Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические подходы изучения физической культуры и спорта

Поиск

Применение научной методологии дает возможность выбрать кратчайший и наиболее эффективный путь получения достоверных знаний. Термин «методология» (от греч. «методос» - путь, исследование, прослеживание) обозначает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, т.е. путь познания.

В узком смысле под методологией понимается «учение о методах, совокупности методов и приемов исследования в той или иной дисциплине». В широком смысле методология – это учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

Рассмотрим наиболее важные методологические подходы, раскрывающие логику исследований в области ФКиС.

Системный подход - совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать комплексные управленческие решения с учетом всех взаимосвязей, отдельных структурных частей, их взаимовлияния и выявления воздействия системы в целом на каждый ее элемент. В основе данного подхода лежит понятие системы. Изучение сложных систем обычно сводится к следующему. Система расчленяется на конечное множество взаимосвязанных частей, называемых подсистемами; каждая подсистема вновь разбивается на подсистемы и т.д. до получения таких частей, которые на данном уровне (этапе) исследования считаются неделимыми. Эти неделимые части называются элементами системы. При разбиении системы учитываются связи между подсистемами всех уровней.

Происхождением системный подход в большей части обязан длительному господству в науке аналитических способов. Научное обоснование, как один из способов познания окружающих нас явлений, системный подход получил благодаря основателю общей теории систем Л. фон Берталанфи. Австрийский биолог ввел понятие и исследовал открытые системы - системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой.

Термин «системный подход» вошел в научный обиход немногим более полувека назад. Согласно Э.Г. Юдину, понятие «подход», взятое в его методологическом значении, можно определить «как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения, как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования». Иначе говоря, системный подход представляет собой методологическую ориентацию исследования, основанную на рассмотрении объектов изучения в виде системы, то есть совокупность элементов, связанных взаимодействием и в силу этого выступающих как единое целое.

К числу основных задач системного подхода, относятся:

· разработка концептуальных (содержательных и формальных) средств представления исследуемых объектов как систем;

· построение обобщенных моделей систем и моделей разных классов и свойств систем, включая модели динамики систем, их целенаправленного поведения, развития, иерархического строения, процессов управления в системах и т.п.;

· исследование методологических оснований различных теорий систем.

В 50 – 70-х г. прошлого столетия методология системного подхода начала проникать в теорию и методику ФВ и спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.М. Выдрин, Ю.В. Верхошанский, В.М. Зациорский и др.). Авторы использовали системный подход в исследованиях структуры тренировочного процесса.

Личностный подход в физкультурном образовании на протяжении нескольких лет не находит в педагогическом сознании однозначного понимания. Возможно, в связи с этим в данном методологическом явлении существует ряд педагогических течений.

Теоретиком личностного подхода был известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн. Он разработал и впервые предложил систему онтологической структуры бытия, включив в нее субъекта и наделив его способностью не только преобразовывать бытие, но и своим познанием и деятельностью конструировать его. Понятие субъекта у Рубинштейна имеет множество разных значений. Во-первых, субъекту присуща конкретность; во-вторых, понятию субъекта присущ дифференциальный смысл; в-третьих, субъект - это совокупность познавательных, деятельно-практических, созерцательно-этических отношений к миру.

Реализация личностного подхода требует определения условий и соблюдения преподавателем ряда правил: создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества; соуправление и самоуправление; развитие активности и самостоятельности каждого воспитанника [201].

Технологический подход основан на овладении вариативными технологиями и на их использовании в учебно-воспитательном процессе с целью достижения высокой результативности деятельности. Уровень мастерства педагога зависит от развития его технологической компетентности. Понятие «технология» имеет в научной литературе различную интерпретацию. Само слово «технология» (гр. techne - искусство, мастерство + logos - слово, понятие, учение) означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния [50]. Этот термин широко употребляется при описании производственных процессов. Применительно к педагогике он означает мастерство плюс учение. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х гг. (Дж. Кэрол, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли и др.).

Отечественные теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражены в трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Н.Ф. Талызиной и др.

Понятие технологии, отмечает В.А. Сластенин, прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX столетия и стало своеобразным регулятором научного и практического мышления. Его регулятивное воздействие состоит в том, что оно побуждает исследователей и практиков во всех сферах, в том числе в области образования, к следующим действиям:

1) находить основание результативности деятельности;

2) аккумулировать лучшие достижения науки и опыта, чтобы гарантировать требуемый результат;

3) строить деятельность на интенсивной, т. е. максимально научной, а не экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов;

4) уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью предотвращения ее коррекции по ходу исполнения;

5) использовать всевозрастающие степени новейших информационных средств, максимально автоматизировать рутинные операции и т. п.

Выработка и освоение современных педагогических технологий требуют соблюдения определенных условий, которые обращены к профессионализму педагога, к его деятельности: установка на инновационную технологию, анализ имеющихся технологических ресурсов, умение проектировать (планировать) деятельность, распределение целей, организация и анализ деятельности, умение осваивать свой опыт через рефлексию, выражать его в технологической форме, способность к самовыражению, видение старения технологии и умение перестраивать ее.

В.А. Сластенин дает следующие определения и характеристики педагогической технологии: «педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса».

Он выделяет следующие критерии деятельности преподавателя, протекающей на технологическом уровне:

· наличие четкой и диагностично заданной цели, то есть корректно измеримого представления понятий, операций, деятельности учащихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели;

· наличие достаточно жесткой последовательности, логики определенных этапов усвоения темы (материала, набора профессиональных функций и т.п.);

· указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (преподавателя и воспитанников, воспитанников друг с другом), а также их взаимодействия с информационной техникой (компьютером, видеосистемой и т.п.);

· мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и воспитанников, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);

· указание границ алгоритмической и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил;

· применение в учебном процессе новейших средств и способов информации.

Синергетический подход. Синергетика (от греч. син - «совместное» и эргос - «действие») — междисциплинарное направление научных исследований, задача которого - изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем), «...наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы...». Синергетика изначально представлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, одни и те же безотносительно природы систем.

В последние годы вопросам синергетики как постнеоклассического междисциплинарного направления научных исследований, ее методологии, анализу возможностей ее приложений в сфере социогуманитарного знания, в частности перспективам использования ее эвристического потенциала для новой постановки и решения проблем современного образования и воспитания, было посвящено довольно много работ (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, С.П. Капица и др.).

Раскроем содержание ряда компонентов синергетики, предложенных вышеперечисленными авторами:

· открытость - это свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникационных каналов с внешней средой для обмена веществом, энергией и информацией;

· самоорганизация - это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования;

· нелинейность - это наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействия извне;

· неравновесность - это качество системы, находящейся далеко от состояния равновесия;

· раздвоение - это ветвление путей эволюции (развития) открытой нелинейной системы;

· флуктуация (в переводе с латинского языка означает «колебание») - это случайное отклонение (изменение) величин, характеризующих систему, от их средних значений, ведущее при определенных условиях к образованию новой структуры и системного качества, т.е. к возникновению новой системы;

· аттрактор (близко к понятию «цель») - это относительно конечное, устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает (лат. attrahere - притягивать) к себе все множество «траекторий» движения (развития) системного объекта, определяемых разными начальными условиями.

Современная наука и синергетика объясняют процесс самоорганизации систем следующим образом.

Система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией.

Самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические размеры. В противном случае эффекты от синергетического взаимодействия будут недостаточными для появления коллективного поведения элементов системы и тем самым возникновения самоорганизации.

Описание основных элементов синергетического подхода позволяет убедиться в необходимости и в эвристических возможностях использования данной методологической ориентации в построении моделей в ФВ.

Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельности ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становление субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.

Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно-деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделение двух основных компонентов – личностного и деятельностного.

Деятельностный подход в воспитании исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно или опосредованно осуществляет изменения в структурах личности. При этом личность одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющих потребности личностного развития.

Деятельностный подход в ФВ, например, можно рассматривать как проектирование и осуществление деятельности, сориентированной на концепции «онтокинезиологии человека». Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.

По словам В.В. Серикова, становление ребенка субъектом – это не момент воспитания, а его суть. Подобный взгляд на воспитание и место в нем феномена становления субъективности позволяет заключить: деятельностный подход в воспитании - это по своей сущности субъективно - деятельностный подход.

Эволюционный подход. Эволюция есть вид изменения, отличительная особенность которого заключается в том, что в эволюционном процессе каждое новое состояние по отношению к предшествующему мыслится как более совершенное в количественном или качественном отношении, т. е. оно сложнее, ценнее, значительнее предшествующего.Но, эволюция не всегда является только прогрессивно направленной!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 4733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.008 с.)