Рф, Г. Стерлитамак, фгбоу во «угату» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рф, Г. Стерлитамак, фгбоу во «угату»



Новая модель образования предлагает студенту занять субъектную позицию в образовательном процессе, что открывает для него возможность постановки собственных образовательных задач, выработки индивидуальной учебной траектории, способствующей достижению образовательного результата, имеющего в дальнейшем практическое применение.

В этой связи организация самостоятельной работы студентов должна становится одной из основных форм образовательного процесса, способом формирования профессиональной самостоятельности, готовности к самообразованию и непрерывному образованию в течение всей жизни, способствовать вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность.

Исследование проблемы самостоятельности обучающихся уходит своими корнями в античное время. Философы того времени предложили человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум; не принимай все на веру, думай сам, а любимое изречение Сократа «Познай самого себя» отражает идею совершенствования и развития способностей через самопознание [7].

Дальнейшее развитие идеи самостоятельности нашло отражение в работах основоположника педагогической науки Я.А. Коменского. В своей работе [4] он утверждает, что привитие истинного и прочного знания вещей происходит через самостоятельное наблюдение, при этом отмечает важную роль учителя при организации того или иного вида самостоятельности обучающегося. Этой точки зрения придерживались И.Г. Песталоцци и Ф.А.В. Дистервег, выделяя одной из главных задач народных школ – развитие самостоятельного мышления и активности.

Большое внимание этой проблеме уделял и основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский, который с сожалением писал, что «… у нас все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности» [6]. Автор считал, что преподаватель должен дать возможность самому ученику совершенно самостоятельно, или с необходимой помощью, преодолеть противоречия и вывести новую истину. Развитие самостоятельности должно развиваться с самого детства, продолжать совершенствоваться в школе и первых курсах обучения в вузах, достигнув вершин при вхождении в профессиональную деятельность.

Надо отметить, что педагогические идеи по организации самостоятельной работы дореволюционного периода, поднятые также в трудах Н.Г. Чернышевского, Н.Г. Грановского, Д.И. Менделеева, Н.И. Пирогова и других не потеряли своей актуальности и по сей день.

В психолого-педагогических работах существуют различные подходы к определению понятия «самостоятельная работа». В зарубежной педагогической литературе для обозначения самостоятельной работы введены термины «независимое обучение» (США), «индивидуальное обучение» (Англия, Франция), «тихая работа» (Австрия, Швейцария), характеризующие отдельные ее аспекты. В российских научно-педагогических исследованиях тоже нет единства в определении этого понятия и ее сущностных признаков.

Педагогический энциклопедический словарь трактует самостоятельную работу учащихся, как индивидуальную или коллективную учебную деятельность, осуществляемую без непосредственного руководства учителя [5, с.253]. Но следует отметить, что определение не в полной мере отражает сущностные аспекты данного понятия, поэтому многие авторы работ по проблемам организации самостоятельной работы дают уточнения данного понятия.

Расширение этого понятия проводит известный дидактик Б.П. Есипов, выделяя роль преподавателя при организации самостоятельной работы и считает, что такая работа хотя и выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, проявляя свои усилия и выражая результаты своих умственных или физических действий [2].

В своей работе Абрамов С.М. [1] рассматривает самостоятельность как интегративную способность к самоорганизации активной, непрерывной, целенаправленной, планомерной и систематической деятельности по приобретению знаний, умений, навыков и самовоспитанию таких личностных качеств, как активность, инициативность, направленных на достижение осознанно выбранной траектории образования.

Многообразие определений самостоятельной работы отражено в работе М.Х. Хайбулаева [8], включающей сравнительно-сопоставительный анализ ключевых выражений, несущих логическую и смысловую нагрузку дефиниций.

Анализ научно-педагогических работ позволяет сделать выводы, что самостоятельная работа студентов: 1) является многогранным явлением обучения и может выступать как средство, метод и форма обучения; 2) рассматривается как вид познавательной деятельности, осуществляемой как с помощью преподавателя, так и полностью самостоятельно; 3) трактуется как умение планировать свою деятельность: ставить цели, задачи, выбирать способы и формы ее осуществления наиболее рациональным способом, осуществлять контроль и своевременную корректировку; 4) считается одним из основных способов формирования способности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию, выбора индивидуальной траектории обучения для достижения учебных и профессиональных результатов, вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность [3].

Таким образом, обладая огромным дидактическим потенциалом, самостоятельная работа влияет на усвоение учебного материала, а также формирует способность работать с различными видами информации, ее анализу и обобщению, развитию навыков контроля и планирования учебного времени, является необходимым условием для осуществления научно-исследовательской деятельности студента.

Список литературы

1. Абрамов С.М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения (На примере негосударственного гуманитарного вуза): Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01: Екатеринбург, 2003. – 250 c.

2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П.Есипов. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.

3. Карасева Л.М., Карасев Е.М., Виноградов П.В. Формирование информационной компетентности в процессе научно-исследовательской работы студента [Электронный ресурс] / Л.М.Карасева, Е.М.Карасева и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/123-19041.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1982 – 656 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. − М.: Большая Рос. энцикл., 2002. − 528 с.

6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений [Текст]: в 11 тт. Под ред. А. М. Еголина. Т. 10. – М.-Л., 1950 г. – 668 с.

7. Философия: Учебник для вузов [Текст] / Под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с.

8. Хайбулаев М.Х. Сущность самостоятельной работы студентов и ее виды [Текст] / М.Х.Хайбулаев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Выпуск № 3, 2009. – С. 119-130.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.005 с.)