Сборник научных статей очной Международной молодежной научно-практической конференции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборник научных статей очной Международной молодежной научно-практической конференции



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ФГБОУ ВО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Л.Н.ГУМИЛЕВА (КАЗАХСТАН)

БИШКЕКСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.К.КАРАСЕВА (КЫРГЫСТАН)

ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.С.АЙНИ (ТАДЖИКИСТАН)

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (КИТАЙ)

Институт профессионального образования и

Информационных технологий

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в условиях социальных изменений

Сборник научных статей очной Международной молодежной научно-практической конференции

«Образование и человек в условиях социальных изменений»

 

Уфа – 2017

Удк 159.9

Ббк 88.492

П29

 

Редакционная коллегия:

Бахтиярова В.Ф., кандидат педагогических наук, доцент

Саитова Л.Р., кандидат педагогических наук, доцент

 

Ответственная за выпуск:

Саитова Л.Р.

 

В сборнике представлены материалы научных работ молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, в которых раскрываются различные вопросы актуальных трендов профессионального образования: интеграция профессионального образования и производства, современные подходы к разработке фондов оценочных средств в системе профессионального образования, развитие сетевого взаимодействия и международного сотрудничества в системе СПО и ДПО, эффективные методы и технологии обучения в системе СПО и ДПО и др.

 

Профессиональное образование в условиях социальных изменений: сб. науч. ст. очной Международной молодежной научно-практической конференции «Образование и человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 19 апреля 2017). – Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. – 184 с.

 

 

ISBN 978-5-906958-06-8

 

 

© ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», 2017

© Кафедра педагогики и психологии профессионального образования, 2017

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Аитбаева А.А.

РФ, г. Уфа, БГПУ им. М.Акмуллы

Давлятов Ф.С.

СИСТЕМА КАЧЕСТВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Айтбаганбетов А.С.

Казахстан, г. Актобе,

Актюбинский университет им.С.Баишева

Болонская декларация 1999 года отмечает, что «мы являемся свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование и его широкой диверсификацией наряду со все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития и создания такого будущего, в котором более молодые поколения должны будут овладевать новыми навыками, знаниями идеями» [1].

В ст.10 Всемирной декларации о высшем образовании для ХХI века говорится: «Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности» [1].

Ряд авторов (Ширяев В.И., Попов С.А. и др.) выделяют четыре международные схемы обеспечения качества высшего образования: разработка общих международных стандартов; перенос системы сертификации или аккредитации одной страны в другие государства; соглашения о подтверждении национальных стандартов или уважении к национальным системам аккредитации; взаимное признание степеней (стандартов) или соглашения о взаимном их признании [5, с.143].

Есть еще одна сторона рассматриваемой проблемой: это показатели качества высшего образования (с точки зрения «вложений», «процесса», «результата»). Эта новая международная интерпретация качества охватывает: качества преподавания; качества научных исследований; качества подготовки выпускников; качества академического, управленческого и вспомогательного персонала и систем набора, повышения его компетентности, стимулирования, продвижения; финансовые аспекты педагогической деятельности; качества основных и дополнительных образовательных программ; качества обучения как результат преподавания и исследований; качества инфраструктуры и учебной среды как компонентов институциональной культуры; качества руководства, организаций и управления; показатели, характеризующие связь высшего образования с миром труда, общим и профессиональным образованием; доступ, прием в вузы; высшее образование как фактор социальной и профессиональной мобильности.

Также одним из значимых условий повышения качества высшего профессионального образования является переход на кредитную систему обучения. Кредитная система позволяет вузу приблизиться к достижению главной цели: переходу на международные стандарты образования. Сегодня во многих вузах Республики Казахстан кредитная система обучения в своих основных положениях не противоречит традициям классического высшего образования. Вместе с тем она требует кардинального изменения подходов к давно сложившимся представлениям о составляющим учебного процесса в вузе.

Главным условием системной организации профессионального образования является представление студентам основного предмета учебной дисциплины в его системной логике, которая задается через систему усложняющихся учебных заданий и по мере ее усвоения формирует логику мышления будущего специалиста. Системная организация учебного материала должна создавать особые способы ориентировки в предметной области, которые позволяют студентам осознавать наличие внутренних структурных связей между объектами изучаемой действительности. Это, в свою очередь, позволяет одновременно овладевать учебным материалом, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Следовательно, в образовательном процессе студенты еще до усвоения всей суммы знаний и умений должны овладевать обобщенными общими и профессиональными знаниями, способами деятельности. Такая работа должна сопровождать формированием всего комплекса моторных, чувственных и интеллектуальных элементов профессиональной деятельности [3, с. 6].

Главная задача образовательной политики на основе кредитной системы – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, унификации образовательных стандартов и учебных программ с учетом мировых тенденций, системность, последовательность учебной деятельности, академическая свобода и вариативность учебных планов. В этих условиях кредитная технология осознается нами как стратегия дальнейшей интеграции Республики Казахстан в мировое образовательное пространство.

Выделить некоторые важные составляющие кредитной системы обучения:

- обеспечение большей двухсторонней мобильности студентов между Республикой Казахстан и другими странами, использующими эту систему, между вузами в Республике Казахстан, а также при переходе студента с одной образовательной программы на другую;

- поддержка перспективной системы формирования студентам индивидуальных образовательных траекторий;

- переход к более логичной, хотя и условной, оценке отдельных дисциплин по сравнению с используемой оценкой трудоемкости изучения этих дисциплин в часах, не ориентированной на применение разнообразных форм и технологий их освоения, включая дистанционные.

Для достижения успехов в вопросах повышения качества образования необходимо также разработать систему мероприятий, обеспечивающих стимуляция деятельности преподавателей, стимуляции учебы студентов для «построения интегрированной университетской системы непрерывного оценивания контроля и управления качеством» [2, с. 167].

Оценка и управление качеством образования на протяжении лет является объектом исследования учебных и педагогов-практиков во многих странах мира. Важнейшим механизмом управления является мониторинг, предоставляющий регулярную информацию о состояния образования и позволяющий своевременно влиять на результаты через коррекцию образовательного процесса.

Мониторинг качества образования рассматривается как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных качеств образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза [4, с. 94].

В связи с этим в высших учебных заведениях имеется отдел мониторинга качества образования. Основными задачами отдела является: 1) создание базы данных; 2) получение объективных данных, свидетельствующих об определенном уровне качества образования и воспитания; 3) изучение ряд сопоставимых показателей по группам и вуза в целом; 4) изучение причины неуспеваемости студентов на различных этапах обучения; 5) изучение профессиональной готовности преподавателей вуза к применению новых педагогических технологий; 6) сотрудничество с ведущими, научными центрами Республики, ближнего и дальнего зарубежья.

Основные методы мониторинга: 1) опросные методы, 2) анализ результатов учебной деятельности, 3) тестирование.

Основными принципами отдела являются: 1) объективность, 2) валидность, 3) надежность, 4) целостность и комплексность и 5) гуманистическая направленность.

С учетом данных мониторинга организуется личностно-ориентированный процесс, что побуждает руководителей корректировать инновационные процессы, вести работу по повышению квалификации преподавательских кадров. Таким образом, мониторинг является одним из важнейших элементов системы информационного обеспечения управленческих и педагогических решений.

Список литературы

1. Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подход и практические меры [Текст] // Труды Всемирной конференции по высшему образованию. – Изд. ООН, Париж, 1998.

2. Асанов Н.А. Планирование, организация и контроль учебного процесса в вузе: подход, решения, опыт [Текст] / Н.А.Асанов. – Алматы: Қазақ университеті, 2003, – 400 с.

3. Иванов В.Г. Непрерывное профессиональное образование [Текст] / В.Г.Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2004. – № 5. – С. 6-7.

4. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А.Н.Майоров. – СПб.: Культура, – 1998.

5. Ширяев В.И., Попов С.А. О некоторых подходах и повышение качества [Текст] / В.И.Ширяев, С.А.Попов // Материалы V международной научно – методической конференции. – НГТУ, Новосибирск, – 2003.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Альситова А.Б.

Список литературы

1. Барабанова В. В. Представление студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения [Текст] / В. В. Барабанова, М. Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 2. С.28-41.

2. Касаткина, Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования: дис.... д-ра. пед. наук [Текст] / Н.Э.Касаткина. – М., 1995.

3. Коптякова С.В, Жернов В.И. Профессиональная направленность как фактор самоопределения личности [Текст] / С.В.Коптякова, В.И.Жернов // Самоопределение личности. Новые подходы и технологии: Материалы Международной научно-практической конференции. – Курган: КГУ, 2004. – С.47-48.

4. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М., 1992.

5. Самойлик Н.А. К вопросу об актуализации понятия «профессионально-ценностные ориентации личности» в современной науке [Текст] / Н.А.Самойлик // Современные научные исследования и инновации. – 2015 – № 11 (55).

6. Шадрина И.Н. Формирование ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст]: дис.к.п.н. / И.Н.Шадрина. – Кемерово, 2005.

Отраслевая подготовка педагогов профессионального обучения в области экономики и управления

Арыспаева А.Р.

Байтанаева М.А.

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Балтабаева Ж.Б.

Казахстан, Астана,ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Одной из основных задач образовательной политики на современном этапе выступает формирование всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и усовершенствование сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования. В настоящее время под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, которая обеспечивает доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных информационно – коммуникационных технологий [1].

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Сетевое взаимодействие А. И. Адамский определяет, как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга [1].

Интерес к сетевому взаимодействию в современной образовательной практике связан с появлением в 2002 г. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. В нынешних условиях развития информационного общества, информационно – коммуникационные технологии являются наиболее эффективным средством распространения знаний, обеспечение коммуникаций для решения профессиональных задач. Сетевая среда используется в качестве «кровеносной системы», которое обеспечивает успешное и устойчивое коммуникационные взаимодействия, и информационный обмен между субъектами совместной деятельности [3].

Сетевое взаимодействие не является чем – то абсолютно новым для системы образования в целом для вузов России и Казахстана, однако, впервые нормативное закрепление возможности сетевого взаимодействия организаций при реализации образовательных программ было реализовано ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а в Казахстане было реализовано от 24 октября 2011 г. Закон РК №487 – IV «Об образовании».

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. Так, Т.А. Зубарева обосновывает особую роль сетевого взаимодействия в инновационном развитии образовательных учреждений, представив его содержание и технологию как взаимосвязь различных компонентов совместной образовательной деятельности:

- совместное планирование экспериментальной работы;

- совместное проектирование образовательной сети;

- единое методическое сопровождения в образовательной сети;

- коллективные разработки в процессе обучения и повышения квалификации, в проектировании образовательной сети;

- конструирование и расширение системы горизонтальных связей, в том числе с внешними партнерами образовательной сети;

- коллективные формы коммуникации;

- управление образовательной сетью. [4]

Сетевое взаимодействие позволяет:

1. Распределять ресурсы при общей задаче деятельности;

2. Опираться на инициативу каждого конкретного участника;

3. Осуществлять прямой контакт участников друг с другом;

4. Выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;

5. Использовать внешний ресурс сети для нужд каждого конкретного участника [3].

Сетевая форма реализации образовательных программ применяется в целях повышения качества образования, расширения доступа студентов, магистрантов, ППС к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, формирования актуальных компетенций, совершенствования профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта ведущих образовательных организаций, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов, повышения конкурентоспособности выпускников образовательной организации на российских и казахстанских рынках образовательных услуг и труда.

В настоящее время межвузовское сетевое взаимодействие осуществляется через ассоциации, союзы, консорциумы и другие формы сетевых формирований, целью которых является улучшение коммуникаций между высшими учебными заведениями и увеличение процессов академического и научного обмена. В качестве примера сетевого взаимодействия вузов можно привести программу УШОС, в котором на сегодняшний день состоит 77 университетов Китая, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и России.

Задачами осуществления сетевого взаимодействия являются:

1. Создание условий для координации совместных усилий вуза, образовательных и иных организаций, работодателей для подготовки кадров;

2. Расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, эффективное использование имеющихся образовательных ресурсов;

3. Предоставление студентам возможности выбора различных профилей подготовки, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, формирования актуальных компетенций за счет изучения и освоения опыта, ведущих образовательных и иных организаций;

4. Увеличение экспорта образовательных услуг [3].

Все виды сетевого взаимодействия направлены на повышение качества образования, конкурентоспособности университетов, мобильности студентов. Сетевое взаимодействие является общепринятой мировой практикой обучения и имеет широкие перспективы в системе высшего образования.

Таким образом, совершенствование образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия является основным фактором в создании единого научно – образовательного пространства и приводит к усилению эффективности их совместной деятельности, опережающего характера исследований и образовательных программ, ускорению внедрения результатов работ, достижению положительных социальных эффектов, совершенствованию нормативно – правовой базы образовательной среды.

Использование сетевых форм взаимодействия вузов – партнеров приводит к формированию и совершенствованию новой культуры взаимоотношений. И мы можем с уверенностью сказать, что оно влияет на взаимосвязь между элементами культуры и, в результате, меняет свойства системы в виде новых образовательных программ – появляются новые возможности. Таким образом, создается потенциал, который приведет нас к развитию системы образования, также к повышению качества образования, а качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

Список литературы

1. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку [Текст] / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.

2. Сетевое взаимодействие в образовании УдГУ – официальная страница [Режим доступа: http://udsu.ru/].

3. Пушкарев Д.Н. Сетевое взаимодействие в сфере образования: модели и опыт применения» [Текст] / Д.Н.Пушкарев // Сетевое взаимодействие образовательных организаций ФСИН Росси при организации образовательной и научной деятельности: сб. материалов по итогам науч.- метод.конф. – Рязань: Академия ФСИН России.

4. А.О. Лебедев Сетевое взаимодействие стран СНГ в сфере высшего образования как форма региональной интеграции [Электронный ресурс] / А.О.Лебедев // Интернет-форум «Педагогика в современном мире»: Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article.


Батыева Л. Д.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УШОС В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Бикбулатова А. М.

ПУТЬ В ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОГО УРОВНЯ

Богданов Н.А.

Валеева А.Т

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Вьюшков Н.А.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Габидуллина С.М.

Тологонов Б.М.

Галимова И. И.

Горлицына О.А.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/. – (10.11.2016).

2. Концепция развития технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.crowdexpert.ru/technology_konception/. – (10.11.2016).

3. Отчет «Удовдетворенность и требования работодателей к выпускникам». Анализ по результатам опроса предприятий-работодателей выпускников УГНТУ в декабре 2013–феврале 2014 года [Текст]. – Уфа: издательство УГНТУ, 2014. – 82 с.

4. Югфельд Е.А. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста [Текст] / Е.А.Югфельд // Образование и наука. – 2014. – №3(112), С.49-62.

 

ВЛИЯНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Давлятов Ф.С.

Республика Таджикистан, г. Душамбе, Таджикский педагогический университет им.Садриддина Айни

Галиахметова Э.М.

Список литературы

1. Вахидова Л.В., Штейнберг В.Э., Габитова Э.М. Дополнительные профессиональные компетенции в современной подготовке специалиста [Текст] / Л.В.Вахидова, В.Э.Штейнберг, Э.М.Габитова // Образовательные технологии. – 2015.– № 4.– С. 59-64.

2. Габитова Э.М. Основные качества конкурентоспособного специалиста [Текст] / Э.М.Габитова // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: материалы международной научно-практической конференции 20–21 ноября 2011 года. – Пенза – Улан – Удэ – Семей: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011.– С. 59-60.

3. Габитова, Э.М., Вахидова, Л.В. Транспрофессиональные компетенции: сущность, специфика, условия подготовки специалистов среднего звена [Текст] / Э.М.Габитова, Л.В.Вахидова // Педагогический журнал Башкортостан.- 2015.– № 4.– С. 152-162.

Ермекбаева Г.Г.

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Зайнитдинов А.Ф.

С.В. Закамский

Емелёва М.Д.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Игошева М.А.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА В ПРОФЕССИНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Карасева Л.М.

Керимбаева А.Т.

Кыргызстан, г. Бишкек, Бишкекский Гуманитарный Университет им. К.Карасаева

Всем известно что, человечество стремилось создать орудия, механизмы, машины, облегчающие труд и обеспечивающие защиту, в том числе замену человека на тяжелых, утомительных и опасных работах на всех этапах своего развития. В наше время производство нового класса машин – роботов и соответствующего научного направления робототехники развивается все дальше и дальше с эволюцией современного общества. Робототехника на сегодняшний день является дисциплиной, ориентированной на создание роботов и робототехнических систем, построенных на базе мехатроники. Такое сложное электронное оборудование становится естественной частью нашей жизни с развитием современных технологий.

Практика показывает, что наука не стоит на месте, что уже сейчас уровень развития робототехники достиг больших высот. В настоящее время развитие робототехники невозможно остановить, так как значимость техники в человеческом обществе уже доказана. Первые сведения о развитии робототехники появились в печати в 1941 году, но историки утверждают, что эта область науки ещё раньше заявляла о себе.

По словам исследователей некоторые роботы создаются не только для помощи людям, но и с целью развлечения или получения коммерческой прибыли. Таким образом, современная робототехника на глазах совершенствуется и современный мир вполне осознает, какое значение имеет робототехника [1]. Сейчас робототехника постепенно становится тем общим двигателем, который объединяет электротехнику, электронику, оптику и механику.

В некоторых странах наблюдается недостаточное развитие робототехники. Ярким примером может служить одна из стран СНГ Кыргызстан, которая является новичком в этой области. Кыргызстан – индустриально-аграрная страна. Промышленность Кыргызстана начала свое развитие еще до Октябрьской революции. В 1913 году доля промышленного производства составила 3%. С 1992 года у страны появились перспективы и возможности для развития международных торговых отношений. Самые крупные отрасли промышленности в стране представлены следующими направлениями: малое машиностроение, производство тканей, пищевая промышленность, производство цемента, обуви, пиломатериалов, холодильного оборудования, мебели, электромоторов, добыча золота и редкоземельных металлов. Добыча золота обеспечивает около 40% всего экспорта Кыргызстана.

Во многих государствах робототехника является ключевым элементом экономического развития страны и в соответствующие исследования вкладываются миллионы долларов. Производство роботов в XXI веке становится крупнейшей отраслью промышленности. В Кыргызстане широко могут быть использованы роботы в перспективах горнодобывающей отрасли, так как роботы могут работать в суровых и опасных климатических условиях. Кыргызстан располагает крупными месторождениями полезных ископаемых, а с приходом роботов и нанотехнологий может появится возможность увеличения добычи и условие ускоренного развития промышленности. Тем не менее применение технологий роботов позволит в краткие сроки выполнить эту работу и создать основу для экономического развития страны в будущем. Разработчики утверждают, что роботы могут быть также использованы для исследования экологической ситуации и защиты природы, а это является актуальным принципом развития индустриально-аграрной страны.

В Кыргызстане робототехника начала свои работы в таких сферах, как программирование микроконтроллеров, создание SCADA систем, фрезерные токарные работы на станках с ЧПУ, компьютерные расчеты, 3D моделирование. Также в Бишкеке открываются магазины продаж мелких робототехники и радиодеталей.

В каждой работе нужен человек, который будет управлять роботами. Для этого будут нужны кадры, которые будут заниматься допольнительным обучением созданию, программированию и работе с роботами. Безусловно, большую трудовую часть коллективов промышленных предприятий составляют рабочие кадры. Но обслуживать современную технику, насыщенную электроникой, контрольно-измерительными приборами, могут только хорошо обученные специалисты [2]. Было выявлено, что основной проблемой внедрения инноваций на предприятиях республики является низкая квалификация и ответственность персонала, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие подготовки многих специальностей в профессионально-технических лицеях республики.

Развитие инновационных технологий в сфере образования обусловлено необходимостью подготовки инженерно-технических кадров для промышленных отраслей. В связи с этим перед сферой образования встаёт задача включения робототехники в структуру учебного процесса. По мнению ученых, уже через 3-4 года компьютеры заменят людей при выполнении работ, поэтому учитывая прогнозы экспертов, лучше учиться на специалиста в области IT-технологий, системного инженера, администратора компьютерных сетей, программиста, специалиста по обслуживанию и ремонту вычислительной техники. Влияние занятий робототехникой на развитие мышления признано полезным такими специалистами, как И.П. Бальтцер, И.А. Портнягина, Э.Ф. Шарипова и др. [3]. И многим школьникам следует хорошо подумать о своих способностях и желаниях перед поступлением в вузы. По словам исследователей, у детей совершенствуются способности на занятиях робототехникой. Например, Дети учатся ставить и решать задачи, предвидеть результаты своей деятельности, вариативно строить пути достижения поставленных целей, понимать, выполнять и составлять алгоритмы. Они приобретают навыки саморегуляции, способность критично относиться к себе и другим, умение работать в команде, способность согласовывать свои действия с действиями сверстников, умение планировать совместную деятельность [5]. Все эти качества являются основой инженерного мышления и позволят учащимся в будущем не только овладеть техническими специальностями, но и выйти за рамки простой исполнительской деятельности на уровень рационализаторства, новаторства и изобретательства.

В последние годы в Кыргызстане начали появляться курсы робототехники для детей от 6-8 лет, такие как, Technoland, РДИТА «Алтын туйун» (Робототехника для начинающих в Республиканской детской инженерно-технической академии), Илим ТехЛаб. Ведется обучение конструированию и программированию. Кружки и центры робототехники предоставляют Плату на Arduino, Модули Arduino, радиоэлектронные элементы, механизмы и моторы. При этом ребенок узнает основы языков программирования, основы микропроцессорной техники, основы радиоэлектроники, основы механики и т.д. Помимо курсов в Бишкеке, в столице Кыргызстана проводят мастер-классы по робототехнике, которые дают возможность узнать, что такое роботы, какое место они занимают в нашей жизни, что надо знать, чтобы самостоятельно собрать робота. Также они рассказывают об электронике, программировании и робототехнике, показывают элементы автоматизации робототехники. В Кыргызстане осуществляется обучение по направлению робототехники в таких университетах, как Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына,Кыргызско-российский славянский университет им. Б.Н.Eльцина, Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова, Международный Университет Ататюрк – Алатоо. Такие специальности пользуются большим спросом в Республике Кыргызстан.

Вузы имеют прочные связи с промышленными предприятиями. Выпускники трудоустраиваются в различных отраслях хозяйства: машиностроении, пищевой, легкой, текстильной, горноперерабатывающей и электротехнической промышленности. В Бишкеке факультет цифровых технологий отделения электроники и наноэлектроники Университета Ататюрк Ала-Тоо последние два года проводит конкурс робототехники. Ими было организовано 2-е соревнование роботов под названием «Робот- следователь по линии», состоявшееся 2 февраля 2017 года. Предыдущий конкурс «Соревнование роботов-избегателей препятствий» прошло в апреле 2016 года. Представители университета, а также преподаватели робототехники призывают участников продолжить свое путешествие в сфере робототехники и электроники, поощряя студентов принимать участие в подобных конкурсах, активизируя их доверие и интерес. Всего 17 команд из приняли участие студенты факультета новых технологий МАСА, Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына и Кембриджской международной школы. В данном университете занятия по этим специальностям проводятся на анлийском языке, используются самые передовые технологии микроэлектроники и автоматики, и студенты имеют возможность не только теретически, но и практически укрепить свои знания. Выпускники формируют инновационный потенциал Кыргызстана как современные инженеры [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательная робототехника является эффективной современной технологией формирования инженерного мышления у школьников и студентов и оказывает влияние на развитие одаренности у детей и на будущее страны.

Широкое использование автоматизации и компьютеризации производства машин и оборудования нового поколения робототехники и электронных технологий является одним из факторов развития промышленности [4]. Страна постепенно стремится к развитию этой отрасли, призывая и мотивируя молодежь не отставать от изучения мировых инновационных технологий.

Список литературы

1. Алтымышбаева Л.К. ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КЫРГЫЗСТАНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [Текст] / Л.К.Алтымышбаева // ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. – № 3, 2014

2. Бальцер Э.П., Портнягин И.А., Шарипова Э.Ф. Развитие логического мышления у учащихся начальных классов в секции «Робототехника» при изучении программирования роботов [Текст] / Э.П.Больцер и др. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 47. – С. 101-105.

3. Ершов М.Г. Использование элементов робототехники при изучении физики в общеобразовательной школе [Текст] / М.Г.Ершов // Пермский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 86-90.

4. Режим доступа: http://www.iaau.edu.kg/view/public/pages/page.xhtml?id=3084

5. Режим доступа: http://kstu.kg/kafedra-avtomatizaciya-i-robototehnika/

6. Режим доступа: http://kiber.akipress.org/news:197.

7. Режим доступа: http://wapstat.info/i-net/read/izuchenie-it-tehnologiy-zalog-stabilnogo-karernogo-rosta-budushhem/

 

Информационно-образовательная среда профессиональных образовательных организаций, как условие достижения нового качества образования

Косолапова И.В.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТРАН ШОС

Кошкумбаева Л.Б.

Кудряшова Г.Л.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РФ, г. Уфа, БГПМУ

Уровень конкурентоспособности современной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации повышению качества услуг в сфере здравоохранения и образования, уделено ведущее значение. При этом отмечается, что для реализации поставленных целей необходима структурная и технологическая модернизация здравоохранения и образования, а развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения невозможно без эффективной системы подготовки, переподготовки медицинских кадров и создания медицинского информационного и образовательного ресурса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).

В настоящее время в России идет становление новой системы медицинского образования, ориентированной на информационные технологии. Существенные изменения касаются и педагогической теории и практики образовательного процесса. В незыблемое веками правило «обучение у постели больного» при непосредственной курации преподавателя вносятся корректировки. Информационные технологии становятся не просто дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Следует отметить, что сбалансированное применение информационных технологий значительно упрощают организацию образовательного процесса и как следствие его эффективность. Бесспорным фактом является то, что информационные и информационно-обучающие системы отражают современный уровень развития медицинской практики и адекватны современным техническим возможностям. Информационное пространство образовательной среды способствует вхождению обучающихся в информационное пространство профессиональных знаний. На наш взгляд, структурирование верифицированного, наукоемкого контен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.145.52 (0.108 с.)