Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О своеобразии и различиях в итальянской и французской школах фехтованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Фехтмейстеры театральных учебных заведений должны представлять себе принципиальное различие между двумя старинными школами фехтования Западной Европы. Итальянская школа, получившая большое развитие в первой половине XVI столетия, выявившая плеяду знаменитых мастеров, преподавателей, сохранила в своей технике действия мечом, модернизируя их в какой-то степени. Эта школа создала приемы, основанные на применении физической силы. Итальянцы приняли испанскую рукоять, еще больше ее усовершенствовали, как и манеру движения, используя для опоры поперечный стержень шпаги. Эта манера совершенно исключала возможность манипулировать пальцами. Рукоять оказалась накрепко зажатой кистью руки, приемы выполнялись только в локтевом и кистевом суставах. Итальянцы фехтовали не очень быстро, уступая в скорости и тонкости выполнения приемов французской фехтовальной школе. В середине XVII столетия во Франции также появились учителя оригинального фехтования. Они использовали для колющей шпаги облегченную немецкую рукоять, держа шпагу таким образом, чтобы движения пальцев, особенно третьего, безымянного и мизинца были свободными. Французская школа фехтования использовала так называемые «дуатэ», своеобразные движения пальцами, позволявшие действовать шпагой очень быстро и неожиданно для противника. В этой школе использовали движения лучезапястного сустава и почти не пользовались локтевым — он выполнял только одну задачу: продвижение вооруженной руки вперед и назад. Французская школа стремилась к большой скорости, не заботясь о силе, поскольку одежда легко прокалывалась шпагой. К концу XVII столетия между итальянской и французской школами началась конкуренция. Только в середине XVIII столетия в Западной Европе в равной мере распространяется фехтование обеих школ. Симпатии фехтовальщиков равномерно разделились. Люди, наделенные силой, но относительно медлительные, предпочитали итальянскую манеру, а более подвижные фехтовали по-французски. Встретившись в поединке, противники могли испытать достоинства своей фехтовальной манеры на практике. В России были учителя обеих школ, а в конце XIX столетия появляется смешанная школа, так называемый «Микст». Сущность этой школы в том, что занимающийся, овладев скоростью и точностью движений, присущих французской школе, брал в руки итальянскую рапиру и с помощью этого оружия, когда это было необходимо, выполнял силовые приемы итальянцев. Таким образом, он использовал основные достоинства каждого из фехтовальных направлений. Это давало преимущество, так как, фехтуя с применением силовых приемов, боец с успехом действовал и пальцами, и кистью, выполняя скоростные приемы французской школы. Часть II Под заглавием «Школа сценического боя» подразумевается фехтовальная манера, типичная для европейского общества конца XVII столетия, когда хорошо фехтующие люди предпочитали бой с помощью одной колюще-рубящей шпаги. Они использовали такие приемы нападения и защиты, которые почти полностью позволили отказаться от помощи левой руки. К концу XVII века техника владения одной шпагой стала разносторонней. Она включила неизвестные ранее, изобретенные в это время такие сложные приемы, как повторные и вздвоенные атаки, вздвоенные уколы, разнообразные действия с оружием (батманы, скользящие толчки, завязывания). Кроме того, получили большое распространение приемы обезоруживания с помощью одной шпаги. Студенты, освоившие эту сложную технику, оказываются столь обученными фехтовальному искусству, что последующее освоение всех видов исторического фехтования более ранних периодов становятся им легкодоступным. Приемы боя XVII столетия явились классической основой и для более позднего развития фехтовального искусства. Изучение приемов «Школы сценического боя» начинается с изучения раздела «Обучение без оружия». Глава V Упражнение № 1. Подготовительные положения и действия Построение: в шеренгу, расстояние 0,5 м один от другого. Исходное положение: стойка «смирно!». Техника исполнения. Переход в подготовительное положение. По команде «Становись!» ученики выполняют первую часть строевого поворота налево. Тело развернуто только наполовину, голова сохраняет первоначальное направление. По команде «Делай два!» вытянуть правую ногу невысоко вперед, а затем приставить ее к левой так, чтобы пятка оказалась около середины левой стопы и обязательно под прямым углом к ней. Корпус остается повернутым наполовину влево, голова в прежнем положении, то есть лицо фехтующего направлено в сторону носка правой ноги. Методические указания. Надо добиваться четкого исполнения приставления ноги, прямого угла между стопами и верного положения корпуса и головы.
Упражнение № 2. Переход в положение боевой стойки Боевая стойка — основное положение тела в фехтовании на любом виде холодного оружия. В зависимости от конструкции оружия стойка несколько видоизменялась, но сохраняла основные черты. Это положение должно быть удобно для ведения боя. Первый этап Исходное положение: подготовительное. Техника исполнения. Отмерить правой стопой два следа вперед и поставить на место носка пятку этой ноги. Расстояние между ногами равное двум стопам: это правильное расстояние для партнеров среднего роста, более высокие люди поставят ноги еще на полстопы шире, а небольшого роста — на полстопы меньше. Каждый студент должен самостоятельно отмерить нужное расстояние. Правая стопа должна стоять под прямым углом к левой, обе пятки на одной линии. Голова повернута в направлении носка правой ноги. Руки пока следует поставить на пояс; затем, согнув левое колено так, чтобы оно оказалось над своим носком, согнуть правое колено над серединой стопы — тяжесть тела распределяется посередине. Корпус держать вертикально. Методические указания. По команде «К бою!» шагнуть правой ногой вперед на длину двух стоп. Следует несколько раз повторить этот переход в положение боевой стойки. Надо добиваться правильного положения и четкости исполнения. Второй этап Исходное положение: ноги в боевой стойке. Техника исполнения. Поднять левую руку так, чтобы она оказалась слегка согнутой, плечо чуть выше плечевого сустава, угол между плечом и предплечьем — тупой, а кисть свободно опущена вперед вниз. Методические указания. В дальнейшем по команде «К бою!» следует вставать в боевую стойку с поднятой вверх левой рукой. Следует повторить это положение несколько раз. Рука поднимается вверх, главным образом, для быстрейшего возвращения из выпада в положение боевой стойки после нанесения удара или укола. (Левая рука поднялась вверх только тогда, когда начали фехтовать на одном виде оружия.) Третий этап Исходное положение: ноги и левая рука в боевой стойке. Техника исполнения. Правая рука прямая, вытянута вперед, кисть — на уровне плеча ладонью вверх, затем, слегка согнув локоть, зафиксировать руку так, чтобы ладонь оказалась на высоте груди, а локоть в 15-20 см от корпуса. Методические указания. Стоять, с несколько согнутой правой рукой, левая рука поднята вверх. Это положение соответствует классической стойке XVIII столетия и типично для боя на шпагах. Несколько раз повторить переход из положения «смирно!» в подготовительное, затем в боевую стойку, соблюдая все детали техники стойки. Правильное положение боевой стойки — основа для верного изучения фехтовальной техники.
Упражнение № 3. Передвижения в боевой стойке Шаг вперед Исходное положение: боевая стойка. Техника исполнения. По команде «Шаг вперед — делай раз!» разогнуть правое колено так, чтобы пятка этой ноги встала на то место, где был носок. Корпус при этом вперед не подается. По команде: «Делай два!» переставить левую ногу вперед на одну стопу. Тело передвигается вместе с движением левой ноги, в результате боец оказывается в положении боевой стойки. Методические указания. Выполнять это передвижение до тех пор, пока не будет верно освоена техника движений ногами. Затем требовать по команде «Шаг вперед!» слитного, мягкого, быстрого исполнения. Следить, чтобы размер шага был не слишком большим, но и не маленьким. Шаг вперед — это действие наступления. Шаг назад Исходное положение: боевая стойка. Техника исполнения. По команде «Шаг назад — делай раз!» разогнуть левое колено, передвинуть левую ногу на одну стопу назад, корпус направлен вперед. Затем, по команде «Делай два!», подставляя правую ногу к левой, передвинуть тело назад. Фехтующий окажется в положении боевой стойки. Методические указания. Выполнять передвижение надо до освоения правильной техники. Затем надо перейти на слитное выполнение, так же как в предыдущем упражнении. Двойной шаг вперед Исходное положение: боевая стойка. Техника исполнения. По команде «Двойной шаг вперед — делай раз!» поставить левую ногу перед носком правой так, чтобы левая стопа сохраняла положение прямого угла по отношению к правой. Колени обеих ног согнуты. Тело при этом передвинется несколько вперед. По команде «Делай два!» переставить вперед правую ногу в положение боевой стойки. Корпус передвинется вперед еще на некоторое расстояние. Методические указания. Этот вид передвижения применяется всегда с некоторой осторожностью. Нельзя бежать по направлению к выставленному вперед оружию противника. Это передвижение выполняется, когда надо преодолеть довольно большое расстояние. Иногда приходится делать два двойных шага и даже больше. Двойной шаг назад Исходное положение: боевая стойка. Техника исполнения. По команде «Двойной шаг назад — делай раз!» надо поставить правую ногу за левую так, чтобы стопа оказалась за стопой левой ноги. Стопы развернуты в положении под прямым углом. По команде «Делай два!» перенести левую ногу назад и поставить в положение боевой стойки. Тело передвинется еще больше назад. Это передвижение применяется, когда надо отойти от противника на довольно большое расстояние. Методические указания. Оба передвижения двойными шагами выполняются несколько раз, а затем следует требовать слитного, осторожного и мягкого передвижения по команде «Двойной шаг вперед!» (или назад). Скачок назад Исходное положение: боевая стойка. Техника исполнения. По команде «Скачок назад!» следует, отступая правой ногой за левую (так же как в двойном шаге назад), оттолкнуться левой от пола (прыгнуть надо чуть вверх и назад). Приземляться следует сначала на правую ногу, затем подставить левую в положение боевой стойки. Методические указания. Чем шире будет прыжок, тем лучше. Необходимо в момент отталкивания резко отодвинуть назад верхнюю часть корпуса и голову. Это облегчит прыжок. Приземление одновременно на обе ноги — ошибка. Этот вид передвижения применяется в случае необходимости мгновенного отступления в схватке. Как правило, большое отступление прекращает схватку.
Упражнение № 4. «Выпад!» Это основное действие фехтовальщика в атаке. Исходное положение: боевая стойка. Техника исполнения. По команде «Покажи укол в грудь!» вытянуть правую руку вперед по направлению к груди противника. По команде «Коли!», вытянув правую ногу и быстро оттолкнувшись левой ногой, перенести тело вперед примерно еще на две стопы. После того как пятка правой ноги коснется пола, правое колено сгибается так, чтобы угол между бедром и голенью был бы прямым. В момент выполнения выпада левая рука разгибается в локтевом суставе и опускается вниз, ее ладонь развернута влево, пальцы выпрямлены. Стопа левой ноги плотно прижата к полу. Корпус не наклоняется вперед. Руки, голова, туловище и ноги находятся в одной плоскости, угол между стопами по-прежнему прямой. Методические указания. Для правильного исполнения выпада отталкивание правой стопы от пола должно предшествовать по времени движению тела вперед. Это обеспечивается резким разгибанием левой ноги. Движение левой руки должно точно совпадать с раз- гибанием левого колена. Передвижение корпуса вперед и сгибание правой ноги в колене происходит после того, как пятка коснулась пола. Движение выполняется только вперед, а не вперед-вверх. Выпад — действие атакующее. Техникой движения следует заниматься много, настойчиво, добиваясь верного исполнения. Детали этого приема в следующем: когда правая стопа, выпрямляясь, отделяется от пола, одновременно отталкиваясь левой ногой, должен быть момент, когда обе ноги будут выпрямлены. Двигаться нужно только вперед, без подъема вверх. Корпус фехтующего чуть-чуть наклонен вперед, но так, чтобы голова была вертикальна. Упражнение № 5. Возвращение в боевую стойку после выпада Исходное положение: выпад. Техника исполнения. По команде «Закройсь!» (или «К бою!»), отталкиваясь правой стопой от пола, вернуться в положение боевой стойки, одновременно поднимая левую руку вверх (левая нога опорная). Это позволит передвинуть правую ногу на две стопы назад и встать в положение «К бою!». Методические указания. Все движения возвращения из выпада в стойку выполняются одновременно. Корпус должен передвигаться строго горизонтально, а быстрое и сильное движение левой руки вверх очень помогает возвращению в стойку.
Упражнение № 6. «Вперед — закройсь!» Есть частный случай, когда приходится переходить в стойку, подставляя левую ногу вперед. Техника исполнения. Надо незначительно перенести вес тела на правую ногу, левая нога, сгибаясь в колене, подставляется вперед в положение боевой стойки. Одновременно поднимается левая рука (см. рис. 61). Немного выпрямляя правое колено и уменьшая наклон туловища, фехтующий принимает положение боевой стойки. Примечание. Важно отрабатывать технику и скорость всех приемов до того, как студентам будет дано оружие. Оружие всегда отвлекает внимание, а если техника передвижений и выпада будет освоена плохо, она исказится в парных упражнениях, и освоение последующих приемов школы сценического боя будет затруднено. Надо потратить два полных урока на освоение этой техники. Глава VI Перед тем как начать изучение раздела «Обучение с оружием», преподаватель должен объяснить студентам некоторые положения. Оружие Холодное оружие состоит из двух частей: клинка и эфеса. Клинок изготавливается из гибкой стали, длиной не более 90 см. Он имеет следующие части: острие или пуговку в тренировочном оружии, предназначенную для нанесения уколов, два лезвия, то есть обе грани клинка — боковые его стороны заточены в боевом оружии наподобие ножа: они служат для порезов и ударов. Обух является противоположной стороной лезвия. Если клинок трехгранный, предназначенный только для уколов, то между гранями имеются канавки, называемые «долами». Часть клинка, примыкающая к эфесу, называется «пяткой». Пятка, плотно входя в ножны, не позволяет клинку выпасть из ножен при быстрых передвижениях владельца оружия. Клинок имеет легко гнущуюся часть, которая называется «слабой частью клинка», вторая, примыкающая к эфесу, называется «сильной», так как в этой части клинок не сгибается. Эфес (рукоять) имеет гарду — защитное приспособление, деревянную ручку и гайку-противовес. Деревянная ручка служит для того, чтобы держать оружие, гайка свинчивает все его части. Она уравновешивает тяжесть клинка, что особенно важно для меткого нанесения укола. Держание оружия Существует два способа держания шпаги. Если эфес не имеет поперечного стержня, то оружие держат следующим образом: рукоять крепко сжимается двумя пальцами правой руки (левша держит левой), большим и указательным, пальцы почти около гарды. Ручка шпаги кладется на ладонь так, чтобы она проходила между мышцей большого пальца и мизинцем. Остальные пальцы накладываются на рукоять сверху и слегка ее зажимают, противовес должен быть над запястьем (рис. 43, а). Держание шпаги с поперечником немного другое: рукоять шпаги кладется на повернутую вверх ладонь, поперечник должен быть в горизонтальном положении. Большой палец накладывается на верхнюю сторону пятки клинка, то есть металлическую часть рукояти, ниже поперечника и почти касаясь дна гарды. Указательный и средний пальцы, проходя снизу между поперечником и гардой, кладутся вторым междуфаланговым суставом на нижнюю сторону металлической части рукояти. Средний палец упирается в поперечник. Остальные два пальца ложатся на рукоятку ниже поперечника и своими подушечками прижимают ее к ладони, противовес — над запястьем (рис. 43, б).
Боевая линия противников В бою на холодном оружии бойцы должны стоять один против другого в боевой стойке. В этом положении и ноги поставлены так, чтобы носок и каблук правой ноги и каблук левой находились на одной прямой линии; если эту линию мысленно продолжить до противника, то окажется, что ноги противника стоят на той же линии и в том же положении. Эту воображаемую прямую линию, на которой располагаются бойцы, называют боевой линией противников (рис. 44). Дистанции Дистанцией называется расстояние между противниками, стоящими друг против друга в положении боевой стойки. Величина дистанции зависит от роста бойцов. Дистанция бывает: —ближней, когда расстояние до противника такое, что его можно поразить, вытянув вооруженную руку; —средней, когда противнику можно нанести удар или укол с обязательным выпадом; —дальней, когда нанесение противнику укола или удара возможно только после предварительного шага с последующим выпадом. Сценический бой начинается со средней дистанции, она типична в схватке. Дистанции ближняя и дальняя возникают только как частности, кратковременные эпизоды. Поражаемое пространство В сценическом, как и в настоящем бою, поражаемым является все тело бойца. Однако техника безопасности сценического боя решительно не допускает крайне опасных уколов, направленных в лицо. Исходя из этого, в сценическом бою предпочтительны для поражения уколы в ноги и живот, нижнюю часть груди. Для поражения ударом — голова сверху, обе щеки, шея справа и слева, правый и левый бок. Удары могут выполняться по бедрам и даже по голени впереди-стоящей ноги.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.45.88 (0.011 с.) |