Проблемы модернизации системы физического воспитания в современных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы модернизации системы физического воспитания в современных условиях.



Для понимания первопричин снижения эффективности в достижении цели ФВ в современном обществе, рассмотрим структуру системы физического воспитания (далее СФВ), ее генезис и результативность функционирования в наши дни.

В словаре С.И.Ожегова система (греч. «systema») - целое, составленное из частей; соединение [302]. Любую систему характеризуют по ее составу, структуре, функции, развитию, бытию. Любая существующая система обладает следующими основными характеристиками:

- единство элементов (выбытие одного из элементов может привести к ее разрушению или модификации);

- делимость (состоит из подсистем и может входить как подсистема в системы более высокого уровня);

- наличие эмерджентных свойств (наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам).

Структура отечественной СФВ представлена на рис.3

 

Рисунок 3 - Представление о системе физического воспитания РФ

 

Проводя структурную аналогию между существующими системами и изучаемой нами СФВ, следует отметить, что от других существующих систем СФВ отличается, прежде всего, идейными основами, которые выражены в целевых установках, принципах и других отправных идеях, ради воплощения которых она строится в обществе.

Функционирование СФВ обеспечивается, кроме того, целым комплексом специальных условий — подготовкой профессиональных кадров, системой специальной информации, материально-технической базой и т. п. Причем организационная мощь системы, по мнению Л.П. Матвеева, зависит в первую очередь от степени участия государства и ведущих общественных сил в ее формировании, функционировании и развитии [66].

Что касается начального этапа формирования отечественной СФВ, то уже в ХVIII зародилось мировоззрения общества на гармоничное развитие подрастающего поколения. Фундаментальными трудами того времени можно считать работы В.Г. Белинского, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, которые ратовали за гармоническое развитие нравственных, умственных и физических сил человека. Основоположником введения в отечественную школьную программу ФВ стал К.Д. Ушинский, который связывал телесное воспитание с трудом, умственным и нравственным развитием ребёнка. Таким образом, вектор идеологии ФВ был и остается направленным на формирование всесторонне развитой личности.

В конце XIX в. П.Ф. Лесгафт изложил свои прогрессивные взгляды на ФВ детей и подростков в «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста». Именно он впервые обнажил социальную проблему того, что школьная система обучения не учитывает мотивационную сферу занимающихся. Надо сказать, эта образовательная линия наблюдается и в современной школе. Значительный вклад в разработку форм и методов ФВ внёс ученик П.Ф. Лесгафта В.В. Гориневский. Он впервые установил взаимосвязь между «упражняемостью тела» и изменчивостью показателей деятельности кардиореспираторной и мышечной систем организма.

Становление советской СФВ началось в 20-е г. прошлого века. В те времена она считалась неотъемлемой частью всей системы коммунистического воспитания в нашей стране. Первый всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» можно считать, с одной стороны, средством деятельности советской системы, с другой - идеологической программой Коммунистической партии Советского Союза. Во всех типах учебных заведений были введены обязательные занятия по физической культуре.

В период 30-50-х г. прошлого века вектор СФВ имел военно-физическую направленность. Целью ФВ советского периода считалась подготовка физически развитых, здоровых, активных строителей коммунистического общества, способных к высокопроизводительному труду и защите Родины как заказ государства. Самодеятельное физкультурное движение развивалось в советском обществе под патронажем Коммунистической партии и при адекватной поддержке профсоюзных, комсомольских организаций.

В начале 80-х годов двадцатого века в партийно-правительственных установках на пятилетний период предусматривалось активное развитие массовой ФКиС. Уже в те годы на государственном уровне обсуждались проблемы функционирования СФВ, на первом месте среди которых значились - совершенствование методики проведения занятий с подрастающим поколением. Особая актуальность таких революционных взглядов на фоне эпохи «застоя» была обусловлена двумя обстоятельствами:

- непропорциональной акселерацией некоторых сторон возрастного развития детей и подростков;

- прогрессирующим ограничением общего объема двигательной активности учащихся в силу перегрузки их учебно-аудиторными занятиями.

Советский период существования СФВ был насыщен физическим натаскиванием занимающихся до кондиции «ГТОшника». Для этого были созданы все условия: разработано нормативно-программное обеспечение уроков физической культуры, функционировали на бюджетной основе спортивные секции. Стремление каждого школьника получить значок «ГТО» было очевидным. Это продолжалось до середины 80-х годов. Целью советско-российской СФВ в период с середины 80-х годов прошлого столетия и до наших дней является содействие формированию основ физической культуры личности как важнейшего условия укрепления здоровья людей, а также формирования здорового образа жизни современного человека.

Ссодержание компонента «мировоззренческие основы», сущность которого заключается в совокупности взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности, в условиях современного развития общества, на наш взгляд, не может быть реализована по причине того, что в нем не заложена идея здоровьеформирования. Важнейшей государственной задачей в сфере ФВ подрастающего поколения, согласно требований государственного образовательного стандарта и действующего законодательства в сфере ФКиС, является повышение уровня физической подготовленности детей и подростков. Решение данных задач возлагается на школьное ФВ в форме уроков ФК.

Развиваясь в рамках заданной системы, физическая культура теряла собственно социокультурные функции и определялась в сознании человека как тождественная процессу ФВ. Такая трансформация из феномена культуры в «педагогический элемент» воспитания, по мнению С.И. Филимоновой (2004), нашла свое воплощение в парадигме «не физическая культура для человека, а человек для физической культуры».

Содержание компонента «теоретико-методические основы», которые опираются на достижения многих наук, требуют пересмотра и уточнения.

Анализ данных отечественной литературы показал, что в науке «Теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки оздоровительной и адаптивной физической культуре» среди ученых нет единого мнения о содержательной компоненте процесса физического воспитания.

Так, например ученые А.Д. Новиков, Б.А. Ашмарин, Ж.К. Холодов, под «физическим воспитанием» понимают органическую часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.

По Л.П. Матвееву понятие «физическое воспитание» входит в общее понятие «воспитание» в его широком смысле. Это означает, что физическое воспитание, как и другие виды воспитания, есть педагогический по своей природе процесс со всеми присущими данному явлению общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с педагогическими принципами и т. п.). Отличительные же особенности ФВ состоят в основном в том, что это процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. И.И. Сулейманов (2001) считает, что не следует понимать под ФВ процесс обучения, воспитания и образования. Это, по мнению автора, прерогатива термина «физкультурное образование». Ю.В. Менхин рассматривает ФВ как полиморфную и многофункциональную педагогической систему, одной из частей которых является «спортивное воспитание».

Есть полярная точка зрения на понимание данного процесса. Так ученые Н.И. Пономарев, Ю.Ф. Курамшин считают, что это «процесс формирования потребностей в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей».

Сущность ФВ, по мнению Ю.Н. Москвичева, заключается в передаче от человека человеку ценностей и связанных с ними совокупностей интересов, потребностей, убеждений. ФВ как и любой вид воспитания – это целенаправленное формирование определенных ценностных установок, определенной системы ценностей, идеалов, убеждений. Отсюда объектом ФВ является личность человека, а предметом – духовный мир человека.

Мысли вышеуказанных ученых соотносятся с мировоззренческими позициями П.Ф. Лесгафта, который еще в 19 веке в своем «Руководстве по физическому воспитанию детей школьного возраста» отождествлял ФВ с «физическим образованием». Под этим термином отечественный естество испытатель понимал весь процесс развития личности, т.е. формирование у человека мировоззрения, мышления, воли, нравственных и эстетических чувств, характера, форм тела, мышечной силы, определенных знаний, двигательных умений и навыков, а также оздоровление организма.

Резюмируя авторские интерпретации ФВ следует отметить, что в ряде случаев имеет место быть обобщенности педагогического процесса (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пономарев, Ю.Ф. Курамшин, Ю.В. Менхин) и конкретизации его на уровне целенаправленного формирование личности (А.Д. Новиков, Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, И.И. Сулейманов).

Учитывая то, что все вышеперечисленные явления интерпретации «ФВ» имеют место быть в учебниках и учебных пособиях, которые преподаватели физкультурных вузов используют в учебном процессе, а учителя физической культуры применяют в практике ФВ школьников, возможно и организация данного общественного явления в образовательных учреждениях осуществляется в большей степени с акцентом на физическую подготовку, нежели на потребностно-мотивационную сферу личности.

Ситуация в понимании рассматриваемого нами педагогического процесса и его применения в практике усугубляется также появлением новых терминов, таких как «физкультурное воспитание», «спортивное воспитание», «спортивно ориентированное физическое воспитание», которые вследствие их недопонимания учителями ФК могут подменять процесс ФВ.

Если рассматривать сущность компонента «программно-нормативные основы», понятно, что нормативная основа оценивания школьника по паспортному возрасту, разработанная еще в 80-х годах прошлого столетия не может объективно судить о качественном развитии его морфо-функциональных систем. К сожалению не все территории РФ имеют в нормативно – правовом поле свои законодательные и нормативные акты, в том числе программные продукты, касаемые ФКиС и ФВ школьников в частности. Критический анализ последних программ ФВ школьников, относящихся к комплексным продуктам и результаты тестирования физической и двигательной подготовленности выпускников основной и средней школы, показали, что тот объем базовой и вариативной части, рекомендованный министерством образования РФ недостаточен, для решения поставленных задач по формированию физически совершенных людей. К тому же методическая часть данных программ не адаптирована к школьникам отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам, количество которых с каждым годом увеличивается. По всей видимости, требуется пересмотр объема времени недельных занятий (прежде всего в части бюджета времени одного занятия) и дифференцирование содержательной стороны средств педагогического воздействия.

Что касается четвертого компонента СФВ, к которому относятся «организационные основы», то здесь однозначно требуется реформирование. Так, например, по замыслу ученых в области ТиМФК данную организационную структуру СФВ должны составлять государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические, обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров). Контроль за организацией, осуществлением и результатами ФВ возлагается на Министерство спорта Российской Федерации, а также соответствующие отделы Министерства образования и науки РФ.

Что касается стратегического направления и государственного патронажа процесса ФВ, то здесь скрыта парадоксальность того, что с одной стороны процесс ФВ школьников относится к процессу образования, что, безусловно, относится к прерогативе министерства образования. Вместе с тем, рассматривая структуру управления данного министерства (на уровне департаментов), то до июня 2010 г. в российской системе управления не было ответственного лица, а уж тем более структурного подразделения, занимающего вопросами развития системы физкультурно-спортивного воспитания. Также следует отметить, что в структуру государственной линии СФВ не вошло профильное министерство здравоохранения, которое непосредственно отвечает за показатели здоровья школьников, которое за последнее двадцатилетие резко ухудшилось. По всей видимости, в процесс модернизации СФВ необходимо внести изменения в части государственной составляющей компонента «организационные основы», а именно считать профильным министерством исполнительную власть, отвечающую за образование, и включить в состав контролирующих органов министерство здравоохранения.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями должны быть организованы в добровольных спортивных обществах а также в детско-юношеских спортивных школах. Продолжительность данного вида занятия зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени. К сожалению, с развалом экономики нашей страны и ее денационализации, упразднилось большинство спортивных обществ. Тоже можно сказать и о спортивных школах, клубах. В связи с принятой концепцией модернизации российского образования была оптимизирована система дополнительного, в том числе физкультурного образования. В общеобразовательных учреждениях из штатного расписания была исключена должность педагог дополнительного образования по спорту. Это поставило под угрозу не соблюдение принципа «непрерывности» процесса ФВ и снизило физиологическую потребность школьника, подростка и учащейся молодежи к занятиям физическими упражнениями.

Такая реальность требует от государственной, региональной и местной законодательной и исполнительной властей поиска средств и создание условий для реализации вышеуказанного принципа.

До определенного времени, на наш взгляд это относится к началу 21 века, отрасль ФКиС выживала в тяжелых экономических и бюрократических условиях, пока не обратил на это пристальное внимание президент РФ В.В. Путин. По мнению руководителя страны, именно регионы способны поднять массовость занятий ФКиС «…Отсутствие практики школьных и дворовых соревнований…» Экс-президент назвал одной из серьезных проблем. «Эту ситуацию можно и нужно менять, начинать нужно со школ», отметил он. Организованный в 2002 году первый государственный совет по вопросам состояния ФКиС, предопределил начало эпохи прогресса, в том числе в области теории и практики ФВ. Свидетельством тому являются примеры развития детско-юношеского спорта в ряде российских регионов (гг. Санкт-Петербург, Омск, Воронеж, Саратов, республики Чувашия, Татарстан, Башкортостан, Коми) в немногочисленных спортивных школах и секциях усилиями энтузиастов возрождаются национальные виды спорта и спортивные игры, поддерживаются олимпийские виды спорта. Благодаря этому дети и подростки учатся дисциплине, обретают здоровье, высокие жизненные цели, избегают социальных рисков, связанных с детской беспризорностью и безнадзорностью, наркоманией, преступностью.

Не осталось в стороне министерство спорта РФ как орган исполнительной государственной власти, отвечающий за формирование государственной политики в сфере детско-юношеского спорта. В частности, с января 2006 г. подведомственные ему учреждения приступили к работе по подготовке системных предложений, обеспечивающих модернизацию ФВ в общеобразовательных учреждениях.

Первым делом, работа началась с апробации различных моделей организации ФВ в регионах России, доказавших свою эффективность в результате многолетней инновационной деятельности ряда ученых. Это модели:

- «Спортивно ориентированное физическое воспитание школьников».

- «Интеграция основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности» (внедрение дополнительных часов физкультурных занятий детей в спортивно-оздоровительных группах спортшкол).

По замыслу авторов разработчиков, в результате реализации данных моделей возможно появление новых организационно-правовых форм в общеобразовательных учреждениях, не противоречащих действующему законодательству:

- «Школьный спортивный клуб»,

- «Центр образования».

Учитывая тот факт, что в процессе обновления направленности вектора физкультурного образования в сторону спортивного воспитания министерство спорта РФ предложила администрации школ и муниципалитетов ввести в действие ряд типов учреждений спортивной направленности:

- ДЮСШ;

- СДЮШОР;

- СДЮСТШ (специализированная детско-юношеская спортивно-техническая школа);

- ССАШ (специализированная спортивно-адаптированная школа);

- МФСК (межшкольный физкультурно-спортивный клуб);

- ШСК (школьный спортивный клуб).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.026 с.)