Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологическая роль эмоций. Основные принципы классификации эмоций. Теории эмоций. Медицинские аспекты эмоций.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Биологическая теория эмоций, предложенная П.К. Анохиным, рассматривает эволюционный и приспособительный вклад эмоций в деятельность живых существ. Биологическая теория эмоций строится на нескольких ведущих постулатах. Постулат первый. Эмоции возникли в эволюции и закрепились как средство оценки внутренних метаболических потребностей живых существ и их удовлетворения. Как правило, любые потребности субъективно неприятны, например ощущение голода, жажды, страха и др. Отрицательные эмоции позволили живым существам быстро и надежно оценивать метаболические потребности. Отрицательная эмоция как общее чувство стимулирует животное, испытывающее ту или иную потребность, к ее удовлетворению. Удовлетворение потребности оценивается положительной эмоцией. Положительная эмоция также позволяет быстро, без оценки деталей, оценить удовлетворение потребности, быстро завершить деятельность по ее удовлетворению. Положительная эмоция удовлетворения потребности вы- ступает в роли санкционирующего фактора поведения. Она как бы награждает субъекта за успех поиска потребных веществ. Чем труднее преодоление препятствий к достижению цели, тем сильнее выражена положительная эмоция. Удовлетворение не только биологических, но и социальных потребностей человека эмоционально приятно. Альпинист, например, осваивает горную высоту и преодолевает трудности большей частью только для того, чтобы получить эмоциональное удовлетворение. Любое достижение результата субъективно приятно, а недостижение результата, наоборот, субъективно неприятно. Все эти субъективные ощущения являются мощными стимулами целенаправленной деятельности человека. При неоднократном удовлетворении однотипных биологических или социальных потребностей, особенно если удовлетворение однотипной потребности осуществляется многократно на протяжении жизни особи или нескольких поколений живых существ, уже при возникновении самой потребности изменяется ее эмоциональный знак. В этом случае эмоционально начинает оцениваться не только потребность, но и предвидеться та положительная эмоция, которая сопровождает удовлетворение данной потребности. Так, на основе национальных привычек у голодных людей возникают представления об определенном виде пищи, у людей, намеревающихся совершить тот или иной ритуал или привычное дело, возникают представления о всех деталях этого ритуала с соответствующими эмоциональными ощущениями. Таким образом формируется аппетит в широком смысле слова: пищевой, половой или аппетит социального плана — аппетит к знанию, к спортивным успехам, иными словами аппетит к достижению любой цели. Следовательно, при неоднократном удовлетворении любой потребности эмоции будущего результата деятельности предвидятся, и в этом плане они также являются очень мощным стимулом целенаправленной деятельности. Эмоциональные ощущения позволяют живым существам активно строить целенаправленную деятельность по удовлетворению самых разнообразных потребностей. Эмоции выступают в форме быстрой и надежной оценки субъектом потребностей и их удовлетворения. Постулат второй. Эмоции имеют межличностный информационный смысл. Они являются надежным средством общения живых существ, или, иными словами, играют коммуникативную роль. Каждое эмоциональное состояние имеет специфическое внешнее выражение. Это вегетативные, мимические и поведенческие проявления эмоций. Наиболее характерна в этом смысле мимика или соответствующий оскал животного. Даже ребенок, первый раз встретившийся с незнакомой собакой, всегда распознает агрессивные или дружелюбные ее действия. Эмоциональное выражение позволяет животным взаимодействовать между собой. Эмоциональные сигналы очень сильны, особенно внутри вида. Эмоциональные выражения животных — мощное средство передачи информации в стае или в стаде, взаимодействия внутри стада. Особенно важно, что на основе эмоциональных переживаний рождаются соответствующие звуки, а у человека — слова. В основе речевой деятельности человека всегда лежат субъективные ощущения, которые даже при незнании языка позволяют общаться артикуляцией или языком жестов. П.В. Симонов усматривает информационный смысл эмоций в отражении мозгом человека и животных актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Постулат третий. Эмоции в оценке внешних воздействий. Эмоции позволяют человеку и животным быстро оценивать действие внешних факторов, их вредность или полезность. Особенно быстро организм отвечает эмоциональной реакцией на действие повреждающих факторов. Эмоции выступают, таким образом, в роли своеобразного «пеленга» внешних воздействий. Когда, например, у человека поврежден коленный сустав, он не рассчитывает, как ему лучше лечь, как положить больную ногу, под каким углом ее согнуть и т.д. Одно только чувство боли заставляет найти такое положение, чтобы боль была меньше, и это часто оказывается лучшим положением для выздоровления. Классификация: 1) по степени выраженности:настроение, эмоция, аффект(состояние невминяемости); 2) по характеру проявления: стенические и астенические(Стенические- бодрящие, повышают жизнедеятельность, мобилизируют ресурсы организма; астенические-угнетающие, угнетают жизнедеятельность, угнетают организм; 3) По удовлетворению организма: положительные и отрицательные. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ Существует несколько теорий эмоций, каждая из которых отражает одну определенную сторону лежащих в их основе сложных интегративных процессов. Теория подкорковых центров. Эта теория связывает генез эмоций с глубинными структурами мозга. Многочисленные клинические наблюдения указывают на то, что при локализации очага повреждения, например опухоли или кровоизлияния, в глубинных структурах мозга у пациентов наблюдаются нарушения эмоциональных переживаний от повышенной раздражительности до полного подавления эмоций. Швейцарский физиолог Р. Гесс первый применил методику хронически вживленных электродов в мозг животных и при раздражении структур таламуса и гипоталамуса у кошек наблюдал разнообразные ложные пищевые, агрессивные, оборонительные и половые эмоциональные реакции. Тем не менее уже сама возможность получения этих реакций при раздражении подкорковых образований мозга позволила американским исследователям Барду и Кэннону сформулировать подкорковую теорию эмоций. Корковая теория эмоций. Эксперименты с удалением у животных коры головного мозга отчетливо продемонстрировали, что эмоции у животных после удаления коры мозга сохраняются, но изменяют свой характер. Как правило, у таких декортицированных животных эмоциональные реакции на внешние раздражители, особенно агрессивные, становятся более выраженными, яркими. Все это, казалось бы, подтверждает справедливость теории подкорковых центров эмоций. Однако эмоциональные реакции декортицированных животных существенно изменяются: они утрачивают свою адекватную направленность. Декортицированные собаки, например, перестают узнавать своего хозяина и вместо положительной эмоциональной реакции реагируют на него агрессией. Нарушение оценки своего внутреннего состояния, своих потребностей, действия внешних повреждающих факторов и положения в стаде наблюдается, как указывалось выше, при удалении у животных височной коры. Все это свидетельствует о том, что кора большого мозга в осуществлении эмоциональных реакций производит точную «пригонку» эмоций к целенаправленным поведенческим актам. Периферическая теория эмоций. Д.Ланге выдвинул теорию, согласно которой в формировании эмоций существенная роль принадлежит влияниям, идущим в ЦНС со стороны внутренних органов. Эту позицию автора отчетливо демонстрирует высказывание: «Мы плачем не потому, что нам больно, а нам больно потому, что мы плачем». Иными словами, в происхождении боли авторы существенную роль отводят афферентации, идущей от слезного аппарата. Эта теория, несмотря на ее внешнюю парадоксальность, не лишена определенного смысла. Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций. Эта теория исходит из представлений о том, что эмоции являются целостной реакцией мозга, формирующейся на основе объединения (интеграции) различных структур мозга: подкорковых образований и коры. Как указывалось выше, раздражение подкорковых эмоциогенных зон мозга всегда отражается в деятельности почти всех нейронов коры. Это в свою очередь определяет единый генез эндогенных и экзогенных эмоций. Генез возникновения эмоционального состояния может быть представлен следующим образом. Эндогенные эмоции. Эмоциональные возбуждения, являясь неотъемлемым компонентом биологических мотиваций, возникают первично в мотивациогенных центрах гипоталамуса, а затем генерализованно распространяются в восходящем направлении на лимбические структуры и кору большого мозга. Таким путем формируются специфические субъективные ощущения потребностей голода, жажды, страха, полового возбуждения и др. В этом случае, распространяясь в восходящем направлении, эмоциональные возбуждения вторично достигают корковых клеток, оказывая тем самым существенное влияние на поведение животных. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИЙ Любая эмоция имеет выход не только в восходящем направлении — на кору большого мозга, проявляясь в форме психической деятельности человека, но и в нисходящем направлении — практически на все органы и ткани организма. ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИЙ Эмоциональное возбуждение распространяется в нисходящем направлении из лимбических структур через соматическую, вегетативную нервную систему и через соответствующие биологически активные вещества и гормоны на скелетную мускулатуру, эндокринные железы и внутренние органы. Эмоциональное возбуждение включает в себя, таким образом, так называемые периферические компоненты. Вследствие генерализованного распространения на периферические органы любая эмоция охватывает практически весь организм (рис. 29.3). Произвольные и непроизвольные периферические компоненты эмоций. Периферические компоненты эмоций можно разделить на две группы: произвольные, или произвольно регулируемые, компоненты эмоций и непроизвольные компоненты эмоций. К произвольно регулируемым компонентам эмоций относятся прежде всего общедвигательные реакции, мимические реакции, слезоотделение, звуковые реакции животных и речевые реакции у человека, которые сопровождают субъективные переживания, причем часто очень выразительно. К этой же группе эмоций относятся слезоотделение и дыхание. К нерегулируемым компонентам относятся работа сердца, изменение просвета сосудов, изменение состояния пищеварительного тракта, особенно его гладкой мускулатуры, гладкомышечных сфинктеров, гладкой мускулатуры легких, потоотделение и др. Обратные влияния периферических органов. От внутренних органов в эмоциогенные центры мозга поступает обратная афферентация, которая связывает периферические органы с соответствующими центрами в различные функциональные системы. Именно в этом отношении справедлива периферическая теория Д. Ланге. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ В ГЕНЕЗЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В медицинском плане опасны эмоции отрицательного характера, такие как гнев, тоска, чувство страха и др. Именно на их основе формируются так называемые психосоматические заболевания. Для отрицательных эмоций характерен ряд нежелательных свойств. а. Отрицательные эмоции обладают длительным последействием, нередко продолжаясь в течение ряда часов и дней даже после прекращения действия раздражающих факторов. а. Отрицательные эмоции способны суммироваться, т.е. при повторных возникновениях их продолжительность существенно увеличивается. а Отрицательные эмоции при частых и повторных проявлениях способны переходить в форму стационарного, устойчивого возбуждения мозга — в застойную форму. Механизмы «застойных эмоций». Механизм формирования «застойных отрицательных эмоций» тесно связан с устойчивыми изменениями чувствительности нейронов мозга к нейромедиаторам и ней pone птидам. На этой основе происходит изменение функций мозга, что, в частности, может привести к появлению невротических расстройств. В условиях стационарной отрицательной эмоции формируются мощные потоки нисходящих возбуждений, распространяющихся на внутренние органы, особенно на неуправляемые компоненты эмоций. Этим влияниям противостоят механизмы саморегуляции функциональных систем гомеостатического уровня. Однако при длительных и непрерывных воздействиях это может привести к нарушению слабого звена механизмов саморегуляции отдельных вегетативных функций, в результате чего формируются такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертензия, нарушение деятельности сердца, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, астматические приступы, кожные заболевания, нарушения половых функций, аутоиммунные нарушения и др. Конфликтная ситуация — ведущий фактор формирования «застойной отрицательной эмоции». Установлено, что переход отрицательных эмоций в устойчивую форму чаще всего наблюдается в так называемых конфликтных ситуациях. Особенно опасны в этом плане длительные и непрерывные конфликтные ситуации. Конфликтная ситуация — это такая ситуация, в которой субъект при наличии выраженной социальной или биологической потребности не имеет возможности получить ведущий приспособительный результат, удовлетворить эту потребность. Именно в этих условиях как приспособительная реакция, направленная на преодоление конфликта, нарастает эмоциональное возбуждение, как правило, негативного характера. Это возбуждение начинает генерализованно охватывать практически весь мозг, а также генера- лизованно распространяться в нисходящем направлении на внутренние органы. К тому же при этом нарастает обратная сигнализация от внутренних органов снова к мозгу, формируется так называемый порочный круг эмоционального возбуждения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.009 с.) |