Влияние обучения робототехнике на развитие промышленности в кыргызстане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние обучения робототехнике на развитие промышленности в кыргызстане



Керимбаева А.Т.

Кыргызстан, г. Бишкек, Бишкекский Гуманитарный Университет им. К.Карасаева

Всем известно что, человечество стремилось создать орудия, механизмы, машины, облегчающие труд и обеспечивающие защиту, в том числе замену человека на тяжелых, утомительных и опасных работах на всех этапах своего развития. В наше время производство нового класса машин – роботов и соответствующего научного направления робототехники развивается все дальше и дальше с эволюцией современного общества. Робототехника на сегодняшний день является дисциплиной, ориентированной на создание роботов и робототехнических систем, построенных на базе мехатроники. Такое сложное электронное оборудование становится естественной частью нашей жизни с развитием современных технологий.

Практика показывает, что наука не стоит на месте, что уже сейчас уровень развития робототехники достиг больших высот. В настоящее время развитие робототехники невозможно остановить, так как значимость техники в человеческом обществе уже доказана. Первые сведения о развитии робототехники появились в печати в 1941 году, но историки утверждают, что эта область науки ещё раньше заявляла о себе.

По словам исследователей некоторые роботы создаются не только для помощи людям, но и с целью развлечения или получения коммерческой прибыли. Таким образом, современная робототехника на глазах совершенствуется и современный мир вполне осознает, какое значение имеет робототехника [1]. Сейчас робототехника постепенно становится тем общим двигателем, который объединяет электротехнику, электронику, оптику и механику.

В некоторых странах наблюдается недостаточное развитие робототехники. Ярким примером может служить одна из стран СНГ Кыргызстан, которая является новичком в этой области. Кыргызстан – индустриально-аграрная страна. Промышленность Кыргызстана начала свое развитие еще до Октябрьской революции. В 1913 году доля промышленного производства составила 3%. С 1992 года у страны появились перспективы и возможности для развития международных торговых отношений. Самые крупные отрасли промышленности в стране представлены следующими направлениями: малое машиностроение, производство тканей, пищевая промышленность, производство цемента, обуви, пиломатериалов, холодильного оборудования, мебели, электромоторов, добыча золота и редкоземельных металлов. Добыча золота обеспечивает около 40% всего экспорта Кыргызстана.

Во многих государствах робототехника является ключевым элементом экономического развития страны и в соответствующие исследования вкладываются миллионы долларов. Производство роботов в XXI веке становится крупнейшей отраслью промышленности. В Кыргызстане широко могут быть использованы роботы в перспективах горнодобывающей отрасли, так как роботы могут работать в суровых и опасных климатических условиях. Кыргызстан располагает крупными месторождениями полезных ископаемых, а с приходом роботов и нанотехнологий может появится возможность увеличения добычи и условие ускоренного развития промышленности. Тем не менее применение технологий роботов позволит в краткие сроки выполнить эту работу и создать основу для экономического развития страны в будущем. Разработчики утверждают, что роботы могут быть также использованы для исследования экологической ситуации и защиты природы, а это является актуальным принципом развития индустриально-аграрной страны.

В Кыргызстане робототехника начала свои работы в таких сферах, как программирование микроконтроллеров, создание SCADA систем, фрезерные токарные работы на станках с ЧПУ, компьютерные расчеты, 3D моделирование. Также в Бишкеке открываются магазины продаж мелких робототехники и радиодеталей.

В каждой работе нужен человек, который будет управлять роботами. Для этого будут нужны кадры, которые будут заниматься допольнительным обучением созданию, программированию и работе с роботами. Безусловно, большую трудовую часть коллективов промышленных предприятий составляют рабочие кадры. Но обслуживать современную технику, насыщенную электроникой, контрольно-измерительными приборами, могут только хорошо обученные специалисты [2]. Было выявлено, что основной проблемой внедрения инноваций на предприятиях республики является низкая квалификация и ответственность персонала, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие подготовки многих специальностей в профессионально-технических лицеях республики.

Развитие инновационных технологий в сфере образования обусловлено необходимостью подготовки инженерно-технических кадров для промышленных отраслей. В связи с этим перед сферой образования встаёт задача включения робототехники в структуру учебного процесса. По мнению ученых, уже через 3-4 года компьютеры заменят людей при выполнении работ, поэтому учитывая прогнозы экспертов, лучше учиться на специалиста в области IT-технологий, системного инженера, администратора компьютерных сетей, программиста, специалиста по обслуживанию и ремонту вычислительной техники. Влияние занятий робототехникой на развитие мышления признано полезным такими специалистами, как И.П. Бальтцер, И.А. Портнягина, Э.Ф. Шарипова и др. [3]. И многим школьникам следует хорошо подумать о своих способностях и желаниях перед поступлением в вузы. По словам исследователей, у детей совершенствуются способности на занятиях робототехникой. Например, Дети учатся ставить и решать задачи, предвидеть результаты своей деятельности, вариативно строить пути достижения поставленных целей, понимать, выполнять и составлять алгоритмы. Они приобретают навыки саморегуляции, способность критично относиться к себе и другим, умение работать в команде, способность согласовывать свои действия с действиями сверстников, умение планировать совместную деятельность [5]. Все эти качества являются основой инженерного мышления и позволят учащимся в будущем не только овладеть техническими специальностями, но и выйти за рамки простой исполнительской деятельности на уровень рационализаторства, новаторства и изобретательства.

В последние годы в Кыргызстане начали появляться курсы робототехники для детей от 6-8 лет, такие как, Technoland, РДИТА «Алтын туйун» (Робототехника для начинающих в Республиканской детской инженерно-технической академии), Илим ТехЛаб. Ведется обучение конструированию и программированию. Кружки и центры робототехники предоставляют Плату на Arduino, Модули Arduino, радиоэлектронные элементы, механизмы и моторы. При этом ребенок узнает основы языков программирования, основы микропроцессорной техники, основы радиоэлектроники, основы механики и т.д. Помимо курсов в Бишкеке, в столице Кыргызстана проводят мастер-классы по робототехнике, которые дают возможность узнать, что такое роботы, какое место они занимают в нашей жизни, что надо знать, чтобы самостоятельно собрать робота. Также они рассказывают об электронике, программировании и робототехнике, показывают элементы автоматизации робототехники. В Кыргызстане осуществляется обучение по направлению робототехники в таких университетах, как Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына,Кыргызско-российский славянский университет им. Б.Н.Eльцина, Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова, Международный Университет Ататюрк – Алатоо. Такие специальности пользуются большим спросом в Республике Кыргызстан.

Вузы имеют прочные связи с промышленными предприятиями. Выпускники трудоустраиваются в различных отраслях хозяйства: машиностроении, пищевой, легкой, текстильной, горноперерабатывающей и электротехнической промышленности. В Бишкеке факультет цифровых технологий отделения электроники и наноэлектроники Университета Ататюрк Ала-Тоо последние два года проводит конкурс робототехники. Ими было организовано 2-е соревнование роботов под названием «Робот- следователь по линии», состоявшееся 2 февраля 2017 года. Предыдущий конкурс «Соревнование роботов-избегателей препятствий» прошло в апреле 2016 года. Представители университета, а также преподаватели робототехники призывают участников продолжить свое путешествие в сфере робототехники и электроники, поощряя студентов принимать участие в подобных конкурсах, активизируя их доверие и интерес. Всего 17 команд из приняли участие студенты факультета новых технологий МАСА, Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына и Кембриджской международной школы. В данном университете занятия по этим специальностям проводятся на анлийском языке, используются самые передовые технологии микроэлектроники и автоматики, и студенты имеют возможность не только теретически, но и практически укрепить свои знания. Выпускники формируют инновационный потенциал Кыргызстана как современные инженеры [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательная робототехника является эффективной современной технологией формирования инженерного мышления у школьников и студентов и оказывает влияние на развитие одаренности у детей и на будущее страны.

Широкое использование автоматизации и компьютеризации производства машин и оборудования нового поколения робототехники и электронных технологий является одним из факторов развития промышленности [4]. Страна постепенно стремится к развитию этой отрасли, призывая и мотивируя молодежь не отставать от изучения мировых инновационных технологий.

Список литературы

1. Алтымышбаева Л.К. ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КЫРГЫЗСТАНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [Текст] / Л.К.Алтымышбаева // ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. – № 3, 2014

2. Бальцер Э.П., Портнягин И.А., Шарипова Э.Ф. Развитие логического мышления у учащихся начальных классов в секции «Робототехника» при изучении программирования роботов [Текст] / Э.П.Больцер и др. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 47. – С. 101-105.

3. Ершов М.Г. Использование элементов робототехники при изучении физики в общеобразовательной школе [Текст] / М.Г.Ершов // Пермский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 86-90.

4. Режим доступа: http://www.iaau.edu.kg/view/public/pages/page.xhtml?id=3084

5. Режим доступа: http://kstu.kg/kafedra-avtomatizaciya-i-robototehnika/

6. Режим доступа: http://kiber.akipress.org/news:197.

7. Режим доступа: http://wapstat.info/i-net/read/izuchenie-it-tehnologiy-zalog-stabilnogo-karernogo-rosta-budushhem/

 

Информационно-образовательная среда профессиональных образовательных организаций, как условие достижения нового качества образования

Косолапова И.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.64.198 (0.073 с.)