Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические подходы изучения физической культуры и спортаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Применение научной методологии дает возможность выбрать кратчайший и наиболее эффективный путь получения достоверных знаний. Термин «методология» (от греч. «методос» - путь, исследование, прослеживание) обозначает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, т.е. путь познания. В узком смысле под методологией понимается «учение о методах, совокупности методов и приемов исследования в той или иной дисциплине». В широком смысле методология – это учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Рассмотрим наиболее важные методологические подходы, раскрывающие логику исследований в области ФКиС. Системный подход - совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать комплексные управленческие решения с учетом всех взаимосвязей, отдельных структурных частей, их взаимовлияния и выявления воздействия системы в целом на каждый ее элемент. В основе данного подхода лежит понятие системы. Изучение сложных систем обычно сводится к следующему. Система расчленяется на конечное множество взаимосвязанных частей, называемых подсистемами; каждая подсистема вновь разбивается на подсистемы и т.д. до получения таких частей, которые на данном уровне (этапе) исследования считаются неделимыми. Эти неделимые части называются элементами системы. При разбиении системы учитываются связи между подсистемами всех уровней. Происхождением системный подход в большей части обязан длительному господству в науке аналитических способов. Научное обоснование, как один из способов познания окружающих нас явлений, системный подход получил благодаря основателю общей теории систем Л. фон Берталанфи. Австрийский биолог ввел понятие и исследовал открытые системы - системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой. Термин «системный подход» вошел в научный обиход немногим более полувека назад. Согласно Э.Г. Юдину, понятие «подход», взятое в его методологическом значении, можно определить «как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения, как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования». Иначе говоря, системный подход представляет собой методологическую ориентацию исследования, основанную на рассмотрении объектов изучения в виде системы, то есть совокупность элементов, связанных взаимодействием и в силу этого выступающих как единое целое. К числу основных задач системного подхода, относятся: · разработка концептуальных (содержательных и формальных) средств представления исследуемых объектов как систем; · построение обобщенных моделей систем и моделей разных классов и свойств систем, включая модели динамики систем, их целенаправленного поведения, развития, иерархического строения, процессов управления в системах и т.п.; · исследование методологических оснований различных теорий систем. В 50 – 70-х г. прошлого столетия методология системного подхода начала проникать в теорию и методику ФВ и спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.М. Выдрин, Ю.В. Верхошанский, В.М. Зациорский и др.). Авторы использовали системный подход в исследованиях структуры тренировочного процесса. Личностный подход в физкультурном образовании на протяжении нескольких лет не находит в педагогическом сознании однозначного понимания. Возможно, в связи с этим в данном методологическом явлении существует ряд педагогических течений. Теоретиком личностного подхода был известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн. Он разработал и впервые предложил систему онтологической структуры бытия, включив в нее субъекта и наделив его способностью не только преобразовывать бытие, но и своим познанием и деятельностью конструировать его. Понятие субъекта у Рубинштейна имеет множество разных значений. Во-первых, субъекту присуща конкретность; во-вторых, понятию субъекта присущ дифференциальный смысл; в-третьих, субъект - это совокупность познавательных, деятельно-практических, созерцательно-этических отношений к миру. Реализация личностного подхода требует определения условий и соблюдения преподавателем ряда правил: создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества; соуправление и самоуправление; развитие активности и самостоятельности каждого воспитанника [201]. Технологический подход основан на овладении вариативными технологиями и на их использовании в учебно-воспитательном процессе с целью достижения высокой результативности деятельности. Уровень мастерства педагога зависит от развития его технологической компетентности. Понятие «технология» имеет в научной литературе различную интерпретацию. Само слово «технология» (гр. techne - искусство, мастерство + logos - слово, понятие, учение) означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния [50]. Этот термин широко употребляется при описании производственных процессов. Применительно к педагогике он означает мастерство плюс учение. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х гг. (Дж. Кэрол, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли и др.). Отечественные теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражены в трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Н.Ф. Талызиной и др. Понятие технологии, отмечает В.А. Сластенин, прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX столетия и стало своеобразным регулятором научного и практического мышления. Его регулятивное воздействие состоит в том, что оно побуждает исследователей и практиков во всех сферах, в том числе в области образования, к следующим действиям: 1) находить основание результативности деятельности; 2) аккумулировать лучшие достижения науки и опыта, чтобы гарантировать требуемый результат; 3) строить деятельность на интенсивной, т. е. максимально научной, а не экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов; 4) уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью предотвращения ее коррекции по ходу исполнения; 5) использовать всевозрастающие степени новейших информационных средств, максимально автоматизировать рутинные операции и т. п. Выработка и освоение современных педагогических технологий требуют соблюдения определенных условий, которые обращены к профессионализму педагога, к его деятельности: установка на инновационную технологию, анализ имеющихся технологических ресурсов, умение проектировать (планировать) деятельность, распределение целей, организация и анализ деятельности, умение осваивать свой опыт через рефлексию, выражать его в технологической форме, способность к самовыражению, видение старения технологии и умение перестраивать ее. В.А. Сластенин дает следующие определения и характеристики педагогической технологии: «педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса». Он выделяет следующие критерии деятельности преподавателя, протекающей на технологическом уровне: · наличие четкой и диагностично заданной цели, то есть корректно измеримого представления понятий, операций, деятельности учащихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели; · наличие достаточно жесткой последовательности, логики определенных этапов усвоения темы (материала, набора профессиональных функций и т.п.); · указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (преподавателя и воспитанников, воспитанников друг с другом), а также их взаимодействия с информационной техникой (компьютером, видеосистемой и т.п.); · мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и воспитанников, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл); · указание границ алгоритмической и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил; · применение в учебном процессе новейших средств и способов информации. Синергетический подход. Синергетика (от греч. син - «совместное» и эргос - «действие») — междисциплинарное направление научных исследований, задача которого - изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем), «...наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы...». Синергетика изначально представлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, одни и те же безотносительно природы систем. В последние годы вопросам синергетики как постнеоклассического междисциплинарного направления научных исследований, ее методологии, анализу возможностей ее приложений в сфере социогуманитарного знания, в частности перспективам использования ее эвристического потенциала для новой постановки и решения проблем современного образования и воспитания, было посвящено довольно много работ (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, С.П. Капица и др.). Раскроем содержание ряда компонентов синергетики, предложенных вышеперечисленными авторами: · открытость - это свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникационных каналов с внешней средой для обмена веществом, энергией и информацией; · самоорганизация - это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования; · нелинейность - это наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействия извне; · неравновесность - это качество системы, находящейся далеко от состояния равновесия; · раздвоение - это ветвление путей эволюции (развития) открытой нелинейной системы; · флуктуация (в переводе с латинского языка означает «колебание») - это случайное отклонение (изменение) величин, характеризующих систему, от их средних значений, ведущее при определенных условиях к образованию новой структуры и системного качества, т.е. к возникновению новой системы; · аттрактор (близко к понятию «цель») - это относительно конечное, устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает (лат. attrahere - притягивать) к себе все множество «траекторий» движения (развития) системного объекта, определяемых разными начальными условиями. Современная наука и синергетика объясняют процесс самоорганизации систем следующим образом. Система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией. Самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические размеры. В противном случае эффекты от синергетического взаимодействия будут недостаточными для появления коллективного поведения элементов системы и тем самым возникновения самоорганизации. Описание основных элементов синергетического подхода позволяет убедиться в необходимости и в эвристических возможностях использования данной методологической ориентации в построении моделей в ФВ. Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельности ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становление субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка. Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно-деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделение двух основных компонентов – личностного и деятельностного. Деятельностный подход в воспитании исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно или опосредованно осуществляет изменения в структурах личности. При этом личность одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющих потребности личностного развития. Деятельностный подход в ФВ, например, можно рассматривать как проектирование и осуществление деятельности, сориентированной на концепции «онтокинезиологии человека». Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания. По словам В.В. Серикова, становление ребенка субъектом – это не момент воспитания, а его суть. Подобный взгляд на воспитание и место в нем феномена становления субъективности позволяет заключить: деятельностный подход в воспитании - это по своей сущности субъективно - деятельностный подход. Эволюционный подход. Эволюция есть вид изменения, отличительная особенность которого заключается в том, что в эволюционном процессе каждое новое состояние по отношению к предшествующему мыслится как более совершенное в количественном или качественном отношении, т. е. оно сложнее, ценнее, значительнее предшествующего.Но, эволюция не всегда является только прогрессивно направленной!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 4733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.008 с.) |