Рф, Г. Уфа, бгпу им. М. Акмуллы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рф, Г. Уфа, бгпу им. М. Акмуллы



Cовременный танец содержит в себе огромный потенциал в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. На сегодняшний день многие хореографы большое внимание уделяют процессу обучения, обогащая тренировочный процесс своих подопечных различными подводящими и развивающими специально-подготовительными упражнениями, «шлифуя» технику и навыки. А процессу воспитания уделяется меньше времени. В частности, мотивации своих подопечных, в первую очередь, для поддержания интереса к своей деятельности во время всего образовательного процесса в течение учебного года, а также во время подготовки к конкурсам и фестивалям, непосредственному участию в них и достижению высоких профессиональных результатов [1, 2]. Как утверждают источники научной и методической литературы путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов целостного образовательного процесса [3]. Неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методические подходы его исследования, что позволяет считать тему работы актуальной.

В рамках данной работы мы стремились провести анализ использования педагогических средств в формировании мотивации танцоров в образовательном процессе, на основе изучения научно-методической литературы и практического опыта использования педагогических средств среди современных педагогов по танцам, и тренеров различных видов спорта в тренировочном процессе.

Понятие мотивации трактуется одними специалистами как внутреннее побуждение к достижению цели, другими как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, а также как совокупность мотивов, или как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность [1]. Эти понятия установили огромную значимость знаний о мотивации в педагогической деятельности хореографов современного танца, заинтересованных в повышении самоотдачи своих учеников в тренировочном процессе. Понимание и применение на практике системы мотивации своих учеников приведет к удовлетворенности работой самих танцоров, улучшению психологического климата, и как следствие, достижению высокого уровня мастерства и целевого результата во время соревновательного процесса.

На начальном этапе исследования было проведено анкетирование (опрос), в котором приняли участие 12 опытных хореографов современных танцев г.Уфы. Предлагалась анкета на тему: «Применение педагогических средств в формировании мотивации в образовательном процессе», состоящая из четырех вопросов: 1. Определите понятие мотивации. 2. Используете ли вы педагогические средства для формирования мотивации в образовательном процессе? 3. Какие педагогические средства в формировании мотивации вы используете? 4. Педагогические средства в формировании мотивации используются вами в течение всего учебного года, на каждом занятии или исключительно перед фестивалями и конкурсами? Нами было установлено, что 9 хореографов из 12 определили понятие мотивации как побуждение к деятельности (75%), 3 хореографа из 12 – как мотивы и стимулы (25%),7 хореографов из 12 используют педагогические средства в формировании мотивации в образовательном процессе своих воспитанников в течение текущего года постоянно (58,3% используют, 41,7% не используют), наибольшее количество тренеров в тренировочном процессе используют в качестве педагогических средств в формировании мотивации, следующие: просмотр видеоматериалов знаменитых мастеров – ранг I(6 тренеров из 7), 85,7%, мастер-классы, семинары (встречи со знаменитыми мастерами) – ранг II (5 тренеров из 7), 71,4%, беседы тренера с учениками (истории, подвиги, взлеты и падения великих мастеров) – ранг III (3 тренера из 7), 42,8%. Таким образом, статистика ярко отражает недостаточную осведомлённость и значимость среди хореографов г.Уфы использования педагогических средств, для формирования мотивации танцоров в образовательном процессе, в связи с чем было проведено дополнительное исследование. Оно состояло в наблюдение за тренировочным процессом тренеров по единоборствам и игровым видам спорта, мы просматривали полные тренировки восьми тренеров по единоборствам (каратэ, бокс, дзюдо) и шести тренеров по игровым видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол). В конце каждой тренировки мы проводили беседу с тренером по проблеме исследования. Таким образом, нам удалось выявить дополнительные педагогические средства в формировании мотивации, которые с успехом могут быть применены в образовательном процессе исполнителей современного танца для поддержания постоянного интереса к своей деятельности занимающихся и достижения высоких результатов на соревнованиях.

Установлены следующие педагогические средства в формировании мотивации: интернет переписка учеников со знаменитыми мастерами (в соц. сетях), общение тренера со спортсменами по средством интернета (группы в соц. сетях, где тренеры размещают различные мотивационные ролики и видеоматериалы великих мастеров для своих учеников), соревновательные игры (тренировочные батлы, игры, соревновательные упражнения), вдохновляющая музыка вне тренировки (во время утренней пробежки, перед соревнованиями), аудиозаписи тренеров по мотивации и личностному росту (прослушивание во время тренировки коротких мотивирующих аудио-монологов), воспитательные беседы во время тренировки (короткие устные установки-задания тренера для учеников с целью воспитания морально-волевых качеств, развития чувства коллективизма, воспитания патриотизма и добропорядочности), использование громких фраз для приободрения во время тяжелой работы («быстрее! быстрее!», «терпеть! терпеть!», «еще! еще!», «давай! ты можешь!» и т.д.), методы поощрения и наказания, походы в кино группой (на мотивирующие фильмы), прогулки в парк(беседы о достижениях, о планах и мечтах учеников).

В современной педагогической психологии структура мотивации формируется под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей среды. Грамотный педагог-хореограф должен четко знать, что не все его подопечные мотивированы одинаково, поэтому он должен четко распознавать актуальные мотивы каждого и стараться по возможности удовлетворять их потребности. Главной целью применения педагогических средств в формировании мотивации педагогом-хореографом служит поддержание интереса занимающихся в течение всего образовательного процесса текущего года, а также должен, с помощью мотивации воздействовать в воспитательных целях на личности своих подопечных и мотивировать их на достижение высоких результатов во время подготовки к конкретным фестивалям и конкурсам. Анкетирование, беседы и педагогическое наблюдение за хореографами по современным танцам, и тренерами различных видов спорта позволили выявить конкретные педагогические средства в формировании мотивации, которые с успехом могут применяться в образовательном процессе исполнителей современных танцев в течение многих лет.

Список литературы

1. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации [Текст] / Г.Д.Бабушкин, Е.Г.Бабушкин. – Омск: СибГАФК, 2014 – 168с.

2. Бреслав Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г.М.Бреслав. – М.: Смысл, 2015 – 187с.

3. Кретти Б. Д. Психология в современном спорте [Текст] / Б.Д.Кретти. – М.: Физкультура и спорт, 1998 – 225с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.018 с.)