Замечания к обучению технике исторического фехтования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замечания к обучению технике исторического фехтования



В основе обучения историческому фехтованию лежит парное по-строение. Приемы фехтования на различных видах холодного оружия изложены в их исторической последовательности, а учить их надо исходя из правил школы сценического боя, в порядке — от более раннего периода к последующему поединку.

Меч и щит

При фехтовальных действиях мечом и щитом надо в одноше-ренговом построении изучать технику перемещений в сочетании с уколами и ударами. Кроме того, следует сохранять технику, отраба­тывая правильную дистанцию. Бой на мечах со щитами всегда начи­нался из позиций.

Соединения в этой технике вообще отсутствовали. Оружие стал­кивалось с оружием противника только в атаках и защитах при отби­вах. Позиции могли быть разными, особенно положения щита. В со­четании с мечом они создают некую укрупненную, театральную, но исторически верную пластику.

Двуручный меч

Основные положения, приветствия, переход в боевую стойку, передвижения в ней надо изучать в одношеренговом построении. Необходимо также отрабатывать технику уколов, ударов и защит. После этого надо перейти на парное построение во взаимодействии с партнером. Следует сразу составлять фехтовальные комбина­ции с достаточно большим количеством темпов с передвижениями и повторными атаками. Трудность в изучении этой техники состоит в том, что только одной паре фехтующих требуется площадь разме­ром не менее чем 3x5 метров.

Бой на двуручных мечах — это типично силовое сражение, ко­торое по сравнению с другими видами оружия отличается огромной амплитудой в нападении и защите, эффектен и не труден по технике, однако опасен для исполнителей. Опасность заключается в инерции, которую приобретает оружие в момент нападения. Выполнение тех­ники безопасности обязательно, так как всякая внезапно возникающая неожиданность создает реальную возможность поражения партнера.

Копье и алебарда

Основные действия: стойки, передвижения, уколы и удары, защи­ты — изучаются в одношеренговом построении. Сцена боя на этом виде оружия требует еще большей площади для одной пары, чем в бою на двуручных мечах. Опасность для соседних бойцов представ­ляют удары, которые выполняются нижним концом оружия. Перед тем как нанести поражение, конец оружия идет по очень большой дуге. Следует тщательно отработать бытовые действия этим оружи­ем, тем более что они часто применялись в эпоху Средневековья.

Шпага и дага

На обучение сценическому фехтованию дано не более 70 часов, и полностью изучить технику фехтования на двойном оружии не­возможно. Фехтование на шпаге с дагой значительно превосходит по сложности все то, что было освоено в школе сценического боя. Попеременные действия, одновременное нападение двумя видами оружия сразу, защиты, перемещения, уклонения и подскоки осваи­ваются в относительно медленном темпе.

Обилие приемов и большое поражаемое пространство тела (от го­ловы до ступней) ставит фехтование шпагой и дагой на первое место по степени сложности: оно мужественно, эффектно и в результате производит впечатление подлинной схватки.

Шпага и кинжал

Бой на шпаге с кинжалом следует изучать непосредственно после изучения боя на кинжалах, но в этом случае он будет в левой руке. Если действия с кинжалом освоены ранее, то, несмотря на обучен-ность вести бой только правой рукой, левая довольно быстро осваи­вает технику уже известных приемов. Это позволяет фехтмейстеру за шесть часов занятий обучить приемам боя на шпаге с кинжалом и даже поставить большую сцену на этом виде оружия.

С точки зрения техники боя целесообразно изучать небольшие фехтовальные фразы, наиболее типичные для этого вида оружия. Кинжал уже известен, данный материал только что изучен, а при­емы шпагой и боевая стойка были тщательно отработаны в школе сценического боя.

Шпага и плащ

Захват плащом и метание его в противника являются приемами, удобными для финалов фехтовальных сцен. При хорошей технике фехтующих эти приемы могут быть включены и в середину ком­позиции. Следует заметить, что метания плаща требуют довольно большой практики, так как в случае ошибки при выполнении этого приема сцена будет испорчена. Средством защиты служат, главным образом, перемещения и уклонения.

Технически это довольно сложный материал, он требует време­ни на отработку точных движений с тканью, что усложняется еще и тем, что активизировать надо левую руку. Защитные действия ле­вой рукой применяются только тогда, когда она обмотана в плащ. Это вполне реальная защита. Освобожденная от защит шпага может быть нацелена на выполнение приемов нападения. По внешнему ри­сунку этот бой похож на бой с кинжалом.

Изучением этой разновидности фехтования следует заниматься после изучения техники боя на шпаге с кинжалом. Необходимо дать

некоторое время на повторение техники ношения и обращения с пла­щом, обматывания руки плащом, сбрасывания его с плеча и руки. Кроме того, нужно уделить время на упражнения в меткости бро­сания. На изучение этого материала не следует затрачивать более четырех часов.

Колюще-рубящая шпага и колющая шпага

Школа сценического боя полностью соответствует подлинному бою на шпаге XVI и первой половины XVII столетия. Поэтому при изучении данного исторического раздела вновь заниматься этим видом фехтования не надо, но бой на колющей шпаге требует объ­яснения и тренировки. На первый взгляд кажется, что эта манера малоэффектна на сцене. Однако это не так. Отличие от боя на ко­люще-режущем оружии не только в том, что в этом виде борьбы нет ударов, но и в самом пластическом стиле.

Бой на колющей шпаге чрезвычайно изящен, быстр и многообразен по количеству приемов. В этом заключается основная трудность при его освоении. Для того чтобы манера боя на этом оружии напоминала подлинное искусство фехтования, бой должен состоять из длинных завязок, подготовок атак, длинных комбинаций, где оружие партнеров как бы плетет кружево из приемов. Этот бой изобилует повторными и вздвоенными атаками и различными действиями на оружие.

Играть подобный бой надо в элегантной манере, свойственной времени, когда применялось это легкое оружие. Обучение этому сти­лю следует вести в парном построении и на коротких комбинациях, которые постепенно соединяются в композиции, логически вытека­ющие одна из другой.

Сабля и шашка

Манера боя на рубящем кривом оружии осваивается в самом конце курса сценического фехтования. Занятия следует проводить в парном построении. Желательно иметь на вооружении эспадро­ны. Надо обратить внимание студентов на манеру держать рубящее оружие. Саблю, шашку и ятаган держали зажатыми в кулаке, так же как меч. Эспадрон так держать нельзя. Переход на сценическое ору­жие, являющееся подобием настоящей сабли, требует времени для

того, чтобы привыкнуть к новой манере держать оружие и к его весу, а разница эта весьма ощутимая.

Сабля и шашка значительно тяжелее спортивного оружия, они не имеют развеса, что типично для спортивного оружия, и поэтому требуют специальных физических приспособлений, позволяющих достаточно ловко и безопасно играть бой. Отличительной чертой при подготовке к сценическому фехтованию на этом виде оружия является необходимость тщательной отработки умения останавли­вать оружие при ударах, не доводя их до тела противника.

Удары надо только обозначать. Надо учить технике скользящих по плоскости защит-ударов. Очень важно ставить руку при защитах в несколько наклонное положение, что позволит улучшить технику скольжения клинков. Следует отметить, что этот вид боя характери­зуется весьма короткими по времени схватками.

Подскок и удар, защита и отход, перемещение, удар, защита и от­вет, отскок и т. п. Очень много перемещений, уклонений, отходов. Типичны захваты рук противника одним или сразу двумя противни­ками, переход в рукопашную схватку.

Обучение бытовым действиям

Действия, объединенные под названием «бытовые», надо разде­лить на две группы. К первой относятся способы ношения оружия, действия с плащом, приветствия, поклоны. Подобные приемы помо­гают актеру при создании пластического рисунка. Ко второй группе, более близкой к искусству фехтования, относятся такие приемы, как обезоруживания, «ранения и убийства». Упражнения первой группы являются действиями, позволяющими отразить в физическом пове­дении персонажа стиль, эпоху и национальный колорит пьесы.

Эти приемы присущи любому историческому спектаклю даже тогда, когда в нем отсутствует батальная сцена. Упражнения второй группы связаны с обобщенной техникой многих видов оружия. Эта техника помогает достаточно убедительно и безопасно сыграть такое сложное психологическое событие, как ранение или гибель человека.

Эти приемы в фехтовальных действиях почти всегда важны, они — кульминация фехтовальных сцен и требуют тщательной под­готовки, а значит, и соответствующего репетиционного процесса.

Обучение действиям первой группы следует проводить параллельно с приемами школы сценического боя. Манера носить оружие, спосо­бы приветствий и обнажения шпаги или другого оружия подчеркнут колорит эпохи при обучении школе сценического боя.

Эта часть бытовых действий, иногда называемая ритуальной, ос­ваивается в первом семестре. Для освоения действий с плащом или со шляпой требуется применение реальных предметов. Обучение покло­нам и приветствиям может быть и без деталей костюма. В зачетном уроке по сценическому фехтованию за первое полугодие студент дол­жен сыграть небольшой этюд, используя стилевые упражнения.

Вторая группа приемов изучается параллельно с курсом истори­ческого фехтования во втором семестре. Сюда входят: обезоружи­вания с помощью левой руки и ранения. Параллельно есть смысл повторить технику падений, освоенную на втором году обучения в предмете «Основы сценического движения». Она пригодится и для боя на шпаге с кинжалом или дагой.

Изучая приемы нанесения уколов колющей шпагой, надо знать способы обезоруживания посредством одной шпаги. Приемы обезо­руживания в бое на кинжалах изучаются в процессе создания сце­нической композиции. Предварительная подготовка этих приемов должна быть в уроках сценического движения, на занятиях же по сценическому фехтованию следует только уточнить технику и отра­батывать ее исполнение.

Методика изучения этих приемов следующая: сначала прием выпол­няется полностью и объясняется его тактическое назначение, а имен­но — возможности применения в той или иной боевой ситуации. Затем отрабатываются детали техники защиты, захваты и броски. Потом вы­полняется бросок с фиксацией момента начала страховки и финал при приземлении тела. Последовательность в выполнении этих действий дает возможность студентам быстро овладеть схемой приемов.

Переход к исполнению без остановок должен быть обязательно на матах. Далее темпы приемов следует постепенно ускорять, доводя их до боевой скорости. Затем, убрав маты, добиваться от обучающихся безопасного исполнения. Обезоруживание на мечах, на двуручных мечах и на древковом оружии изучается параллельно с изучением техники приемов боя на перечисленных видах оружия. Это почти

не отнимает учебного времени, так как принцип многих из этих при­емов был освоен ранее.

Приемы «ранения» и «падения» следует включать в этюдную ра­боту студентов как средство подготовки общей сценической плас­тичности. Во время тренинга следует менять партнеров. Предла­гаемый в середине занятия этюд переключает внимание учеников с боевых действий на противоположные им, бытовые.

Этюд, составленный из бытовых действий, нужно играть в полном соответствии с требованиями драматического искусства. Постепенно, с накоплением достаточно оттренированного боевого материала, исполь­зуя ранее разученные фехтовальные фразы, можно составлять этюды, включая в них новые приемы, наряду с освоенной ранее техникой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.013 с.)