Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Квалификация составов преступлений, предусмотренных в других законах и иных нормативных правовых актах, ссылки на которые содержатся в бланкетных нормах УК РФ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие и значение бланкетных норм УК РФ. 2. Проблемы применения бланкетных норм УК РФ.
1. Понятие и значение бланкетных норм УК РФ. Бланкетными называются нормы права, диспозиции норм права или признаки, конкретное содержание которых раскрывается в законе, относящемся к другой отрасли права, и (или) ином нормативном правовом акте. В общей теории права, при использований словосочетания «бланкетные нормы права» указывается, что «бланкетными, т.е. прямо не содержащими конкретного правила поведения, могут быть только диспозиции (например, — норм об уголовной, административной или дисциплинарной ответственности за «нарушение правил торговли», «за нарушение правил техники безопасности»). Такие нормы по существу не устанавливают содержания правила, а предусматривают наличие других норм, часто содержащихся в иных нормативно-правовых актах. Практика бланкетных норм всегда чревата возможностью неопределенности и произвола в правовом регулировании». Суть бланкетности признаков заключается в том, что «конкретное их содержание зависит от другой, в большинстве случаев подзаконной нормы, относящейся к иной отрасли права». На основе приведенных фундаментальных общепризнанных положений необходимо констатировать, что бланкетность норм уголовного права и их диспозиций — это отсутствие в них конкретного содержания при наличии ссылок на нормы других отраслей законодательства и (или) иные нормативные правовые акты, в которых это содержание раскрывается. Соответственно бланкетностью признаков, предусмотренных в уголовно-правовых нормах, является отсутствие в последних конкретизации этих признаков при ее наличии в нормах других отраслей законодательства и (или) других нормативных правовых актах. В действующем УК РФ содержится значительное число бланкетных норм. Причем количество их по сравнению с УК РСФСР 1960 г. существенно возросло. В целях уяснения сути этих норм их целесообразно дифференцировать по трем основаниям: 1) месту в системе УК РФ, 2) содержанию и 3) форме выражения. По первому основанию — месту в системе УК РФ — бланкетные нормы делятся на две группы: 1) находящиеся в Общей части УК РФ и 2) находящиеся в Особенной части этого УК. Например, бланкетные нормы установлены в ч. 2 ст. 1, ч. 3 и 4 ст. 11, ч. 1, 2 и 3 ст. 12, ч. 2 ст. 13, ч. 3 и 4 ст. 97 Общей части УК РФ, ст. 137, 139, 140, 144, 146-149, 169-172, 174, 331 Особенной части названного УК. По второму основанию — содержанию — рассматриваемые нормы подразделяются так же на две группы: 1) относящиеся к определению признаков составов преступлений и 2) не относящиеся к определению данных признаков. В частности, первую группу составляют нормы, предусмотренные ч. 4 ст. 11 УК РФ, поскольку этой нормой характеризуются признаки субъекта преступления, причем негативные, посредством исключения из возможных субъектов преступлений лиц, обладающих признаками дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, и все бланкетные нормы Особенной части этого УК. Ко второй группе относятся, к примеру, нормы, предусмотренные ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 13, ч. 3 и 4 ст. 97 УК РФ. По третьему основанию — форме выражения — бланкетные нормы возможно разделить на две группы: 1) позитивные и 2) негативные. В позитивных бланкетных нормах так или иначе указывается на то, что их конкретное содержание раскрывается в других — не уголовных — законах и (или) иных нормативных правовых актах. При этом терминология, к которой прибегает законодатель, адресуя применителя бланкетной уголовно-правовой нормы к другому — не уголовному — закону и (или) иному нормативному правовому акту весьма многообразна. Так, указывается на Конституцию РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права (ч. 2 ст. 1 УК РФ), международные договоры (ч.3 ст. 11, ч. 2 и 3 ст. 12, ч. 2 ст. 13), нормы международного права (ч. 4 ст. 11), закон иностранного государства (ч.1 ст. 12), уголовно-исполнительное законодательство РФ и иные федеральные законы (ч. 4 ст. 97), противоправное поведение (ч. 1 ст. 107, ст. 113), закон или специальное правило (ч. 1 ст. 124), «незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица»... (ч. 1 ст. 137), «незаконное проникновение в жилище...» (ч. 1 ст. 139), «неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина...» (ст. 140), «нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда...» (ст. 143), «незаконное использование...» (ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147), «незаконное воспрепятствование...» (ст. 148, 149), «незаконные действия...» (ст. 154), «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей...» (ст. 156), «неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации... неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии)... ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности... иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации...», (ст. 169), регистрацию «незаконных сделок с землей... занижение размеров платежей за землю...» (ст. 170), «осуществление предпринимательской деятельности... без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования...» (ч. 1 ст. 171), «производство, приобретение, хранение... или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок...» (ч. 1 ст. 1711), «осуществление банковской деятельности (банковских операций)... без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования...» (ч. 1 ст. 172), «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными незаконным путем...» (ч. 1 ст. 174), «незаконное использование чужого товарного знака...» (ч. 1 ст. 180), «незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну...» (ч. 2 ст. 183), «незаконный экспорт...» (ст. 189), «невозвращение... из-за границы... средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации...» (ст. 193), «уклонение от уплаты таможенных платежей...» (ч. 1 ст. 194), «незаконная передача...» (ч. 1 ст. 204), «незаконное получение» (ч. 3 ст. 204), «создание вооруженного формирования..., не предусмотренного федеральным законом...» (ч. 1 ст. 208), «незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия...» (ч. 1 ст. 223), «незаконные приобретение или хранение... наркотических средств или психотропных веществ...» (ч. 1 и 2 ст. 228), «нарушение правил производства... наркотических средств или психотропных веществ...» (ч. 5 ст. 228), «нарушение санитарно-эпидемиологических правил...» (ч. 1 ст. 236), «нарушение правил охраны окружающей среды...» (ст. 246), «нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами...» (ч. 1 ст. 248), «нарушение ветеринарных правил...» (ч. 1 ст. 249), «неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации...» (ч. 1 ст. 272 УК РФ) и т.д. В негативных бланкетных нормах не указывается на то, что их конкретное содержание раскрывается в других — не уголовных — законах и (или) иных нормативных правовых актах, но это подразумевается. К примеру, в ст. 4 УК РФ, именуемой «принцип равенства граждан перед законом», предусмотрено, что «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Из цитированной нормы усматривается, что в ней не указано на необходимость при ее применении учитывать нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в которой предусмотрены исключения из этого принципа: состоящие в том, что ее ст. 91, 98 и 122 установлена неприкосновенность отдельных категорий лиц, исходя из их должностного положения, соответственно Президента РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей. Однако указанная необходимость вытекает из содержания ч. 2 ст. 1 УК РФ, согласно которой «настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации...». Для того, чтобы норма, содержащаяся в ст. 4 УК РФ, стала позитивно бланкетной, ее следует дополнить, поставив после последнего слова «обстоятельств» запятую, оговоркой «за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации». Аналогично негативными бланкетными являются нормы, содержащиеся в ст. 1 и 8 УК РФ, поскольку в них не указано соответственно на то, что УК РФ основывается еще и на других — не уголовных — законах и иных нормативных правовых актах, ссылки на которые сделаны в его статьях, и что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного не только УК РФ, но и в указанных законах и актах. С позиции квалификации преступлений в правоприменительной — следственной и судебной — практике из всех бланкетных норм, установленных УК РФ, превалирующую роль играют нормы Особенной части этого УК с бланкетными диспозициями, относящиеся к определению признаков составов преступлений. Ими являются нормы Особенной части УК РФ, в диспозициях которых не определяются признаки состава преступления или определяются не все его признаки, а отсутствующие описываются в других — не уголовных — законах и (или) иных нормативных правовых актах. Таковых среди бланкетных норм, содержащихся в УК РФ, подавляющее большинство. Наличие в УК РФ норм с бланкетными диспозициями имеет двоякое значение. С одной — положительной — стороны, включение в этот УК норм с бланкетными диспозициями избавляет законодателя от описания признаков составов преступлений, содержание которых раскрыто в других — не уголовных — законах и (или) иных нормативных правовых актах, и обеспечивает тем самым экономию текста УК РФ. С другой — отрицательной — стороны, наличие в этом УК таких норм «размывает» уголовное законодательство обилием других — не уголовных — законов и иных нормативных правовых актов, без использования которых невозможно применять уголовный закон, и существенно затрудняет практическим работникам дознания, следствия и суда, а также прокурорам применение норм УК РФ. Причем ссылки в бланкетных нормах на иные, помимо законов, нормативные правовые акты создают возможность определять сферу уголовной ответственности не только законодателем, но и органами исполнительной власти.
2. Проблемы применения бланкетных норм УК РФ. Квалификация преступлений, ответственность за которые установлена статьями УК РФ, содержащими нормы с бланкетными диспозициями, обусловлена необходимостью применения не только уголовного законодательства, но еще и законов, относящихся к другим отраслям права, а также иных нормативных правовых актов, ссылки на которые сделаны в этих диспозициях. Наличие в УК РФ и применение таких норм в следственной и судебной практике вызывает ряд проблем. Они относятся к правотворческой, правоприменительной, организационной и другим сферам. Существование этих проблем непосредственно или опосредованно негативно влияет на эффективность применения указанных норм. К таковым необходимо отнести следующие проблемы. Первая. В УК РФ отсутствует норма, регламентирующая допустимость бланкетных норм и соответственно обусловленность уголовной ответственности нарушением других — не уголовных — законов и (или) иных нормативных правовых актов. Вторая. В ряде норм с бланкетными диспозициями сделаны ссылки не на конкретные законы и (или) другие нормативные правовые акты, а на целые правовые институты, порой точно не очерченные, регламентирующие определенные сферы общественных отношений, каждый из которых слагается из совокупности норм, установленных в разных законах и (или) иных нормативных правовых актах. Причем описывается тот или иной институт в диспозициях статей Особенной части УК РФ неодинаково, то есть с использованием неоднозначной терминологии. Например, в ст. 169 указывается, в частности, на «неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации...», ст. 170 УК РФ — на регистрацию «незаконных сделок с землей...» и т.д. Подобное положение возлагает на практического работника, применяющего уголовно-правовые нормы, дополнительные обязанности. Первая — знать все без исключения нормы, составляющие в комплексе правовой институт, регламентирующий соответствующую сферу общественных отношений. Вторая — проанализировать эти нормы как в отдельности, так и в их совокупности. Третья — уметь на основе этого анализа отыскать те нормы, нарушение которых содержит признаки преступления. Четвертая обязанность — определить, является ли нарушение норм немалозначительным, общественно опасным, то есть не подпадает ли оно под действие ч. 2 ст. 14 УК РФ. Третья. Законы и иные нормативные правовые акты, на которые сделаны ссылки в бланкетных диспозициях статей Особенной части УК РФ, весьма нестабильны, так как в них законодатель и органы исполнительной власти нередко и порой неоднократно вносят изменения и дополнения. Нестабильность указанных законов и актов возлагает на правоприменителя еще две обязанности. Первая — знать все внесенные изменения и дополнения. Вторая обязанность, вытекающая из норм о действии уголовного закона во времени и об обратной силе уголовного закона, предусмотренных соответственно ст. 9 и 10 УК РФ, — устанавливать какая именно норма не уголовного закона или иного нормативного правового акта и в какой ее редакции действовала во время совершения деяния и распространяются ли на эту норму, в частности, с учетом последующих ее изменений и дополнений, в сочетании с соответствующей статьей Особенной части УК РФ положения об обратной силе уголовного закона. Четвертая. Упоминаемые не уголовные законы и другие нормативные правовые акты расконцентрированы по различным источникам. Это создает дополнительные организационные трудности, порой на практике непреодолимые, требующие больших временных затрат, связанные с отысканием указанных источников. Общеизвестно, что такие источники имеются далеко не во всех правоохранительных органах и даже в библиотеках на обслуживаемых ими территориях. Высказано мнение, что вся законодательная и иная нормативно-правовая база записана на машинном носителе. Однако для использования последнего необходимо, чтобы им и компьютерами были снабжены все правоохранительные органы и была бы обеспечена возможность их распечатки, ибо без этого практически исключаются изучение, анализ данной базы и сопоставление норм, содержащихся в разных законах и иных нормативных правовых актах. Таким образом, практическим работникам порой просто невозможно ознакомиться с упомянутыми законами и актами, что служит одной из причин неприменения или серьезным препятствием применению соответствующих норм УК РФ с бланкетными диспозициями. В этой связи представляется необходимым дополнить УК РФ приложениями к нему, содержащими тексты законов, на которые сделаны ссылки в бланкетных нормах УК РФ, или необходимые выдержки из них, поскольку неизмеримо рациональнее централизованно специалистами в соответствующих отраслях законодательства осуществить единожды или осуществлять еще и периодически (при внесении в законы изменений и дополнений) работу по составлению указанных приложений, нежели возложить ее на многие тысячи загруженных обилием находящихся у них в производстве уголовных дел практических работников. Пятая. В бланкетных нормах УК РФ содержатся ссылки не только на законы, но и на другие нормативные правовые акты, причем нормы ряда этих законов еще и конкретизируются, детализируются, разъясняются и порой корректируются иными нормативными правовыми актами. Такое положение создает исполнительной власти возможность непосредственно влиять на изменение — расширение или ограничение — сферы уголовной ответственности, тогда как это является исключительной прерогативой законодательной власти, и тем самым вносить в процесс формирования правового государства элементы полицейского государства. Природа же правового государства диктует необходимость, чтобы сфера уголовной ответственности определялась, регулировалась, изменялась только законодателем и ни при каких условиях органами исполнительной власти. Шестая. Количество бланкетных норм в УК РФ 1996 г. значительно возросло по сравнению с числом таких норм, содержавшихся в УК РСФСР 1960 г. Это, естественно, обусловливает необходимость кардинального реформирования и повышения эффективности всей системы образования юристов, в частности, системы повышения их квалификации. Разумеется, формально лица, производящие дознание, следователи, прокуроры, судьи, имеющие дипломы о высшем или даже среднем юридическом образовании, обязаны знать все законы и другие нормативные правовые акты, в том числе те, на которые сделаны ссылки в бланкетных нормах УК РФ, включая изменения и дополнения, внесенные в эти законы и акты. Однако в следственной и судебной практике наблюдается противоположная картина, в которой вырисовываются три основные момента. Первый состоит в том, что формальное юридическое образование не соответствует фактическому объему знаний, которыми должна быть обогащена память юриста. Второй момент заключается в том, что даже юристу самой высокой квалификации невозможно знать все законы и другие нормативные правовые акты, на которые сделаны ссылки в бланкетных нормах УК РФ, и все изменения, внесенные в эти законы и акты, а также помнить, в какой момент или в течение какого периода действовал тот или иной закон либо акт и в какой именно редакции. Третий момент проявляется в наблюдаемой в настоящее время тенденции общего снижения уровня квалификации работников правоприменительных органов вследствие небольшого в среднем стажа их работы по специальности, недостаточных способностей, нежелания самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, уверования в непогрешимость своих знаний, оттока наиболее способных и квалифицированных работников в коммерческие структуры и т. д. Седьмая. Норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 1 УК РФ, согласно которой этот УК основывается на «общепризнанных принципах и нормах международного права», по существу является бланкетной и притом неточной и декларативной, ибо УК РФ основывается не на всех и не на любых указанных принципах и нормах, а лишь тех, которые закреплены в международных договорах РФ. Наконец, восьмая проблема заключается в том, что в не уголовных законах, являющихся адресатами бланкетных норм УК РФ, также порой содержатся ссылки на другие нормативные правовые акты, хотя отсутствуют какие-либо препятствия включению соответствующих положений в данный закон. Так, в ч. 2 ст. 2, именуемой «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ установлено, что «Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел...», а в ч. 3 этой статьи — что «порядок внесения изменений и дополнений в Перечень устанавливается Правительством Российской Федерации», тогда как в соответствии с природой правового государства следовало бы названный Перечень утвердить этим же самым законом, включив в последний в качестве приложения к нему и распространив такой же порядок утверждения на изменения и дополнения, вносимые в данный Перечень в будущем. Подытоживая изложенное, важно подчеркнуть, что в целях обеспечения законного статуса бланкетных норм, их основанности только на законах, но не на других нормативных правовых актах, а также повышения эффективности их применения в следственной и судебной практике представляется необходимым, во-первых, предусмотреть в УК РФ, что он основывается не только на Конституции РФ, но и на других законах РФ, ссылки на которые сделаны в этом УК; во-вторых, закрепить в УК РФ положение, согласно которому в бланкетных нормах этого УК допустимы ссылки только на законы, но не на другие нормативные правовые акты; в-третьих, уточнить, что УК РФ основывается не на любых общепризнанных принципах и нормах международного права, а только на тех из них, которые зафиксированы в международных договорах РФ, и, в-четвертых, установить, что тексты законов, на которые сделаны ссылки в бланкетных нормах УК РФ, или необходимые выдержки из них являются обязательными приложениями к данному УК и в эти приложения при изменении и дополнении законов вносятся соответствующие коррективы. Эти предложения могут быть реализованы посредством изменения ч. 2 ст. 1 и дополнения ст. 1 УК РФ частью 3 с изложением их в следующей редакции: «2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. 3. Настоящий Кодекс основывается также на федеральных конституционных законах и федеральных законах, ссылки на которые содержатся в статьях Кодекса. В настоящем Кодексе недопустимы ссылки на другие, кроме указанных, законы и иные нормативные правовые акты и они не подлежат учету при применении Кодекса. Тексты федеральных конституционных законов и федеральных законов, на которые сделаны ссылки в статьях настоящего Кодекса, или необходимые выдержки из них являются обязательными приложениями к Кодексу». Решение охарактеризованных проблем и реализация приведенных предложений будет способствовать существенному повышению эффективности применения норм УК РФ с бланкетными диспозициями в следственной и судебной практике и обеспечению законной и обоснованной ответственности лиц, совершивших соответствующие виды преступлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.145 (0.01 с.) |