Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Республика Казахстан, г.Актобе,
Актюбинский университет им. С.Баишева Трансформация социально-экономических отношений, появление широкого рынка труда специалистов с высшим образованием, многообразие и сложность в связи с этим задач подготовки кадров делают проблему формирования профессиональной направленности студентов высших учебных заведений особенно актуальной для современной теории и практики образования. Современному обществу нужны сегодня не носители знаний, а активные и убежденные специалисты, умеющие использовать в своей профессиональной деятельности знания, полученные в вузе, владеющие методами и приемами творческой реализации их в практической работе, испытывающие потребность в обновлении и совершенствовании профессионально значимых знаний и умений, отличающиеся сформированностью профессиональных принципов, взглядов, убеждений, интересов и мотивов деятельности. Такая задача требует от высшей школы организации поиска педагогических мер повышения эффективности формирования профессионально-ценностных ориентаций личности студента, определения путей постоянного ее формирования на протяжении всего периода обучения в вузе [3, с.47]. Актуальность категории «профессионально-ценностные ориентации» в современной науке связана со следующими обстоятельствами. Во-первых, данное понятие методологически не проработано в психолого-педагогических исследованиях. Существующие в настоящий момент работы, посвященные проблеме профессионально-ценностных ориентаций, имеют фрагментарный и теоретический характер и в большей степени ориентированы на профессиональную деятельность педагогов как наиболее социально значимую. Однако любая профессиональная деятельность должна иметь аксиологический аспект, имеющий разные степени выраженности и соотнесенности структурных компонентов. Во-вторых, отсутствие единой концепции относительно профессионально-ценностных ориентаций не позволяет разработать методики диагностики, ориентированные на детальный анализ ведущего компонента формирования ценностей личности в профессии. В-третьих, конкуренцию выпускников вуза в настоящих социально-экономических условиях должны определять не только знания, умения и навыки, но и сформированная система профессионально-ценностных ориентаций, определяющая траекторию движения личности в профессии. Профессионально-ценностные ориентации способствуют более детальной дифференциации условий профессиональной деятельности на доминирующие и второстепенные.
Несмотря на своевременность анализа категории профессионально-ценностных ориентаций, большая часть работ, связанных с данной тематикой, предлагают определение понятия и модели, условия и принципы формирования данной категории относительно педагогической деятельности [1, с.29]. Рассмотрение понятия «ценность» в генезисе указывает на то, что в нем соединяются три основных значения: определение вещественно-предметных свойств явлений, в основе которых лежит практическое и эмоциональное отношение человека к оцениваемым предметам и явлениям; определение социальных явлений, характеризующих отношения между людьми и определение нравственных категорий, обозначающих психологические характеристики человека [4, с.24]. Анализ научной литературы указывает на неоднозначность понимания природы ценности, вследствие чего Шадрина И.Н. считает целесообразным систематизировать различные подходы к понятию «ценность». Существующие дефиниции ценностей можно упорядочить в соответствии с тремя областями. Первую область образуют дефиниции социологического характера, в которых акцентируется институционализация ценностей и их акцептация отдельными группами общества. Синтезом такого понимания является главная ценность, ориентированная на общество, которое организовано в соответствии с общепризнанными правилами. То, что признано в обществе, достойно подражания и воспринимается как своеобразная «обязанность». Вторую область составляют дефиниции психологического характера, в которых ценности понимаются как интериоризованные индивидом ориентации. Третья область дефиниций ценностей, определяемых как культурные дефиниции, связана с интерпретацией ценностей как важного элемента системы глобального общества. Это направление, представленное многими психологами и социологами, связывает ориентацию на индивида с ориентацией на общество, в этом случае ценности относятся к миру культуры.
Общим во всех подходах является то, что под ценностью понимается личностно значимые нравственные категории, выступающие в качестве идеала. Понятия «ценности» и «ценностные ориентации» взаимосвязаны. Ученые сходятся в том, что ценностные ориентации являются одним из ведущих, стержневых образований личности, определяющих ее целостность, активную социальную позицию, верность идеалам и готовность к деятельности. Ценности, составляющие элемент сознания социальных классов, слоев и отдельной личности, в научной литературе называют ценностными ориентациями. Ценностные ориентации определяются следующими признаками: • ценностные ориентации формируются в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения и являются относительно постоянными и социально обусловленными, поэтому они проявляются в принятии или отказе от существующих нормативных образцов поведения; - ценностные ориентации, принимая форму общих и ситуативных ориентаций, являются результатом избирательного отношения субъекта к действительности и самому себе и определяют предпочтения в выборе жизненных целей и средств их реализации; - ценностные ориентации зависят от ориентации в социальных ситуациях и представляют собой критерий эффективности деятельности; - ценностные ориентации выражаются в жизненных планах, определяющих различные сферы жизни человека и др.; - ценностные ориентации являются для индивида элементами выделения собственной индивидуальности с помощью выбора предпочитаемых жизненных целей и способов их реализации. Рис. 1. Признаки ценностных ориентаций Таким образом, в качестве рабочего определения ученые использовали следующее: ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Анализ литературы показал, что изучение ценностных ориентаций позволяет выявить и констатировать иерархию ценностных ориентаций определенной социальной группы. Педагогический аспект формирования «ценностных ориентаций личности» ученые видят в рассмотрении его и как процесса, и как результата. В рамках исследования ученые рассматривали ценностные ориентации определенной группы молодежи, к которой относятся студенты. Исследование показало, что главным смыслом жизни для студентов является «материальное благополучие», это отражает общую тенденцию в современном обществе – ориентацию студенческой молодежи на материальные ценности. Важное значение для студентов имеют такие ценности, как семья, друзья, любовь. Волнует студентов «мир и мирная жизнь». Большое значение для студентов имеют профессиональные ценности: «высшее образование», «интересная работа». Угасание эстетических ценностей, их подмена материальными определило невысокие ранговые места ценностей «творчество», «красота природы и искусства».
Рис. 2. Категории ценностных ориентаций А потому под ценностными ориентациями студентов понимается отношение личности, выражающееся в ценностях, интересах, склонностях, направленных на проектирование себя как личности, профессионала, гражданина, семьянина в конкретных педагогических и жизненных условиях.
Также ученые выделили следующие типы ценностных ориентаций, которые считали необходимыми формировать у студентов учреждений среднего профессионального образования: - жизненные ценностные ориентации; - профессиональные ценностные ориентации; - материальные ценностные ориентации; - эстетические ценностные ориентации; - нравственные ценностные ориентации. Суть жизненных ценностных ориентаций состоит в ориентации студента на ценности жизни – на здоровье, семейное счастье, радости жизни и др. Профессиональные ценностные ориентации – это избирательное отношение к общественно значимым ценностям труда людей, обеспечивающие оптимальный профессиональный выбор и др. Материальные ценностные ориентации связаны с личностной ориентацией студента на материальные ценности. Понятие «материальный» употребляется нами в смысле бытовых удобств, денежной обеспеченности и т.д. Эстетические ценностные ориентации – это отношение студента к окружающей действительности, отраженной в художественных образах, а также к творчеству, самосовершенствованию и т.д. Нравственные ценностные ориентации связаны с выбором студента правил поведения, производных от их представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения. В процессе исследования ученых были сформированы ценностные ориентации студентов учреждения среднего профессионального образования. Студенчество – это особая социально-психологическая общность людей (объединенная институтом образования), которой свойственны сравнительно высокий образовательный уровень, активное потребление культуры, социальная активность, относительная экономическая самостоятельность (отход от родительского дома), развитие познавательной мотивации, повышенная потребность в коммуникации и т.д. Изучение ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений студентов весьма актуально: растет поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны. Для них характерно следующее: усиление прагматизма, стремление к материальному достатку, ориентация на предпринимательство; стремление самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу; возросшая тяга к образованию; политическая пассивность; несформированность ценностного поля: нет сфер жизни, значимых или незначимых для большинства; полярность суждений; расплывчатость нравственных позиций; приоритет материальных ценностей над духовными; эгоистические наклонности, отвечающие рыночной экономике и либеральной демократии; стремление к свободе, независимости, самореализации; освобождение от контроля обычаев и норм, принятых большинством и т.д.[6, с.8].
Понятие «профессиональные ценности» является более широким, включающее предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения личных и социальных потребностей, которые формируются в процессе освоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах и интересах. Профессиональные ценности – это те ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Это также средства, обеспечивающие личностный социально-значимый результат любой профессиональной деятельности. [5,21] Анализ категории профессионально-ценностных ориентаций в современных условиях развития научной мысли представляется достаточно перспективным направлением. Так, например, до настоящего времени не определена структурно-функциональная модель профессионально-ценностных ориентаций, отсутствует методика диагностики конструкта, не выявлены факторы и условия формирования профессионально-ценностных ориентаций. Список литературы 1. Барабанова В. В. Представление студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения [Текст] / В. В. Барабанова, М. Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 2. С.28-41. 2. Касаткина, Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования: дис.... д-ра. пед. наук [Текст] / Н.Э.Касаткина. – М., 1995. 3. Коптякова С.В, Жернов В.И. Профессиональная направленность как фактор самоопределения личности [Текст] / С.В.Коптякова, В.И.Жернов // Самоопределение личности. Новые подходы и технологии: Материалы Международной научно-практической конференции. – Курган: КГУ, 2004. – С.47-48. 4. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М., 1992. 5. Самойлик Н.А. К вопросу об актуализации понятия «профессионально-ценностные ориентации личности» в современной науке [Текст] / Н.А.Самойлик // Современные научные исследования и инновации. – 2015 – № 11 (55). 6. Шадрина И.Н. Формирование ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст]: дис.к.п.н. / И.Н.Шадрина. – Кемерово, 2005. Отраслевая подготовка педагогов профессионального обучения в области экономики и управления Арыспаева А.Р.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.022 с.) |