Россия, Г. Уфа, бгпу им. М. Акмуллы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия, Г. Уфа, бгпу им. М. Акмуллы



Ценностные ориентации в психологии – это инструмент социализации индивида, основной механизм его самоопределения в группе и социуме, адаптации к групповым нормам и требованиям, перевода их в индивидуальные ценности личности, система социальных установок, в которых индивид или группа воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий способ действия (И.С. Кон, А.В. Петровский, В.Б. Ольшанский, В.В. Шпалинский) [4, с.112].

В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» совпадает с терминами: мотивационно-потребностная, смысловая сферы. Так, Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А.И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями» [3, с.99]. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн отмечал, что в деятельности человека по удовлетворению общественных потребностей выступает шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через общественно полезную деятельность реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого. Для человека ценностные ориентации выступают как «координирующий центр», определяющим поведение и отношение [3, с.123], связывают внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему.

Ценностные ориентации подростка не всегда совпадают с их социальной значимостью. Это проявляется в субъективной трудности подростков решить, каким образом соединить общественную значимость будущей профессии со степенью ее интересности. Чаще всего им приходится принимать компромиссное решение, в котором та или иная ориентация находит преимущественное выражение из-за позитивной оценки социумом.

Анализируя работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, наблюдаем закономерность: подросток стремиться занять новую социальную позицию через открытие своего внутреннего мира, понимания самосознания и самоопределения, формирования устойчивого круга интересов, что является базой ценностных ориентаций подростков [5, с.68].

Система ценностных ориентаций формируется во многом под влиянием ценностей ближайшего социального окружения: семьи, референтных групп. Среди факторов, влияющих на формирование идеалов и ценностных ориентаций учащихся, особое место принадлежит учебному коллективу [2, с.68].

Таким образом, ценностные ориентации являются важным регулятором активности человека, поскольку они позволяют соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью нормами социума.

Самостоятельный выбор профессии для себя, определение своего места в жизни и есть самоопределение. Оно выполняет важнейшие функции в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности [1, с.68].

Таким образом, теоретический анализ роли влияния ценностных ориентации в профессиональном самосознании позволяет сделать вывод: ценностные ориентации – это основные компоненты структуры личности, осуществляющего внутреннюю регуляцию социального поведения в выборе профессии.

Для исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самосознания была охвачена группа коллежан. Результаты исследования показали: по методике Рокича – подростки больше ориентируются на ценности, соответствующие их возрасту: наличие хороших и верных друзей, любовь, уверенность в себе, здоровье. Такая ценность как «красота природы и искусства» менее интересна, не актуальна для данного возраста.

Результаты исследования по методике «Карта интересов» показали, что преобладающими сферами деятельности являются «Транспорт» и «Техника». Сферы деятельности: «Общественная деятельность», «Физика», «Биология», «Музыка», «Математика» имеют равное количество.

Результаты исследования по методике профессиональных предпочтений Голланда показали: 11 опрошенных (36,3%) относятся к реалистическому типу; 7 опрошенных (23,3%) относятся к интеллектуальному типу; 6 испытуемых (20%) – к социальному типу; к артистическому типу – 4 испытуемых (13,3%), к предприимчивому и конвенциальному типам относятся по одному из опрошенных.

Метод статистической обработки дисперсионный анализ Краскеля-Уоллиса позволил найти достоверное влияние ценностных ориентаций на профессиональное самосознание.

Графически влияние изображено на рис. 1, видно, что влияние ценностных ориентаций на профессиональное самосознание существует. С увеличением показателей ценностных ориентаций увеличивается профессиональное самосознание подростков.

 

 

По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод, что влияние ценностных ориентаций на профессиональное самосознание существует, но оно существует не в значительной мере. У подростков только начинается формирование понимания себя в мире профессий.

Список литературы

1. Балакирева, Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический выбор [Текст] / Э.В. Балакирева. – СПб., 2005.

2. Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работ [Текст] / М.А. Бендюков, Е.И. Горбатый., И. Л. Соломин. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000.

3. Грецов, А.Е. Выбираем профессию. Советы практического психолога. [Текст] / А.Е. Грецов. – Питер,2007.

4. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. [Текст] / Е.А. Климов. Обнинск: Принтер, 1993.

5. Кон, И.С. Психология ранней юности. [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.007 с.)