Информационная технологическая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная технологическая система



От характеристики отдельных компонентов информационной технологии логично перейти к выявлению координационных и субординационных связей между ними. Это позволит построить технологическую модель информационной системы, установить характер и направленность ее внутренних и внешних связей (рис. 6). Подобная модель может служить графической иллюстрацией к определению информационной системы, установленному законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации» [30].

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Весьма абстрактная технологическая модель отражает различные виды протекающих в информационной системе процессов. К их числу относятся:

• собственно «производственные» процессы – технологические процессы и операции, результатом которых становится конечный «продукт» (информационный продукт или информационная услуга);

• управленческие процессы, включая регламентацию (нормативно-методическое обеспечение), регулирование, входной, текущий и итоговый контроль, оценку качества произведенного продукта, предоставленной услуги;

• обеспечивающие процессы – выбор (приобретение) необходимых информационной системе ресурсов и средств производства.

 


Рис. 6. Технологическая модель информационной системы

Информационная технологическая система, преобразующая документированную информацию в актуальные для пользователей информационные продукты и услуги, реализует стандартный набор функций (информационных процессов):

1) сбор исходной информации – основного «сырья» и ресурса информационной системы;

2) передача (транспортировка) информации с входа на выход информационной системы;

3) накопление и хранение информации в информационных массивах;

4) поиск информации по содержательным и формальным признакам;

5) отбор (отторжение, не отвечающей заданным критериям) информации;

6) структурирование (организация) информации в информационной системе и сетях коммуникации;

7) концентрация (свертывание) информации в потоке и массивах;

8) размножение информации путем ее копирования и тиражирования;

9) переработка (преобразование) исходной информации в соответствии с запросами и информационными потребностями пользователей.

Информационные системы имеют чрезвычайно широкий спектр применения в науке, промышленности, управлении, экономике, финансах, образовании, политике, искусстве, частной жизни. Современные информационные системы базируются на автоматизированных информационных технологиях. Различают следующие виды автоматизированных информационных систем:

• измерительные (информационно-измерительные – ИИС);

• вычислительные (информационно-вычислительные – ИВС);

• проектные (проектно-конструкторские – ПКС, системы автоматизированного проектирования – САПР);

• управленческие (управленческие информационные – УИС, автоматизированные системы управления производством – АСУП, автоматизированные системы управления технологическими процессами – АСУТП);

• исследовательские (автоматизированные системы научных исследований – АСНИ);

• связи (информационные системы связи – ИСС);

• справочные (справочные информационные – СИС);

• информационно-поисковые (ИПС);

• испытательные (автоматизированные системы контроля измерений – АСКИ);

• обучающие (ОИС, автоматизированные обучающие системы – АОС);

• прочие.

Многие современные информационные системы строятся по стандартам открытых систем (Open Systems Interconnection – OSI). Это обеспечивает реальную возможность взаимодействия с другими информационными системами. Подобные системы имеют распределенную структуру, позволяют переносить программное обеспечение и информационные ресурсы с одной программно-технической платформы на другую. Технология открытых систем решает проблему создания единого информационного пространства в любых территориальных границах.

В ряду информационных систем различного назначения для специалистов библиотечно-информационной сферы особый интерес представляют Интернет и электронные библиотеки.

Интернет – глобальная информационная система, объединяющая множество информационных сетей (межгосударственных, национальных, региональных, локальных) каналами связи и едиными для всех ее участников правилами доступа к информации и организации ее использования. Эти правила определяются протоколом передачи данных в Интернет TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol). Верхний уровень структуры Интернета составляет система опорных сетей, как правило, имеющих континентальный и межгосударственный статус. Средний уровень представлен региональными сетями, которые присоединяют к опорной сети информационные ресурсы регионов. Местный (локальный) уровень образуют сети различных организаций, корпораций, университетов, библиотек и т. п., подключенные к региональным сетям,обеспечивающим, в свою очередь, доступ к опорным сетям.

Пользователь, подключенный к Интернету посредством телефонной линии (через модем), через кабельную сеть телевидения, радиоканал или спутниковую связь, получает доступ к сервисам глобальной сети, это:

• электронная почта (E-mail) – оперативный обмен сообщениями по телекоммуникационным каналам, скорость пересылки писем и иных сообщений (вложенных файлов) составляет в среднем несколько минут;

• списки рассылки (Mailing Lists) – рассылка сообщений (информационных, рекламных, учебных, справочных) всем подписчикам за счет объединения по одним адресом электронной почты адресов многих пользователей;

• телеконференции (Usenet) – пересылка сообщений, сгруппированных по определенному признаку (теме телеконференции) по принципу «от одного ко многим», для обмена новостями и мнениями, проведения дискуссий; каждый подписчик имеет возможность обратиться к интересующему его разделу и получать все поступающие туда новости или посылать свою информацию;

FTP (File Transfer Protocol) – доступ к файлам в файловых архивах, пересылка файлов большого объема, хранящихся в удаленных компьютерных системах; метод передачи файлов и одно из базовых приложений Интернета, предназначенное для обмена данными между персональными компьютерами;

• WWW – (World Wide Web) служба прямого доступа, позволяющая интерактивно взаимодействовать с представленной на Web-серверах информацией;

• служба IRC (Internet Relay Chat) – система разговорных комнат Интернета для ведения текстовых переговоров в режиме реального времени;

• IР-телефония – компьютерная телефония, обеспечивающая все виды телефонной связи, включая сотовую, факсимильную, пейджерную, соединение осуществляется через Интернет посредством использования IР-адресов;

• услуги поиска информации, реализуемые посредством: а) указания конкретного адреса web-страницы, на которой расположен необходимый пользователю ресурс; б) использования поисковых машин и каталогов Интернета (тематический поиск, поиск по произвольно сформулированному запросу с выдачей списка адресов web-страниц, содержащих, «по мнению» поисковой системы, запрошенную пользователем информацию) и др.

Электронная библиотека – это распределенная информационная система, позволяющая формировать, хранить и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов, предоставляя доступ к ним через глобальные сети передачи данных в удобном для пользователя виде. Авторитетный специалист в области электронных библиотек В. Армс [3] к их отличительным особенностям и «потенциальным преимуществам» относит следующие:

• появляется реальная возможность доставлять информацию непосредственно на рабочий стол пользователя;

• компьютерные технологии расширяют возможности поиска и обработки информации;

• размещение цифровой информации в сети делает ее доступной для неограниченного круга пользователей;

• облегчается процесс актуализации информации;

• снимаются временные ограничения на использование информации («двери цифровой библиотеки открыты всегда»);

• происходит диверсификации видов и способов доступа к информации;

• в перспективе возможна эволюция электронных библиотек в направлении нетрадиционных информационных сервисов: превращение их из статических хранилищ (репозиториев) электронных документов в информационно-телекоммуникационные центры, обеспечивающие обмен идеями и реализацию корпоративных проектов.

Современные информационные системы ориентированы на массового пользователя, не обладающего высокой квалификацией в области программирования и компьютерной техники. Как правило, они обладают простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, комфортны в эксплуатации, предоставляют пользователю широкие возможности доступа к информации.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какое влияние информационные революции оказывали на развитие информационных технологий?

2. Каково соотношение понятий «информационная деятельность», «информационное производство», «информационная технология»?

3. Какие существенные признаки информационной технологии отличают ее от других объектов и систем?

4. Каковы основные свойства и направления развития информационных технологий?

5. Какова связь между компонентной структурой информационной технологии и технологической моделью информационной системы?

 


Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.01 с.)