Пока практика не опровергла какого-либо постулата веры – оспаривать его бессмысленно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пока практика не опровергла какого-либо постулата веры – оспаривать его бессмысленно.



Конечно, придерживаясь этого постулата, мы не отрицаем необходимости активной борьбы общества с вероучениями, посягающими на человеческую жизнь и достоинство.

Мы отметили только внешне наблюдаемые признаки действия законов движения информации.

 

9.3. Основные принципы организации
информационного производства

 

Продукты информационного производства можно разделить на две группы по форме их участия в расширенном воспроизводстве общества.

К первой группе относятся продукты, предназначенные для прямого потребления обществом и его членами с явной выгодой для производителя информационного продукта. К таким продуктам относятся: произведения искусства и литературы, научные труды, справочники, лекции, учебники, проповеди, колдовство, массовая информация и дезинформация, пропаганда и реклама, слухи и клевета, разные виды фольклора и прочее.

Производство и потребление информационных продуктов этой группы подчиняется тем же законам рынка, что и аналогичные продукты материального производства, предназначенные для потребления. Поэтому мы не будем касаться принципов организации производства и реализации информационных продуктов этой группы.

Ко второй группе относятся информационные продукты, которые производители предпочитают скрывать от общества, опасаясь какого-либо ущерба для себя. К этой группе информационных продуктов относится информация о технологических особенностях производства, о материальных затратах на производство, об объемах продаж и полученных доходах, об отрицательных свойствах производимой продукции, о согласованности действий и решений людей с принятыми законами и установленными обществом нормативами и пр.

Поведение информационных продуктов этой группы в расширенном общественном воспроизводстве до сих пор слабо изучалось как экономистами, так и специалистами по информатике.

Мы ограничимся производством информационных продуктов, используемых в качестве средств труда в материальном и информационном производствах и в качестве предметов труда в информационном производстве.

Производство таких продуктов изначально развивалось вместе с материальным производством. Его назначением было информационное обслуживание материального производства, а точнее – информационное обслуживание управления материальным производством.

Под управлением мы понимаем процесс подготовки, принятия и исполнения решений.

Информационное обслуживание играло второстепенную роль, и на него при организации управления соответствующим производством старались тратить как можно меньше финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Информационное обслуживание ориентировано на выполнение запросов на ту или иную информацию, поступающих от органов управления основным производством, и играет пассивную вспомогательную роль по отношению к основному производству.

Примером информационного обслуживания может служить традиционная деятельность научно-технических библиотек.

По мере усложнения материального производства информационное обслуживание стало дополняться информационным обеспечением процессов материального производства. На информацию стали смотреть как на один из вспомогательных ресурсов, обеспечивающих эффективность управления материальным производством. Отношение к организации информационного обеспечения стало более серьезным, чем к организации информационного обслуживания, но оно еще не стало приоритетным среди проблем управления материальным производством.

Информационное обеспечение вырастало из информационного обслуживания по мере того, как оно шло на встречу развивающимся интересам пользователей информацией. Например, в конструкторском бюро необходимая нормативная и справочная информация поступает к разработчику не только по его запросам, но и принудительно, по мере ее появления – в соответствии, с функциональными обязанностями разработчика в рамках выполняемого проекта.

Функции информационного обеспечения потребовали знания процессов разработок, и статус научно-технических библиотек повысился до статуса подразделений научно-технической информации, в которых библиотеки стали одним из звеньев. Информационное обслуживание в общем случае можно рассматривать как одну из технологических позиций информационного обеспечения.

Наконец, на пороге информационного общества в развитых демократических странах пришло осознание необходимости управления информацией в любом производстве, наряду с управлением кадрами, финансами и материальными ресурсами. Под «управлением информацией» следует понимать управление информационным производством любой организации. При этом информационное обеспечение и/или информационное обслуживание не отменяются, а рассматриваются как составляющие единого информационного производства.

Рассматривая конструкторское бюро как информационное производство можно отметить, что традиционное информационное обеспечение разработок нормативной и технической информацией в процессе управления разработками должно дополняться информационным взаимодействием разработчиков в процессах проектирования.

В сложном процессе информационного взаимодействия разработчиков можно выделить два момента, проясняющих существо этого процесса. Первый момент касается согласования предложения разработчика (это предложение и есть новый информационный продукт) с ранее принятыми решениями в рамках текущего или предыдущих проектов, а также со смежниками по разработке. Второй момент относится к оповещению всех заинтересованных разработчиков в решениях, принятых по предложениям их коллег. Здесь действует процедура информационного обеспечения.

Важно фиксировать все решения по предложениям разработчиков – как положительные, так и отрицательные – с соответствующими мотивировками. Без этого нельзя эффективно решать проблему согласования предлагаемых решений. От полноты фиксации предложений разработчиков зависит устойчивость разработки к воздействию малоэффективных и даже вредных предложений. В одном из авиационных конструкторских бюро в СССР был зафиксирован факт неоднократного проявления на этапе рулежных испытаний порочного конструкторского решения в стойке шасси нескольких моделей. Конструктор всеми правдами и неправдами стремился реализовать свою идею, а массива всех решений по ранее рассмотренным и в том числе отклоненным предложениям в этом бюро не было.

Аналогичную ситуацию можно обнаружить в любом информационном производстве, где нет процедуры фиксации всех рассматриваемых предложений информационных продуктов.

Итак, в информационном производстве должен создаваться общедоступный для его участников массив информации (база данных) о рассмотренных предложениях информационных продуктов.

Мировая практика имеет уникальный пример создания и эффективного использования общедоступной базы данных о рассмотренных информационных продуктах, далекой от сферы разработок.

На изучении прецедентов строится наиболее древнее и вечное информационное производство – воспитание, образование и обучение людей. Прецеденты являются основой любой науки – информационного производства, в котором участвуют наиболее интеллектуально развитые люди. На прецедентах развивается искусство – информационное производство, в котором заняты творчески одаренные люди.

Момент согласования нового информационного продукта, предлагаемого одним из участников информационного производства, с прецедентами является решающим моментом в управления всем информационным производством. Его эффективность, конечно, зависит от качества предлагаемых новых информационных продуктов, но оценить это качество без достаточно полной базы прецедентов невозможно.

Оставаясь в сфере конструкторских разработок, можно утверждать, что при наличии базы прецедентов в технологию действий разработчика должна включаться стадия поиска прецедентов предлагаемых решений или, говоря языком специалистов в области информационного обеспечения, – стадия поиска и интерпретации аналогов предлагаемых решений. В результате разработчик может сам оценить варианты предлагаемых им решений, выбрать лучшее, с его точки зрения, провести необходимое, по его мнению, согласование со смежниками и представить свое решение на утверждение в соответствии с регламентом общей технологии своего информационного производства.

Процедура согласования предлагаемых решений со смежниками присутствует во всяком производстве нового информационного продукта, а не только в разработках каких-либо изделий. Особенно ответственна эта процедура в производстве законодательных и/или нормативных актов в органах государственного управления. Поэтому представляет общий интерес процедура выявления особенностей взаимодействия субъектов в момент согласования предлагаемого информационного продукта с прецедентами.

При формулировке этих особенностей мы исходим из того, что любой субъект информационного производства стремится получить максимальную выгоду от своего продукта – будь то произведение искусства, научное открытие, новое техническое решение или декларация о доходах. Поэтому он старается в своем продукте максимально оттенить положительные стороны своей деятельности и затушевать отрицательные. При этом все субъекты информационного производства, представляя на согласование с прецедентами и таким образом обобществляя свой информационный продукт, не заинтересованы в полном раскрытии своих возможностей.

Из этой особенности поведения производителей информации следует, что при управлении сложным информационным производством должна действовать жесткая технологическая дисциплина, обеспечивающая необходимую полноту информации о представляемых на согласование решениях или полноты информации, отчуждаемой в общественное пользование от субъекта информационного производства.

Какими средствами – кнутом или пряником – достигается это отчуждение, не столь существенно на данном этапе рассмотрения проблемы. Важно то, что необходимую полноту отчуждения невозможно обеспечить без общественного принуждения производителей информационных продуктов, и мы приходим к первому принципу управления информацией:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.006 с.)