Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Захват кинжалом оружия противника

Поиск

Задача этих действий состоит в том, чтобы задержать шпагу про­тивника, отвести ее в сторону и тем самым облегчить ответное напа­дение. Подобное действие заставит противника защищаться только кинжалом, что гораздо менее надежно, чем защита обоими видами оружия.

Упражнение № 230. Захват кинжалом из пятой защиты шпагой

Техника исполнения. Следует команда «Моя — голову — руби, про­тивник, пятую — шпагой!». Затем по команде «Кинжалом захват!» моя поворачивает левую руку с кинжалом ладонью вперед так, чтобы большой палец оказался внизу, а острие кинжала наверху. Затем лез­вие кинжала кладут на свой шпажный клинок, между своей гардой и клинком нападающего он должен оказаться левее кинжала (рис. 120, а). По команде «Снять шпагу!» надо, двигая левую руку влево, захватывая шпагу противника, оттолкнуть ее влево.

Одновременно, оттягивая правую руку назад вправо, освобожда­ют свою шпагу, получая возможность сделать ответную атаку уко­лом или простым ударом (рис. 120, 6).

Упражнение №231. Захват кинжалом после первой защиты шпагой

Техника исполнения. Следует команда «Моя — левый бок шпагой руби, противник — первую шпагой». Далее по команде «Противник — кинжалом захват!» надо второй защитой кинжалом захватить (подме­нить шпагу нападающего), в то же время, отодвигая левую руку влево, придерживая тем самым шпагу противника, использовать свою, осво­бодившуюся от защиты для выполнения ответной атаки (рис. 121, а).

Упражнение № 232. Захват кинжалом после второй защиты шпагой

Техника исполнения. По команде «Моя — шпагой в бедро — коли, противник, вторым шпагой — закройсь!» выполняются указанные приемы. Далее по команде «Противник — кинжалом первой — за­кройсь!» надо, меняя стойку назад, принять кинжалом положение первой защиты, придерживая шпагу нападающего в этом положе­нии, а своей освободившейся шпагой сделать замах для удара кругом справа по голове и по команде «Голову — руби!» выполнить этот прием. Наиболее целесообразная защита от этого удара — шестая кинжалом, меняя стойку назад (рис. 121,6).

Методические указания. Эти приемы захватов типичны для подобного вида фехтования, ими много и успешно пользовались.

Композиция этого боя на шпаге с кинжалом полностью дана в кон­спекте уроков.

Глава XXII ШПАГА И ПЛАЩ

Эта манера боя (рис. 122) возникла в середине XVII столетия и продержалась в течение всего XVIII века. В XVII столетии в тех случаях, когда у воина не оказывалось кинжала или когда кинжал терялся во время борьбы, а потребность в помощи левой руки оста­валась для защиты, пользовались плащом. Им выполняли не только приемы защиты, но и нападали. Было два варианта использования плаща: иногда им обматывали левую руку, и тогда он заменял щит, а когда он был распущен, с его помощью нападали.

Умелые бойцы пользовались им в одинаковой мере и для защиты, и для нападения. Боевая стойка, держание шпаги, все передвижения, уколы и удары, защиты ответные и повторные, вздвоенные атаки, действия на оружие, батманы и скользящие толчки — полностью со­ответствуют технике школы сценического боя. Левая рука, обмотан­ная в плащ, может прикрыть голову и левый бок от ударов, и грудь от уколов. В этом бою применялась стойка правой ногой вперед (ред­ко — стойка левой).

Способы обматывания руки плащом

Малый плащ (капа-эпанча)

Упражнение № 233. Обмотать плащом левую руку

Исходное положение: группа в построении «стайкой», каждый ученик имеет малый плащ.

Техника исполнения. По ко­манде «Обмотать левую руку!» надо, взяв в левую руку один из нижних концов плаща, выпол­нить это движение (рис. 123). Получится валик из ткани, хо­рошо предохраняющий руку от ударов.

Методические указания. При обматывании есть смысл помочь себе правой рукой (это можно сделать, пока шпага еще не вынута из ножен), валик по­лучится более тугой, что необходимо при обороне. Когда в XVIII веке отказались от рубящей шпаги, обматывать руку плащом уже не было смысла. Он спасал только от ударов и относительно легко прокалы­вался колющей шпагой. В некоторых случаях, обмотав левую руку малым плащом, ею же брали и кинжал. В этом варианте манера боя полностью соответствовала фехтованию на шпаге с кинжалом.

Большой плащ

Упражнение № 234. Об­мотать большим плащом левую руку

Исходное положение: по­строение «стайкой». Боль­шой плащ верно надет на каждом ученике.

Техника исполнения. По команде «Обмотать пла­щом левую руку!» надо

выполнить с замахом это движение. Рука, полностью обмотанная в ткань, представляет надежную защиту (рис. 124).

Методические указания. Для того чтобы пользоваться плащом для нападения, его не обматывали вокруг руки, а оставляли свобод­но висящим с левого плеча, но кистью поддерживали за полу. В этих случаях плащ, предохраняющий только от ударов по левому боку, служил прикрытием для своей шпаги, но мог оказаться и оружием нападения, если удавалось близко подойти к противнику.

Можно было, сняв его и схватив за середину ткани, либо обмо­тать вокруг кисти, как малый плащ, либо отмахиваться им в развер­нутом виде. В этом случае он мог служить как для защиты, так и для нападения.

Защиты плащом

Существует пять положений, при которых плащ, обмотанный вокруг левой руки, выполняет защитные действия. Эти положения близки к защитам датой.

Упражнение № 235. Первая защита плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — в грудь — коли, про­тивник — первой плащом — закроись!» нападающие наносят укол в середину груди, а противник, поворачивая левую руку в плечевом и локтевом суставах так, чтобы кулак оказался внизу под локтем, а локоть примерно на уровне середины груди, отбивает шпагу, на­правленную на укол, валиком ткани вправо, одновременно переме­нив стойку назад.

Это подсобное движение слегка повернет корпус вправо, чтобы взять эту защиту. Для защиты от удара по левому боку, нужно за­фиксировать предплечье в положение первой защиты, как если бы этот прием выполняли клинком шпаги (рис. 125, а). Эту защиту надо взять с переменой стойки назад, однако изредка было возможно брать защиту с переменой стойки вперед, если в левой руке был кинжал.

Упражнение № 236. Вторая защита плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — в бедро — коли! Про­тивник — вторым закроись!» нападающие выполняют укол в правое

бедро, противник закрывается рукой движением, аналогичным второй защите дагой. В этом случае шпага противника будет отодвинута вле­во (рис. 125, б).

Упражнение № 237. Третья защита плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — третьей плащом — от­бей, противник — в левое плечо — коли!» надо, защищаясь от уко­ла, передвинуть левую руку с плащом влево так, чтобы кисть была выше локтя, а локоть — на уровне середины груди. Это положение позволит отодвинуть шпагу партнера влево.

Упражнение № 238. Четвертая защита плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — четвертой плащом — отбей, противник — правый бок — руби!» надо обязательно, меняя стойку назад, подставить левую руку под удар, причем локоть должен быть на уровне середины груди, а кисть значительно выше локтя.

Методические указания. Эта защита надежна, поэтому применя­ется только тогда, когда нельзя взять защиту шпагой.

Упражнение № 239. Пятая защита плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — пятым — закройсь! Противник — голову — руби!» надо в момент нападения партнера поставить предплечье левой руки в положение пятой защиты, то есть впереди головы или несколько выше ее.

Методические указания. Эту и все остальные защиты плащом следует выполнять с движением тела, меняя стойку там, где это ука­зано. Где нет указаний, следует сделать выпад в сторону, противопо­ложную отбиву, выполненному левой рукой.

Захваты

Если большой плащ не обмотан вокруг левой руки, имеется воз­можность сделать им захват шпаги и даже головы противника. (Сле­дует отметить, что второй прием может удачно выполнить только боец высокого роста.)

Упражнение № 240. Захват головы противника плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — в живот коли, про­тивник, первым — закройсь!» взять первую защиту шпагой, с не­большим выпадом правой ногой вправо (рис. 126, а). Далее по команде «Противник — с двойным шагом вперед, голову парт­нера плащом— накрой!» выполняется небольшой двойной шаг по направлению к нападавшему с тем, чтобы его шпага оказалась слева от обороняющегося (рис. 126, б).

Затем быстрым движением, высоко подняв левую руку, набра­сывают плащ на голову и тело нападающего. Это действие обороны выполняется по направлению слева направо, то есть со стороны спи­ны партнера, причем, перенося плащ через его голову, левую руку следует опустить вниз (рис. 126, в).

Методические указания. При высоком росте бойца и точных движениях большой плащ действительно покрывает спину, голову

и грудь противника. В таком положении он совершенно беспомо­щен. Это действие типично для финала боя. С противником, уме­ющим по-настоящему фехтовать, такой прием невыполним.

Упражнение № 241. Захват шпаги плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — в живот — коли, про­тивник — первая шпагой, делая выпад правой ногой вправо!», за­тем по команде «Противник, плащом шпагу — захвати!» защища­ющийся должен сделать шаг вперед левой ногой, но так, чтобы шпага нападающего оказалась левее его корпуса (рис. 127, а), затем, быстро отодвинув свою шпагу вправо, левой рукой взмахнуть вверх и вправо вниз, накрывая рукой и плащом шпагу и руку нападающего (рис. 127, б).

Оружие нападающего окажется накрыто плащом, а шпага защи­щавшегося будет совершенно свободна. Это отличный прием для финала сцены.

Метание плаща

Приемы метания плаща выполняются в том случае, если плащ отстегнут и его держат за середину ткани. Применяются два способа метания плаща — в лицо противнику или на его шпагу.

Упражнение № 242. Метание малого плаща в лицо противника

Для метания плаща надо, опустив конец ткани, зажатый кистью, подбросить ее и, поймав, скомкать в левой руке (рис. 128, а).

Техника исполнения. По команде «Моя — в живот — коли, про­тивник — вторым — закройсь!» надо выполнить нападение и вто­рую защиту шпагой. Одновременно с защитой обороняющийся вы­полняет замах левой рукой назад с тем, чтобы удобно было бросить

плащ. Сразу же после защиты по команде «Бросок!» следует точным движением швырнуть плащ прямо в лицо партнера (рис. 128, б).

Методические указания. Далее, используя замешательство про­тивника, можно выполнить следующие действия — убийство, ране­ние или обезоруживание. Удачное исполнение такого приема — по­вод для торжества над противником. Он убедителен только в финалах боев.

Прием может быть удачно использован и в середине схватки, если у партнера будет своевременный отскок или уклонение или подстав­ленная левая рука, защитившая от броска.

В этих случаях возникает впечатление преимущества удачно защи­тившегося. Это замечание относится и к следующему приему.

Упражнение № 243. Бросок плаща на шпагу противника

Техника исполнения. По команде «Моя — в бедро — коли, про­тивник — шаг назад!» (или шаг в сторону, или выпад правой ногой вправо) надо выполнить указанные действия (рис. 128, в), затем по команде «Противник — плащ — на шпагу!» оборонявшийся быстро набрасывает свой плащ на руку и шпагу партнера и использует заме­шательство для нужного последующего действия (рис. 128, г).

Комбинация боя на шпаге с малым плащом№ 1 Плащ обмотан вокруг левой руки. Оба — «К бою!»
«Моя» «Противник»
1. Голову — руби! 1. Пятым шпагой — закройсь!
2. Меняя стойку назад, вторым левой — закройсь! 2. С кругом левый бок — руби!
3. Кругом справа голову — руби! 3. Меняя стойку назад, пятой левой — закройсь!
4. Две пятых шпагой и плащом, и скачок назад. 4. Кругом справа голову — руби! Выпад правой.
5. Делая выпад левой влево и вторая — шпагой, одновременно перехватывая плащ за середину. 5. Двойной шаг вперед и в жи­вот — коли!
6. С выпадом левой бросок в лицо (промах). 6. Уклониться выпадом правой, перехватывая свой плащ кистью.
7. Поймать плащ левой рукой. 7. Бросок в лицо.
8. Кругом справа голову — руби! 8. Кругом справа голову — руби!
9. После столкновения гард оба — скачок назад и стучать.

Методические указания. После разучивания комбинации и тре­нировки следует поменять участников ролями и учить комбинацию вновь.

 

Комбинация боя на шпаге с малым плащом № 2 Оба — «К бою!» и держат плащ за середину ткани.
«Моя» «Противник»
1. В бедро — коли! 1. Вторым шпагой — закройсь!
2. Вторым шпагой — закройсь! 2. Правый бок — руби!
3. Кругом слева голову — руби! 3. Пятым шпагой — закройсь!
4. Вторая плащом (отмах), и шаг назад. 4. Кругом левый бок — руби!
5. Первая шпагой, делая выпад правой. 5. Повторно в живот — коли!
6. С переменой стойки вперед, захват шпаги плащом сверху. 6. Огромный скачок назад, не дать захватить шпагу.

 

7. Третьим закройсь — и шаг назад. 7. Двойной шаг вперед, в грудь — коли!
8. С шагом вперед первым — закройсь! 8. Повторно в живот — коли!
9. Делая выпад вперед левой, плащом захватить голову и туловище партнера. 9. Роняет свою шпагу.

 

 

Методические указания. После разучивания движений фехту­ющих надо поменять местами и вновь учить комбинацию (рис. 129).

Часть IV
БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Актеры должны уметь носить исторические костюмы. Эти уме­ния и навыки помогают актеру быть исторически достоверным, че­рез внешнюю форму (костюм) прийти к полному внутреннему ощу­щению исторической эпохи.

Работа в театре над исторической пьесой не только расширяет кру­гозор актера, но и оснащает его необходимыми для данной работы средствами пластической выразительности. Этот раздел тренинга в сценическом фехтовании условно назван «Бытовые действия» и вклю­чает различные способы ношения оружия и аксессуаров к нему: порту­пеи и ножен, плащей и шляп, бытовые действия мечом и шпагой, древковым оружием, приветствия, обезоруживания, поклоны и падения.

В классических пьесах наиболее часто встречается описание жиз­ни общества эпохи Возрождения и стилевые особенности европей­ского общества XVIII-XIX столетий. Поэтому в учебнике приводятся бытовые действия, относящиеся именно к этим периодам истории.

Условия жизни как в Средние века, так и в более поздний период вынуждали иметь при себе оружие, причем оно было не только у мужчин, но и у женщин, особенно в дороге. Из-за несовершенства экипажей и плохих дорог путешествовать в средневековье предпо­читали верхом. Длительная поездка в дамском седле была неудоб­ной. Такое седло предназначалось для светской жизни — прогулки, охоты и торжественных выездов.

Женщины, путешествуя, предпочитали садиться на лошадь по-мужски — верхом, а это требовало умения носить мужской костюм. Не желая быть узнанными, женщины надевали маску, чтобы скрыть лицо. Обычай носить маску настолько вошел в моду, что им стали пользоваться и мужчины.

Будучи в мужском платье, женщина поневоле испытывала все те тя­готы дороги, которые выпадали на долю мужчины. Поскольку дороги

были опасны, путешественники, чтобы сохранить жизнь, должны были при необходимости вступать в борьбу.

Многие женщины и девушки из знатных семейств отлично езди­ли верхом, стреляли из лука, арбалета и пистолета, владели шпагой и кинжалом. Кинжал и стилет были обязательной принадлежностью дамского костюма. Стилет тонкий, в виде гвоздя, подвешивался к поясу платья с левой стороны. А второй кинжал испанские и итальян­ские дамы носили за круглой подвязкой на левой ноге. Поединки воз­никали иногда и между женщинами, а подчас даже между мужчиной и женщиной.

Мужской костюм и маска давали возможность знатной даме по­сещать народные праздники. Там случались и конфликтные ситуа­ции, требовавшие применения оружия. Постоянное наличие хо­лодного оружия оказало влияние на покрой мужской одежды. В XVI-XVII столетиях костюм имел облегающую форму. К тому же он должен был быть удобен, для того чтобы на него можно было быст­ро надеть вооружение.

Так возникли обуженные по всей длине ноги штаны и обтя­гивающая куртка. В XVI и XVII столетиях все еще носили ме­таллические части доспехов, и потому платье данного периода со­храняло конструкцию, типичную для рыцарской эпохи. Мужчины носили полотняную рубашку, поверх нее, даже в повседневной жизни, надевали тонкую кольчугу, а затем — кожаный или сукон­ный колет.

Обычный колет имел застежку сбоку или сзади. Иногда он был с рукавами обуженной формы. Это удобно при надевании перчаток с крагами. Краги отлично защищали руки в бою или поединке. Ко­лет был обужен по фигуре кавалера, по талии он стягивался поясом. Иногда к этому поясу прикреплялась портупея (ремни специальной формы), изредка и пояс выполнял функцию портупеи (в этом случае он имел специальный покрой).

В то время мужчины носили трико, которое поддерживалось на поясе ремешком или тесьмой. У рубашки имелись воротник и ман­жеты, она заправлялась в трико. Поверх его носили короткие шта­ны — иногда широкие, иногда в обтяжку. Ткань штанов, их покрой зависели от климата и времени года.

В XVI веке мужчины еще надевали кирасу (часть рыцарских доспехов), имевшую две половины (доски) — переднюю и заднюю. В XVII веке носили только переднюю часть этого вооружения. На голове во время войны носили каску или шлем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.47 (0.014 с.)