Понятие об эмоциях. Св-ва эмоций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об эмоциях. Св-ва эмоций.



Эмоциональная сфера личности:

· эмоции

· чувства

· эмоциональные состояния (фрустрация, настроение, аффект, страсть, стресс)

Эмоции представл собой один из немногих факторов внутренней жизни чел-ка, кот легко обнаруживаются довольно точно понимаются др людьми. В повседневности с эмоциональными проявлениями связывают все внешние реакции человека на происходящее вокруг него и с ним.

Эмоция в перев с лат означает «потрясаю», «волную».

Эмоциями наз переживания чел-ком своего отношения к тому, что он делает или познает, к др людям, к самому себе.

Эмоции -отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания; простое, непосредственное переживание в данный момент времени.

Чувства:

• Более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека.

• Предметны

• Свойственны только человеку

• Социально-обусловлены (чувства долга, достоинства, стыда, гордости)

Св-ва эмоций:

- влияние их на физиологические процессы.

- в эмоции всегда содержится оценка действительности, причем оценка субъективная – действительность оценивается, исходя из потребностей самого человека,

-тесная связь с потребностями,

- эм возникают непроизвольно, и наша способность их регулировать огранич,

- эм ориентирована на предмет, имеет опред направленность,

- эм не в полной мере осознаются чел, это касается как их направленности, так и самого их наличия и знака.

- эм могут генерализироваться, т.е. переноситься на сходные объекты или на всю ситуацию целиком.

 

 

Классиф эмоций. Ф-ции эмоций.

Классификация эмоций (из лекции):

-по их содержанию (страх, радость, стыд, гнев, интерес, отвращение и т.п.),

-по знаку (положительные или отрицательные),

-по влиянию на уровень активности (возбуждающие или подавляющие),

-по влиянию на деятельность (организующие или дезорганизующие),

-по характерным особенностям динамики (эмоциональный тон ощущения, настроение, чувство, аффект).

Эмоциональный тон ощущений - простейшая эмоциональная оценка стимулов, воздействующих на рецепторы, обычно по параметрам удовольствия – неудовольствия.

 

Эмоции чел-ка различ большим разнообр оттенков и св-в. Класифиц их можно след образом.

Эмоции:

1) Ситуативные (радость, страх, волнение, досада);

2) Познавательные (интерес, удивление);

3) Социального взаимодействия (обида, гнев, жалость, смущение).

 

Все эмоции (и чувства) делятся на две основные группы:

· Выраж положительное отношение чел-ка к объектам и явлениям действ-ти (удовольствие, радость, восторг, любовь и др);

· Вызыв отрицательную реакцию чел-ка на что-либо (боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и др).

Таким обр, положительные эмоции – принятые для чел-ка чувства, отрицательные – непринятые.

Эмоции (и чувства) выполняют в жизни чел различные ф-ции:

· Оценивающую - положительные и отрицательные эмоции показывают, как чел относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др);

· Побуждающую – чувства чел могут подтолкнуть к действию, а могут препятствовать этому;

· Регулятивную – то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

 

Понятие о стрессе. Методы психической саморегуляции в условиях стресса.

Стресс - состояние сильного эмоцион напряжения, кот оказывается воздействием на организм раздражающих факторов различной природы, нарушающих привычный образ жизни.

Существует мн-во определений понятия "стресс". В целом же это - физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада. Стресс возникает у чел (или животного) под влиянием экстремальных воздействий.

Стресс - комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств - улучшения внимания (объёма и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы.

Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Три фазы (стадии) стресса (выделил Ганс Сельде):

· Первая - стадия тревоги (фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой ещё с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек);

· вторая фаза (сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, всё как будто бы налаживается);

· третья фаза - истощения (на второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их уже не хватает, появляется истощение).

 

Для того, чтобы избавиться от негативных последствий переутомления и нервно эмоционального перенапряжения и привести в норму свое психическое и физическое состояние, в повседневной жизни чаще всего используются:

1. сон (часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания. Повышенная сонливость некоторых людей в те жизненные периоды, которые сопряжены со стрессами и высокой эмоциональной нагрузкой, – явление весьма распространенное);

2. водные процедуры (горячий душ успокаивает, помогает расслабиться. Холодный или контрастный душ, помогают взбодриться, преодолеть вялость и чувство усталости);

3. хобби (для многих людей занятие любимым делом в свободное от работы время будь то марки, вязание, футбол или музыка – является лучшим способом снять напряжение и восстановить силы);

4. физические упражнения и спорт (активный отдых и занятия спортом это довольно распространенный способ борьбы со стрессами и с той усталостью, которая накапливается после рабочей недели);

5. смена обстановки (для многих людей, смена обстановки, которая происходит во время отпуска, когда они уезжают отдыхать, на дачу, на курорт, едут в туристическую поездку, является наилучшим способом восстановить необходимый запас физических и душевных сил).

 

Темперамент как врожденная основа для развития личности.

Темперамент - это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Исторические взгляды.

Гиппократ (V в. До н. э.):

В организме человека имеется 4 жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. При преобладании крови образуется сангвинический темперамент; при желтой желчи – холерический; при слизи – флегматический; при черной желчи – меланхолический.

+ см вопрос № 20

 

Виды темперамента.

древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

Преобладание крови (лат. sanguis, сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

 

Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом.

И.П. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.

Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.28 (0.031 с.)