления и подыскивают новую область приложения сил. Не получив ожидаемого удовлетворения и разочаровавшись в первоначальном выборе, они вынуждены вновь оказаться в ситуации, требующей профессионального самоопределения [2].

На наш взгляд, наиболее уязвимым звеном в процессе профессионального самоопределения становится молодежь студенческого возраста. На первый взгляд, такая постановка проблемы может показаться странной, ведь студенты фактически уже сделали профессиональный выбор, а значит – профессиональное самоопределение можно считать сформированным. Но, по словам Е.И.Головахи, состояние молодежи, её представление о будущем не только объект регуляции и коррекции, но и весьма чувствительный «инструмент», с показаниями которого можно сверять многие наши представления о перспективе развития общества, т.е. не стоит пренебрегать важностью роли молодёжи в обществе [1]. К тому же, сегодняшняя картина рынка труда указывает на неоправданность такого подхода. Конечно, в идеале выпускники должны сознательно и тщательно выбирать будущую профессию. Однако реальность такова, что большая часть студентов подходят к профессиональному выбору достаточно поверхностно и безответственно, что в итоге приводит к фрустрации, отказу и смене профессиональной деятельности.

Ниже представлены факторы, актуализирующие исследование изучаемой проблемы:

1. Динамичное развитие общества предъявляет особые требования к профессиональной деятельности. С каждым годом увеличивается количество новых профессий (это и смежные, находящиеся на границе двух профессий или объединяющие их, и совершенно новые, появляющиеся по мере развития науки и технологий).

2. Требования к существующим профессиям обновляются каждый день. А значит студент, поступая на выбранную специальность, рискует оказаться неподготовленным к новым изменениям и требованиям. Точно также специалисту, имеющему существенный стаж работы в данной сфере, приходиться повышать квалификацию, доучиваться, а порой и переучиваться соответственно запросу профессиональной деятельности. Ещё К. Маркс говорил о «гармонично развитом индивидууме», постоянно меняющем свои профессиональные функции, подчеркивая, что, это «суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности», т.е. гармоничность понимается как разносторонность в разных видах труда. Самое страшное «ругательство» для К. Маркса – это «профессиональный кретин» (или - «профессиональная идиотия»), т.е. человек «хорошо знающий только свою профессию, ограниченный ею и не участвующий в жизни общества» … Другое «ругательство» К. Маркса – «призвание», которое также сильно ограничивает человека, т.к. закрепляет его за определённой трудовой функцией. «Признавая призвание, мы вынуждены признать фатальность человеческой жизни, но человек – это творец свей судьбы», – писал К. Маркс [3, с.18].

Мысли К. Маркса актуальны и в сегодняшнем обществе. Из чего следует, что в сегодняшнем профессиональном образовании нет места узкой специализации, сегодня специалисты должны быть готовы к любым изменениям в обществе и более того должны уметь прогнозировать их.

3. На сегодняшний день молодёжь имеет совсем иные ценности, отношение к труду и представления о своём будущем, стремясь к успеху и благополучию, но при этом имея смутные псевдоидеалы. В век аддиктивного отношения к интернету и различной технике, в частности к смартфонам и компьютерам, становится все сложнее оказывать влияние на молодёжь путём бесед и педагогического вмешательства. Так как практически все идеалы и ценности внедряются под влиянием интернета. Вследствие этого, юноши и девушки имеют искажённое представление о тех или иных видах деятельности, о профессиях и требованиях к ним, что негативно сказывается на правильности, осознанности и объективности профессионального выбора.

4. Ещё одной проблемой в современном образовании является выбор профессии по наличию бюджетных мест. Не секрет, что не многие выпускники школ имеют возможность получать высшее образование на платной основе. И даже имея такую возможность, выпускники стараются, так или иначе, получить бюджетное место. Иногда стремление к бесплатному обучению затмевает желание учиться по той специальности, которая является наиболее желаемой. Это в итоге приводит к тому, что выпускник заведомо выбирает ту специальность, с которой себя не идентифицирует и по которой в дальнейшем не желает или не планирует работать. Таким образом, общество и государство несёт существенные потери как материальных, так и трудовых ресурсов. Ведь выделяя определённое количество бюджетных мест, государство расcчитывает на получение такого же количества специалистов в той или иной сфере.

Изначально данная проблема рассматривалась мною лишь в рамках Казахстана. Однако обучение в образовательном пространстве УШОС, которое даёт массу возможностей, как в получении новых информационных ресурсов, так и в построении перспективных и взаимовыгодных взаимоотношений с представителями других стран, позволило расширить границы изначальной проблематики и вывести исследование уже на международный уровень, посредством выявления особенностей профессионального самоопределения студентов стран ШОС (Казахстан, Россия, Китай, Кыргызстан, Таджикистан).

Анализируя сегодняшнее состояние образовательных систем и тенденций социального развития стран ШОС, можно сказать, что данные страны имеют схожие проблемы и закономерности в формировании профессионального самоопределения студентов. Однако если учесть, что на сегодняшний день каждая из стран имеет свои особенности в политической, экономической, педагогической и социальной сферах, вполне естественно существование и специфических особенностей в данном процессе. Рассмотрим эти особенности.

Наиболее сильно среди исследуемых стран выделяется Китай.

Во-первых, Китай – страна, стабильно занимающая первое место по численности населения в мире вот уже десятки лет. И, конечно же, именно этот фактор влияет на повышение уровня конкуренции, а значит и на увеличение количества требований к той или иной профессии.

По мнению Толстогузова С.Н., китайскую систему образования часто определяют, как прагматическую и селективную. Вероятность перейти на более высокие ступени образования для «среднего» молодого человека здесь невелика, этой возможностью обладают лишь немногие способные ученики. Поступление в вуз – серьёзное достижение для выпускника средней школы: конкурс в некоторые университеты достигает 200–300 человек на место. При этом действительно талантливые молодые люди пользуются всевозможными льготами при восхождении по образовательной «лестнице» – государственными стипендиями, субсидиями предприятий, организаций и т.п. По этой причине молодые люди в Китае, чаще всего, подходят к профессиональному выбору осознанно и в процессе обучения стараются освоить необходимые компетенции так, чтобы быть наиболее конкурентоспособными при дальнейшем трудоустройстве [5].

Во-вторых, Китай является единственной из исследуемых стран не подписавшей Болонскую декларацию.

Оставшиеся четыре страны (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) являются участниками Болонского процесса. Однако также существуют некоторые особенности каждой из стран, так или иначе влияющих на формирование профессионального самоопределения. К примеру, одним из факторов, затрудняющих правильное формирование профессионального самоопределения учащихся в Казахстане является Единое Национальное Тестирование (ЕНТ). Выпускники школ сдают экзамены по пяти предметам, пятый из которых является выборочным и определяющим при выборе специальности в вузе. Так, если выпускник выбирает биологию, он может подать документы на такие специальности как Биотехнология, Биология, Общая медицина, Психология и т.д. Но зачастую выпускники выбирают профессию не по склонностям или интересам, а по наличию образовательных грантов, т.е. если выбрать Физику, на такие специальности грантов выделяется больше, а значит, шансы поступить на бюджетную основу увеличиваются. Это, естественным образом, отрицательно сказывается на формировании профессионального самоопределения выпускников и студентов и как результат, процент работающих по специальности намного ниже изначально поступивших на неё. В России имеется схожая система оценки – Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ), который также имеет формат тестирования, и подразумевает выбор предмета для поступления в вуз. Этот факт создаёт схожие проблемы и в России.

На сегодняшний день в Таджикистане повсеместно распространена трудовая миграция, из-за которой гораздо меньший процент молодёжи продолжает образование после окончания средней школы, в сравнении с предыдущими поколениями. Это негативно сказывается на формировании профессионального самоопределения у молодого поколения, так как не малая часть нацелена на профессии, не требующие специальных профессиональных навыков и образования.

Эти и другие особенности систем образования, экономического и социально-политического состояния вышеперечисленных стран имеют огромное влияние на формирование изучаемого процесса и не только. Молодёжь, так или иначе, оказывается в эпицентре всех изменений в обществе и в ответ меняются её ценностные ориентиры, установки и жизненные цели.

Исследуемая проблема является недостаточно изученной, но весьма актуальной. Результаты исследования этой проблемы имеют практическую значимость как на уровне каждой страны отдельно, так и на уровне ШОС. Так как в рамках образовательного пространства стран ШОС все эти студенты становятся объектами образования уже не одной страны, а студентами УШОС. Поэтому учёт особенностей не только менталитета и культуры, но и некоторых психологических особенностей позволит наиболее эффективно построить процесс обучения, сформировать наиболее оптимальные условия для формирования профессионального самоопределения.

Список литературы

1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. – Киев.: Наукова Думка, 1988. – 144с.

2. Михеев, В. А. Психология профессионального самоопределения и помогающие психотехники [Текст] / В. А. Михеев // Мир психологии. – 2016. – № 4. – С. 75–87.

3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие [Текст] / Н.С.Пряжников. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.

4. Ренёва Г.Ф. Профессиональное самоопределение личности на различных этапах профессионализации [Текст] / Г.Ф.Ренева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2012. – №3.

5. Толстогузов С.Н. Опыт профориентационной работы за рубежом [Электронный ресурс] / С.Н.Тостогузов // Образование и наука. 2015. №1 (120). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-proforientatsionnoy-raboty-za-rubezhom.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.01 с.)