Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика волевых процессов.

Поиск

В рассказе японского писателя Кана Кикути (1888 – 1948) описывается поступок человека по имени Итикуро. Итикуро в молодости был грабителем, который отнял жизнь у многих людей. Раскаявшись, он поклялся прорубить в скале тоннель, который должен был уберечь от опасности крестьян, вынужденных до тех пор переправляться через бурную реку по шаткому мостику. «Почти двадцать лет в сидячем положении он работал в глубине скалы. Поэтому ноги болели и не могли свободно сгибаться. Из-за того, что долгое время он находился во мраке, да к тому же осколки породы то и дело попадали в глаза, он, словно крот, перестал различать свет. И старческая немощь настигла в конце концов железного Итикуро. Жизнью он не дорожил, но было так досадно умереть, не закончив своего дела. «Протерпеть бы еще года два!» – стонало его сердце, а тело бросалось в работу, чтобы забыть о старости». Только несгибаемая воля дала Итикуро возможность не только выбрать путь искупления своего прошлого, но и в течение десятилетий не отклоняться от цели.

Волякак способность человека к самодетерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств. Воля делает человека во многом непредсказуемым, несводимым к простой арифметике действующих мотивов. Она вводит в жизнь человека по-настоящему субъективное измерение. Поэтому тема воли трудно согласуется с номотетическим подходом в психологии и практически отсутствует в направлениях западной науки, ориентированных на жесткий детерминизм. Согласно единой справочной системе PsycLit среди десятков тысяч психологических исследований, осуществленных в мировой психологии за период с 1996 по 1999 год лишь 56 посвящено проблематике воли.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. Она задает упорядоченность, целенаправленность и сознательность человеческой жизни и деятельности. «Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», - пишет С.Л.Рубинштейн. Воля представляет собой, безусловно, высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.

Волевое действие определяется следующими вариантами условий его реализации:

1. Выбором мотивов и целей при их конфликте (селективная функция);

2. Восполнением дефицита побуждения к действию при отсутствии его достаточной мотивации (инициирующая функция);

3. Ослаблением избыточной мотивации при нежелательности действия (ингибирующая функция);

4. Поддержанием выбранного уровня выполнения действия при наличии помех (стабилизирующая функция)

5. Произвольной регуляцией внешних и внутренних действий и психических процессов.

Примером первой функции служит ситуация, когда вам нужно отправиться на утреннюю пробежку, в то время как у вас слипаются глаза. Во-первых, вам следует выбрать один мотив из нескольких конкурирующих («спать», «встать», «поваляться в постели и посмотреть телевизор» и т.д.). Затем, если вам удастся усилием воли заставить себя одеться и выйти на улицу – вторая функция волевого действия реализована. Однако в описываемой нами ситуации будет проявляться и третья функция. Ведь с помощью воли вам необходимо будет ослабить действие актуального мотива «спать». Во время пробежки по новому маршруту вам может встретиться продуктовый магазин и актуализироваться новый пищевой мотив и возникнет цель - «зайти туда на минутку и купить свежего хлеба к завтраку». На этой стадии функция воли будет заключаться в том, чтобы сохранить темп бега и не отвлекаться на другую деятельность. И, наконец, во время бега вы, может быть, стараетесь продумать все дела, которые вам необходимо сделать в этот день. Даже если ваша мысль будет порой «соскальзывать», вы окажетесь все-таки способны к поддержанию выбранного хода мыслей.

Впервые среди греческих мыслителей основой нравственности сделал волю Аристотель. Аристотель рассмотрел этику в плане человеческой воли и сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. При этом он предвосхищает современную деятельностную трактовку воли, утверждая, что о волевом поступке можно говорить, только рассматривая целостную деятельность человека. «Человек – сила действующая. Первоначало действия, как хорошего, так и плохого, - это намерение, воля. Мы свои действия изменяем добровольно, так что и первоначало, т.е. намерение и воля, меняются добровольно. Отсюда ясно, что от нас зависит быть хорошими или дурными» («Большая этика», 1187b10). Добровольность для Аристотеля – это, во-первых, свобода выбора, а, во-вторых, ориентация на разумные цели. Воплощением воли является мужество. Причем, если граждане проявляют мужество «по принуждению начальников», то их мужество не является подлинным, во всяком случае, их мужество ниже по степени, так как «они поступают так не от стыда, а от страха, избегая не позора, а страдания» («Никомахова этика», 1116а30).

На заре становления психологии как самостоятельной науки широкое распространение получил волюнтаризм – признание воли особой автономной силой, лежащей в основе функционирования психики в целом. Согласно данной позиции, волевые акты не могут быть сведены ни к каким другим психическим процессам, но сами определяют их ход. Учение об апперцепции В.Вундта (см. Глава 6) заключало в себе мысль о том, что психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте (Апперцепция не нуждается в объяснении, она является законом, по которому происходит организация сознания). По У. Джеймсу волевое действие есть результат волевого решения, духовного акта. Джеймс утверждал, что волевое решение строится по принципу «Fiat lux!» (библейское «Да будет свет!»). Именно таким образом, опираясь на чистую волю, Господь создал Вселенную.

Способность к совершению волевых действий (поступков) формируется по мере развития личности и воплощается в устойчивые личностные качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость и др. «Безвольная личность» характеризуется нерешительностью, внушаемостью, слабоволием, упрямством. Упрямство часто путают с истинным проявлением воли.

 

Воля как активность.

В качестве сущностного атрибута волевого акта Д.Н.Узнадзе выделяет три основные характеристики.

Во-первых, в акте воли происходит объективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и мотивы своей деятельности извне. Например, вы должны признать свои взгляды неверными, хотя вам, конечно, очень не хочется этого делать. Чтобы внутренне согласиться с признанием своей ошибки, необходимо субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность, на какое-то время отстраниться от обычного слитного сосуществования субъекта и деятельности. В этом смысле можно говорить о волевом акте как о совершенно особом состоянии сознания.

Во-вторых, воля всегда проспективна по своей сути, она направлена в будущее. Совершает волевой поступок, человек думает не о своем положении в настоящий момент, а о том, каким оно станет в дальнейшем, если он сделает или не сделает нечто.

В-третьих, воля переживается как активность Я. Например, человек чувствует жажду. Он встает, берет графин с водой, наливает и пьет. В таком типе поведения отсутствуют все перечисленные Узнадзе атрибуты волевого акта: нет ни субъективного разделения субъекта и ситуации, ни сколько-нибудь выраженной ориентации в будущее, ни активности субъекта. Другими словами, при обычном (импульсивном) поведении, его источником переживается скорее сама потребность, чем активное Я. Волевое же поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса, и, следовательно, необходимую для реализации деятельности энергию заимствует из другого источника. Что это за источник? По мысли Узнадзе, таким источником является личность человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.233 (0.011 с.)