Периферические теории эмоций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периферические теории эмоций.



По мнению У.Джеймса, каждая эмоция имеет свой отличительный физиологический рисунок. Эмоция представляет собой ни что иное, как осознание происходящих в организме физиологических изменений. Аналогичную позицию занял в последовавшей через год (1885) публикации датский ученый Г.Ланге. В связи с этим теория получила двойное название. «Мой тезис состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией. Обычно принято говорить: мы огорчены и плачем, нам повстречался медведь – мы испугались и обращаемся в бегство, нас оскорбил соперник – мы разгневаны и наносим удар. Защищаемая здесь гипотеза утверждает, что этот порядок событий является неправильным, что одно психическое состояние не сразу вызывается другим, что между ними необходимо вставить телесные проявления и что правильнее говорить: мы огорчены, потому что плачем, разгневаны, потому что наносим удар, испуганы, потому что дрожим, а не наоборот», - пишет У.Джеймс. Свою гипотезу Джеймс подкрепляет следующими аргументами: 1) существует однозначное соответствие между определенными переживаемыми эмоциями и типичными для них телесными реакциями («Огромное множество различных сочетаний, в которые способны соединиться физические сдвиги, делают в принципе возможным, что каждому, даже слабо выраженному оттенку эмоции соответствует свой уникальный, если его рассматривать в целом, комплекс изменений в теле»); 2) лишенная телесного выражения эмоция перестает переживаться («Чем бы была печаль без слез, рыданий, боли в сердце и стеснения в груди? Бесчувственным заключением о том, что некоторые обстоятельства достойны сожаления – ничего больше. Полностью лишенная телесного выражения эмоция – ничто») и 3) невозможно выполнение движений, соответствующих одной эмоции и одновременное переживание другой. Из последнего пункта для Джеймса разворачивается целая философия управления эмоциями. Достаточно намеренно начать демонстрировать нужную эмоцию, как она заменит нежелательную. «Подавите внешние проявления страсти и она умрет… Расправьте морщины на лбу, зажгите взор огнем, выпрямите корпус, заговорите в мажорном тоне, скажите что-нибудь сердечное, и ваше сердце должно быть поистине ледяным, если оно постепенно не оттает», - наставляет Джеймс.

По данным Р.Зайонца (R.Zajonc, 1989) повторение звуков «и» и «а», артикуляционные характеристики которых схожи с теми, что задействованы в естественной улыбке, приводят к переживанию приподнятого настроения.

Интересно, что задолго до появления периферической концепции эмоций, данный прием, помогающий «властвовать собою» получил широкое распространение в странах Азии. Американский журналист Дональд Ричи, живущий в Японии с 60-х годов и постоянно пишущий о своеобразии японской культуры, в эссе «Жесты как язык» указывает на особую функцию улыбки как средства контроля над собственными негативными эмоциями: «В Японии функция улыбки интернализована, введена вовнутрь. Улыбка стала здесь бессознательным жестом и наблюдается даже тогда, когда улыбающийся человек думает, что за ним не наблюдают. Скажем, он хочет успеть на поезд метро. Уже почти успел, но – дверь закрывается. Какова будет его реакция? Почти наверняка улыбка. Эта улыбка не означает радости. Но она означает, что к неприятности отнеслись без ропота и с бодростью. С самых юных лет японцев учат воздерживаться от выражения эмоций, которое могло бы нарушить столь непрочную гармонию».

Одно из явлений, к которым может быть продуктивно приложима периферическая концепция эмоций Джеймса-Ланге – это массовое переживание экстатических состояний на концертах современной музыки. Ритмическая основа многих популярных произведений воспроизводит учащенный ритм сердца. Таким образом, под ее воздействием активируется симпатическая нервная система - в организмах слушателей происходят соматические изменения, сходные с естественным состоянием экстаза. Телесные изменения, индуцированные музыкой, приводят к переживанию крайне интенсивной эмоции удовольствия.

Одной из версий периферических теорий эмоция является теория мимической обратной связи П.Экмана, Р.Левинсона и В.Фризена (P.Ekman, R.Levinson, W.Friesen, 1983). В отличие от классической версии Джеймса-Ланге она концентрируется не на физиологических изменениях, продуцируемых симпатической вегетативной нервной системой, а на изменениях лицевых мышц. Согласно этому взгляду, автоматическое изменение конфигурации лицевых мышц, развивающееся как реакция на воздействие стимула, приводит к осознанию эмоционального состояния, соответствующего этой конфигурации и, как следствие, к возникновению эмоции.

 

Когнитивные теории эмоций.

С.Шахтер и Дж.Сингер (S.Schachter, J.Singer, 1962) выдвинули когнитивную теорию эмоций, являющуюся по сути «компромиссом» между периферической теорией Джеймса-Ланге и таламической теорией Кэннона – Барда. Шахтер и Сингер предположили, что эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации. Важное отличие этой теории от теории Джеймса-Ланге заключается в том, что связь «физиологическое изменение – осознание эмоции» носит вариативный характер. Опознание эмоции зависит от контекста ситуации, в которой произошло то или иное телесное изменение. Например, слипание глаз переживается нами как скука, если мы в данный момент слушаем неинтересную лекцию или как реакция на экстремальное напряжение, если мы только что нашли решение очень сложной проблемы.

Данная модель получила название «двухфакторной», так как предполагала необходимость и физиологических изменений, и осознанной интерпретации как двух взаимодействующих факторов в развитии эмоционального состояния. В критическом эксперименте Шахтера и Сингера испытуемым была сделана инъекция гормона адреналина, вызывающая активацию симпатической вегетативной нервной системы. Одной половине испытуемых сообщили о том, какие симптомы вызывает инъекция, в то время как другой половине сказали, что им введен физиологический раствор. Затем каждый из испытуемых по очереди попадал в помещение, где находился актер, изображавший либо гнев (он читал некое письмо и будто бы в припадке бешенства рвал его на мелкие кусочки), либо эйфорию (он читал письмо и начинал прыгать от радости). Испытуемые были отделены от актера прозрачной перегородкой и поэтому не могли вступить с ним в контакт. Все испытуемые испытывали аналогичные физиологические изменения в организме (учащенное сердцебиение, потоотделение и т.д.), однако те, кто был предупрежден о действии адреналина, не испытывали сколько-нибудь отчетливых эмоций. «Наивные» испытуемые, напротив, переживали достаточно выраженные эмоциональные состояния, «заражаясь» от актера соответственно гневом или радостью. Тот факт, что одно и то же физиологическое состояние мы можем переживать как различные эмоции в зависимости от когнитивных факторов, подтвердился во многих исследованиях. В работе, посвященной восприятию алкогольного опьянения у подростков, две группы испытуемых получали идентичные дозы алкоголя. Те, кто знал, что за «лекарство» они приняли, демонстрировали типичное «пьяное» поведение, находились в подчеркнуто приподнятом настроении, а те, кто употребил алкоголь «вслепую» под видом неизвестного медикамента, отчитывались о разного рода недомоганиях.

В классических исследованиях Р.Лазаруса и его коллег (Speisman, Lazarus, A.Mordkoff, Davison, 1964) специально проверялось влияние интерпретации событий на силу возникающих переживаний. Четырем группам испытуемых демонстрировался один и тот же фильм с жестоким ритуалом, принятом в отсталых племенах, но титры в каждой группе были разными. При этом фиксировалась динамика сопротивления кожи (КГР), являющаяся объективным показателем силы эмоции. Первой группе давалась информация о том, что данная процедура очень болезненна и травматична, второй – фильм демонстрировали без всяких пояснений, третьей группе сообщалось, что этот ритуал не вызывает боли и абсолютно необходим для превращения юноши в настоящего мужчину, четвертой – ничего не говорилось о чувствах, а просто подчеркивался факт существования своих обычаев в других культурах. Соответственно сила эмоций участников эксперимента уменьшалась от первой «травматической» группы к четвертой, названной авторами «интеллектуальной», что, безусловно, доказывает решающую роль нашего понимания происходящего как условия возникновения определенных эмоциональных процессов. Многие современные психотерапевтические практики используют приемы переинтерпретации травмирующих жизненных событий для преодоления негативных эмоциональных состояний человека.

Когнитивные теории эмоций позволяют вырваться из порочного круга вопроса «Что первично – курица или яйцо?» В данном случае вопрос звучит так: что было вначале телесное изменение (периферические теории) или субъективное переживание (центральные теории)? Для когнитивных теорий важна именно взаимосвязь познавательных и физиологических процессов, при этом они допускают, что как когнитивная интерпретация может базироваться на уже состоявшемся физиологическом изменении, так и физиологическое изменение может быть результатом психологического переживания (например, эмоциональной памяти, воображения, подражания). (...)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.005 с.)