Характеристика и соотношение физической и спортивной культур 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика и соотношение физической и спортивной культур



Если рассмотреть целевую сущность социальных явлений «физическая культура», «спортивная культура», то следует отметить, что первое явление направлено на формирование физически совершенного человека. В структуре физического совершенства отсутствует признак «спортивный результат». Что нельзя сказать о результате процесса спортивной культуры. На рис.1. представлены группы ценностей физической культуры.

 

Рисунок 1- Система ценностей физической культуры

 

Спортивная культура - это интегральная характеристика личности, включающая в себя ориентированные на спортивный результат мотивационно-ценностные характеристики, представления об основных закономерностях учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности, умения оценить и управлять уровнем своей физической, технической, психологической и тактической подготовки, активное участие в тренировочной и соревнователь­ной деятельности, уровень спортивных результатов, максимально соответствующий потенциальным возможностям спортсмена.

Культурное измерение спорта

По мнению философа Дж.Пэрри «спорт является видом культурной деятельности первостепенного значения». П.Макинтош укзывал на то, что «ценности спорта получили всеобщее признание, как ни одна из величайших религий…»(Столяров).

В современном мире «спорт» относится к числу важных явлений всеобщей культуры. Доказательством этому является соотношение спорта и разных видов культур (политической, этической и др.), опубликованных в официальных документах.

Наряду с положительными тезисами о влиянии спорта на формировании личности, приводятся и негативная оценка. Так, например, голландский ученый Й.Хейзинга считал, что спорт «…стоит в стороне от культурного процесса…, он шумно пропагандирует соревнования между странами, но не в состоянии поднять спорт до активной силы, создающей стиль и культуру…спорт не обогащает душу…» (Столяров).

Важно различать три аспекта проблемы взаимоотношения спорта и культуры:

1. Каков культурный потенциал спорта?

2. Каково реальное культурное значение спорта?

3. Существует ли и что представляет собой спортивная культура личности, социальной группы или общества в целом?

Признаками наличия в спорте элементов культуры, по мнению Л.И.Лубышевой являются:

· праздничность атмосферы соревнований: красивая спортивная форма, как правило, украшенный спортивный зал, музыка, призы, медали, почетные гости и кумиры юных спортсменов – все это имеет особую специфичность. Атмосфера празднества, подчеркивает значимость спортивных соревнований. Выявление лучших команд, лучших атлетов, награждение победителей, звучание гимна страны-победителя создают высокий эмоциональный настрой не только у участников соревнований, но и у всех кто присутствует на них. Церемонии открытия и закрытия, парады атлетов – еще одна значимая сторона культуры спорта;

· организация тренировочной деятельности с соблюдением правильного режима жизнедеятельности: культуры сна, питания, заботы о своем здоровье, посещение медицинских осмотров, оказание первой медицинской помощи, поддержание на должном уровне спортивной формы.

 

4. Концепция конверсии высоких технологий спортивной подготовки в практику физического воспитания

Одним из непременных условий успешного решения какой-либо социальной проблемы общегосударственного уровня является наличие достаточно ясных понятий о сути лежащих в ее основе причин и формирование общепризнанных, консолидированных представлений о магистральных путях ее решения.

Казалось бы, это простое и выполнимое условие. Однако при осуществлении попыток решения таких проблем данное условие игнорируется. Именно это наблюдается при осуществлении попыток реформирования ФВ школьников.

Если проанализировать «болевые точки» организации ФВ, то в первую очередь необходимо отметить несовместимость условий организации урока физической культуры с требованиями, предъявляемыми к другим урокам школьного расписания.

Возможно, при организации традиционной урочной формы ФВ для восстановления организма учащихся после физических нагрузок не требуется значительного времени. Перерыв между урочными занятиями в режиме учебного дня регламентируется гигиеническими нормами СанПиН.

Вместе с тем ряд работ ученых и практиков доказывает, что урочной формы занятий в объеме 40-45 мин. недостаточно для полноценного решения поставленных задач. Если к этому добавить нелогичную повторяемость уроков в недельном микроцикле, то ни о каком тренировочном эффекте, упоминаемом авторами Л.П. Матвеевым, Ж.К. Холодовым, Ю.Ф. Курамшиным, и говорить не приходится.

Двухразовых уроков физической культуры продолжительностью по 40-45 мин. недостаточно для получения тренировочного эффекта, поскольку для выведения человека на новый уровень физической кондиции требуются 3-разовые занятия. Опыт советских олимпийцев 50-х гг. показал, что 3-разовая тренировка в неделю позволяла им добиваться даже олимпийских медалей.

Практически во всех современных нормативно-правовых актах, регламентирующих образовательную политику, определены приоритеты индивидуализации в отношении образования. В рамках традиционной организации ФВ, на наш взгляд, практически отсутствует возможность для реализации личностно ориентированного подхода, который в данном случае особенно необходим, поскольку речь идет о здоровье школьников.

В советской системе образования, в которой первенствовала идеология коллективного образования, успешно культивировали классно-урочную систему. Возможно, она имеет свои преимущества при обучении дисциплинам естественно-научного, гуманитарного цикла, где не учитываются темпы биологического созревания. Как показала практика, уроки физической культуры невозможно организовать методически правильно без учета не только гендерных признаков, но и темпов физического развития, уровня двигательной активности.

Традиционная урочная форма ФВ не ориентирована на возможность выбора ребенком вида физической активности. Отсутствие выбора вида программного материала, по мнению А.И. Корунца (1998), Е.А. Панфиловой, Ю.Ю. Бориной, К.В. Чедова (2006), не стимулирует формирования интереса к занятиям. Все эти причины организационного порядка резко снижают эффективность учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, одним из основных противоречий современной педагогики, в том числе и методики ФВ школьников, является несоответствие классной формы организации обучения современным требованиям качества. Суть данного противоречия, по мнению В.К. Бальсевича, состоит не столько в формальном объединении в один коллектив разных по уровню знаний, подготовленности, общим интеллектуальным и физическим способностям, ментальной, физической и психологической зрелости детей, сколько в несоответствии такой формы декларируемым приоритетам личности ребенка, его мотиваций, интересов, самых разных индивидуальных особенностей, наконец, его права на самореализацию в том, к чему у него есть и задатки, и способности, и наибольшие шансы на успех.

В 1998 г. группа ученых: Ю.А. Марков, А.И. Корунец, Л.Н. Прогонюк, В.К. Бальсевич сформулировали основные положения (принципы) эффективной апробации инновационной формы занятий в образовательном учреждении.

Принципы спортивно ориентированного физического воспитания (СОФВ)

Теоретический фундамент СОФВ формируют следующие организационно методические принципы и положения.

Принцип конверсии

Наиболее эффективным способом целенаправленного преобразования физического потенциала человека является физическая тренировка как организованный процесс адаптации организма школьника к физическим нагрузкам требуемого объема, нужной интенсивности и методически грамотного подбора содержания используемых для этого физических упражнений. Вместе с тем необходимым элементом любого тренировочного процесса является постоянное освоение занимающимся новых двигательных действий и их совершенствование, т.е. моторное обучение. Поэтому в основу построения любой модели СОФВ должна быть положена концепция использования отработанных в теории и практике спортивной подготовки средств управления процессом целенаправленного изменения состояния и рабочих возможностей морфофункциональных систем обучающихся посредством использования креативных возможностей феномена тренировки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.003 с.)