ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторные атаки после атаки шпагой



Эти действия применяются, главным образом, как средство для беспрерывного поточного нападения. После атаки шпагой исполне­ние повторной атаки дагой целесообразно, если противник, выпол­нив защиту движением назад или защитившись оружием, сразу же отошел, в этих случаях есть возможность, не теряя темпа, перейти в повторную атаку дагой. Если противник, защищаясь, вновь отошел, можно выполнить вторую повторную атаку шпагой. Этот непрерыв­ный поток атак условно назван «Мельницей».

Упражнение № 221. «Мельница»

Исходное положение: боевая стойка, дистанция средняя.

Техника исполнения. По команде «Моя — на укол шпагой свер­ху — замах!». По команде «Коли!» в момент укола противник отхо­дит назад. Далее по команде «Моя — дагой сверху — коли!» против­ник с третьей защитой шпагой отходит назад. Затем скомандовать: «Моя — шпагой круг справа по голове — руби!». Противник —- две пятых (шпагой и дагой одновременно) и шаг вперед с толчком в гар­ду шпаги партнера. Моя — скачок назад.

Методические указания. Создав практическое представление о технике «Мельницы», надо предложить слитное исполнение этой

комбинации по команде «Мельницу — начинай!». Если противник не будет активно отступать, выполнение упражнения невозможно.

Упражнение № 222. «Мельница» после защиты с приближением

Исходное положение: боевая стойка, дистанция дальняя. Пред­ложить в момент атаки обороняющемуся сделать шаг вперед с соот­ветствующей защитой.

Техника исполнения. По команде «Моя — ложной атакой голову шпагой крутой справа руби, противник — с шагом вперед пятой дагой — закройсь!». Дистанция станет явно короткой. «Мельницу» надо начать уколом даги, затем уколом шпаги, затем снова дагой и в заключение шпагой кругом справа по голове.

Противник должен, беспрерывно отступая, брать последователь­но соответствующие защиты то дагой, то шпагой. В последней за­щите шпагой следует задержать дагу партнера и не отпускать.

Нападающий по инерции выполнит шпагой последний удар, ко­торый следует принять дагой на пятую. Дистанция окажется почти «грудь в грудь», после чего обороняющийся может оттолкнуть парт­нера от себя, упираясь в его гарды.

Возможно и следующее продолжение: оба партнера, нажимая на свои гарды, играют силовую борьбу, обходя партнера влево, затем, поменявшись местами, они одновременно сделают скачок назад.

Методические указания. Варианты концовок «Мельницы» следу­ет отработать, создавая комбинацию боя на шпаге с дагой.

Упражнение № 223. Повторная атака дагой при уклонении или отходе в сторону

Исходное положение: боевая стойка, дистанция средняя.

Техника исполнения. По команде «Моя — кругом справа по голо­ве — бей, противник — защита выпадом правой ноги вправо (укло­нение)». После выполнения этого темпа скомандовать: «Моя — пов­торно дагой снизу в живот — коли, противник — вторая защита шпагой, отступая левой назад», после чего — «Моя — повторно шпагой в живот — коли, противник — вторую дагой и шаг назад», далее — «Моя — повторно дагой сбоку — коли, противник, делая выпад левой влево, — уклонение».

После этого темпа смена мест: противник, начиная движение правой ногой, делает вперед три больших и быстрых шага, затем по-фехтовальному поворачивается кругом на правой ноге правым пле­чом назад. «Моя», стоя на выпаде левой ногой, делает вперед один шаг и поворачивается также по фехтовальному кругу. В заключение оба делают скачок назад.

 

Типичная комбинация боя на шпаге с дагой Дистанция средняя (стойка левой ногой)
«Моя» «Противник»
1. Пасс вперед (стойку вперед перемени). 1. Пасс назад (стойку назад перемени).
2. Пасс вперед. 2. Пасс назад.
3. Кругом справа голову — руби. 3. Две пятых (шпагой и дагой).
4. Вторая — дагой. 4. Кругом левый бок шпагой — руби.
5. Кругом справа голову — руби. 5. Уклонение влево.
6. Скачок назад. 6. Снизу укол дагой.
7. С шагом вперед — двойной укол в живот. 7. Делая выпад вправо, вторая — дагой.
8. «Две пятых» и шаг назад. 8. Кругом справа голову — руби.
9. Толчок гарды. 9. Скачок назад.
Оба — «К бою!»

Методические указания. После разучивания комбинации партне­ров надо поменять ролями. После второго разучивания предложить слитное исполнение первого и второго вариантов, причем начинать должен противник, продолжить — моя шеренга. В тренировках мо­жет быть слитное четырехкратное исполнение этой комбинации. За­тем следует поменять партнеров и повысить темп.

Глава XXI ШПАГА И КИНЖАЛ

Этот вид боя является логическим продолжением боя на шпаге с дагой, поскольку психологически совершенно отказаться от помощи левой руки фехтующие в XVI веке еще не могли.

Обнажение оружия

После того как вынута шпага, левая рука накладывалась на ру­коять кинжала и вынимала его. Держать кинжал надо острием вниз, кисть сжата в кулак (рис. 115).

Боевая стойка. В отличие от техники боя на шпаге с дагой, в этой манере стали применять стойку правой ногой вперед. Стойка бой­ца эпохи раннего Средневековья и Возрождения превратилась в стой­ку, свойственную фехтовальщику XVIII столетия. Тем самым фех­товальщики окончательно отдали предпочтение шпаге как оружию нападающему и защищающему, оставив на долю кинжала только вспомогательные функции, но в положении «кор-а-кор» (грудь в грудь), кинжал был оружием весь­ма действенным.

Упражнение № 224. Боевая стойка

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.

Техника исполнения. По команде «За шпаги!» следует положить правую руку на эфес шпаги с поворотом тела влево, по команде: «Вынимай!» обнажить шпагу, так же как в школе сценического боя. По команде «За кинжал!» левая рука накладывается на рукоять кин­жала, находящегося за поясом с левой стороны.

По команде «К бою!» надо поставить шпагу в положение боевой стойки, левой обнажить кинжал и поставить левую руку, сильно согнутую в локте перед корпусом, на высоте середины груди, при­крывая ее, причем кинжал направлен острием вперед вниз. Вместе с действиями рук ноги надо поставить в положение боевой стойки, так же как в школе сценического боя.

При всех перемещениях левая рука сохраняет положение перед грудью. Она все еще повторяет положение, которое было в свое вре­мя типично для положения со щитом (см. рис. 115).

Передвижения

В этом виде боя применяются все виды передвижений школы сценического боя. Это означает, что возможны перемены стойки вперед и назад и стойки левой ногой впереди. Левая рука с кинжа­лом сохраняет то же положение, которое было в правой стойке, то есть защиты груди.

Для того чтобы шпага вернулась в исходное положение, надо опус­тить правую руку вниз, прямая кисть развернута ладонью вниз, клинок почти горизонтален, острие направлено на противника и на 1/3 высту­пает за линию левой руки. Как только стойка поменяется на правосто­роннюю, шпага немедленно занимает свое основное положение.

Выпад

При всех действиях нападения шпагой из правой стойки приме­няется выпад правой ногой вперед. Если стойка перед уколом или ударом шпагой оказалась левой, опять же типичен выпад правой ногой, однако если дистанция близкая, можно было выполнить его левой. Случается это все же редко. При нападении кинжалом выпад только левой ногой.

Уколы и удары шпагой

Эта фехтовальная техника тождественна приемам школы сцени­ческого боя, здесь применяются все приемы нападения.

Защиты

В этой манере боя применяются три вида защит: передвижениями, шпагой и кинжалом. Защиты шпагой и передвижениями полностью соответствуют защитам школы сценического боя.

Защиты кинжалом

Применяются первая, вторая и шестая (рис. 116, а-в). Техника их полностью соответствует защитам боя на кинжалах, при условии если он держится в левой руке. Эти защиты предохраняют тело от нападения, оставляя руку свободной для ответной атаки.

Применение кинжала для защиты дает возможность очень вы­годного тактического продолжения боя шпагой. Защиты кинжалом наносятся с выпадом вправо при второй защите, влево — при первой и правой ногой назад — при шестой.

Упражнение № 225. Шестая защита кинжалом Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стой­ка вэтом и следующих упражнениях.

Техника исполнения. По команде «Шестой кинжалом — закройсь!» надо, меняя стойку назад, поставить руку в положение шестой защиты.

Упражнение № 226. Вторая защита кинжалом

Техника исполнения. По команде «Вторым — закройсь!» надо, делая выпад правой ногой вправо, поставить кинжал в положение второй за­щиты.

Упражнение № 227. «Первая защита кинжалом». Техника исполнения. По команде: «Первым — закройсь!» надо, делая выпад левой ногой влево, поставить кинжал в положение первой защиты.

Типичная комбинация

«Моя» «Противник»
1. Укол шпагой в живот. 1. Вторая защита кинжалом, де- лая выпад правой ногой вправо.
2. Меняя стойку назад, с полувыпадом правой назад, первая кинжалом. 2. Шпагой удар по левому боку.
3. Ответная шпагой кругом справа по голове — руби! 3. Две шестых защиты.
Оба - «К бою!»

Уколы кинжалом

Уколы кинжалом применяются только при короткой дистанции и обязательно с выпадом левой ногой вперед. Употребляются только три вида уколов кинжалом: сверху, в правый бок, в левый бок.

Укол сверху. Наносится точно так же, как одноименный укол пра­вой рукой (см. кинжал).

Укол в правый бок. Выполняется за счет замаха кинжалом назад, причем левая рука поворачивается ладонью вверх наружу. Резким движением вперед вправо с выпадом левой ногой наносят удар сбоку по правому боку противника.

Укол в левый бок. Наносится за счет замаха левой рукой вправо так, чтобы кисть оказалась почти под правой подмышкой, ладонь повернута вниз, благодаря чему оружие острием направлено в левый бок партнера. Разгибая руку, наносят удар кинжалом в левый бок, с выпадом левой ногой.

Методические указания. Квалификация учащихся по изучению это­го вида боя уже настолько высока, что выполнение этих упражнений не представляет сложности.

Упражнение № 228. Укол кинжалом сверху Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Кинжалом для удара сверху — замах!» надо, не меняя стойки, поднять руку с кинжалом выше го­ловы, локоть согнут. Затем по команде «Кинжалом сверху — бей!», делая выпад вперед левой ногой и разгибая локоть, нанести удар

сверху в грудь. Далее по команде «Вперед закройсь!», выходя вперед правой ногой в положение боевой стойки, надо закрыться шпагой и прикрыть грудь кинжалом. Уколы в правый и левый бок выполня­ются по тем же командам и той же схеме. Технику в деталях лучше изучать в процессе фехтовальной комбинации.

 

Дистанция средняя. Оба — «К бою!»
«Моя» «Противник»
1. Голову — руби! 1. Пятая шпагой (рис. 117, а).
2. Скачок назад. 2. Меняя стойку вперед, замах кинжалом сверху (рис. 117, б) и кинжалом в спину — бей! (рис. 118, а).
3. Укол шпагой в бедро. 3. Вторая кинжалом (рис. 118, б).
4. Пятая шпагой и, переменив стойку вперед, замах кинжалом на укол в левый бок (рис. 119, б). 4. Кругом справа голову — руби, выпад правой (рис. 119, а).
5. В левый бок кинжалом — бей! 5. Меняя стойку назад с полу­выпадом правой ногой назад, вторая кинжалом (рис. 119, в).
Оба — «Скачок назад к бою».

Методические указания. После разучивания надо ту же комби­нацию выполнить вновь, поменяв учеников ролями. Приведенная комбинация типична для боя на шпаге с кинжалом.

Ответные атаки

В только что приведенной комбинации ответные атаки были выпол­нены и шпагой, и кинжалом. Шпагой можно выполнить все ответные

действия, применяемые в школе сценического боя. Ответные атаки кин­жалом применяются только при перемене стойки вперед, когда бойцы сближаются. Ответные атаки кинжалом выполняются теми же уколами, что и атаки шпажные. Применение кинжала дает возможность сыграть бой разнообразнее.

Повторные атаки

Этот вид нападения шпагой — в точном соответствии со школой сценического боя. Кинжал приме­няется как средство повторной ата­ки только при сближенной дистан­ции. Атаку кинжалом выполняют обязательно с выпадом левой но­гой, что создает удобное положе­ние для продолжения следующей повторной атаки уже шпагой. Так можно получить комбинацию, ус­ловно названную «Мельница».

Упражнение № 229. «Мель­ница»

Техника исполнения. Последо­вательно выполняются команды: «Моя — шпагой в грудь — коли!, противник — третья шпагой!» и затем «Моя — кинжалом в пра­вый бок — бей, противник — ска­чок назад». Далее «Моя — кругом справа голову — руби, против­ник — пятую шпагой»; «Моя — кинжалом в правый бок — бей, противник — скачок назад!». Далее продолжить комбинацию теми же приемами.

В финале надо от шпаги защи­титься кинжалом шестой защитой, а от кинжала — второй шпажной

защитой, но не отступая. Партнеры попадут в положение «грудь в грудь», где логическое продолжение — оба делают скачок или двойной шаг назад.

Действия на оружие

Применяются батманы, скользящие толчки, контрбатманы шпа­гой. По технике исполнения они полностью соответствуют школе сценического боя.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.012 с.)