Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия, Г. Уфа, бгпу им. М. Акмуллы
Ценностные ориентации в психологии – это инструмент социализации индивида, основной механизм его самоопределения в группе и социуме, адаптации к групповым нормам и требованиям, перевода их в индивидуальные ценности личности, система социальных установок, в которых индивид или группа воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий способ действия (И.С. Кон, А.В. Петровский, В.Б. Ольшанский, В.В. Шпалинский) [4, с.112]. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» совпадает с терминами: мотивационно-потребностная, смысловая сферы. Так, Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А.И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями» [3, с.99]. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн отмечал, что в деятельности человека по удовлетворению общественных потребностей выступает шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через общественно полезную деятельность реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого. Для человека ценностные ориентации выступают как «координирующий центр», определяющим поведение и отношение [3, с.123], связывают внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Ценностные ориентации подростка не всегда совпадают с их социальной значимостью. Это проявляется в субъективной трудности подростков решить, каким образом соединить общественную значимость будущей профессии со степенью ее интересности. Чаще всего им приходится принимать компромиссное решение, в котором та или иная ориентация находит преимущественное выражение из-за позитивной оценки социумом. Анализируя работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, наблюдаем закономерность: подросток стремиться занять новую социальную позицию через открытие своего внутреннего мира, понимания самосознания и самоопределения, формирования устойчивого круга интересов, что является базой ценностных ориентаций подростков [5, с.68]. Система ценностных ориентаций формируется во многом под влиянием ценностей ближайшего социального окружения: семьи, референтных групп. Среди факторов, влияющих на формирование идеалов и ценностных ориентаций учащихся, особое место принадлежит учебному коллективу [2, с.68].
Таким образом, ценностные ориентации являются важным регулятором активности человека, поскольку они позволяют соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью нормами социума. Самостоятельный выбор профессии для себя, определение своего места в жизни и есть самоопределение. Оно выполняет важнейшие функции в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности [1, с.68]. Таким образом, теоретический анализ роли влияния ценностных ориентации в профессиональном самосознании позволяет сделать вывод: ценностные ориентации – это основные компоненты структуры личности, осуществляющего внутреннюю регуляцию социального поведения в выборе профессии. Для исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самосознания была охвачена группа коллежан. Результаты исследования показали: по методике Рокича – подростки больше ориентируются на ценности, соответствующие их возрасту: наличие хороших и верных друзей, любовь, уверенность в себе, здоровье. Такая ценность как «красота природы и искусства» менее интересна, не актуальна для данного возраста. Результаты исследования по методике «Карта интересов» показали, что преобладающими сферами деятельности являются «Транспорт» и «Техника». Сферы деятельности: «Общественная деятельность», «Физика», «Биология», «Музыка», «Математика» имеют равное количество. Результаты исследования по методике профессиональных предпочтений Голланда показали: 11 опрошенных (36,3%) относятся к реалистическому типу; 7 опрошенных (23,3%) относятся к интеллектуальному типу; 6 испытуемых (20%) – к социальному типу; к артистическому типу – 4 испытуемых (13,3%), к предприимчивому и конвенциальному типам относятся по одному из опрошенных. Метод статистической обработки дисперсионный анализ Краскеля-Уоллиса позволил найти достоверное влияние ценностных ориентаций на профессиональное самосознание.
Графически влияние изображено на рис. 1, видно, что влияние ценностных ориентаций на профессиональное самосознание существует. С увеличением показателей ценностных ориентаций увеличивается профессиональное самосознание подростков.
По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод, что влияние ценностных ориентаций на профессиональное самосознание существует, но оно существует не в значительной мере. У подростков только начинается формирование понимания себя в мире профессий. Список литературы 1. Балакирева, Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический выбор [Текст] / Э.В. Балакирева. – СПб., 2005. 2. Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работ [Текст] / М.А. Бендюков, Е.И. Горбатый., И. Л. Соломин. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 3. Грецов, А.Е. Выбираем профессию. Советы практического психолога. [Текст] / А.Е. Грецов. – Питер,2007. 4. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. [Текст] / Е.А. Климов. Обнинск: Принтер, 1993. 5. Кон, И.С. Психология ранней юности. [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.007 с.) |