Руна и камень (Изумруд, Лазурит) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руна и камень (Изумруд, Лазурит)



Среди камней руне «Ас» соответствует изумруд, символизирующий осознание и внутреннюю ясность. Также – и лазурит. Камень неба. Дарит любовь, притягивает удачу; обеспечивает счастливый брак, исполнение планов, осуществление надежд. Способствует озарениям и процветанию. Наполняет существование радостью, дает внутреннее свечение, единение с Небом. Лазурит пропускает через вашу темноту и иллюзию через ваше подсознание к вашему собственному источнику – Богу. Помогает оторваться от земных привязок.

Руна и животное (Орёл, Сокол; Рарог)

Орёл (ирл. Iolair) – это птица, живущая при ярком свете солнца, и поэтому его считают в некотором смысле светящимся; он относится к стихиям воздуха и огня. Он символизирует высоту духа, как солнце, и духовный принцип в целом. Он же отождествляется с солнцем и идеей мужской активности, которая оплодотворяет женскую природу, и также символизирует отца. В Зенд-Авесте изедом, покровителем этого знака, является Амертат-Бессмертие. Священная птица Юпитера (Io Pater), иногда изображавшаяся с молниями в лапах. Солярный символ всех богов Солнца, полуденное солнце, духовное начало, вознесение, вдохновение, освобождение от уз, победа, гордость, созерцание, апофеоз, царственное происхождение, власть, сила, высота, стихия воздуха. Считалось, что орёл способен долететь до Солнца и, не мигая, смотреть на него и соединиться с ним. В этой связи орёл олицетворял духовное начало в человеке, которое в состоянии взмыть к Небесам. У греков означает Солнце, духовную силу, царственность, победу и удачу. В индуизме орёл – солярная птица Гаруды, на которой летает Вишну; эмблема Индры. У ариев это птица-буревестник. В митраизме орёл и сокол являются атрибутами солярного Митры. В римской традиции орёл – солярная птица бури, носящая молнию Юпитера. В искусстве орёл может встречаться также в качестве атрибута аллегорического изображения Гордости.

Этот тотем – тотем строительства, серьезных планов и проектов, объединения людей. «Царь птиц»; известен как символ безграничной власти и обороноспособности.

Сокол – это воодушевление, победа, восхождение через все уровни. Эта прекрасная и гордая птица также означает свободу, а значит, и надежду для тех, кто в оковах, моральных либо духовных. Изедом этого знака, является Хваршат, Солнце. Разделяет с Орлом большую часть его солярного символизма. Может меняться с ним местами. Обозначает также свободу, а значит, и надежду для тех, кто в оковах, моральных либо духовных. У кельтов сокол, как и орёл, был одним из первоначальных проявлений. Противопоставляется похотливому зайцу и олицетворяет победу над похотью. Олицетворял Гора[159] (его соколиное око часто изображалось на амулетах, символизируя его защитную силу), который появлялся либо в виде сокола, либо с соколиной головой. Ра-Восходящее Солнце, идентифицированный с Гором-Горизонтом мог также быть с соколиной головой. Во времена пирамид небесное путешествие фараона изображается как полет; также ба-птица (образ души), как правило, рисуется в образе сокола; в поздний период гробы в виде мумии или сами мумии имели часто маски сокола. В религии инков сокол – солярный символ, охраняющий дух. У скандинавов Один мог спускаться на землю в виде сокола. В Перу сокол – также солнечный символ, спутник или духовный брат бога Инки и также – прародитель людей. В настоящее время ястреб[160] – символ милитаристских настроений.

Тотем Сокола – это раскол, битва за справедливость, за Правду и во имя Прави. В новейшее время сокол стал обозначать сторонника жесткого политического курса в противоположность голубю, символизирующему миротворческое движение; также, вместе с соколом – варварскую чистоту язычества в противовес прогнившей западной цивилизации.

Рарашек (чеш. и словац.), рариг (укр.) – в славянской мифологии огненный дух, связанный с культом очага. Сравн.: чешск. Raroh – «сокол». Возможно, образ Рарога генетически связан с древнерусским Сварогом и русским Рахом (Страх-Pax русских заговоров, воплощение огневого ветра – суховея), а также с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого – сокол[161].

ЯС + АЗ = АС

«Правомерно ли считать «я» – Бог»? Мне эта мысль уже приходила в голову. Смотри-ка, когда человек кричит: «Я», ему говорят: «Я» – последняя буква в алфавите». А у нас она первая. АЗ – это Я. Даже здесь проглядывает христианское стремление задвинуть человека на последнее место, внушить ему, что он – раб, тварь. А на с а мом деле, люди почти равны, или равны Богам. Славяне это знали.

Говорят, вначале было слово[162]. И человек, как и Бог, придя в мир, сначала произносит слово. Это самое «А-а»[163]. Я думаю, если Бог в начале произнес какое-то слово, то оно начиналось именно с этой буквы.

Да и во многом другом сотворение мира напоминает рождение человека. Род появился из яйца и человек вышел из некоего замкнутого пространства. Бога в начале окружало море, а человека – околоплодные воды.

Так что, даже если мы – не боги, то в нас очень много от Бога, и идём мы с Ним от рождения по одному пути.

Велеслава [164]

 

Вначале было Слово…

Род себя рождал,

Род землю создал!

Слава! Слава!

Слава Богу нашему! [165]

Хочу добавить только то, что, раз в начале[166] был Хаос, то есть, Ничто, то, для того, чтобы в Ничто стало быть Нечто, часть Ничто должно было осознать себя. Ведь обладание хотя бы одним качеством – это уже признак того, что Нечто – не Ничто. Это я к слову о том, что «вначале было Слово».

Учитывая то, что вся Библия (обе её основные части) были созданы на базе и под влиянием язычества тех мест (вавилонского, персидского, греческого и т.п.) где жили её авторы, следует с особенным вниманием рассмотреть следующий отрывок: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:1-3).

Если брать самую суть, то здесь идет речь о том, что началом всего (т.е., когда часть Ничто стало Нечто) стало Слово (некий эпитет, применимый к части Ничто, сделал возможным этой части превратиться в Нечто), бывшее у Бога (т.е., у Рода).
«В одном из древнейших вавилонских мифов «Энума элиш» говорится: «Когда вверху не названо небо, внизу земля была безымянной», в мире существовал хаос, олицетворённый чудовищем. После победы над ним были созданы, то есть, названы словом, небо, земля и вообще всё»[167].
В Египте полагали, что весь мир был создан Богом мудрости Пта, которого называли «слово и сердце Богов». Всё, что Пта задумывал (в сердце) и произносил – обретало естество.
Когда Бог произнес своё имя, одновременно со словом вспыхнул свет и возникла жизнь, ведь до того не было жизни, а только сам Бог. И способ произнесения имени направлялся Богом. Его имя было произнесено, и когда произносилось, возникли свет и жизненное начало, и человек, и все прочие живые существа; то есть, каждое в отдельности и все вместе появились [168].

 

Так как, если предположить, что именно слово было тем самым необходимым для упорядочивания части Хаоса признаком, то Слово это никак не могло быть у Бога-Рода, т.к. даже Бог – это уже признак. Следовательно, данную часть я понимаю как то, что именно Словом из уже упорядоченного Хаоса появился Род, и, в тоже время, Он же, когда ещё Он не был Собою, его произнес (то есть, Род родил сам себя).

Насчет того, что «Слово было Бог» я склоняюсь к тому, что этот отрывок является следствием ошибки русского перевода «Codex Vaticana» («Ватиканского Кодекса»[169]) с древнегреческого, где говорится о том, что «Слово было божественным». Это только подтверждает то, что именно Род, ещё не будучи Собой, произнес то самое Слово, т.к. до Слова, и от момента рождения Рода до того, как Он начал рождать, Богов и Богинь не было.

 

Музыка Хаоса

Вчера перечитывал «Велесицу» и в главе «Ас-Алатырь», где ты описываешь то, как Род создавал себя сам с помощью божественного слова, мне пришла в голову такая картина (которая как мне кажется объясняет самосотворение Рода с чисто физической точки зрения): представь: Хаос, в нём постоянно присутствуют некие звуки (ты, наверное, слышал о предположении Пифагором наличия постоянного звучания космической музыки, так вот это «музыка» Хаоса), которые человеческое ухо никогда не слыхало и, наверное, не услышит. А звуки, как известно создаются за счёт вибраций, и заставляют вибрировать пространство и тела вокруг себя. И вот несколько различных звуков, как бы «зацепились»[170], т. е. их колебания в какой-то точке Хаоса совпали и получился новый звук «А-а», звук этот был резко отличен от всех остальных, поэтому он стал своей вибрацией УПОРЯДОЧИВАТЬ всё вокруг себя, и там уже не был Хаос. Но чем больше он упорядочивал, тем сильнее он звучал, ведь к его вибрации добавлялась вибрация тех частиц, которые из Ничто стали Нечто. Так звук «А-а» порождал сам себя. Так сам себя порождал Род.

С физической точки зрения такое вполне возможно, тем более что свойства Хаоса неизвестны и там наверное ещё не такое возможно. Опять-таки, Веды приходят в полное соответствие с наукой, подтверждая свою истинность.

Волкодлак (Александр Баранов)

 

Берёза [Телец[171], Лада] [172]

 

 

МАТИ ЛАДО МАТИ ВЛИКА
ЛАДО ВЛАДЕ МНОГОСЛАВЕ
СНИДИ ЧИСТА СВЕТОЛИКА
ЧЕСТНЫ ЛЮБЫ СОЕДИНИ!
ГОЙ! СЛАВА![173]

Научи же любить меня, Ладушка-мать –

И с почтеньем к твоим я склоняюсь ногам.

За любовь – я свой меч, и орало, коня,

И все песни, и руны, и всё я отдам! [174]

Описание руны

á

– Берёза. Также, в Велесице имеется редуцированная форма F/Áоставшаяся от слогового письма. В глаголице она обозначается так: и напоминает северовенедскую руну «Берегиня» Б и редарскую , хотя она имела и такой вид: . Из скандинавских и германских рун важно отметить связь (графическую и звуковую) со скандинавской руной «Feoh, Feh, Feo» (готск. «Faihu») – F, – название которой родственно славянскому слову «Бог»[175].
У западных славян эта руна изображалась следующим образом: .

 

Зодиакальный знак _ («Телец») приходится на славянский месяц, посвященный Богине Ладе, тем более что этот знак похож на рога коровы, обозначающие плодородие.

 

Кириллическое название «Буки» означает бук[176], на дощьках из которого вырезались тексты. Так как на буке вырезали в основном в умеренных и южных широтах, то в северных союзах племен – у словен, северов – слово «Берёза» превратилось из названия дерева в «букву».

Кстати, очень интересен тот факт, что слово «Бер», означающее Медведя – самого, по-моему, мужского зверя, – происходит от корня «Бер», означающего Берёзу, самое женское из деревьев и вообще символ женского начала[177]. Вполне возможно, что эта замена была следствием перехода от матриархата к патриархату (подобная ситуация произошла и с основным культом: место Матери-Земли занял Отец-Небо).

 

Связь берёзы с нечистой силой и душами умерших тоже указывает на женскую символику: о русалках в Полесье говорили, что они «с березы спускаются» или «на березах качаются»; в русальных песнях они сидят «на белой березе», «на кривой берёзе». Принадлежащими русалкам считались такие берёзы, ветки которых свисали до земли; на Троицкой неделе к ним боялись приблизиться, опасаясь русалок. В Польше такие плакучие берёзы, одиноко растущие в поле, назывались деревьями духов. В них якобы вселялись души умерших девушек, которые по ночам выходили из берёз и «затанцовывали» насмерть случайных прохожих. Согласно польским поверьям, под одиноко растущей берёзой покоится душа умершего насильственной смертью и вместо сока в ней струится кровь. Некоторые признаки необычного вида берёзы (искривленная или сросшаяся с другим деревом) были для белорусов свидетельством того, что под ней погребена невинно загубленная душа. Во многих восточнославянских балладах, легендах, сказках погибшая девушка превращается в берёзу. Характерно, что в Костромском крае об умирающем говорили: «В берёзки собирается».

 

Относительно названия я не сразу смог прийти к выбору. Данная руна одновременно обозначает Берёзу – на севере и северо-западе Европы[178] – и Бук – на юге Европы[179]. Но в «Риг-Веде» есть упоминание о том, что раньше Арии записывали свои знания на материале из «коры белого дерева». Белый эвкалипт в Индии не рос и не растёт[180]. Посему – руну эту я называю «Берёза».

Исконная руна

Имеются следующие варианты начертания руны для звука [b]:
1 F/Á – Велесица (редуцированая форма).

– Боянов Гимн.

Б – северовенедский строй.

F – Футарки, германские строи.
– финикийский строй.

– графические гублские знаки[181].

, – руны Ретры.

– Глаголица (болгарская и хорватская).

– письменность типа «черт и резов».

– греческий (архаический).

2 – древнесемитский алфавит.

– финикийский строй.

– графические гублские знаки.

Б (в свете деления на группы: ) – Кириллица.

(в свете деления на группы: ) – Велесица.

– западнославянские строи.

3 – этрусский строй (обычное начертание).

– Афины (восток); Беотия, Лакония (запад); греческий (современный).

– мероитский демотический строй (Египет).

b – валлийский строй.

 

Все варианты начертания можно поделить по графическому признаку на три группы:

  1. Имеющие одну, центральную мачту и два плеча, расположенные в верхней части мачты.
    а. Имеющие одну, центральную мачту, крышу и три плеча, образующие «вилы».
  2. Имеющие одну, центральную мачту (изогнутую) и два плеча, образующие треугольник.
    а. Вариации: прямая мачта (графические гублские знаки); крыша (Кириллица).
  3. Руны, схожие с рунами, обозначающими звук [w], до степени смешения.

 

Получается, что общее руны всех групп имеют следующее:

  1. Одна, центральная мачта. Может быть: прямая (15) или изогнутая (6).
  2. Самое меньшее – два плеча (два или три). Могут быть направлены влево (6) или вправо (11); смотреть[182] вверх (6) или вниз (2).

 

Вырисовывается руна с одной, центральной мачтой. Мачта, скорее всего, прямая или же изогнутая не в виде дуги, а в виде буквы «Г» (т.е., изломаная) – как в Глаголице. Надо решить вопрос с плечами: остаются ли они в виде черт, или же сливаются в треугольник. Я предлагаю следующий вариант эволюции:

Эволюция достаточно условна, так как невозможно заимствование финикийской руны от скандинавской, так же, как и нахождение скандинавской в качестве первоистока. Рисунок отображает возможные пути эволюции руны от простого начертания к более сложному и к руне Велесицы.
Но можно проследить и обратный путь: (Волк).

Таким образом, вырисовываются два варианта: или же . Второе написание, с учётом верхней черты, будет куда удобнее. Учитывая, что искон руны «Коло» (Ер) выглядит следующим образом: , можно предположить, что второе написание искона «Берёза», не будучи очень уж похоже на эту руну, и есть искон. НО. Следует учесть также и то, что начертание F, происходящее из слогового строя, древнее и гораздо более соответсвует графическому образу Берёзы, стало быть – оно исконно.

Руна в гадании

Посредством этой Руны вам напоминают, что без строгой Честности всего становится меньше — меньше надежды, меньше доверия, меньше веры, меньше самой жизни.

Настал момент, говорит эта Руна, совершить бесстрашное исследование своих чувств, путей мышления и действий. И нужно помнить, что когда Честность уходит, она забирает с собой Безмятежность, так как семена мужества к исцелению могут прорасти только в честном сердце. [183]

Руна роста, плодородия, причём не только прямом смысле; руна «Берёза» ответственна и за рост в области семьи, отношений, работы – всего, что может возрастать. Действие «Берёза» прямо противоположено действию «Твёрдо»: она действует мягко, незаметно, не спеша, но не следует усматривать в этом слабость: эта руна так же всеобъемлюща, как и её мужской двойник[184]. Также, руна «Берёза» означает любовь, причём не весеннюю влюблённость и не буйное желание, а именно Любовь.

Может означать хрестоматийный женский образ (типа «церковь-кухня-дети») – для кого-то это будет наилучшим вариантом (прибиться в тихую гавань), для кого-то – концом Пути.

Если говорить о рождении или зачатии – то руна «Берёза» в данном отношении, являясь женской руной, – наилучший вариант.

 

В сочетании с рунами противостояния (напр., «Мыслете», «Глаголь») може означать необходимость изгнать из своей души всё старое, ненужное. «Лишь на расчищенной от пней и коряг опушке или освобождённом от полугнилых корней поле можно стремиться вырастить сад»[185]. В окружении более «спокойных» рун (напр., «Живете», «Ведети») руна может означать стабильность во всём. Рядом с руной «Леля» может указывать на успех в любви. Рядом с «Истоком» – на необходимость подождать с новыми задумками.

 

С другой стороны, учитывая связь «Берёзы» с понятиями «скот» и «богатство»[186], то ст о ит вспомнить отрывок из древнеанглийской рунической поэмы:

 

Достаток – покой для мужчин в семье,

Но с лёгкостью в нем себе отказать –

Вот честь перед ликом господним [187].

 

Нечто похожее звучит и в старонорвежской поэме:

 

Достаток – и ссора между родными;

Волк, обитающий в чаще.

 

Также, и в древнеисландской рунической поэме:

 

Деньги – ввергли в ссору,

Горят огнем несчастья.

В логове змеином

Злато правит битвой.

И в «Старшей Эдде»:

 

…с родней не враждуй,
не мсти, коль они
ссоры затеют;
и в смертный твой час
то будет ко благу
[188].

 

«Ведети» указывает не просто на богатство (хотя и на него, на золото – тоже), а на важность разумного отношения к нему. Известно, что больш и е деньги зачастую совершенно портят даже самых порядочных людей, и об этом предупреждает эриля данная руна.

 

Но запомни, что неотвратима от смертных кончина.

И что богатство то прибывает, то убывает. [189]

Вот о чём ещё говорит нам руна «Берёза». Конечно, отрекаться от достатка из-за того, что это, якобы, приведёт к небесному блаженству – не приведёт ни к чему, но и зацикливание на этом – также ни к чему не приведёт.

 

Аналог в Футарке – частично руна Fehu, Berkana.

Аналог в Нортумбрийском Строе – частично руна Bjarkan.

Руна в магии

Лады-Матушки сила защитную власть даст заклятьям охранным, покровы набросит и недруга с толку собьёт. Руна её – первый росток в поле от изморози туманном, что из промёрзшей земли тянется к небу, и к повторению цикла-года ведёт. Руну черти, возрадить то, что было утрачено в горе, пытаясь, на радость надеясь и ношу поднять согласясь. Велес подскажет, для Лады – Земля и Леля[190] соседи благие, они лишь помогут зла старого не оживить. Помни о них, иначе тяжко заплатишь за то возрожденье.
Ладушкой в доме земном хозяйку зовут, госпожу; подвластна ей руна владенья и умноженья скота, что с умом применённая достаток и земл и приумножает, и потому носящий с «Берёзой» кольцо иль браслет позабудет нужду. «Берёза» память о Небесной Корове Земун хранит, чья плодотворная мощь в Мастера мудрых руках друга вернёт иль любовь восстановит.

Á означает собой женское начало; руна «Берёза» может являться сильным защитным оберегом для женщин (см. «Корни Древа»)

Á эта руна – лучшая для поддержки новых начинаний (фактически – «рождения» новых дел).

Á помогает матери при рождении

Á помогает разумно распорядиться достатком

Руна и дерево (Берёза)

Древнеисландский стих говорит:

Листьями покрыты
Ветви у берёзы,
Молодости древа.
Дерево – защитник.

 

Берёза (Biarkan, Berkana (сканд.); Betua, Beath (кельтск.); Kaun (германск.); Beorc (брит.); Bairkan (готск.); Betula pendula (лат.), Bjurk (исландск.))) – любимое дерево нашего народа, олицетворяющее русскую душу, дерево необыкновенной доброты. Cама берёза с незапамятных времен ассоциируется с плодородием (повышение урожая) и исцеляющей магией, защитой от несчастий, берёзовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Из берёзового дерева (практически во всех странах Европы!) делали колыбели для новорожденных. Березовые ветви использовались, чтобы наделить лодородностью землю и скот. Славяне проносили детей, через расщеплённый ствол берёзы, чтобы избавить ребёнка от болезни (берёза забирает хворь на себя). Беpёза у укpаинцев – «беззащитна дивчина», символ жизни.

Исцеляющее, защищающее дерево на севере Европы и у азиатских народов, священное дерево германских богов Тора (Донара) и Фрейи (Фригг), а на востоке основной элемент шаманских обрядов, в которых она выполняет роль Космического Дерева, соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Из Берёзы изготавливали центральный шест круглых азиатских шатров (юрт), что сделало её священным деревом в ритуалах инициации, символом духовного восхождения человека по жизни, а также космической энергии. В России Берёза символизирует весну и девичество, является эмблемой молодых женщин; её высаживают около домов, чтобы призывать добрых духов. Приписываемая Берёзе способность изгонять злых духов, вероятно, стала причиной того, что ведьм секли берёзовыми розгами вовремя ритуалов изгнания беса.

Cимволически и магически берёза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Берёза чрезвычайно полезна и весьма благоприятна в исцеляющих заклятиях, заклятиях, направленных на упрочение урожая. Берёзовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей). Берёза нежна и сострадательна[191], обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к берёзе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления.
Общение с берёзой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Берёза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас. Берёзе всегда приписывалась способность отгонять злых духов.

Кельты считали Берёзу родоначальником всех деревьев: «Племя В, происшедшее от берёзы и её сына ясеня [192], есть главное племя»[193].

В кельтском Огам Мук («Цветной Огам») руне «Beath» соответствует белый цвет (ban[194]) – цвет чистоты, берёзы и Нави. Как и другая женская руна – «Леля» – Берёза ассоциируется со смертью: когда в Хогдорфе, поблизости от Штутгарта (юго-западная Германия) было раскопано захоронение кельтского вождя (VIв д.х.л.), на голове погребённого была обнаружена коническая шапка очень тонкой работы из березовой коры. Старая английская баллада «The Wife of the Usher's Well» также упоминает берёзовые шапки трех мертвых сыновей героини.

 

 

Руна и камень (Агат, Хризокола)

Агат – символ долгой и богатой жизни. В Италии и Персии служит охраной от злого глаза. Это также талисман богатства. Дает возможность обойти все земные преграды и добиться успеха. В поэме «Литика» отмечены достоинства агата в следующих строках:

Украшенный им, ты завоюешь сердце женщины,
И убеждением желаемого добьешься;
И если у людей что-либо просишь ты, домой вернешься,
Празднуя исполнение всех своих желаний.

Считается, что агат может сделать ваш стиль общения приятным для окружающих, они будут легко идти навстречу вашим пожеланиям. Кроме того, говорят, что этот камень притягивает к своему владельцу благосклонность Бога.

 

Хризокола – это вода, зима, луна, пассивность, эмоции. Излучение матери из своего Бытия. Полезный камень при беременности и родах. Хризокола помогает женщине быть более женственной, нежной, разумной и сострадающей. Он несёт мир и разум в сердце.

 

 

Древо и Слово

В свете нашего исследования графем очень интересна Б, как первая согласная буква большинства алфавитов (или F[195], её более ранний аналог в футарках). В кирилице, как известно, Б – БУКЫ, БУКА[196], т.е. совр. БУКВА, но, одновременно это этимологически и дерево БУК. Того же корня, кстати, и латинское Fagus, «бук» и греч. Puxos, то же. Бук давал древнейший материал письма – краску (из чернильных орешков) и гладкую кору.

 

По данным Псевдоаристотеля, в поздней античности детей обучали грамоте сначала при помощи букв, вырезанных из дерева, опять-таки из бука, затем эти буквы укладывались на буковые же подставки – дощечки, и, наконец, на буковых дощечках писали. Бук издавна служил в Европе материалом для рисования, письма и всяческих изображений.

 

«Первоисточниками буковых дощечек средневековья были древнеримские вощеные таблички, которые позднее стали употребляться в монастырях, где на них обучали писать и считать. Обычно их делали из букового дерева, квадратной формы, величиной с ладонь, грунтовали костяным порошком, иногда обтягивали пергаментом. Рисовали на них металлическим грифелем или штифтом. Часто дощечки объединяли в альбомы, связывая их ремешками или бечевками...»

 

Однако, Бук – достаточно южное дерево, его нордическим прототипом была с высокой вероятностью БЕРЁЗА, откуда и схожие названия Б во всех футарках: Biarkan, Berkana (сканд.); Betua, Beath (кельтск.); Kaun (германск.); Beorc (брит.); Bairkan (готск.); Betula pendula (лат.), Bjurk[197] (исландск.)[198]).
В кельтской огамической традиции берёза считается первым растением, предоставившим древесину для записи огамического текста.
Берёза также давала славянам материал для письма – бересту. Кстати, и греч. «Papyros», лат. Papyrus – англ. «paper»[199] также обязаны своим происхождением тройке губных P/F/B.

Немир

Cвязь писания на дереве со знанием и мудростью в культурных традициях в настоящее время обнаруживает себя в ряде слов валлийского языка, изначально связанных с корнем wydd (дерево): arwydd – «знак»; cyfarwydd – «искусный, умелый»; cyfarwyddyd – «информация»; cywydd – «откровение»; dedwydd – «получивший знание»; derwydd – «друид»[200]; egwyddawr – «алфавит»; gwyddon – «мудрец»; и gwynwyddigion – «обладатели священного знания». Также – слав. «древо» и «древний».

Во многих исторических источниках, по крайней мере со времен Талиесина, барды острова Британия используют слово «wood» – «дерево» – как метафорическую замену для слова «word» – «слово», особенно если имеется в виду поэтическое слово. Сам Талиесин, живший с 520 по 570 гг. н. э., писал о себе так:

Я источник песни,
Я читатель,
Я люблю ветви и тугие прутья.

Ещё один прославленный бард, Иоло Гох (1315-1402), оставил следующие строчки:

Постою я за Ойвана
Стихом метрическим, трезвым и неторопливым,
Как и прежде, не стану тесать лучин ольховых,
Останусь главным плотником песен.

Почти целым столетием позже Юани ди ар Билог (1460-1500) пишет в том же духе: «О ратник, да сопутствует тебе слава, водружаемая на дереве, покуда день не угас и кровь не остыла»!

 

Галльская форма druis – «друид», которую употребляет Цезарь в своих «Галльских войнах», так же как и ирландское drui восходит к единому прототипу dru-wid-es – «очень учёные, многомудрые». Точно так же связаны слова «наука» и «лес» (галл. vidu).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.121 с.)