Тенденции развития ассортимента информационных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития ассортимента информационных



Продуктов и услуг

 

По мере того, как информация, наряду с веществом и энергией, становилась важнейшим ресурсом современного производства, утвердился взгляд на нее как на специфический, стратегически важный товар с высокой рыночной стоимостью. Постоянно растущий спрос на информационную продукцию и услуги стимулировал развитие информационного бизнеса и формирование в структуре национального и внешнего рынков нового – информационного – сектора.

Информационный сектор экономики промышленно развитых стран сформировался в середине 70-х гг. XX в.

В 1960-е гг. ассортимент информационных продуктов был представлен преимущественно реферативными изданиями, информационными бюллетенями, библиотечными каталогами, доступными пользователям по подписке либо в библиотеках. Основу информационного сервиса в этот период составляют услуги избирательного распространения информации (ИРИ) и ретроспективного поиска (РП).

В начале 1970-х гг. появились машиночитаемые БД, формируемые крупными информационными службами-генераторами в тесном сотрудничестве с научно-техническими, академическими, государственными учреждениями и учебными заведениями. Получают распространение библиографические, реферативные и фактографические БД. На их основе издаются печатные информационные издания, ведется информационное обслуживание в режимах ИРИ и ретропоиска.

В 1980-хгг. реализация информационной продукции и услуг становится все более выгодным бизнесом. Этому способствуют развитие электронно-вычислительной техники и возможность удаленного доступа к базам и банкам данных по национальным и международным каналам связи и информационным сетям. При абсолютном росте числа библиографических БД их удельный вес в общем объеме производства сокращается в пользу справочных, полнотекстовых, цифровых. Наблюдается тенденция специализации банков данных по отдельным отраслям и проблемам.

Постепенно поиск информации в удаленных БД становится основным видом информационных услуг. Среди фирм-вендоров, обеспечивающих доступ к БД, наметилась специализация, в ходе которой выделились: «информационные супермаркеты» – службы, предоставляющие доступ к большому количеству разнообразных по тематике БД (DIALOG); специализированные службы, ориентированные на конкретные группы пользователей по профессиональным и иным интересам (LEXIS, NEXIS); службы библиотечной ориентации, имеющие доступ к электронным каталогам (OCLC); видеотекстные службы, обеспечивающие массового пользователя разнообразной электронной информацией посредством телефона и снабженного модемом телевизора (Viewtron); службы, выполняющие функции телекоммуникационного шлюза к различным информационно-поисковым системам и БД (Easement, Internet).

Сегодня производством информационных продуктов и предоставлением информационных услуг заняты многочисленные учреждения, организации, коммерческие фирмы и сервисные службы различной отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности. Их специализация весьма условна. В основу структурирования информационного производства может быть положен принцип «жизненного цикла» документальной информации. Так, основная масса общественно значимых документов на своем «жизненном» пути последовательно проходит стадии: создания, тиражирования, распространения (передачи в распоряжение потребителя), использования (потребления), аналитико-синтетической переработки, архивации. На этом основании среди коллективных производителей информационных продуктов и услуг можно выделить учреждения и организации, обеспечивающие преимущественно:

• создание (производство) оригинальной по содержанию документальной информации (органы законодательной и исполнительной власти, научные, учебные заведения, проектные организации, конструкторские бюро, редакции, средства массовой информации, творческие союзы, центры-генераторы БД, информационно-вычислительные центры, органы НТИ, библиотеки и др.);

• тиражирование (копирование и размножение) информации (полиграфические производственные предприятия, типографии, службы копирования, микрофильмирования, машинописных и стенографических услуг, информационно-вычислительные центры, фотосалоны, фирмы аудио- и видеозаписи и др.);

• формирование информационных ресурсов (национальные информационные центры, центры-генераторы БД, библиотеки, информационно-аналитические, новостийные, справочные службы и агентства);

• передачу (доведение) информации (книготорговые организации, подписные агентства, информационные брокерские фирмы, учреждения и службы почтовой, телеграфной, телефонной, факсимильной, электронной связи, шлюзовые информационные службы и др.);

• общественное использование (выдачу) информации (библиотеки, органы НТИ, центры обработки БД, справочные службы, рекламные агентства, бюро по трудоустройству, обмену жилья, службы знакомств и др.);

• аналитико-синтетическую переработку информации (органы НТИ, центры обработки информации, референтские службы, научно-информационные и аналитические центры, социологические институты, фирму консалтинга и экспертизы, библиотеки и др.);

• архивацию и хранение (архивы, депозитарии, музеи).

Производителей ИПУ можно дифференцировать и по другим основаниям: по масштабу ответственности (информационные центры международного, национального, регионального, местного значения), профилю деятельности (универсальные, многоотраслевые, отраслевые, проблемно-тематические) и другим признакам. Так, в области производства электронных информационных продуктов и услуг принято также деление производителей по сфере влияния и уровню ответственности:

• информационные центры национального значения заняты подготовкой машиночитаемых БД (политематических, по видам документов, тематических) и предоставлением удаленного доступа к БД в мировом масштабе;

• информационные центры отраслевого и территориального значения заняты подготовкой и предоставлением в машиночитаемом виде и в режиме теледоступа профильных и региональных БД, а также информационным обслуживанием территорий и отдельных сфер деятельности с использованием БД и услуг, получаемых от центров первого уровня;

• информационные брокеры (библиотеки, отделы информации, коммерческие фирмы) заняты информационным обслуживанием конечных пользователей на основе стандартизованных информационных услуг, получаемых от центров первого и второго уровней.

В России формирование информационного рынка вообще и рынка электронных информационных продуктов и услуг, в частности, началось в конце 1980 – начале 1990-х гг. и было обусловлено рыночными реформами в экономике, серьезными политическими и социальными преобразованиями в стране. В своем развитии, преодолевая техническое и технологическое отставание от передовых в информационном плане государств, отечественный рынок проходит те же этапы, что и мировой, и ориентирован на интеграцию с последним.

В настоящее время на российском информационном рынке зафиксировано преимущественное развитие фактографических и полнотекстовых БД. Их ассортимент сориентирован, в частности, на потребности представителей делового мира, бизнесменов с высокой покупательной способностью и повышенными требованиями к аналитической (конъюнктурно-экономической, финансовой, юридической), готовой к употреблению (ready to eat) информации. Запрос этой группы пользователей удовлетворяются, главным образом, за счет создания и эксплуатации баз данных, содержащих сведения об отечественных и зарубежных производителях товаров и услуг, о деятельности бирж, банков, страховых компаний, о спросе и предложении, текущих ценах и т. п. В России этим бизнесом занимаются до 25 % производителей информационной продукции услуг, более 20 % участников информационного рынка оказывают посреднические и консалтинговые услуги.

Современный информационный бизнес ориентирован на расширение ассортимента аналитических информационных продуктов, индивидуализацию предоставляемых услуг в соответствии с конкретными запросами пользователей. Устойчивым спросом пользуются маркетинговые исследования, консультирование выбора деловых партнеров, изготовление и размещение рекламной продукции, проведение рекламных кампаний, издательская деятельность, услуги по защите интеллектуальной собственности, по регистрации, ликвидации и приватизации предприятий, по связям с общественностью и т. д.

Получают свое развитие сетевые технологии. Телекоммуникационные сети ориентированы на широкий ассортимент услуг, включающий телеконференции, электронные доски объявлений, электронные торги, факсовую и телексную связь, подписку на электронные издания, электронную прессу, электронную почту, удаленный доступ к БД, поиск информации по запросам и другие сетевые услуги.

Специфические потребности федеральных и региональных органов управления обеспечивает сеть аналитических информационных служб, которые осуществляют: долгосрочный и оперативный анализ работы важнейших отраслей народного хозяйства; экспертизу инвестиционных проектов; информационно-аналитический мониторинг социально-политической ситуации; анализ работы органов исполнительной власти; подготовку аналитических и обзорных материалов о социально-экономической ситуации в стране и регионах; обобщение отечественного и зарубежного опыта территориального управления; создание проблемно-тематических баз и банков данных и т. п.

В секторе массовой потребительской информации все большее распространение получают мультимедийные и гипертекстовые информационные продукты на CD-ROM, DVD (справочные, обучающие, игровые, развлекательные электронные издания). Именно для России с ее территориальной протяженностью и ограниченными возможностями развития сетевых технологий (в силу дефицита финансовых ресурсов, недостаточного технического оснащения, неразвитой телекоммуникационной инфраструктуры) расширение ассортимента информационных продуктов и услуг на базе CD-ROM- технологий является перспективной тенденцией.

Наряду с ростом спроса на удаленный доступ к информационным ресурсом, на услуги электронной связи (электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений и др.), сохраняют свое значение традиционные – заказ и предоставление первичных документов и их копий. Информационные службы ориентированы на отказ от безадресных массовых услуг в пользу индивидуальных, на переход от пассивных режимов удовлетворения поступивших запросов к активным формам информирования (в т. ч. и опережающего) по собственной инициативе. Особое значение приобретает консультационная и методическая помощь пользователям, повышение их квалификации в плане владения традиционными и новыми информационными технологиями.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Имеет ли смысл разграничивать понятия «информационный продукт» и «информационная услуга»?

2. Какие качественные отличия информационных продуктов от информационных услуг предоставляются вам принципиальными?

3. Все ли характеристики информационных продуктов и услуг могут быть отнесены к их потребительским свойствам?

4. Какие критерии и признаки лежат в основе классификаций информационных продуктов и услуг?

5. Кто сегодня занимается производством информационных продуктов и услуг и с какими целями?

6. На что ориентирован современный информационный бизнес?


Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.014 с.)