Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XIV вздвоенные атаки и крупно-вздвоенные уколы

Поиск

Вздвоенной атакой называется повторная атака, при которой нет движения левой ноги вперед в положение боевой стойки после пер­вой атаки, а есть нормальное движение правой ноги назад и в боевую стойку.

Вздвоенная атака применяется тогда, когда противник, взяв защи­ту от первой атаки, не отходит назад, но, оставаясь на месте, не контр­атакует, а медлит. Только такая ситуация в бою позволяет выполнить так называемую вздвоенную атаку. Для того чтобы в сценическом бою можно было сыграть вздвоенную атаку, необходима соответствующая фехтовальная композиция. Техническим материалом для выполнения вздвоенных атак могут быть те же самые приемы — уколы и удары, что и при повторных атаках.

Принципиально их техника изменяется мало. Исполнение зама­хов перед ударами, должно точно совпадать с моментом, когда пра­вая нога становится в положение боевой стойки. Это делается для того чтобы в момент повторного выпада можно было разогнуть руку для нанесения самого удара. Уход правой ногой назад перед уколом должен быть несколько большим по амплитуде, чем при ударе, так как необходимо вновь направить острие шпаги на противника.

Если в атаке был удар, а вздвоенную атаку собираются произвес­ти уколом, то правую ногу надо подтянуть почти вплотную к левой, а туловище — несколько отклонить назад. Только в этом случае тех­ника последующего укола будет выполнена правильно.

Основным в технике вздвоенных атак является быстрый уход в стойку правой ногой назад. В этом приеме необходимо еще более активное движение вверх при возвращении в стойку. Только эта тех­ника позволит отойти достаточно быстро и на нужное расстояние. Последующее опускание левой руки вниз одновременно с выпадом создает верный рисунок вздвоенной атаки, столь часто применяв­шейся в фехтовании XVII-XIX столетий.

Уклонения применялись часто, значительно реже имели место отступления, и потому вздвоенные атаки применялись чаще, чем повторные. Повторные атаки типичны для более позднего развития фехтовального искусства, когда бой стал еще подвижнее. Наиболее часто вздвоенные атаки выполняются тогда, когда перед уколом есть своеобразное круговое движение оружием.

Упражнение № 107. Вздвоенная атака уколом кругом в грудь

После атаки, отбитой противником первой, второй или третьей защитой можно, выполнить этот прием.

Исходное положение: моя — на выпаде в положении укола в бед­ро, противник — в положении второй защиты.

Техника исполнения. Покоманде «Моя — вздвоенным с кругом в грудь!» нападающие возвращаются правой ногой назад в стойку, одновременно повернув кисть ладонью вниз, сохраняя локоть на­правленным на противника, опускают острие шпаги вниз, в поло­жение первой защиты. В это время правая нога должна оказаться в положении боевой стойки.

Затем, продолжая движение острием шпаги вверх назад, подни­мают клинок до горизонтального положения, потом, слегка опуская локоть, продолжают движение острием по кругу, причем оно внача­ле поднимается до положения вертикально вверх, а затем опускается вниз понаправлению к груди противника и останавливается в гори­зонтальном положении.

В этот момент подается команда «Коли!», которая совпадает с вы­полнением второго выпада. Когда острие окажется направленным в грудь или плечо противника, руку следует вытянуть и сделать вы­пад. Если укол направлен в грудь, противник защищается четвертой защитой, а если в правое плечо — то третьей.

Методические указания. Прием сложен по технике и требует точ­ного исполнения во времени. Он должен быть безопасен. Исполнение его малоопытными фехтовальщиками недопустимо. Движение остри­ем должно идти слитно по кругу, начиная с момента, когда противник отбил атаку, и до момента, когда острие встанет на линию предпола­гаемого укола. В действии правой ногой имеется пауза в положении стойки. Эта пауза по времени соответствует периоду, пока шпага сде­лает вдоль левого бока полный круг и станет в линию атаки.

Уход в стойку назад должен совпадать с моментом, когда правая рука нападающего начнет поворачиваться ладонью вниз и перейдет в промежуточное положение первой защиты. Далее, пока рука вы­полняет круг, ноги находятся в положении боевой стойки, и только когда все подготовлено для укола, то есть рука с оружием полностью выпрямлена, можно делать второй выпад. Из третьей защиты прием несколько осложняется тем, что сначала надо не только повернуть руку ладонью вниз, но и опустить острие. В остальном техника ис­полнения не имеет отличий.

Упражнение № 108. Вздвоенная атака простым ударом по голове

Исходное положение: моя — в положении удара по голове, про­тивник — в положении пятой защиты.

Техника исполнения. Не отходя назад, противник, слегка отклоняя корпус, опускает оружие, открывает голову. По команде «Вздвоен­ным ударом голову!» «моя» возвращается в стойку, выполняя замах для второго удара по голове, и по команде «Руби!» нападающие вы­полняют вздвоенную атаку ударом по голове. Противник или вновь берет защиту оружием, или отходит назад.

Методические указания. Взаимодействия противников полно­стью соответствуют предыдущему упражнению. Надо заранее ука­зать, какой защитой надо защищаться от вздвоенной атаки. Допусти­мы три и даже четыре вздвоенные атаки одним и тем же способом, но гораздо эффектнее, если вздвоенные атаки каждый раз будут вы­полняться разными приемами.

Упражнение № 109. Вздвоенная атака круговым ударом по голо­ве после атаки уколом в бедро

Исходное положение: моя — в положение укола в бедро, против­ник — в положении второй защиты.

Техника исполнения. По команде «Вздвоенным ударом кругом слева голову!» нападающие, переходя правой ногой в стойку, выпол­няют от левого бока круговой замах для удара по голове, по команде «Руби!» нападающие атакуют указанным ударом, а противник берет пятую защиту.

Методические указания. Полностью в соответствии с предыду­щим упражнением. Возможно большое количество подобных фехто­вальных комбинаций.

Вздвоенные уколы

Эти приемы исполняются также в тех случаях, когда противник, защитившись от первой атаки, не дает ответной, но и не отходит на­зад, а остается на средней дистанции. Такая дистанция не требует продвижения вперед, поскольку расстояние не стало большим и не следует применять повторную атаку.

Как правило, подобные приемы (вздвоенные уколы) применяются только после ложной атаки, когда первая сознательно выполняется не с полным выпадом и, посуществу, не может достигнуть цели из-за того, что коротка. Важно добиваться верной техники исполнения первой атаки.

В этом случае, не подставляя левую ногу вперед или правую на­зад, надо, если до противника осталось расстояние чуть короче сред­ней дистанции, согнуть руку в локте и слегка отклонить туловище назад, оставаясь на выпаде. Таким образом, можно вытянуть руку с оружием перед противником и резко колоть. Это и есть вздвоенный укол без выпада.

Повторение нападения уколом — наиболее рациональная тех­ника. Когда удар не достает до тела противника, укол его легко по­ражает. При одинаковой длине выпада укол на 10-15 см длиннее удара.

Упражнение № 110. Вздваивание атаки уколом

Техника исполнения. После первой атаки одним из любых при­емов следует, оставаясь на выпаде, если противник не отошел на­зад, но и не отвечает, повторить нападение уколом. Выполняется он с резким отклонением туловища назад и одновременным сгибанием локтевого и плечевого суставов вооруженной руки. При сочетании этих движений надо направить острие на противника, в то же время выполнить прием кистевым суставом.

Методические указания. В сценическом фехтовании редко при­меняют прямое вздваивание укола, чаще укол с переводом. Первый можно выполнить только в том случае, если партнер откроет тело, второй наиболее типичен, поскольку позволяет направить острие в открытую часть тела. Перевод применяется, когда исполнение пря­мого укола невозможно, поскольку нет отхода назад и нет открыто­го тела. В сценических условиях защита будет взята обязательно, и для обхода ее придется выполнить укол с переводом.

Если партнер защитится оружием, то линия нападения для пов­торного прямого укола будет закрыта. Случай, когда на сцене есть возможность вздвоить прямой укол, может произойти тогда, ког­да противник не отступает, не защищается оружием, а уклоняется в сторону. Тогда, направив на него шпагу, можно вторично напасть, применяя простой укол для нападения. Во всех случаях нападения острие шпаги должно быть направлено на партнера, но не выше, чем в середину его груди.

Глава XV ФЕХТОВАЛЬНАЯ ФРАЗА

Одним из основных методических приемов при обучении школе сценического боя является тренинг не отдельных движений, а непре­рывное чередование атакующих приемов с защитами от них, ответ­ными атаками, уклонениями и другими способами защиты, то есть с применением всего того, что может создать впечатление картины средневекового боя на холодном оружии. Одним из средств обуче­ния фехтовальным навыкам является фехтовальная фраза.

Фразой называется сочетание действий нападения одного парт­нера и защитой другого, с немедленно следующей ответной атакой защищавшегося, с защитой и контратакой нападавшего.

Приемы нападения и защиты, непрерывно чередующиеся одни за другими, при условии, что в такой цепочке не меньше одной атаки, одной защиты и одной ответной атаки, называются фехтовальными фразами.

Сочетание одного приема нападения с одной защитой называется фехтовальным темпом.

Таким образом, фехтовальная фраза является сочетанием фехто­вальных темпов, непрерывно следующих один за другим. Приемы могут быть с передвижениями или на месте, с выпадами и без них. Фразы могут быть усложнены повторными и вздвоенными атаками, вздвоенными уколами и иметь все виды воздействия на оружие. Все это может входить в композицию фразы только при условии, если атаки и защиты будут следовать одна за другой.

Фраза заканчивается, если один из партнеров отошел на дистан­цию, когда оружие не может соприкасаться, даже если оба остались в положении боевой стойки. Это может быть, когда один из бойцов «ранен», «убит» или обезоружен.

В зависимости от конструкции оружия и особенностей историче­ской эпохи, от характера персонажей и, главным образом, режиссер­ских задач в постановке фехтовального эпизода в пьесе, сценический бой может складываться как из фехтовальных фраз, длинных или коротких, так и из отдельных фехтовальных приемов в один-два тем­па. Все компоненты боя могут прерываться репликами дерущихся или других находящихся на сцене действующих лиц.

Действия подготовки атаки: сближения, перемены соединения, нажимы, толчки (батманы) не входят в фехтовальную фразу. Фра­за начинается только тогда, когда один из противников начал ата­ковать. Фехтовальная композиция создается по следующему плану: действия, связанные с подготовкой атаки, затем фраза из нескольких темпов и отход противников на длинную дистанцию, затем снова сближение, подготовка и опять фраза.

Сочетания приемов во фразе должны быть более легкими, чем выполняемые на уроках отдельные фехтовальные темпы. Так, на­пример, включение во фразу одного из завязываний, пройденного на этом же уроке, будет явной ошибкой.

Техника, которая еще недостаточно освоена и не перешла на уро­вень полуавтоматических движений, обязательно в какой-то степени будет разрушена, и та часть урока, в которой ею занимались, по су­ществу, пройдет бесцельно. Торопиться с усложнением и удлинени­ем фехтовальных фраз, при недостаточно оттренированной технике, не надо. Это явная методическая ошибка.

Разучивать в уроке отдельные темпы — еще большая ошибка, поскольку бой нередко представляет собой довольно длинные фех­товальные сочетания, причем чем выше подготовленность бойцов, тем длиннее будут фразы. Фраза оставалась основным средством в фехтовании на шпагах, что было весьма типично для европейско­го фехтования конца XVII столетия. Что касается рубящего оружия, то бой на нем характеризуется отдельными темпами и небольшими в 3-4 темпа фразами.



Часть III
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ

Прежде чем начать работу по изучению приемов исторического фехтования, использовавшихся в различные периоды жизни обще­ства, следует знать об эволюции холодного оружия и изменениях в технике его применения. Материал для такой беседы содержится в теоретической части учебника. Его желательно сопровождать прак­тической демонстрацией или показом учебного видеофильма. Инте­ресными, но менее показательными будут иконографические мате­риалы (рисунки, гравюры, фотографии).

Следует обратить внимание студентов не только на изменение в конструкции оружия и манере его носить, но и на аксессуары к не­му. Важно понять конструкцию одежды и предметов вооружения воинов, диктующие как типичные положения тела, характер пере­движений, так и технику приемов.

Глава XVI МЕЧ И ЩИТ

Упражнение № 111. Держание и обнажение оружия

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.

Техника исполнения. По команде «За мечи!» следует, повернувшись в полповорота влево, положить правую кисть на рукоять меча так же как это выполняется при вынимании шпаги из ножен. Левая рука придержи­вает верхний конец ножен. По команде «Вынимай!» следует обнажить меч так, как обнажали шпагу. Положение тела должно быть свободным. Ноги расставлены, левая впереди и несколько влево, корпус слегка по­вернут влево (рис. 73).

Рукоять меча держится следующим образом: рукоятка плотно охва­тывается всеми пальцами, большой палец противостоит остальным

четырем. Держать меч следует плотно и в об­хват, причем та сторона рукояти, которая соот­ветствует одному из лезвий, должна находиться в промежутке ладони между указательным и большим пальцами (рис. 74).

Салют

Для исполнения официального привет­ствия воины стучали рукоятью меча в свой щит (рис. 75), а иногда производили удар клинком плашмя (древнеримское приветствие). Для ис­полнения дружественного приветствия подни­маются сразу щит и меч, причем подъемы чере­дуются с опусканием щита к груди.

Упражнение № 112. Боевая стойка

Построение и исходное положе­ние: те же, что в предыдущем упраж­нении.

 

Техника исполнения. По команде «К бою!» воин стоит на почти прямых ногах, тяжесть тела распределена рав­номерно. Между стопами расстояние большого шага. Положение ног — пят­ки шире, чем носки. Колени слегка согнуты, и все тело бойца готово как к нападению, так и к защите (рис. 76).

Передвижения

Все передвижения, выполняющи­еся в школе сценического боя, при­менимы и в этом виде борьбы. При переменах стойки вперед и назад положение туловища почти не изме­няется, щит должен защищать грудь,

а меч всегда приготовлен для нападения или защиты. Боевая стойка нейтральна. Выпады могут исполняться как правой, так и левой ногами. Выбор выпада зависит, главным об­разом, от дистанции.

Однако предпочтительнее при уколах и ударах сопровождать их выпадом правой ноги, а в действиях защиты щитом следует стоять левой ногой вперед. Выпад характе­рен тем, что стоящая сзади нога может быть поставлена на носок.

 

Уколы

Применяются три вида уколов мечом: сверху через щит; сбоку правее щита; снизу из-под щита.

Упражнение № 113. Укол через верх щита

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Для укола сверху — замах!» надо поднять пра­вую руку так, чтобы кисть, повернутая ла­донью вниз, направляла острие меча в грудь воображаемого противника, через верхнюю кромку щита (рис. 77). По команде «Коли!» следует, выполняя выпад правой ногой, руку с мечом вытянуть вперед до предела (ладонью вниз), направляя укол в грудь или живот противника.

Щит в момент укола либо прикрывает левый бок и грудь, либо приподнимается над головой. По команде «Назад закройсь!» надо перейти в положение боевой стойки, уходя правой ногой назад, или по команде «Вперед закройсь!» следует, выставив левую

ногу вперед, оказаться в положении боевой стойки. В обоих случаях щит должен прикрывать туловище.

Методические указания. В дальнейших упражнениях при изуче­нии уколов, ударов, круговых ударов и защит построение и исходное положение те же, что и в этом упражнении. При необходимости вы­пада левой ногой подается команда «Выпад левой — коли!». В этом случае щит также прикрывает грудь или голову. Этот прием короче первого и применим только на близкой дистанции. Приемы перехода в положение боевой стойки вперед или назад выполняются так же при всех последующих упражнениях этого раздела в одношеренго-вом обучении.

Упражнение № 114. Укол сбоку

Техника исполнения. По команде «Для укола сбоку — замах!» движение такое же, как в предыдущем упражнении, только рука отодвигается назад на уровне живота, с тем чтобы острие меча было направлено в грудь или живот противника, правее кромки щита. По команде «Коли!» следует нанести укол в грудь или живот. Кисть мо­жет быть в любом удобном положении.

Методические указания. Те же, что для выполнения предыдуще­го упражнения.

 

Упражнение № 115. Укол снизу

Техника исполнения. По коман­де «Для укола снизу — замах!» надо, приподнимая щит или поставив его почти над головой, отвести руку с оружием воз­можно дальше назад, оставляя острие направленным вперед. Корпус следует несколько от­клонить вправо, а правую ногу еще больше согнуть. По коман­де «Коли!» надо нанести укол из-под своего щита в живот про­тивника, сделав выпад правой ногой (рис. 78).

Методические указания. Те же, что и в предыдущем упражнении. Укол с выпадом левой ногой может быть нанесен только при явно короткой дистанции.

Простые удары

Эти действия мечом отличаются большими размахами. Испол­нение простых ударов по правому и левому боку характеризуется изменением в положении боевой стойки при замахе. В остальном их техника близка к ударам шпагой.

 

Упражнение № 116. Простой удар по правому боку

Техника исполнения. По команде «Для удара слева, меняя стойку впе­ред — замах!» следует, перенося правую ногу вперед в положение бое­вой стойки, занести руку с оружием вле­во (так же, как в бою на шпаге). Большой палец должен быть около груди, а лезвие меча повернуто влево. Корпус несколь­ко отклонен назад (рис. 79). По команде «Правый бок — руби!», делая выпад пра­вой ногой и разгибая локоть боевой руки, нанести удар. Затем по команде перейти в боевую стойку, закрыться.

Методические указания. Этот прием не выполняется с выпадом левой ногой. Замах с движением назад может быть выполнен только на близкой дистанции, иначе размахнуться нельзя. В этом слу­чае надо командовать: «Для удара спра­ва, меняя стойку назад— замах!». Длинный текст команды нужен, поскольку он дает точное представление о технике.

Упражение № 117. Простой удар по голове

Техника исполнения: по команде «Для удара сверху — замах!» надо выполнить такое же движение, как шпагой. По команде «Руби!» надо, выпадая правой ногой и разгибая локоть, нанести удар по голо­ве сверху. Щит прикрывает грудь, голову или живот. При короткой дистанции — команда «Выпад левой — руби!».

Методические указания. Все требования к технике безопасности при ударе по голове шпагой еще точнее должны быть выполнены при действии мечом. Опасность при этом большая. Важно указать, что удар выполняется только за счет разгибания локтевого сустава. Плечо должно быть точно зафиксировано в положении, при котором выпрямленная в локте рука остановит меч в положении наклонно вверх, примерно в 25-30 см от головы противника. Это возможно, если при замахе локоть будет направлен в лицо партнера. Кисть должна быть предельно зафиксирована.

Упражнение № 118. Простой удар полевому боку

Техника исполнения. По команде «Для удара слева — замах!» надо, делая полувыпад правой ногой назад и отклоняя туловище несколь­ко вправо, вытянуть руку назад, развернув ладонь вверх. По команде «Левый бок руби!» следует сделать выпад правой ногой, нанести удар лезвием по левому боку партнера, затем перейти в стойку, закрыться.

Методические указания. Этот удар выполняется только с выпа­дом правой ногой.

Общие указания

Простые удары применяются при простых атаках, повторных и вздвоенных атаках, при вздваивании ударов. Они не применяются после выполненной защиты.

Круговые удары наносятся, главным образом, как ответные атаки по следующему принципу: если атакуемую голову защищают мечом, то от­ветные атаки выполняются круговыми ударами по правому или левому боку. Если от удара по боку была взята мечом первая защита, ответная исполняется круговым ударом по голове слева. При второй защите из стойки «левой ногой вперед»—круговым по голове слева или справа по выбору. При стойке «правой ногой вперед» — круговым слева.

При защите щитом ответные атаки ударом выполняются всегда с кругом. После защиты головы щитом — круговой удар справа по голове противника. Начало круга совпадает с моментом, когда щит ловит удар противника: выполняется он с переменой стойки вперед.

После защиты щитом от удара или укола по левому боку — ответ с кругом по голове справа или с кругом по левому боку противника,

с переменой стойки или без нее, но применяя выпад, если это нужно, по длине дистанции.

 

Защиты

Защиты выполняются движением или оружием. В бою на мече со щитом — основным назначением щита является защита, но иногда, ког­да у партнеров близкая дистанция, щит выполняет действия нападения.

Защиты движением состоят из: отхода шагом назад, двойным шагом назад, переменой стойки назад или отходом вправо и влево; подскоком на двух ногах при низких горизонтальных ударах и на­клонением корпуса вперед при высоких. Техника этих движений со­вершенно аналогична технике школы сценического боя, кроме под­скоков и уклонений.

Упражнение № 119. Техника защиты подскоком

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде: «Подскок!» ученики выполняют прыжок вверх, отталкиваясь сразу двумя ногами, причем на взлете необходимо поджать под себя обе голени за счет резкого сгибания колен. Бедра при этом движении приподнимать вперед вверх не надо. Приземление сразу на две ноги и в положении боевой стойки.

Методические указания. Перед тем как дать парные упражнения в защите с подскоком от удара мечом по ногам, следует тщательно обработать технику этого приема. Этого требует техника безопас­ности.

Упражнение № 120. Защита подскоком от удара по ногам спра­ва (слева)

Построение: парное. Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Моя — для удара справа — за­мах!» противник будет защищаться подскоком. По этой команде «моя» выполняет замах. По команде «По ногам — руби!» нанести низкий удар справа по ногам. Противник должен своевременно под­скочить вверх, поджимая ноги.

Методические указания. Аналогично выполняется подскок и при ударе слева, но для этого надо подать соответствующую команду. В обоих упражнениях следует добиться, чтобы удары по ногам вы­полнялись на уровне середины голени противника, лучше несколько ниже. Крайне важно точное ощущение скорости, при которой этот

прием можно безопасно выполнять. Нападающие должны смело действовать, так как от их темпоритма зависит своевременное вы­полнение подскока.

Методические указания. При замедленном ударе может возник­нуть ошибка: защищающийся прыгнет раньше, и при приземлении (он в воздухе задержаться не может) ему попадет по ногам. Он может приземлиться на меч и сломать его или выбить из рук (а это про­вал сцены). При излишне быстром ударе защищающийся может не успеть подпрыгнуть. Успех в этом упражнении зависит от точного общения партнеров.

Упражнение № 121. Защита наклоном тела

Построение: парное. Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Моя — для удара справа — замах!» выполнять указанный прием. Противник в момент удара по плечу должен присесть, одновременно наклонив туловище и голо­ву. Затем по команде «Моя — по левому плечу руби!» нападающие, делая выпад правой ногой вперед, рубят левый бок противника на уровне его плеча.

Не встретив тела или защиты оружием, меч нападающего, дви­гаясь по горизонтали, проходит над телом противника и останавли­вается в положении замаха для удара слева. В это время наклонив­шийся поднимается, а нападавший возвращается в боевую стойку движением назад.

Методические указания. Сложность приемов и требования тех­ники безопасности диктуют необходимость показа этих действий преподавателем.

Упражнение № 122. Комбинированная защита движением

Построение: двухшеренговое. Исходное положение: боевая стойка.

 

«Моя» «Противник»
1. Замах для удара справа и по плечу — руби. 1. Защита наклоном.
2. Замах для удара слева и по ногам — руби. 2. Защита подскоком.
3. Замах для удара справа и по плечу — руби. 3. Защита наклоном.
4. Кругом слева голову — руби. 4. Двойной шаг назад.
Оба — «К бою!»

Методические указания. После изучения и тренировки партне­ров следует поменяться ролями, снова учить комбинацию, а потом тренировать.

Защиты щитом

Наиболее типичные действия этим видом вооружения. Построе­ние для этого и последующих упражнений — в одну шеренгу.

Упражнение № 123. Пятая защита

Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По коман­де «Щитом пятой — закройсь!» надо прикрыть голову щитом, то есть поставить предплечье в положение пятой шпажной за­щиты. В это время меч следует поставить в положение для уко­ла снизу (рис. 80). По команде «К бою!» вернуть щит в положе­ние боевой стойки.

Методические указания. В момент выполнения защиты выгодно немного отклониться назад.

Упражнение № 124. Защита от укола в грудь

Техника исполнения. Пассив­ная защита: сохраняя щит в поло­жении боевой стойки и напрягая руку, подставить его под укол. Острие нападающего упрется в щит.

Активная защита. По команде «Щитом отбей!» надо резко разо­гнуть левую руку вперед влево. Эти действия щитом сбивают укол влево (рис. 81).

Упражнение № 125. Вторая защита (от удара по левому боку)

Техника исполнения. По команде «Щитом второй — закройсь!» следует предплечьем левой руки выполнить движения, аналогич­ные второй защите шпагой. От­бив будет влево (рис. 82).

Упражнение № 126. Третья защита (от удара по левому пле­чу или левой щеке)

Техника исполнения. По коман­де «Третьей — закройсь!» надо предплечьем левой руки сделать движение, аналогичное третьей защите шпагой (отбив будет влево, рис. 83).

Упражнение № 127. Четвер­тая защита (от удара по правой стороне туловища)

Техника исполнения. По коман­де «Четвертой — закройсь!», ме­няя стойку назад, занести правую ногу назад и несколько влево, а ле­вую руку со щитом передвинуть вправо так, чтобы щит прикрыл правый бок и встретил своей плос­костью удар противника по боку (рис. 84). Аналогично выполняет­ся и первая защита.

Методические указания. Надо, изучив технику этих защит, тре­бовать при защитах выполнения небольшого выпада правой ногой вправо. Тренировку в применении

этих защит следует проводить в парном построении, реально отбивая уколы и удары противника.

Защита мечом

 

Эти действия не требуют описания, они тождественны защитам школы сценического боя. Мечом защищаются:

—от удара по левому боку первой защитой (рис. 85, а);

—от ударов по правому бо­ку второй и третьей защитой (рис. 85, б);

—от удара по голове пятой за­щитой (рис. 85, в).

Методические указания. Тех­нику исполнения этих защит надо выверять в парных упраж­нениях.

Нападение с помощью щита

В сценическом бою приме­няется только один прием напа­дения щитом. Это толчок в щит противника своим щитом.

Упражнение № 128. Толчок щитом

Построение: в две шеренги. Исходное положение: дистанция дальняя, моя — в правосторон­ней стойке, противник — в левой стойке.

Техника исполнения. По коман­де «Моя — щитом бей!» следует, меняя стойку вперед в положение

146

полувыпада левой ногой, тол­кнуть партнера в его щит всей плоскостью своего щита (рис. 86). Противник может противопоста­вить свою силу этому действию или же отойти назад.

Методические указания. Стол­кновения щитов могут иметь про­должения. Сила может быть ис­пользована для ответного толчка или нажима вперед. Может воз­никнуть пауза (для реплик), может быть силовая борьба, спокойный отход назад или почти скачок. В этом случае нападающий может пов­торить атаку любым логичным способом. У противника есть возмож­ность после отхода перейти в атаку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.39 (0.011 с.)