ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительные положения и действия



 

Упражнение № 7. Стойка «смирно!»

Техника исполнения. Оружие держится за клинок под гардой, ост­рием назад к полу. Левая рука является как бы портупеей и ножнами, она поддерживает шпагу у бедра (рис. 45, а).

 

Упражнение № 8. Подготовительное положение (исходное)

Переход в подготовительное положение исполняется стоя на мес­те, наступая и отступая.

Исходное положение: стойка «смирно!».

Техника исполнения. По команде «За шпагу!» надо выполнить пер­вую часть поворота влево (так же как в обучении без оружия) и од­новременно положить широким жестом правую кисть на эфес шпаги (рис. 45, б). По команде «Вынуть шпагу!» надо вытянуть клинок из ножен, описав им полукруг над головой, опустить оружие в положе­ние наклонно вниз, остановив острие примерно в 50-60 см от пола.

В то же время, приставив пятку правой ноги к левой, левую руку отвести в сторону, развернув ладонь ребром по отношению к бедру. Правая рука выпрямлена в локте и кисти. Кисть развернута ладонью вверх. Лицо обращено к противнику по направлению носка правой ноги. Туда же направлено и острие оружия (рис. 45, в).

 

Упражнение № 9. Положение «вольно»

Для отдыха принимается положение «вольно». Оно может быть трех видов.

Первое положение «вольно!»

Техника исполнения. Обе руки свободно опущены вниз. Левая рука дер­жит шпагу за клинок, правая — за рукоять. Ноги сомкнуты или расстав­лены; одна из ног может быть ослаблена в коленном суставе (рис. 46, а).

Второе положение «вольно!»

Техника исполнения. Ноги, как и в первом положении. Руки скре­щены на груди. Правая рука держит рукоять шпаги, острие которой направлено вверх (рис. 46, б).

Третье положение «вольно!»

Техника исполнения. Ноги поставлены так же, как в первом поло­жении. Правая рука подносит клинок под левую руку, предплечье левой руки охватывает клинок снизу, локоть левой руки кладется под гарду (рис. 46, в).

Методические указания. Направление оружия должно быть безопас­ным для окружающих.

 

Упражнение № 10. «Салют!»

«Салют!», или приветствие оружием, является бытовым жестом.

Техника исполнения. Из исходного положения согнуть правую руку в локте так, чтобы гарда подошла к подбородку, кисть повернулась ладонью к лицу; оружие поднимается острием вверх совершенно вер­тикально. Голова направлена к лицу, которому отдается приветствие (рис. 47, а). Далее следует разогнуть правую руку в локтевом суставе, вынося шпагу в исходное положение. Одновременно с разгибанием руки голова наклоняется немного вперед (рис. 47, б, поклон). После

исполнения поклона голова поднимается в первоначальное положе­ние (рис. 47, в, г). Салютом называется последовательное слитное ис­полнение всех указанных движений.

Методические указания. Надо следить, чтобы рука и оружие со­ставляли единую линию.

 

Упражнение № 11.Вкладывание шпаги в ножны

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Убрать шпаги!» поднять руку оружием вперед вверх (угол 45°, рис. 48, а). Затем, разворачивая кисть со шпагой ладонью вниз, поднести острие шпаги в левой руке, изображающей ножны (рис. 48, б). Опуская клинок в ножны, следует повернуться вправо (в положение фас к противнику), левая нога— на носке (рис. 48, в).

Затем приставить левую ногу к правой с небольшим ударом сто­пой в пол и ударить ладонью правой руки по противовесу шпаги, что­бы с силой вдвинуть пятку оружия и подпяточник ножен (рис. 48, г). После этого принять любую стилевую позу.

Методические указания. Прием вкладывания оружия в ножны надо разучивать по элементам, а затем учиться выполнять его слит­но, как единое действие, где окончанием является стилевая поза.

Добиваться, чтобы острие шпаги действительно как бы попадало в отверстие ножен и затем свободно опускалось в них. Все дробные действия должны исполняться настолько свободно, чтобы актер в момент их исполнения мог общаться с партнером.

 

Упражнение № 12. «Действием наступая»

Техника исполнения. По команде «Вперед левой — за шпаги!» надо шагнуть вперед левой ногой, развернув стопу носком влево, тя­жесть тела — на левой ноге, а правая рука ложится на эфес. Тулови­ще наклонено вперед, правая нога выпрямлена в колене и упирается в пол носком. По команде «Вынуть шпаги!», подставляя правую ногу вперед, встать в подготовительное положение, одновременно выни­мая шпагу и опустив ее острие к полу.

 

Упражнение № 13. «Действием отступая»

Техника исполнения. По команде «Назад левой — за шпаги!» сле­дует делать полувыпад левой ногой назад, носком влево; тяжесть тела — на левой ноге. Правая рука в то же время кладется на эфес шпаги. Корпус откинут назад, правая нога прямая. По команде «Вы­нуть шпаги!», быстро вынимая оружие из ножен, подтянуть правую ногу к левой, приняв подготовительное положение.

Методические указания. Следует объяснить тактическое содер­жание приемов: первое — угроза, второе — оборона.

Варианты обнажения оружия должны быть предварительно осво­ены. Тренировать их следует в сочетании с передвижениями. В тре­нинге надо добиваться выразительности как в создании угрозы, так и в желании оказать сопротивление.

 

Упражнение № 14. «Вперед левой за шпагу! Откажись!»

Техника исполнения. Взяться за рукоять шпаги с шагом левой но­гой вперед, слегка наклонив туловище вперед. Левая нога должна быть согнута в колене, правая, опирающаяся носком в пол, должна быть совершенно прямой. Надо создать угрозу противнику. Для уси­ления впечатления есть смысл несколько вытянуть клинок из ножен (на 12-14 см). По команде «Откажись!» следует, возвращая левую ногу в исходное положение и выпрямляясь, опустить вытянутую часть клинка обратно в ножны и завершить ударом ладони по проти­вовесу. Затем встать в свободную позу.

 

Упражнение № 15. «Назад левой за шпагу! Откажись!»

Техника исполнения. Это упражнение аналогично предыдущему, но движение левой ногой выполняется назад, создавая впечатление возможности отразить нападение. Отказ выполняется ударом ладо­ни по противовесу шпаги и приставлением правой ноги к левой.

 

Упражнение № 16. «Вперед левой за шпагу! К бою!»

Техника исполнения. Выступая левой ногой вперед, наклонить тело вперед и взяться за рукоять шпаги правой рукой (угроза); затем по команде «К бою!», шагнув правой ногой вперед, оказаться в поло­жении боевой стойки.

 

Упражнение № 17. «Назад левой за шпагу! К бою!»

Техника исполнения. Это упражнение аналогично предыдущему, но левая нога отставляется назад, правая — прямая. Дальше по ко­манде «К бою!» согнуть правую ногу в колене и, вынимая шпагу, оказаться в положении боевой стойки.

Методические указания. В этих упражнениях главное — это вер­ная техника движений левой ногой. Чем сильнее будет согнуто ко­лено и чем выворотнее будет поставлена стопа, тем точнее техника. (Выворотно — означает носком влево.)

 

Упражнение № 18. Три шага вперед и вынуть шпагу

Техника исполнения. По команде, соответствующей названию уп­ражнения, сделать три шага вперед, начиная с левой ноги. При ис­полнении последнего шага, стопу левой ноги развернуть влево, в то же время положить правую кисть на рукоять шпаги, затем, поставив правую ногу вперед в подготовительное положение, вынуть шпагу.

Методические указания. После разучивания этой техники следует постепенно увеличить скорость исполнения, а затем прибавить коли­чество шагов от пяти до семи. Надо тренировать постепенный пере­ход в пробежку с мгновенной остановкой за счет левой стопы, развер­нутой влево (тормозящее движение), и быстрого обнажения шпаги.

 

Упражнение № 19. Четыре шага вперед, остановиться, скачок назад и к бою

Техника исполнения. Полностью соответствует названию упраж­нения.

Методические указания. Предполагаемые обстоятельства — ночь, ощущение темноты — мгновенный скачок назад, одновременно хватаясь за рукоять шпаги. Сразу после прыжка выхватить оружие из ножен и ока­заться в положении боевой стойки.

 

Упражнение № 20. К бою в четыре счета

Это парадная манера перехода в боевую стойку. Она типична для середины XVII столетия и дошла до наших дней (применяется неко­торыми фехтовальщиками современности).

Техника исполнения. По команде «Четыре — к бою!» следует из подготовительного положения поднять правую руку со шпагой на­клонно вверх, взгляд направлен на шпагу (рис. 49, а), затем, разво­рачивая правую руку ладонью вниз, опустить конец шпаги вниз так, чтобы рука, согнувшись в кистевом суставе, развернулась вверх, а острие шпаги оказалось направленным назад.

В то же время левая рука кладется тыльной стороной ладони на середину клинка (рис. 49, б) и поднимается вверх. Шпага оказывается

как бы лежащей на левой руке (рис. 49, в) и сверху опускается в поло­жение боевой стойки (рис. 49, г).

Методические указания. В тех случаях, когда фехтующий вста­ет в боевую стойку, следует тщательно проанализировать ошибки. Главное — в верной позиции ног и положении рук: согнутая левая рука не должна быть опущена ниже левого плеча.

 

Упражнение № 21. Боевая линия

Построение группы: в две шеренги, одна против другой (с партне­ром). Исходное положение: боевая стойка (рис. 50).

Техника исполнения. По команде «К бою!» встать правой ногой вперед (то есть в классической манере). По команде «Стойку вперед (назад) перемени!» перейти в положение рыцарской стойки (рис. 51). Ноги партнеров должны стоять так, чтобы стопы были на одной ли­нии, угол между стопами равен прямому углу. Эта воображаемая линия, на которой стоят ноги бойцов, называется «боевой линией противников». Фехтующие всегда должны находиться друг против друга точно по «боевой линии».

 

Упражнение № 22. Дистанции

Если расстояние между бойцами, стоящими друг против друга в положении боевой стойки, будет равно примерно 2 м — это средняя дистанция, если 2,5 м, то дистанция — длинная, а если около 1,5 м — ко­роткая.

Техника исполнения. Поставить бойцов друг против друга на расстоя­нии средней дистанции и скомандовать: «Моя шеренга — шаг вперед!» (рис. 52, а). Шеренга про­тивника должна без ко­манды сделать шаг назад

(рис. 52, б). Можно командовать передвижение и двойными шагами (рис. 53).

Методические указания. Смысл этого упражнения в том, чтобы ученики научились сохранять среднюю дистанцию. Перед началом упражнения следует указать, которая из шеренг будет называться «Моя», напротив будет стоять шеренга «Противника».

Сложные передвижения

В «Школе сценического боя» существуют различные виды слож­ных передвижений: подскок вперед, шаг вправо, шаг влево, поворот кругом на месте, поворот кругом с прыжком, перемены стойки вперед и назад. Все передвижения выполняются в положении боевой стойки.

 

Упражнение № 23. Подскок вперед

Это передвижение напоминает по технике исполнения шаг впе­ред, но выполняется на один счет.

Техника исполнения. Левая нога, резко отталкиваясь от пола, посы­лает тело чуть вверх и вперед. При приземлении на полу сначала ста­вится правая нога, а затем левая. Размер этого передвижения различен и зависит только от расстояния до противника. В среднем подскакивать вперед следует на 50-60 см.

 

Упражнение № 24. Шаг вправо

Техника исполнения. Перенести правую ногу вправо на 20-30 см от боевой линии, а затем на такое же расстояние перенести и левую ногу в положение нормальной боевой стойки. Во время исполнения не сле­дует разгибать ноги, исполняется оно в положении боевой стойки.

 

Упражнение № 25. Шаг влево

Техника исполнения. Левая нога переносится влево от боевой ли­нии на 20-30 см. Затем правая приставляется на такое же расстояние в положение боевой стойки.

 

Упражнение № 26. «Стучать» и «Сбор!»

Это фехтовальное действие состоит в выполнении двух легких ударов правой стопой в пол. Стучать два раза — обычай рыцарских

времен. При необходимости прекратить схватку рыцарь стучал два раза своим оружием спереди по щиту. В XVI столетии на поедин­ках и соревнованиях этот стук начали выполнять правой ногой. Это действие означало: «Я с Вами больше не дерусь», или «Я не прини­маю Ваш вызов». Применение этого приема как выражение привет­ствия, отдавание чести и прочее — действие неграмотное.

Техника исполнения. Выполнением этого действия в уроке уча­щийся проверяет качество своей боевой стойки. Если вес тела будет на правой ноге, то стучать тяжело и неловко, если же на левой, то стук будет недостаточно громким. Правильное распределение веса тела на обе ноги — залог верного исполнения приема. После коман­ды «Стучать!» следующей командой будет «Сбор!» или «Вольно!».

По команде «Сбор!» выполняется весь комплекс вкладывания ору­жия в ножны, начиная с поворота кисти ладонью вниз (см. рис. 47-48).

 

Упражнение № 27. Поворот кругом на месте и в заданном на­правлении

Техника исполнения. Поворот кругом выполняется только вправо, то есть левым плечом назад. Правой ногой выполнить первые пол­шага вперед, затем на правой ноге сделать поворот.

Левая нога отделяется от пола, а тело поворачивается на правой стопе, как на ножке циркуля на 180°. При завершении поворота левая нога ставится на пол в положение боевой стойки.

Во время шага правой ноги вперед шпагу следует, согнув правую руку в локте, поднести к лицу так, чтобы гарда оказалась у подбо­родка. Клинок направлен вертикально вверх, рука от локтя до ост­рия — прямая. В момент, когда левая нога ставится на пол, правая рука возвращает шпагу в положение боевой стойки.

 

Упражнение № 28. Поворот кругом с прыжком.

Этот поворот напоминает простой поворот, но выполняется на подскоке.

Техника исполнения. Правая нога выносится несколько больше вперед (рис. 54, а), на нее переносится вес тела, и левая нога отры­вается от пола. Затем нужно резко, отталкиваясь правой ногой, под­прыгнуть и в момент взлета повернуться на 180° (рис. 54, б) левым

плечом назад. При приземлении на пол сначала ставится правая нога, а затем левая сразу в положение боевой стойки. Во время выполне­ния поворота правая рука с оружием принимает то же положение, что в предыдущем упражнении, то есть поднимается к лицу (рис. 54, в). При такой технике обращения с оружием поворот можно выполнять даже в сомкнутом строю.

Методические указания. Командами в этом разделе подготовки являются наименования самих упражнений. В упражнениях № 27 и 28 команды следующие: предварительная «Кру-» и исполнительная «-гом!» и «На прыжке кру-» и исполнительная «-гом!».

Позиции и соединения

Позицией называется такое положение оружия, когда оно не со­прикасается с оружием противника. В сценическом фехтовании только четыре позиции: шестая, четвертая, вторая и третья. Обуче­ние позициям надо проводить построением в одну шеренгу.

 

Упражнение № 29. Шестая позиция

Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. Локоть несколько согнут и отведен чуть вправо на расстоянии 15-20 см от корпуса. Острие шпаги — на уров­не своего правого глаза. Главное, чтобы кисть ладонью вверх была вынесена чуть правее своего правого бока.

 

Упражнение № 30. Четвертая позиция

Исходное положение: шестая позиция.

Техника исполнения. По команде «Четвертая!» нужно передви­нуть правую руку так, чтобы кисть оказалась левее левого бока. Ла­донь развернута так, чтобы большой палец оказался сверху. Острие шпаги — на высоте глаз и направлено в правое плечо противника (воображаемого).

 

Упражнение № 31. Вторая позиция

Исходное положение: шестая позиция.

Техника исполнения. По команде «Вторая!» развернуть кисть с оружием ладонью вниз. В этой позиции острие шпаги направлено вниз вперед, к правому бедру противника. Кисть — несколько пра­вее правого бока фехтующего.

 

Упражнение № 32. Третья позиция

Исходное положение: шестая позиция.

Техника исполнения. По команде «Третья!» следует, не меняя по­ложения всей руки, только развернуть кисть ладонью вниз. Острие шпаги направлено в левое плечо воображаемого противника, кисть несколько правее правого бока фехтующего.

Методические указания. Можно командовать стоящим в подго­товительном положении ученикам: «В третьей к бою!». Это означа­ет, что, принимая положение боевой стойки, оружие ставят в третью позицию. Точно так же, меняя команды, обучают всем остальным позициям.

 

Упражнение № 33. Перемены позиций

Исходное положение: построение в одну шеренгу; все стоят в шес­той позиции.

Техника исполнения. По команде «Третья!» все соответствующим образом меняют положение правой руки; далее — «Четвертая!» или «Вторая!», или снова «Шестая!».

Методические указания. Необходимо, чтобы правая рука при­нимала точное положение при верном развороте ладони. Не следу­ет долго выполнять эти упражнения, поскольку они носят весьма

абстрактный характер. Важно только, чтобы ученики освоили все эти положения.

Далее следует рассказать, что соединением называется сопри­косновение с оружием противника. В сценическом фехтовании применяются только четыре соединения и их перемены. Они носят те же названия, что и позиции.

 

Упражнение № 34. Перемена соединения из шестой в четвертую

Построение: парное. Дистанция: средняя. Исходное положение: оба находятся в шестой позиции.

Техника исполнения. По команде «Моя — соединение перемени!» ученики соответствующей шеренги опускают острие своей шпаги ниже клинка противника, затем снова приподнимают его, но уже сдругой стороны, принимая положение четвертой позиции. Шпаги снова будут в соприкосновении, но это будет уже четвертое соеди­нение. Противник, почувствовав, что его партнер принял положе­ние четвертого соединения, также переносит свою руку в положение четвертого соединения.

Методические указания. Небольшие по размеру движения не бу­дут видны зрителям, а потому они должны быть укрупнены пример­но до полуметра. Крупное движение выполняется кистью, а не всей рукой. В заключительной фазе, при соединении с оружием против­ника, его клинок надо чуть отстранить влево.

 

Упражнение № 35. Перемена соединения из четвертого соеди­нения в шестое

Построение и дистанция: те же, что в предыдущем упражнении.

Исходное положение: оба в четвертом соединении.

Техника исполнения. По команде «Моя — соединение перемени!» уче­ники соответствующей шеренги опускают острие шпаги вниз под ору­жие противника и переводят его уже в шестом соединении, так, чтобы шпага противника находилась правее.

Методические указания. Оба эти упражнения следует выполнять одно за другим, повторяя несколько раз. Главное — это точное дви­жение кисти. Размах также около полуметра. В конце соединения шпагу противника следует несколько отстранить.

Очень важно, чтобы противник не расслаблялся, держа свое ору­жие, но и не оказывал бы излишнего сопротивления. Он должен подчиняться действиям партнера, не мешая ему выполнять нужные перемены. В сценическом фехтовании не типичны перемены соеди­нения из шестого в третье.

 

Упражнение № 36.Перемена соединения из шестого во второе

Построение и исходное положение: те же, что в упражнении № 35.

Техника исполнения. По команде «Моя — во второе соединение перемени!» следует, опуская кисть ладонью вниз, перейти в положе­ние второй позиции. Противник также переходит во вторую пози­цию. Шпаги скрестятся во второе соединение.

Методические указании. Не следует долго заниматься этими уп­ражнениями. Гораздо важнее перейти к следующему.

 

Упражнение № 37. С шагом вперед соединение перемени!

Исходное положение: оба партнера стоят в шестом соединении.

Техника исполнения. По команде «Моя — с шагом вперед, соеди­нение перемени!» ученики, выполняя перемену соединения из шес­того в четвертое, делают шаг вперед, противник делает шаг назад, поддерживая среднюю дистанцию.

 

Упражнение № 38. Перемена соединения из четвертого соеди­нения в шестое с шагом вперед

Техника исполнения. В этом упражнении то же, что и в № 36, од­нако шпага из четвертого соединения должна быть передвинута в шестое также с шагом вперед. Команда: «Моя — с шагом вперед со­единение перемени!»

Методические указания. Оба эти упражнения (№ 36 и 37) следует давать одно за другим. В зависимости от размеров помещения оно может повторяться несколько раз одним и тем же партнером, и толь­ко потом менять соединение начнет противник. Важно следить за тем, чтобы движения шпаги не опаздывали.

 

Упражнение № 39. С двойным шагом вперед соединение перемени!

По команде «К бою!» шпагу следует скрещивать в шестом соеди­нении. Это соединение предпочтительнее других, поскольку если

противники одновременно обнажают оружие, что всегда происходит слева направо, то клинки механически оказываются скрещенными по правой стороне. Кроме того, в шестом соединении оба бойца за­крыты от прямого укола. Это важно. Итак, упражнение выполняется из шестого соединения.

Техника исполнения. По указанной в названии команде «Моя», выполняя первую половину двойного шага вперед (начинает движе­ние левая стопа вперед), делают перемену соединения из шестого в четвертое с легким прикосновением к клинку противника. А, делая вторую половину двойного шага вперед правой ногой, выполняют перемену соединения из четвертого в шестое, но со значительным отстранением шпаги противника вправо.

Методические указания. Это довольно сложное упражнение да­ется в сочетании с простыми переменами соединения и одним ша­гом. Локоть правой руки должен быть почти на месте: передвигают­ся только предплечье и правая кисть.

Глава VII
ПРОСТЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ

Уколы

Так называется поражение противника острием шпаги. В сцени­ческом фехтовании применяются уколы в грудь (ее нижнюю часть), живот, бедра, голени и даже в стопу. Колоть можно спереди и сзади (в спину). По технике исполнения уколы делятся на прямые и с пе­реводом. Уколы переводом могут быть в верхних соединениях, из верхнего — в нижнее и обратно. Уколы переводом в нижних соеди­нениях в сценическом фехтовании исполняются крайне редко, они типичны для повторных атак (см. «Повторные атаки»).

 

Упражнение № 40. Прямой укол

Первый этап

Построение: в шеренгу. Исходное положение: боевая стойка. Техника исполнения. По команде «Покажи укол!» следует вытя­нуть руку так, чтобы от плеча до острия рука и оружие представляли

86

прямую линию (рис. 55). Острие должно быть направлено в правое плечо воображаемого противника. После показа укола по команде «Коли!» сделать выпад, не изменяя положения шпаги (рис. 56). По команде «Покажи укол вниз!», разворачивая руку, острие шпаги направить в верх правого бедра или низ живота, рукоять шпаги проходит по внешней стороне мизинца (рис. 57).

Методические указания. При быстром исполнении движения вытягивания руки и выпад сле­дуют одно за другим, но так, чтобы к началу движения ногой рука была бы полностью вытя­нута. Это важно для передачи верной техники подлинного боя. В настоящем бою фехтовальщик всегда вытягивал руку раньше, чем делал выпад, чтобы уколоть не туда, куда показывал укол.

Подобное действие, называ­емое финт, было обманным дви­жением, без которого нанести реальный укол было почти не­возможно, поскольку движение нападения значительно длиннее, чем действия защиты. При упот­реблении финтов преимущество защиты в выигрыше времени ис­чезало, поскольку обороняющий­ся всегда реагировал на финт за­щитой и таким образом открывал какую-то часть своего тела.

В эту открытую часть наносился реальный укол. На сцене нельзя пользоваться финтами — это опасно. На сцене следует колоть имен­но туда, куда показывается укол.

Предварительно вытянутая рука подсказывает партнеру направ­ление укола и таким образом предупреждает его о выборе защиты. Зрительное впечатление также усиливается, поскольку зрители ви­дят направление атаки раньше, чем она фактически выполняется. Прием выигрывает сценической выразительностью.

Второй этап

Укол наносится в том соединении (или позиции), в каком находи­лись шпаги бойцов до начала исполнения приема.

Построение парное. Исходное положение: дистанция средняя, соединение шестое.

Техника исполнения. По команде «Моя — показать укол пря­мо!» следует до отказа вытянуть локоть правой руки вперед, на­правляя острие в середину плеча противника. Противник защи­щается отходом, выполняя скачок назад. В результате дистанция окажется такой, что острие шпаги нападающего до партнера не достанет.

По команде: «Коли!» нападающие, сохраняя правую руку вытя­нутой до отказа (не сгибая больше руку в локте), выполняют выпад. По команде «Закройсь!» нападавшие возвращаются в боевую стойку, а отступавшие делают двойной шаг вперед (или шаг вперед), подхо­дя к партнеру; оружие в шестом соединении.

Методические указания. Надо требовать точного направления острия в середину правого плеча противника. Педагог должен быть убежден, что отступающие уже овладели техникой скачка назад и сумеют его выполнить своевременно. После того как это упражне­ние будет выполнено несколько раз, нападающими должны стать ученики, стоящие в шеренге противника.

Эта методика должна сохраняться при обучении и другим уко­лам.

 

Упражнение № 41. Прямой укол в четвертом соединении

Исходное положение: дистанция та же, что в предыдущем упраж­нении, но соединение четвертое.

Техника исполнения. По команде «Моя — показать укол в грудь!» противник должен будет выполнять скачок назад. Последующее действие выполняется так же, как в упражнении № 40.

 

Упражнение № 42. Укол переводом из шестого соединения в чет­вертое

Построение парное. Исходное положение: в боевой стойке, и оба в шестом соединении.

Техника исполнения. По команде «Моя — переводом покажи укол!» ученики соответствующей шеренги, опуская конец оружия вниз, так же как при перемене соединения, передвигают его несколь­ко влево, одновременно вытягивая руку. Это движение создаст показ укола уже в четвертом соединении.

Направлять шпагу следует в середину груди, возможно, что клинки могут оказаться вне соединения. По команде «Коли!» учени­ки выполняют укол в грудь. Предварительно следует сказать учени­кам шеренги противника, что они обороняются скачком назад.

 

Упражнение № 43. Укол переводом из четвертого соединения в шестое

Построение: парное. Исходное положение: в боевой стойке и чет­вертом соединении.

Техника исполнения. По команде «Моя — с переводом покажи укол!» ученики соответствующей шеренги опускают конец шпаги не­сколько вниз, затем, передвигая его чуть вправо, одновременно вытя­гивают руку, показывая укол в правое плечо противника. По команде «Коли!» сделать выпад. Защищающиеся выполняют скачок назад.

Методические указания. Следует добиваться достаточно широко­го движения при показе укола переводом. Излишне мелкие движения не видны зрителю. Предварительно следует проверить технику скачка назад. Исполнение этого приема лучше выполнять на длинной дис­танции. Для сближения командовать: «Небольшой шаг вперед!»

 

Упражнение № 44. Укол переводом вниз

Построение: парное. Исходное положение: в шестом или четвер­том соединении.

Техника исполнения. По команде «Моя — показать укол вниз!» ученики соответствующей шеренги, опуская конец шпаги по направ­лению верхней части бедра, вытягивают руку. По команде «Коли!» они выполняют выпад. Показ укола вниз выполняется в одинаковой

технике из любого верхнего соединения. Если нужно, чтобы укол был направлен в колено или стопу, следует командовать: «В колено (стопу) показать укол!»

Укол должен быть направлен совершенно точно в указанную часть тела. После того как будут изучены защиты от уколов, оборо­няющиеся будут брать защиты, уже не отходя назад.

Простые удары

Так в сценическом фехтовании называются действия, состоящие из двух движений — замаха и удара. На сцене применяются только три простых удара: по голове, по правому боку, по левому боку.

Упражнение № 45. Удар по голове

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Голову!» нужно выполнить за­мах оружием так, чтобы гарда оказалась над правым ухом, а пред­плечье, кисть и клинок образовали бы прямую линию от локтя до ос­трия (рис. 58). Кисть повернута так, чтобы большой палец был снизу, а лезвие клинка направлено вверх.

По команде «Руби!» надо быстро разогнуть локоть, при этом лез­вие описывает полукруговой путь и условно касается головы про­тивника ударом сверху вниз. В момент удара правая нога выполняет движение выпада (рис. 59). На близкой дистанции этот удар выпол­няется без выпада.


 

Рис. 58. Замах для удара по голове справа

Рис. 59. Удар по голове


Упражнение № 46. Удар по голове справа (слева)

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. Этот удар выполняется по схеме удара по го­лове, но первая часть движения, то есть замах, производится с левой (правой) стороны головы. Для этого необходимо правое плечо подви­нуть влево так, как показано на рисунке 60.

Методические указания. Не­обходимо следить, чтобы при замахе оружие не опускалось ниже головы противника: это опасно для тех, кто на сцене находится за фехтующими. При ударе плечо и кисть должны быть зафиксированы так, что­бы не опускаться вниз, так как локоть механически остановит кисть, и клинок не коснется головы противника даже в том случае, если тот ошибется в за­щите. Эта техника обеспечива­ет безопасность приема.

Вторым важным условием безопасности является положе­ние лезвия. Начинающие, как правило, не различают частей клинка в его сечении, и удар может прийти боком клинка. Оружие выгнется и, несмотря на верно взятую противником защиту, клинок все же ударит его по голове. Такой удар опасен еще и потому, что оружие при неверной технике легко ломается.

 

Упражнение № 47. Удар по правому боку

Построение и исходное положение: те же, что в предыдущем уп­ражнении.

Техника исполнения. По команде «Правый бок — руби!» правая рука сгибается в локте так, чтобы кисть, предплечье и плечо ока­зались слева и в горизонтальной плоскости. Локоть сгибается до

отказа, кисть находится примерно на высоте груди, клинок подходит под подмышечную впадину поднятой левой руки. Лезвие повернуто влево (рис. 61).

При замахе следует обратить внимание на то, чтобы локоть был точно направлен на противника. По команде «Руби!» для нанесения удара следует, зафиксировав кисть и плечо, быстро разогнуть локтевой сустав, направляя лезвие в правый бок противника. Это действие вы­полняется с выпадом. В сценических условиях удар наносится не выше плеча и не ниже бедра противника (кроме частных случаев, рис. 62).

 


Рис. 63. Замах для удара по левому боку

Рис 64 Удар по левому боку


Упражнение № 48. Удар по левому боку

Техника исполнения. По команде «Левый бок — руби!» рука, сги­баясь в кистевом и локтевом суставах (с небольшим опусканием локтя вниз), кладет клинок на правое плечо, лезвие должно быть направлено вверх (рис. 63).

По команде «Руби!» следует, повернув кисть вправо, разогнуть локтевой и плечевой суставы вперед, нажимая в то же время боль­шим пальцем на рукоять, заставляя оружие описать полукруг из по­ложения замаха до полного выпрямления вперед (рис. 64).

Направление этого удара должно быть точно в горизонтальной плоскости. Выполняется он на уровне середины живота партнера.

Простые защиты

В сценическом фехтовании применяются защиты телом и ору­жием. Защиты телом представляют собой различные отступления,

уклонения и подскоки. Их задача — вывести тело вне предела дости­гаемости оружием противника.

Защиты оружием представляют действия, при которых оружие обороняющегося подставляется под укол или удар нападающего.

В фехтовании на сцене применяется шесть простых защит. По нумерации и технике исполнения они напоминают приемы совре­менного эспадронного боя.

 

Упражнение № 49. Первая защита

Эта защита получила свое название только потому, что шпага, при вынимании из ножен попадает почти точно в положение первой защиты. Эта защита прикрывает левый бок от ударов по животу и от уколов, направленных вниз в левую сторону туловища. Оружие нападающего отбрасывается влево.

Построение и исходное положение: одна шеренга и боевая стойка. Техника исполнения. По команде «Первой за­кройся — делай раз!» следует, повернув правую кисть с оружием ладонью вниз, сохранить при этом прямую линию от локтя до острия, направленного вперед и чуть вверх. По команде «Делай два!» со­гнуть руку в локте, отвести ее влево, кисть развер­нуть ладонью вправо, противовес шпаги должен быть выше и правее кисти, а плоскость клинка ле­вее левого бока (рис. 65).

Оружие противника при этом последнем дви­жении будет отброшено влево, если был нанесен удар по левому боку, или отведено влево (при уколе).

Методические указания. Надо последователь­но разучивать эти движения и положения шпаги. Важно, чтобы в положении защиты кисть была на уровне левого пле­ча, а острие направлено слегка вперед к противнику. Лезвие шпаги должно быть повернуто так, чтобы встретить клинок нападающего не плашмя. Это обстоятельство крайне важное.

Первую защиту применяют только в некоторых частных случа­ях, когда без нее защититься невозможно. Она трудна по технике

исполнения и требует от бойца большой скорости. Указания о ее применении будут даны при составлении фехтовальных фраз.

 

Упражнение № 50. Вторая защита





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.39.7 (0.043 с.)