Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема специфичности эмоций.

Поиск

В одном старом анекдоте две пожилые дамы обсуждают свои любовные переживания. Одна из них подробно описывает все физиологические явления, которыми сопровождается у нее встреча с возлюбленным (перехватывает дыхание, сердце начинает бешено колотиться, темнеет в глазах и т.д.). «Так это же – астма!», - сочувственно восклицает подруга.

Действительно, всякое эмоциональное состояние включает в себя компонент физиологических изменений. В связи с этим встают два вопроса, которые являются центральными для теории эмоций. Во-первых, это вопрос о специфичности физиологического проявления эмоций. Другими словами, соответствует ли каждому эмоциональному состоянию уникальная конфигурация физиологических реакций? Положительный ответ на этот вопрос предполагает возможность создания «словаря» эмоциональных проявлений, по которому можно безошибочно отличить одну эмоцию от другой.

Во-вторых, это вопрос о соотношении внешнего проявления и внутреннего переживания эмоций. Что возникает сначала: физиологические изменения или субъективное переживание? Влечет ли за собой переживание телесные изменения? Или может быть так, что именно телесные реакции вызывают субъективные переживания? Как ни парадоксально, существует традиция «периферического» толкования эмоций (теория Джеймса-Ланге), которая гласит, что мы испытываем страх оттого что дрожим, а не дрожим оттого, что нам страшно; грустим, оттого, что у нас на глазах выступили слезы, а не плачем оттого, что нам грустно. Ниже мы обсудим эту проблему более подробно.

Начнем с попытки ответить на первый вопрос. По мнению сторонницы бихевиористского подхода Е.Даффи (E.Duffy, 1962) физиологическое проявление эмоций настолько генерализовано, что опознать по физическим характеристикам конкретное эмоциональное состояние невозможно.

Значительно раньше аналогичного толкования проблемы специфичности эмоциональных состояний придерживался и В. Вундт (1896). Он предположил, что любое эмоциональное состояние может быть представлено в виде точки в трехмерном пространстве, координатные оси которого образуются парами возбуждение – успокоение; удовольствие – неудовольствие; напряжение – разрядка (см. Рис. 27).

 

Рис. 27. Трехмерное пространство эмоциональных состояний по В.Вундту.

Возбуждение

С Разрядка

F

Удовольствие Неудовольствие

А В

D

Напряжение E Успокоение

 

Некоторые простейшие эмоциональные формы включают в себя только одно из измерений. В то время как другие – два или три. Например, согласно Вундту, при прослушивании ударов метронома в промежутке от одного удара до другого появляется особое эмоциональное состояние напряжения, которое после наступления удара переходит в свою противоположность – разрядку (включено одно измерение). Созерцание красного и голубого цветов характеризуются двумя различными эмоциональными состояниями, первое из которых может быть задано как удовольствие – возбуждение, а второе, как удовольствие – успокоение (включены два измерения). Таким образом, эмоция представляет собой комбинацию трех простейших пар переживаний, что означает отсутствие качественного своеобразия эмоциональных состояний. «Все простые чувства образуют одно целое связное многообразие, так как нет ни одного чувства, отправляясь от которого нельзя было бы через ряд промежуточных ступеней и полосу безразличия дойти до всякого другого чувства», - пишет В.Вундт в своем фундаментальном труде «Основы физиологической психологии».

Гипотеза Вундта о динамике эмоциональных состояний как переходе в противоположное в рамках одного измерения (напряжения в разрядку, удовольствия в неудовольствие, возбуждения в успокоение) недавно получила свое развитие в модели оппонентных эмоциональных процессов Р.Соломона (R.Solomon, 1974, 1980). Соломон попытался объяснить широко известный факт, который заключается в том, что за приятным эмоциональным состоянием часто следует своеобразная «эмоциональная расплата» в виде опустошения и подавленности, а за неприятным переживанием, наоборот, приподнятое настроение. Согласно этой концепции каждая эмоция через несколько мгновений после своего возникновения пробуждает противоположную эмоцию. Действие противоположной эмоции приводит к угасанию первоначальной эмоции и возвращению организма к состоянию равновесия. Поскольку противоположная эмоция развивается позже, чем первоначальная, ее действие продолжается и после того, как первоначальная эмоция исчерпала себя. Например, страх перед прыжком с парашютом вызывает противоположную эмоцию – восторг, который вы чувствуете еще некоторое время после приземления. Семейная ссора может привести ее участников в состояние благодушия и расслабленности.

Причем, чем интенсивнее первоначальная эмоция, тем более ярко выражена противоположная. Поэтому многие люди обожают смотреть фильмы ужасов или намеренно провоцируют конфликты из-за радости разрешения ссоры и счастья примирения. Обратное явление наблюдается в том случае, когда первоначальная эмоция – положительная. Так эйфория от алкогольного опьянения сменяется похмельем, а интенсивная радость - на первый взгляд беспричинными слезами. Концепция Соломона помогает нам понять необъяснимое до этого отсутствие логики во многих человеческих поступках. Вопреки здравому смыслу (и концепции З.Фрейда) люди зачастую ищут отрицательных эмоций и избегают положительных. На самом деле, происходит своеобразная «отсрочка» удовольствия, которое неизбежно последует за неприятностями.

Предположение о том, что отдельные формы мимического выражения не имеют качественных особенностей и их можно представить в виде некоторого континуума или шкалы, получило дальнейшее развитие в работах Гарольда Шлоссберга с соавторами (R.Woodworth, Schlossberg, 1955, Schlossberg, 1952). В экспериментах Шлосберга испытуемым предлагалось оценить выражения лиц людей на фотографиях по двум шкалам, каждая из которых состояла из девяти пунктов. Шкалы повторяли измерения эмоциональных состояний, предложенные В.Вундтом (удовольствие – неудовольствие и принятие – отталкивание). Впоследствии Шлоссберг добавил третью шкалу сон – напряжение, сделав аналогию с концепцией Вундта полной. В результате была создана шкала Шлоссберга для предсказания категории эмоций с помощью оценок удовольствия – неудовольствия и принятия – отталкивания. Шкала является круговой и включает шесть основных категорий:

1)любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение (см. рис.28).

 

Рис. 28. Шкала Шлоссберга.

 

 

Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Любое предъявленное мимическое выражение может быть представлено как точка в пространстве, ограниченном окружностью. Прочертив отрезок из точки пересечения шкал через эту эмпирически полученную точку к ближайшей дуге окружности, можно определить содержание переживаемой эмоции.

Представление о принципиальном «однообразии» эмоциональных состояний привело к созданию теории «параллелизма» субъективного переживания эмоций и их физиологических коррелятов. Ее авторы У.Кэннон и Ф.Бард (1928) считали, что реакции тела недостаточно различимы, чтобы быть однозначно связанными с той или иной эмоцией. Например, учащенное сердцебиение может свидетельствовать и о страхе, и о гневе, и даже о состоянии влюбленности. Кэннон в своей работе 1915 г. «Телесные изменения при боли, голоде, страхе и гневе» связывал эмоциональные состояния с работой вегетативной симпатической нервной системы (ускорение сердцебиения, увеличение частоты дыхания, повышение артериального давления, снижение слюновыделения, торможение пищеварения, выделение адреналина корой надпочечников). Он утверждал, что вегетативные изменения в организме обычно сопровождают развитие эмоциональных состояний, поскольку они биологически целесообразны. Ситуация, вызывающая эмоции, несет в себе определенный «призыв» к совершению действия, «потенциал действия», по выражению Н.Х.Фриджды (N.H.Frijda, 1986), а телесные изменения служат настройке организма на эффективную реакцию (например, бегство или нападение). Однако они лишь соседствуют с субъективным переживанием, а отнюдь не вызывают его. Концепцию Кэннона – Барда часто называют «таламической», так как в ней центральная роль в запуске эмоциональных состояний отводится таламусу. По их мнению, таламус выполняет роль «диспетчера», который при возникновении эмоциональной ситуации одновременно посылает информацию вегетативной нервной системе и коре больших полушарий мозга.

Ограниченность подхода Кэннона и Барда, утверждающего психофизический параллелизм, стала очевидна при проведении экспериментальных исследований. Например, Дж.Хохман провел интервью 25 ветеранов второй мировой войны, получивших ранения позвоночника (1966). Лишенные возможности получать физиологическую информацию от своего тела они констатировали значительное снижение общей интенсивности переживания эмоций. Причем данный опыт нельзя признать «чистым», так как обследованные ветераны, безусловно, помнили сигналы своего тела, которые они испытывали до ранения. Однако заслуга Кэннона и Барда состоит в том, что они переместили акцент исследований эмоций в собственно психологическую плоскость, и, благодаря им, произошел поворот от преимущественно физикалистских воззрений на эмоции к учету когнитивного фактора.

Другая линия развития представлений об эмоциональных процессах берет свое начало с работ Ч.Дарвина и содержит в себе допущение о существовании дифференциальных (вызванных уникальными физиологическими изменениями) эмоций. Согласно данному подходу, именно уникальная конфигурация физиологических изменений ведет за собой их осознание в качестве определенной эмоции. Для подобной интерпретации критическую значимость имеет каталогизация физиологических коррелятов различных эмоциональных состояний.

 

 

Выражение эмоций.

Безусловно, самый простой способ узнать об эмоциональном состоянии другого человека – это спросить его. «Мне весело», «Мне грустно», «Я боюсь» – каждый из нас может облечь в словесную форму свое переживание. Однако внимание номотетически ориентированных ученых всегда привлекали объективные, не связанные с самоотчетом признаки эмоциональных состояний.

П.Экман и В.Фризен (P.Ekman, W.Friesen, 1969) выделили пять классов невербальной эмоциональной экспрессии: 1) адаптационные проявления - неспецифические выражения эмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма. Например, ходьба «из угла в угол» при душевном волнении, подпрыгивание на месте при радости; 2) регуляторы – движения, придающие ритм течению эмоционального процесса. Например, покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности; 3) иллюстраторы – телесные выражения интенсивности эмоции. Например, размахивание руками в состоянии возбуждения; 4) демонстрация – намеренное усиление эмоционального выражения с помощью мимики. Например, нахмуривание бровей при гневе, улыбка и 5) знаки – культурно обусловленные жесты, значения которых колеблются в различных сообществах. К перечисленным авторами выразительным средствам можно добавить и интонационные характеристики голоса (печальный голос, гневный возглас и т.д.). Хотя по данным Дж.Питтама и К.Шерера (J.Pittam, K.Scherer, 1993) интонация сама по себе не является достаточной для верного опознания эмоции. В одном из исследований, испытуемым, которые не владели голландским языком, давали прослушать аудиозапись эмоционально насыщенных фраз. Жители Азии не могли идентифицировать интонации удовольствия, а печальный голос часто путали с тревожным. С другой стороны, непроизвольное интонационное повышение голоса при лжи позволяло испытуемым Экмана и О’Салливана (1991) в 86% правильно отличить субъектов, которые лгали, от тех, кто говорил правду.

Наиболее широко в настоящее время исследованы экспрессивные проявления, относящиеся к четвертому и пятому классу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.13 (0.009 с.)