Информационная технология: многозначность понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная технология: многозначность понятия



 

Информационная деятельность – специфический вид человеческой (преимущественно интеллектуальной) деятельности, выделившейся в процессе исторического развития. Так, появление языка как средства хранения и передачи информации привело к обособлению группы старейшин и жрецов, которые являлись основными носителями и распространителями накопленных поколениями знаний об окружающей действительности; распространение письменности породило первую информационную «профессию» – писцов и переписчиков книг. Дальнейший прогресс человечества (по мере изобретения и развития книгопечатания, средств связи, электронно-вычислительной техники) неуклонно сопровождался расширением разнообразия, увеличением масштабов и ростом значимости информационной деятельности.

Информационная деятельность – это деятельность, обеспечивающая сбор, создание, обработку, организацию, хранение, поиск, распространение и использование информации.

Именно востребованная обществом информация (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео, анимационная) служит объектом и результатом информационной деятельности.

Информация (в ее социальном значении)воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.

Информация может существовать в форме сигнала (светового, звукового, электрического и др.), информационного сообщения (текстового, графического, речевого, визуального, аудиовизуального и др.), формализованных данных (символов, показателей, параметров и др.). Информация, зафиксированная на материальном носителе любым доступным человеку способом, является документированной (суть документом).

В процессе поиска, восприятия и усвоения информации человек осуществляет над ней некоторые действия – преобразования. Эти преобразования могут носить формальный характер (смена носителя информации, форматирование текста, тиражирование документа), либо касаться содержания информационного сообщения (перевод с иностранного языка, конспектирование лекции, редактирование текста, подготовка резюме, составление реферата). В зависимости от характера решаемых задач и квалификации исполнителя информационная деятельность может:

• являться основным видом профессиональной деятельности, осуществляться информационными работниками, обладающими специальной подготовкой, информационными знаниями и умениями;

• обеспечивать выполнение субъектом профессиональных функций, быть «включенной» в политическую, управленческую, научную, проектную, коммерческую, педагогическую и иную деятельность;

• осуществляться в режиме информационного самообслуживания – для удовлетворения учебных, самообразовательных, досуговых, бытовых и иных запросов.

Таким образом, в структуре информационной деятельности можно выделить две относительно самостоятельные сферы:

• информационное производство;

• информационное самообслуживание.

Сосредоточим свое внимание на информационном производстве, т. к. сфера информационного самообслуживания лежит за пределами изучаемого курса.

Информационное производство – область профессиональной деятельности по удовлетворению потребностей общества в информации путем ее создания, переработки, организации и распространения. Целью информационного производства является формирование информационного ресурса общества и организация доступа к нему.

Осознание значимости информационной деятельности в жизни человека и общества привело к формированию понятия «информационная технология». В русскоязычной научно-технической литературе оно получило распространение в середине 80-х гг. XX в. Первоначально его значение связывали исключительно с развитием компьютерных технологий, с разработкой автоматизированных информационных систем и программно-технического обеспечения. На рубеже 1990-х гг. это положение было закреплено в отечественных и международных стандартах группы «Информационная технология», регламентирующих создание и сопровождение автоматизированных информационных систем и программных средств. Однако постепенно пришло осознание необходимости распространения технологического подхода на все сферы информационного производства в целях обеспечения его эффективности, расширения номенклатуры и повышения качества производимых продуктов и услуг.

Оставаясь многозначным понятием, информационная технология может быть определена:

в прикладном значении (применительно к сфере информационного производства) – как способ производства информационных продуктов и услуг требуемого качества и количества с оптимальными для данных условий и времени затратами;

в расширительном толковании – как совокупность рациональных методов и средств информационной деятельности, обеспечивающих гарантированный результат.

На самом общем уровне технологические представления об информационном производстве можно выразить схемой (рис. 2).

 


Рис. 2.Общая схема информационного производства

 

К сфере информационного производства могут быть отнесены предприятия, учреждения, организации и службы, предметом деятельности которых является информация, а конечным продуктом – информационные продукты и услуги. Специфика данного производства заключается в том, что оно связано с созданием и доведением до потребителей интеллектуальных и духовных ценностей (информации, т. е. заключенных в ней смыслов и знаний).

Современному информационному производству присущи тенденции дифференциации (специализация на отдельных видах деятельности) и интеграции (создание многопрофильных информационных комплексов). Самостоятельный сектор информационной экономики составляют отрасли производства и реализации информационной продукции в печатной и электронной форме (издательское дело, рынок программных продуктов и баз данных [БД], средства массовой информации). Отдельные учреждения и социальные институты (библиотеки, архивы, копировально-множительные службы, книготорговые организации, учреждения связи и др.) специализируются преимущественно на информационном сервисе – удовлетворении информационных запросов потребителей. Причем доля услуг на мировом информационном рынке составляет более 60 % и неуклонно возрастает. Наконец, существуют информационные учреждения, которые производят собственную информационную продукцию и предоставляют на ее базе широкий спектр информационных услуг (органы НТИ, фирмы-агрегаторы БД, центры анализа информации, рекламные агентства, справочные службы и др.). Сочетание «производственных» и «сервисных» функций – еще одна особенность информационного производства.

Современное информационное производство опирается на солидную материальную базу. Техническое оснащение информационного производства обеспечивается развитой индустрией информационной техники: компьютеров, потребительской электроники, средств связи, офисного, полиграфического, коммуникационного оборудования, систем обеспечения бизнеса, управления, образования и т. п. Созданы предпосылки для перехода к индустриальным (применяемым в массовых масштабах, машинным) способам поиска, обработки и передачи информации. Обеспечить эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах призвана информационная индустрия.

Информационная индустрияотрасль экономики, связанная с созданием, переработкой, организацией и распространением всех видов информации, производством необходимых для этого программно-технических средств (табл. 2).

Таким образом, информационная индустрия является многономенклатурной отраслью экономики, которая производит:

• технические средства (компьютерная техника, телефоны, радиоприемники, магнитофоны, музыкальные центры, видео- и кинокамеры, телевизоры, плееры и др.);

• носители информации (дискеты, оптические диски, видео-, аудиоленты и др.);

• телекоммуникационное оборудование и сети (кабели, провода, спутники, линии передач, телекоммуникационные сети и др.);

• информацию в виде текстовых, графических, звуковых, аудиовизуальных, тактильных, мультимедийных документов и организованных информационных массивов (базы и банки данных, библиотечные и архивные фонды, документохранилиша, информационно-поисковые системы и т. п.);

• программное обеспечение, позволяющее пользователям манипулировать данными, получать доступ и работать с большими массивами информации;

• стандарты, межсетевые протоколы и соглашения, обеспечивающие унификацию информационного производства, взаимодействие между информационными системами и сетями, защиту информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения.

 

Таблица 2

 

Информационная индустрия
Производственные отрасли Сервисные отрасли
Производство информационной техники: проектирование, изготовление и реализация компьютеров и периферийного оборудования, средств связи; телекоммуникационного оборудования, потребительской электроники, аудиовизуальной техники, копировально-множительной техники; оргтехники и др. Сервисное обслуживание информационной техники: монтаж, наладка, техническое обслуживание, ремонт, консультационные и посреднические услуги и др.
Производство программного обеспечения: проектирование, разработка, тестирование, тиражирование и реализация программных средств Сервисное обслуживание программного обеспечения: установка, сопровождение, обучение пользователей, консультационные услуги, доработка в соответствии с пожеланиями заказчика и др.
Информационное производство: создание информационных продуктов различного содержания и назначения в учреждениях информационной сферы; создание и обработка информации в различных сферах управления, экономики, образования, культуры, искусства и др.   Информационный сервис: удовлетворение информационных запросов пользователей в библиотеках, архивах, музеях, справочных, консультационных информационных службах, услуги связи, защита информации от искажений и несанкционированного доступа и др.

 

Специалисты в области информационных технологий указывают на свойственную информационной индустрии тенденцию конвергенции – сближения различных технологий; объединения информационных рынков; интеграции таких отраслей информационной индустрии, как производство техники и оборудования, создание информационной продукции, предоставление информационных услуг. Конвергенция приводит к соединению содержания (печатной и аудиовизуальной продукции), инфраструктур (телевещание, телекоммуникации), технологий (информационно-коммуникационные, мультимедийные, информационно-образовательные), возможностей компьютеров по обработке, хранению и передаче информации и бытовой электроники.

В современной экономике информационная индустрия становится ведущей отраслью производства и сервиса, обеспечивающей своими продуктами и услугами другие сферы общественного разделения труда. Прирост национального дохода в развитых странах на 60 % обеспечивается новыми технологиями (информационным инновационным потенциалом), на 10 % – трудом, на 15 % – капиталом, на 15 % – природными ресурсами. Информационная индустрия – наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики: ее рост составляет 7–8 % в год [19, с. 17]. Увеличивается доля информационного сектора в структуре валового внутреннего продукта, возрастает удельный вес занятого в информационной сфере трудоспособного населения, формируется специализированный рынок информационной техники, программных средств, информационных продуктов и услуг. Происходящие в обществе технологические и экономические трансформации находят отражение в объеме и содержании понятия «информационная технология».

Информационная технология, согласно ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Библиография», – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу и распространение информации.

Единство понятий «технология» и «информационная технология» заключается, прежде всего, в том, что в основе и той и другой лежит процесс, под которым понимается определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. При этом любой технологический процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных методов и средств.

Методами информационных технологий являются методы обработки и передачи информации.

Средства информационных технологий – это технические, программные, информационные и другие средства, при помощи которых реализуется информационная технология.

Современные информационные технологии имеют общие черты с промышленными. И это не только техническое оснащение, машинные способы производства, маркетинговые механизмы реализации продукции. Как и в промышленной, в информационной технологии различают вспомогательные (обеспечивающие основное производство) процессы: формирование ресурсной базы (приобретение документов, технических средств, оборудования и комплектующих, расходных материалов), транспортирование сырья и продукции (доставка документов, передача информации по коммуникационным каналам), хранение (складирование) сырья и продукции (хранение фондов, архивирование данных). Хотя основные информационные процессы весьма специфичны, для оценки их эффективности приемлемы некоторые промышленные показатели (трудоемкость, себестоимость, расход материалов и др.). Специфика информационной технологии проявляется в преимущественно интеллектуальном характере труда, многономенклатурности (разнообразии ассортимента производимой продукции и услуг), небольших (по сравнению с промышленностью) объемах продуктов и услуг одного наименования.

Принципиальное отличие информационной технологии от технологии материального производства состоит в том, что в первом случае технология не может быть непрерывной, т. к. она соединяет работу рутинного типа (анализ, оперативный учет) и творческую работу, пока не поддающуюся формализации (принятие управленческих решений). Во втором случае функция производства непрерывна и отражает строгую последовательность всех операций для выпуска продукции (технологический производственный процесс). Используемые в производственной сфере технологические понятия (норма, норматив и т. д.) могут быть в настоящее время распространены только на простейшие, рутинные операции над информацией.

В целом можно выделить основные особенности информационных технологий:

• целью информационного технологического процесса является получение информации;

• предметом технологического процесса (предметом обработки) являются данные;

• средства, которые осуществляют технологический процесс – это разнообразные вычислительные комплексы (программные, аппаратные, программно-аппаратные);

• процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с выбранной предметной областью;

• управляющие воздействия на процессы осуществляется руководящим составом организации;

• критериями оптимальности информационного технологического процесса являются своевременность доставки информации пользователям, ее надежность, достоверность и полнота.

Информационная технология направлена на целесообразное использование информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов организационной структуры. Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой организации, учреждения, предприятия, а конечным продуктом является принятое решение. Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность работы организации.

Таким образом, основная цель автоматизированной информационной технологии – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.

Основная цель информационной технологии достигается за счет:

• интеграции информации;

• обеспечения актуальности и непротиворечивости данных;

• использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.

Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации, ведет к сокращению сроков ее обработки и является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении.

Автоматизированная информационная технология непосредственно связана с особенностями функционирования предприятия или организации.

Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:

• областью функционирования предприятия или организации;

• типом предприятия или организации;

• производственно-хозяйственной или иной деятельностью;

• принятой моделью управления организацией или предприятием;

• новыми задачами в управлении;

• существующей информационной инфраструктурой и т. д.

В информационном и технологизированном обществе производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности; возрастает значимость информационной составляющей в структуре ресурсного обеспечения различных сфер человеческой деятельности; информационные технологии и техника определяют прогрессивное развитие производственных и социальных процессов; информационная среда наряду с социальной и экологической становится новой средой обитания человека. Информационные технологии играют определяющую роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми; являются технологическим фундаментом интеллектуализации общества, развития системы образования и культуры, играют ключевую роль в процессах получения и накопления новых знаний.

 

2.3. Системная характеристика
информационной технологии

 

Информационная технология (ИТ) является сложной и комплексной системой, охватывающей разнообразный круг проблем, явлений, подходов и т. п. Поэтому для дальнейшего раскрытия сущности, состава, содержания и т. п. ИТ будем использовать принципы и методы системного подхода [6, 9, 37, 39].

Системный подход – это методология исследования, конструирования, прогнозирования систем разных типов и классов. Главным методологическим ядром системного подхода является система. Под системой будем понимать взаимосвязанную совокупность элементов преследующих общую для них цель.

Реализация системного подхода в описании ИТ предполагает использование принципа целостности, в соответствии с которым при системном подходе выделяются следующие аспекты или подходы [39].

Сущностный подход заключается в раскрытии сущности системы, качественной специфики, присущих ей системных качеств.

Выявление сущности системы наиболее сложный этап познания существенных признаков ИТ, которые отличают ее от других объектов и систем.

Начало широкого применения понятия ИТ в экономике, управлении и нформационной деятельности приходится на 60–70-е годы XX в. и связано с развитием компьютерных и телекоммуникационных принципов, методов и средств обработки информации, а в последние годы в связи развитием концепции информатизации общества. В эти годы приходит осмысление, что информация выступает как полноправный ресурс наряду с материальными, энергетическими, финансовыми и другими ресурсами [24, 20, 25].

В настоящее время особую актуальность имеет и продолжает развиваться высокими темпами информатика и ее составная часть – информационная технология.

Понятие ИТ является относительно новым в теории и практике информатики. Очевидно, что понятие ИТ является производным от понятий «информация» и «технология». В связи с этим будет уместно определиться с семантикой данных терминов, затем осмыслить понятие «информационная технология».

Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова «технология» восходит к древней Греции, где techne – обозначало искусство, мастерство, умение, а... логия – науку. Основные определения термина «информационная технология» приведены в таблице 3.

Анализ приведенных определений понятия технология и информационная технология позволяет выделить ряд существенных признаков.

Процессный характер ИТ проявляется в том, что сущность технологии связана с преобразованием свойств, формы, содержания и т. п. информации, во-первых, и, во-вторых, с процессом организации ИТ.

Формализованный характер. ИТ представляется в различных формализованных формах: в виде проекта, алгоритмов и программ, различного рода математических моделей и др.

Ориентация на практику. Благодаря запросам практики информационные процессы стали реализовываться в форме технологий.

• Концентрация в себе научных знаний и опыта реализации информационных процессов.

Получение эффективности, достижение конечного результата – неотъемлемые характеристики ИТ. Главным критерием социальной эффективности ИТ выступает свободное время человека. ИТ обеспечивает экономию затрат труда, энергии, ресурсов.

• Обеспечение заданного пользователем уровня качества реализации информационных процессов.

По мнению специалистов, в определении ИТ подчеркивают широкий и узкий смысл понятия. В широком смысле ИТ – это наука, научная дисциплина о методах описания, разработки и создания информационных технологий. В узком смысле – это целенаправленная деятельность по реализации информационных процессов с помощью современных методов и средств, с одной стороны, с другой стороны, ИТ – это представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, т. е. не что иное, как технологическая документация, технологическая карта и т. п.

Следует отметить, что механический перенос понятия «технология» имеет положительные и отрицательные стороны. Положительное – широкое использование и популяризация этого термина в теории и практике информатики. Отрицательные стороны связаны с отождествлением материальной (вещественной) и идеальной (интеллектуальной) природы информации.

Второй важной составляющей понятия ИТ является понятие «информация». В последнее время термин «информация» приобретает все большую популярность и привлекает к себе внимание многих ученых и специалистов. Однако, несмотря на это, единый взгляд на познание сущности «информация» в настоящее время не выработан.

Рассмотрим основные свойства информации.

Сущностные свойства

Неотрывность информации от ее носителя. Носителем называют материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации. В социальной среде информация проявляется (функционирует) благодаря своим носителям (бумага, глина, пластмасса, металл и др.).

Языковая природа информации. Любая информация представлена на определенном языке (в неживой природе в качестве языка выступает структура).

Независимость информации от носителя и языка. Несмотря на то, что информация неотрывна от носителя и имеет языковую природу, смысл ее не изменяется при фиксировании на разные носители и используя различные языки.

Семантический характер – информация всегда несет определенное значение, смысл.

Дискретность информации проявляется в возможности представления ее различными способами.

Непрерывность информации – она состоит из определенных дискретных элементов, которые отражают ее семантическую сущность.

 

 

Таблица 3

 

Определение понятия «Информационная технология»

 

Определение Источник
   
Технология(от греч. te^chne – искусство, мастерство, умение и... логия), определяется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов». Советский энциклопедический словарь [33]
«В широком смысле под технологией понимают науку о законах производства материальных благ, вкладывая в нее три основные части: идеологию, т. е. принципы производства; орудия труда, т. е. станки, машины, агрегаты; кадры, владеющие профессиональными навыками. Эти составляющие называют соответственно информационной, инструментальной и социальной... технологию понимают в узком смысле как совокупность приемов и методов, определяющих последовательность действий для реализации производственного процесса». Б.Я. Советов, с. 91–92 [32]
Под технологией я понимаю, вслед за Харви Бруксом и Дэниэлом Беллом, – «использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере» В информационные технологии я включаю, как и все, сходящуюся совокупность технологий в микроэлектронике, создании вычислительной техники (машин и программного обеспечения), телекоммуникации/вещании и оптико-электронной промышленности. Мануэль Кастельс. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, 2000 [26]

 

Продолжение таблицы 3

 

   
Автоматизированная информационная технология (АИТ) – системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам. Г.А. Титоренко, 1998, с. 22–23 [25]
«...автоматизированная информационная технология состоит из технических устройств, чаще всего из компьютеров, коммуникационной техники, средств организационной техники, программного обеспечения, организационно-методических материалов, персонала, объединенных в технологическую цепочку. Эта цепочка обеспечивает сбор, передачу, накопление, хранение, обработку, использование и распространение информации. Если рассматривать весь жизненный цикл информационной системы, то под автоматизированными информационными технологиями понимают совокупность методологий и технологий проектирования информационных систем, базовых программных, аппаратных и коммуникационных платформ, обеспечивающих весь жизненный цикл информационных систем и их отдельных компонентов от проектирования до утилизации». В.В. Годин, И.К. Корнеев. Управление информационными ресурсами, с. 22 [12]
«Информационная технология – это, во-первых, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и, во-вторых, описание этих процессов. Объектами переработки и циркуляции являются информация, данные. В качестве составных частей описаний могут выступать технологические маршруты и сценарии процессов переработки информации». Ю.Г. Данилевский и др. [20]

 

 

Продолжение таблицы 3

 

   
ИТ – это «приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных». ГОСТ 34.003-90
«Информационная технология– это представленное в проектной форме (т. е. в формализованном виде, пригодном для практического использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс. При этом достигается экономия затрат труда, энергии или материальных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса. Именно поэтому сегодня представляется исключительно актуальной и важной проблема формирования информационной технологии, как самостоятельной научной дисциплины о методах создания высокоэффективных информационных технологий (в обычном, узком понимании этого термина), т. е. своего рода теории и методологии проектирования информационных технологий».   К.К. Колин [27, 28]  

Динамические свойства

Рост информации проявляется в увеличении ее объема через определенные промежутки времени.

Рассеяние информации – распределение ее по темам, источникам ит. п.

Старение информации – это снижение спроса на информацию через определенное время.

Бренность информации представляет физическое старение носителя информации.

Прагматические свойства

Актуальность – способность информации сохранять свою ценность.

Достоверность информации позволяет в наибольшей степени истинно отражать реальный объект, осуществлять передачу информации без искажения смысла.

Ценность информации проявляется в способности достигать поставленные цели наилучшим способом.

Полезность – пригодность к практическому использованию.

Защищенность информации – уровень несанкционированного использования. В техническом аспекте защищенность проявляется в недоступности информации, в социальном – конфиденциальности.

В социальной среде информация часто проявляется в форме сообщения, данных, семантической информации и знания.

Информация, предназначенная для передачи, называется сообщением. Сообщение представляется в виде знаков и символов на определенном языке и носителе.

Данные – это организованные по определенным правилам знаки (символы) для представления различных изменений состояний окружающей нас действительности. Представляя информацию в виде данных, потребитель не учитывает ее содержание (смысл).

Семантический аспект рассмотрения информации связывают с организацией данных, которые способны изменять состояние потребителя информации на осведомленное (информированное), т. е. несущее определенный смысл. Состояние потребителя информации характеризуется семантической структурой, которая называется тезаурусом. При получении информации тезаурус может изменяться, и степень этого изменения характеризует воспринятое количество информации. Такую информацию будем называть семантической информацией.

Интерпретация полученных данных, семантической информации предполагает использование познавательных процессов более высокого уровня – это анализ, синтез, систематизация, классификация и т. п., в результате которых наступает понимание и способность распространять его на различные ситуации. В этом случае принято говорить, что потребитель обладает знанием.

Таким образом, термин «информация» используется как обобщенное понятие, включающее различные формы ее проявления и функционирования – в виде сообщения и данных, сведений и семантической информации, знаний. Все они между собой тесно взаимосвязаны, и выделить их можно только условно. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать термин информация в рассмотренном смысле.

Элементный аспект предполагает описание состава системы, количественную и качественную характеристику частей, компонентов, их координацию и субординацию, приоритетную (лидирующую) часть системы.

Рассмотрим общую модель ИТ, которая опирается на рассмотренную сущность и особенности ИТ и состоит из следующих подсистем. ИТ как наука и целенаправленная деятельность по переработке информации делится на технологическую и обеспечивающую части (см. рисунок 3).

Проблемы формирования ИТ как научной дисциплины разрабатывает профессор Института проблем информатики РАН К.К. Колин [27, 28].

Объектом исследований информационной технологии как научной дисциплины являются информационные технологии (в узком понимании этого термина), т. е. способы рациональной организации информационных процессов. Предметом исследований должны стать теоретические основы и методы создания информационных технологий, а также их проектирование и эффективная реализация [27].

К.К. Колин выделяет следующие первоочередные задачи теории ИТ:

• Разработка методов структуризации и классификации информационных технологий различного вида и назначения по их характерным признакам.

• Разработка критериев эффективности информационных технологий, методов их оптимизации и сравнительной количественной оценки.

• Определение перспективных направлений развития информационных технологий на ближайшие годы, а также научных методов, которые должны лежать в их основе.

• Определение принципов построения перспективных средств для реализации высокоэффективных информационных технологий нового поколения.

В технологическую подсистему входят компоненты, осуществляющие преобразования информации в соответствии с характеристиками разработанными теорией ИТ. Это объект преобразования (операнд) – данные, семантическая информация, знания, технологический принцип (способ) преобразования, действия над операндом, структура технологического информационного процесса, конечный результат (операнд с требуемыми свойствами).

 

 

 
 

 


Рис. 3. Модель информационной технологии

Средства обеспечения ИТ представлены методами, техническими средствами (аппаратные средства ЭВМ, оргтехника и др.), алгоритмическими и программными средствами, информационным и методическим обеспечением, компьютерными сетями и телекоммуникациями, персоналом и др.

Интересный подход к пониманию сущности и основных элементов ИТ рассматривает Милан Желены в своей работе [24]. Наряду с программным и аппаратным обеспечением он выделяет интеллектуальное обеспечение, под которым понимает «...Цели и стремления, причина и обоснование применения или внедрения аппаратного и программного обеспечения определенным способом. Это «знаю что» и «знаю почему» технологии. То есть это определение того, что использовать или внедрять, когда, где и почему» [24, с. 83]. Данные части связаны между собой и образуют ядро ИТ. И далее: «Но есть еще четвертый, самый важный, аспект технологии ... Сеть поддержки технологий. Требующиеся физические, организационные, административные и культурные структуры: правила работы, правила постановки задач, содержание работ, стандарты и критерии, стили и культурные и организационные модели поведения... Все четыре характеристики необходимы, если мы хотим дать определение технологии: технология – это единство находящихся во взаимодействии аппаратного, программного и интеллектуального обеспечения, встроенных в сеть отношений, которая требуется для их поддержки» [Там же, с. 83–84]. Структура ядра ИТ и сети поддержки представлена на рисунке 4.

 

 


Рис. 4. Структура ИТ. Ядро технологии

Функциональный подход требует дать ответ на вопросы. Каковы внутренние и внешние функции? Как эти функции п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.091 с.)