Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие об эмоциях. Св-ва эмоций.
Эмоциональная сфера личности: · эмоции · чувства · эмоциональные состояния (фрустрация, настроение, аффект, страсть, стресс) Эмоции представл собой один из немногих факторов внутренней жизни чел-ка, кот легко обнаруживаются довольно точно понимаются др людьми. В повседневности с эмоциональными проявлениями связывают все внешние реакции человека на происходящее вокруг него и с ним. Эмоция в перев с лат означает «потрясаю», «волную». Эмоциями наз переживания чел-ком своего отношения к тому, что он делает или познает, к др людям, к самому себе. Эмоции -отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания; простое, непосредственное переживание в данный момент времени. Чувства: • Более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. • Предметны • Свойственны только человеку • Социально-обусловлены (чувства долга, достоинства, стыда, гордости) Св-ва эмоций: - влияние их на физиологические процессы. - в эмоции всегда содержится оценка действительности, причем оценка субъективная – действительность оценивается, исходя из потребностей самого человека, -тесная связь с потребностями, - эм возникают непроизвольно, и наша способность их регулировать огранич, - эм ориентирована на предмет, имеет опред направленность, - эм не в полной мере осознаются чел, это касается как их направленности, так и самого их наличия и знака. - эм могут генерализироваться, т.е. переноситься на сходные объекты или на всю ситуацию целиком.
Классиф эмоций. Ф-ции эмоций. Классификация эмоций (из лекции): -по их содержанию (страх, радость, стыд, гнев, интерес, отвращение и т.п.), -по знаку (положительные или отрицательные), -по влиянию на уровень активности (возбуждающие или подавляющие), -по влиянию на деятельность (организующие или дезорганизующие), -по характерным особенностям динамики (эмоциональный тон ощущения, настроение, чувство, аффект). Эмоциональный тон ощущений - простейшая эмоциональная оценка стимулов, воздействующих на рецепторы, обычно по параметрам удовольствия – неудовольствия.
Эмоции чел-ка различ большим разнообр оттенков и св-в. Класифиц их можно след образом.
Эмоции: 1) Ситуативные (радость, страх, волнение, досада); 2) Познавательные (интерес, удивление); 3) Социального взаимодействия (обида, гнев, жалость, смущение).
Все эмоции (и чувства) делятся на две основные группы: · Выраж положительное отношение чел-ка к объектам и явлениям действ-ти (удовольствие, радость, восторг, любовь и др); · Вызыв отрицательную реакцию чел-ка на что-либо (боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и др). Таким обр, положительные эмоции – принятые для чел-ка чувства, отрицательные – непринятые. Эмоции (и чувства) выполняют в жизни чел различные ф-ции: · Оценивающую - положительные и отрицательные эмоции показывают, как чел относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др); · Побуждающую – чувства чел могут подтолкнуть к действию, а могут препятствовать этому; · Регулятивную – то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
Понятие о стрессе. Методы психической саморегуляции в условиях стресса. Стресс - состояние сильного эмоцион напряжения, кот оказывается воздействием на организм раздражающих факторов различной природы, нарушающих привычный образ жизни. Существует мн-во определений понятия "стресс". В целом же это - физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада. Стресс возникает у чел (или животного) под влиянием экстремальных воздействий. Стресс - комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств - улучшения внимания (объёма и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы. Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.
Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах). Три фазы (стадии) стресса (выделил Ганс Сельде): · Первая - стадия тревоги (фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой ещё с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек); · вторая фаза (сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, всё как будто бы налаживается); · третья фаза - истощения (на второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их уже не хватает, появляется истощение).
Для того, чтобы избавиться от негативных последствий переутомления и нервно эмоционального перенапряжения и привести в норму свое психическое и физическое состояние, в повседневной жизни чаще всего используются: 1. сон (часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания. Повышенная сонливость некоторых людей в те жизненные периоды, которые сопряжены со стрессами и высокой эмоциональной нагрузкой, – явление весьма распространенное); 2. водные процедуры (горячий душ успокаивает, помогает расслабиться. Холодный или контрастный душ, помогают взбодриться, преодолеть вялость и чувство усталости); 3. хобби (для многих людей занятие любимым делом в свободное от работы время будь то марки, вязание, футбол или музыка – является лучшим способом снять напряжение и восстановить силы); 4. физические упражнения и спорт (активный отдых и занятия спортом это довольно распространенный способ борьбы со стрессами и с той усталостью, которая накапливается после рабочей недели); 5. смена обстановки (для многих людей, смена обстановки, которая происходит во время отпуска, когда они уезжают отдыхать, на дачу, на курорт, едут в туристическую поездку, является наилучшим способом восстановить необходимый запас физических и душевных сил).
Темперамент как врожденная основа для развития личности. Темперамент - это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Исторические взгляды. Гиппократ (V в. До н. э.): В организме человека имеется 4 жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. При преобладании крови образуется сангвинический темперамент; при желтой желчи – холерический; при слизи – флегматический; при черной желчи – меланхолический.
+ см вопрос № 20
Виды темперамента. древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов): Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком. Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком. Преобладание крови (лат. sanguis, сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником. Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом. И.П. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу. Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.28 (0.031 с.) |