Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возраст детей - от 7 до 12 лет

Поиск

Срок реализации – 4 года

 

 

Автор-составитель:

ЦВИНГЕР

Виктория Александровна,

педагог дополнительного образования

 

Программа корректировалась в 2012, 2013 году

 

Санкт-Петербург


 

Содержание

№ п/п Разделы Номера страниц
Пояснительная записка  
1 год обучения  
Задачи  
Ожидаемые результаты  
Учебно-тематический план 1 года обучения  
Содержание программы 1 года обучения  
2 год обучения  
Задачи  
Ожидаемые результаты  
Учебно-тематический план 2 года обучения  
Содержание программы 2 года обучения  
3 год обучения  
Задачи  
Ожидаемые результаты  
Учебно-тематический план 3 года обучения  
Содержание программы 3 года обучения  
4 год обучения  
Задачи  
Ожидаемые результаты  
Учебно-тематический план 4 года обучения  
Содержание программы 4 года обучения  
Методическое обеспечение  
Список литературы  
Список используемой литературы для педагога  
Список литературы для учащихся и родителей  
Приложения к программе«Экзерсис»  
Приложение № 1 Подробный перечень упражнений программы «Экзерсис»  
Приложение №2 Анкета для родителей  
Приложения № 3 -Диагностическая карта уровня освоения образовательной программы «Экзерсис»  
Приложение № 4 Анкета для родителей по итогам работы объединения «Танец»  
Приложение № 5 Анкета для учащихся по итогам работы объединения «Танец»  
Приложение № 6 Оценочные листы итогового занятия по годам обучения Критерии уровней освоения программы «Экзерсис» по годам обучения  
Приложение № 7 Правила поведения на занятиях в объединении  
Приложение № 8 Глоссарий  

Пояснительная записка

 

Люди приходят в танец в разные годы. Конечно, есть такие, которые, даже придя в искусство балета в 15 лет, смогли сделать карьеру великого танцора – правда для этого им надо было бы обладать талантом и трудолюбием Асафа Михайловича Мессерера, ставшего солистом Большого театра.

Однако большинство начинает свой путь в хореографии с раннего детства. Именно в раннем возрасте дети начинают приобретать такие качества, как выносливость и целеустремленный характер, ведь эти качества в более позднее время уже трудно, а порой и невозможно выработать. Да и для становления физических данных детство – самый благоприятный период.

Образовательная программа по хореографии «Экзерсис» реализуется для детей от 7 до 12 лет и направлена на освоение танцевальных движений классического и народного танцев, развитие чувства ритма и понимание характера музыкального и хореографического материала.

В данной программе отражены основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности.

Она корректировалась в 2011-2012 учебном году в соответствии с задачами «Программы по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы». Образовательный процесс и воспитательный аспект программы «Экзерсис» направлены не только на формирование хореографических навыков и освоение танцевальных движений, но и на:

- полноценное духовно-нравственное воспитание и развитие личности учащегося на основе культурных традиций российского народа;

- развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у школьников хорошей физической подготовки и потребности в ведении здорового образа жизни.

Программа называется «Экзерсис», что в переводе с французского языка означает упражнение. Экзерсис – это главное слово, которое слышат учащиеся, входя в балетный класс впервые.

Упражнения необходимы для оттачивания хореографических навыков, а для того, чтобы сделать процесс обучения интересным и привлекательным, нужно помочь юным танцорам почувствовать игровую природу танца, поддержать в них детскую непосредственность в выражении эмоций и настроения, увлечь возможностью «поиграть в артистов» и перевоплотиться в любимый персонаж.

Это способствует тому, что дети, ощущая эмоциональный подъем, хотят танцевать на сцене и демонстрировать свои умения, чтобы был стимул обучаться дальше и совершенствовать навыки, стремиться достичь профессиональных высот.

Ведь настоящего артиста отличает умение не только сделать красивый танцевальный жест или встать в безупречную позу классического танца, но и подкрепить сюжет танца драматическим образом. Для доступного понимания детьми актерских задач педагог обращается к использованию жизненного опыта ребёнка.

 

Направленность и уровни освоения программы

 

Программа «Экзерсис» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает общекультурный (1год обучения) и углубленный уровень освоения (со 2 года обучения).

Углубленный уровень освоения программы «Экзерсис» предполагает продолжение обучения наиболее одаренных и увлеченных танцем детей в профессиональных учебных заведениях и творческих коллективах, что подтверждается поступлением выпускников объединения в хореографические учебные заведения: (Скорнякова Наталья – Санкт-Петербургская Академия русского балета (2010г), Гривнина Алена – Московская Академия хореографии (2012г).

Актуальность программы

Актуальность данной программы состоит в том, что она:

· прививает учащимся любовь и уважение к танцевальному искусству, народному творчеству, национальным традициям

· развивает творческие танцевальные и актерские способности детей, а также пластику, ритмичность и фантазию

· способствует расширению кругозора и воспитанию в детях нравственных качеств

· развивает коммуникативные качества

· создает учащимся социокультурную среду общения.

Педагогическая целесообразность

1. Учитывая малоподвижный образ жизни современных детей, становится особенно актуальным регулярное выполнение комплекса упражнений для физического развития детей: для выпрямления осанки, развитию мышц, укреплению суставных связок, и, как следствие, улучшение общего физического состояния, сердечно - сосудистой деятельности, повышения обмена веществ. Это приводит к укреплению иммунитета учащихся и снижению уровня заболеваний простудного и вирусного характеров.

2. Занятия хореографией развивают музыкальность, грациозность, ритмичность, способствуют повышению общекультурного уровня учащихся в области истории танцевальной музыки и хореографии, стимулируют познавательную деятельность обучающихся, их потребность в общении, что отражает особенности развития младших школьников и удовлетворение ведущих потребностей детей этого возрастной группы.

3. У детей развивается усидчивость, внимание, вырабатывается сила воли, происходит становление характера.

4. В связи с необходимостью запоминать большое количество движений у воспитанников улучшается память, что благотворно влияет на учебу в школе.

5. Благодаря введению в курс программы занятий по актерскому мастерству осуществляется раскрепощение детей, повышение самооценки, снятие комплексов бесталанности и заурядности, социализация детей в коллективе и обществе. Воспитывается высоконравственная личность с высокими моральными принципами.

 

Новизна данной образовательной программы заключается в:

· содержании обучения, построенном на ведущих идеях

· использовании современных педагогических технологий в обучении.

 

Основа концепции.

В основу концепции образовательной программы «Экзерсис» заложено объединение ведущих идей:

- обучение основам хореографии в соединении с актерским мастерством

- воспитание волевых качеств характера учащегося

- оказание психологической помощи ребенку в преодолении трудностей

- возможность к самоопределению.

Ведущие идеи

1. Многие хореографы, танцоры и танцовщицы приходили к выводу, что одного умения танцевать мало, нужно освоить драматическое искусство и создавать свои партии или постановки, опираясь на оба эти искусства, в одинаковой мере равноправные. Благодаря многолетнему опыту работы с детьми, актерскому образованию и опыту работы в театре, педагог имеет возможность реализовать эту идею в своей педагогической практике и добиться хороших результатов. Обучая основам хореографии в соединении с актерским мастерством, используя при этом игровую природу детей, педагог учит не просто выполнять красивые движения, но и создавать по возможности драматический образ на сцене.

2. Необходимо не только научить детей танцевать и играть, но и помочь им преодолевать жизненные препятствия, которые порой выбивают из колеи и не позволяют встать на ноги. Страх, стеснение, гипертрофированная скромность, обида, физическая боль заставляют ребенка отказываться от чего-то важного в жизни, и в этот момент ему необходима поддержка, совет, участие. Именно в этом педагог видит свою миссию – воспитание волевых качеств характера, оказание психологической помощи ребенку в преодолении трудностей. Становление характера, приобретение этих качеств борца пригодится не только в хореографии, но и в жизни.

3. Возможность стать самостоятельным и выбирать свой жизненный путь с полной ответственностью (т.е. возможность к самоопределению).

Программа реализуется с 2007 года. Корректировалась в 2009, 2012.

В 2013 году были внесены изменения в следующие разделы: формы занятий, ЭОР, Литература для педагога, литература для учащихся, содержание и УТП всех лет обучения, приложение № 2 (Анкета).

Цель

Содействовать развитию личности ребенка и формированию устойчивого интереса к танцевальной культуре через овладение основами хореографии и актерского мастерства.

 

Задачи

Образовательные:

· обучить элементарным навыкам танцевальных движений, сформировать систему знаний и умений навыков по основам классической хореографии и народного танца

· обучить основам танцевальных ритмов

· обучить организованному движению под музыку

· обучить правилам ориентации на танцевальной площадке

· сформировать начальные навыки актерского мастерства для создания драматического образа в хореографическом воплощении;

Развивающие:

· способствовать развитию устойчивого интереса к занятиям хореографии

· развивать обще-музыкальные способности

· развить хореографические способности, координацию, гибкость, пластику, общую физическую выносливость

· способствовать развитию творческих способностей личности учащихся

· развивать их коммуникативные навыки

· развить уверенность поведения на танцевальной площадке

· способствовать развитию внимательности и наблюдательности, творческого воображения и артистических способностей, фантазии через упражнения

· развивать стремление воспитанников к самостоятельной деятельности и самообразованию

· способствовать профессиональному самоопределению учащихся;

Воспитательные

· способствовать воспитанию волевых качеств характера (умению

преодолевать трудности, научить не сдаваться и добиваться своей цели)

· способствовать воспитанию нравственных качеств (доброжелательности, чувства личной ответственности, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию)

· содействовать социальной адаптации ребенка

· воспитать манеру поведения на танцевальной площадке и художественный вкус

· способствовать духовно- нравственному воспитанию чувства патриотизма и толерантности.

 

Условия реализации

Программа реализуется для детей 7-12 лет и рассчитана на 4 года обучения.

Набор группы

В объединение принимаются дети, имеющие медицинский допуск к занятиям хореографии и прошедшие предварительный отбор.

После прохождения отбора воспитанники комплектуются в группы:

- 1) по уровню танцевальной подготовки:

- учащиеся, прошедшие обучение по программам «Танцулечки» (программа рассчитана на дошкольный возраст), «Ритмика» (7-12 лет) или в других танцевальных объединениях

- и не имеющие элементарной хореографической подготовки

2) по возрасту.

Группы комплектуются по следующим возрастам:

- от 7 до 8 лет – младшая группа

- от 9 до 10 лет – средняя группа

- от 11 до 12 лет – старшая группа.

После укомплектования групп пришедшие дети зачисляются кандидатами и могут занять место в основном составе группы только при выбывании учащегося из основного состава объединения. В течение года возможен добор детей. Ребенок может быть зачислен в группу в зависимости от его уровня подготовки.

Наполняемость групп

1 год обучения – 15 человек

2 год обучения – 12 человек

3 и 4 год обучения – 10 человек.

 

Формы и режим занятий

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

§ Групповая

§ Индивидуально-групповая

§ Малыми группами

 

Режим занятий

1 год обучения

144 часа, - 2 раза в неделю по 2 часа

216 часов, - 3 раза в неделю по 2 часа

или 2 раза по 3 часа

 

2 год обучения

144 часа, - 2 раза в неделю по 2 часа

216 часов, - 3 раза в неделю по 2 часа

или 2 раза по 3 часа

3 год обучения

216 часов, - 3 раза в неделю по 2 часа

или 2 раза по 3 часа

288 часов, - 4 раза в неделю по 2 часа или

2 раза в по 3 часа + 2 часа неделю

4 год обучения

216 часов, - 3 раза в неделю по 2 часа

288 часов, - 4 раза в неделю по 2 часа или

2 раза в по 3 часа + 2 часа неделю

 

Формы занятий

· Традиционное занятие (практическая и теоретическая часть

(показ литературы, беседа с использованием ЭОР, выездные занятия, тестирование)

· Открытое занятие

· Экзаменационное занятие (технический зачет, творческий зачет)

· Репетиция

· Концерт (участие в концертах различного уровня)

· Конкурс (участие в конкурсах различного уровня)

· Занятие-фестиваль 9участие в фестивалях различного уровня)

· Занятие мастер-класс

· Выездные занятия

в форме экскурсии, посещения театров, музеев (Музей «Дом Самойловых», Театральный музей, Этнографический музей, музей кукол, музей игрушек, Мариинский театр, Михайловский театр, КДЦ «Московский», КЗ «Карнавал», экскурсии по Летнему саду).

В форме выступлений на концертах, конкурсах, фестивалях, мастер-классах.

Методы обучения:

· Вербальный метод (рассказ, беседа, объяснение,инструктаж, работа по устным рекомендациям, анализ проделанной работы)

· Наглядный метод (демонстрация иллюстративного материала с помощью ЭОР, плакатов, демонстрация видео-записей и презентаций, показ приемов работы через экранное пособие в "готовом" виде)

· Практический метод (упражнения, тренинги, показ-демонстрация движений, приемов)

· Репродуктивный метод обучения (театрализация, мимическое воспроизведение)

· Поисковый метод ( импровизация, поиск образа, выполнение заданий на проявление фантазии, воображения, использование ассоциации и реализация жизненного опыта)

· Методы самостоятельной и творческой работы (самостоятельная и творческая работа без непосредственного участия взрослых – с литературой, подготовка рассказа о выдающихся танцорах, выполнение тематических заданий, использование знаний и умений в самостоятельном создании драматического образа, передача знаний другим)

· Игровой метод (игровые моменты, ролевые игры, театрализованные игры, танец-игра).

Для создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания детей педагог вправе по необходимости чередовать учебный материал и варьировать количество часов, отведённое на прохождение конкретной темы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.83 (0.014 с.)