Основные закономерности возрастного развития моторики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности возрастного развития моторики.



Самой общей чертой возрастного развития моторики, присущей всем изученным нами системно-структурным уровням переместительных движений, является наличие двух этапов возрастной эволюции. Принципиальным основанием дифференциации первого и второго этапов онтогенеза локомоций служит весьма выразительное изменение характера развития локомоторных систем в начале третьего десятилетия жизни.

Действительно, интенсивное развитие в течение первых двух десятилетий жизни свойственно и отдельным биодинамическим структурам, и возрастной эволюции межсистемных отношений. В то же время все уровни моторики обнаруживают сравнительно плавный характер развития на втором этапе онтогенеза – с начала третьего десятилетия жизни. Отличительной чертой эволюции биодинамики локомоций на втором этапе онтогенеза является изменение направления развития ее систем и элементов на противоположное по отношению к возрастным изменениям второго этапа.

В связи с указанными особенностями онтогенеза локомоторной функции мы склонны рассматривать первый этап как этап интенсивного развития элементов и систем переместительных движений, в то время как второй этап целесообразно назвать этапом малоинтенсивного развития локомоций.

Биологический смысл первого этапа, на наш взгляд, заключается в накоплении организмом способностей, необходимых для активной деятельности в среде. Это накопление потенциала моторики носит избыточный характер, создавая условия для формирования запаса возможностей решения двигательных задач определенного класса в различных будущих ситуациях.

На втором этапе осуществляется постепенное приведение биодинамических систем в соответствие с реальными требованиями среды и изменяющимися внутренними условиями организма, характерными для стационарного состояния.

Таким образом, решающим фактором, обусловливающим уровень развития, текущее состояние локомоторной системы, является характер предшествующих воздействий среды, содержание тех “проблемных ситуаций”, которые возникали и разрешались ранее.

Если рассматривать процесс поступательного развития локомоторной функции как процесс аккумуляции, накопления информации, то источником накопления следует считать обучение, индивидуальный опыт, приобретаемый в ходе решения двигательных задач. Накопленная организмом информация такого вида становится основой для решения задач, связанных с переместительными движениями.

Однако продолжительность “хранения” такой информации не беспредельна. Отсутствие новых запросов из внешней среды, с одной стороны, не стимулирует к дальнейшему накоплению информации, а с другой — обусловливает “забывание” накопленной ранее. После того как объем имеющейся информации приходит в соответствие с реальными требованиями среды, наступает известная стагнация информации, так как адекватность ответов на привычные, однообразные воздействия среды обеспечивается сохраненным минимумом информации.

Стабилизированный и малоинтенсивный характер возрастной эволюции элементов биодинамики и биодинамических структур в период стагнации физического развития может объясняться именно снижением требований к локомоторным актам, однообразием привычных движений. Отсюда становится понятной поистине выдающаяся роль специально организованных воздействий на развитие моторики, которые могут осуществляться в процессе организованного физического воспитания, спортивной тренировки и самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что бывшие спортсмены в зрелом возрасте значительно превосходят своих сверстников, не занимавшихся спортом в молодости, по показателям моторики. Систематические занятия физической культурой в зрелом и пожилом возрасте оказывают существенное влияние на локомоторную функцию, в значительной степени изменяя характер ее развития в этот период жизни.

Отмеченные факты позволяют утверждать, что степень интенсивности процесса развития может регулироваться путем организации определенного режима моторной активности. Это означает, что результаты процесса развития на каждом этапе не являются фатально обусловленными и не характеризуются непрерывной положительной энтропией, как это следует, например, из концепции Рубнера, сформулировавшего энергетическое правило поверхности.

Из энергетического правила поверхности следует, что сразу после возникновения организма начинает тратиться его генетически предопределенный энергетический фонд. В связи с этим каждый физиологический акт, осуществляемый с момента зарождения организма, увеличивает поток положительной энтропии; энергетический фонд организма, по Рубнеру, не может быть обогащен, напротив, в течение жизни он постепенно снижается.

И.А.Аршавский противопоставляет выводу Рубнера сформулированное им энергетическое правило скелетных мышц. “Согласно энергетическому правилу скелетных мышц, — пишет И. А. Аршавский, — с момента зарождения организма, в особенности с момента начала функций скелетной мускулатуры, развитие характеризуется не постепенным исчерпанием, а постепенным увеличением негэнтропийных возможностей, увеличивающих энергетические ресурсы и тем самым рабочие потенции организма в среде. Лишь начиная с так называемого пожилого, и в особенности старческого возраста, поток положительной энтропии в системе организма начинает превалировать над негэнтропийными (анаболическими) возможностями его. Энергетическое правило скелетных мышц позволяет не только наметить пути физиологического обоснования специфических условий гигиенической среды в каждом возрастном периоде, но и подойти к обоснованию путей управления индивидуальным развитием организма”.

Отрицание фатальной неизбежности энтропийного характера индивидуального развития на всех его этапах является характерной чертой концепции отечественных физиологических и общебиологических школ.

Известный советский биолог Э. С. Бауэр в результате исследовании физико-химических аспектов проблемы саморегуляции живого пришел к заключению, что важнейшая особенность живого состоит в неравновесности его структуры. Молекулы, образующие живое, обладают свободными валентными связями, благодаря чему связываются молекулы питательных веществ. Поэтому живое, с одной стороны, обнаруживает тенденцию к равновесности, насыщению валентностей, движению к смерти, но, с другой стороны, эта тенденция ведет к выделению энергии, которая идет на восстановление неравновесного состояния, естественного для живого. Таким образом, биосистема изменяет свои структурные свойства, что и является источником ее работоспособности, источником свободной энергии. Структурные преобразования, следовательно, способствуют восстановлению запаса энергии и нового заряда потенциалов, необходимых для противодействия тенденции к равновесию, для сохранения работоспособности и целостности живой системы.

И.И. Шмальгаузен глубоко исследовал процессы саморегуляции с кибернетической, информационной точки зрения. Управление в живой системе автор понимал не как пассивное приспособление к среде, а как активное воздействие на нее, в процессе которого биосистемы не только повышают уровень своей негэнтропии, но и преобразуют окружающие условия.

Выдающийся советский физиолог Н.А. Бернштейн на основе раскрытия сущности процессов управления в организме сформулировал концепцию физиологии активности. “Проблема физиологии активности — это проблема антиэнтропического преодоления среды, проблема поиска и предваряющего планирования своих действий, а тем самым – общая проблема оптимизации организмом условий для своего роста и закономерного развития”. Н.А. Бернштейн также считает, что, взаимодействуя со средой, организм активно воздействует на нее, добиваясь изменений в нужном для него направлении.

Первый этап развития систем движений должен быть максимально использован для закладки возможно большего потенциала моторики. Аккумуляция широкого круга двигательных способностей, высокий уровень их развития будут содействовать повышенной работоспособности не только в детские и юношеские годы, но и в зрелом возрасте.

Ведущим принципом педагогического воздействия на моторику в этот период индивидуальной эволюции должен стать принцип постановки разнообразных двигательных задач.

Другой основной закономерностью онтогенеза локомоторной функции человека является колебательный характер возрастного развития.

Обнаруженная В.К.Бальсевич, закономерность отражается на уровнях системы переместительных движений, которые ему удалось исследовать. В онтогенезе элементов биодинамики это отчетливо проявляется в периоды ускоренного и замедленного их развития Флюктуации биодинамических систем в целом характеризуются ритмической сменой периодов внутрисистемной структурной консолидации элементов периодами их диссоциации, рассогласованности. Возрастная динамика межсистемных отношений моторики также имеет своей отличительной особенностью определенную ритмичность развития, которая выражается в последовательной смене процессов повышения и снижения степени согласованности рассматриваемых систем биодинамики физического развития и физической подготовленности.

Общим свойством перечисленных процессов развития локомоторной функции следует назвать снижение амплитуд колебаний на втором этапе онтогенеза.

Физиологический механизм формирования циклов развития локомоторных систем может быть понят в свете учения А. А. Ухтомского о доминанте.

Каждый из циклов биологического ритма развития локомоций отражает физиологический механизм интеграции, осуществляемой по принципу доминанты. В связи с этим колебательный характер возрастной эволюции биодинамических элементов и систем можно объяснить асинхронным формированием доминант развития различных уровней моторики. При этом однородные доминанты повторяются в последующих циклах развития, отражая каждый раз новый характер текущего адаптивного поведения системы.

Н. А. Бернштейн считал, что процесс индивидуального развития представляет собой прежде всего активную борьбу за реализацию той программы развития, которая закодирована в геноме зиготы. Возможность трансформации генетической программы в систему связей, образующих орган управления развитием локомоций, подтверждается полученными нами данными о закономерностях возрастного развития систем движений. В частности, об этом свидетельствуют выявленные формы адаптивного поведения систем моторики на разных этапах онтогенеза, их адекватное реагирование на меняющиеся условия среды.

Орган управления развитием можно представить себе как нейродинамическую структуру или систему констелляций по А. А. Ухтомскому, объединяющую множество элементов или звеньев нервной системы, взаимодействующих во множестве сочетаний.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологиии человека [Текст]/В.К. Бальсевич.-М.: Советский спорт, 2009.-220 с.

2. Введение в теорию физической культуры: Уч.пособие для ин-тов физ.культуры: доп. Ком. по физ.культуре и спорту /под ред. Матвеева Л.П. М.: ФиС, 1983.-128 с.

3. Сайт Толкового словаря С.И. Ожегова // www.ozhegov.ru.

4. Фонарев Д.В. Моделирование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников. Монография. - Чайковский: Изд-во ЧГИФК, 2009. - 353 с.

 

 

Лекция 4. Пути совершенствования средств и методов обучения двигательным Совершенствование технологии воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, гибкости, выносливости) на основе соответствия средств и методов воспитания закономерностям онтогенеза.

План лекции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.012 с.)