Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденции развития ассортимента информационных
Продуктов и услуг
По мере того, как информация, наряду с веществом и энергией, становилась важнейшим ресурсом современного производства, утвердился взгляд на нее как на специфический, стратегически важный товар с высокой рыночной стоимостью. Постоянно растущий спрос на информационную продукцию и услуги стимулировал развитие информационного бизнеса и формирование в структуре национального и внешнего рынков нового – информационного – сектора. Информационный сектор экономики промышленно развитых стран сформировался в середине 70-х гг. XX в. В 1960-е гг. ассортимент информационных продуктов был представлен преимущественно реферативными изданиями, информационными бюллетенями, библиотечными каталогами, доступными пользователям по подписке либо в библиотеках. Основу информационного сервиса в этот период составляют услуги избирательного распространения информации (ИРИ) и ретроспективного поиска (РП). В начале 1970-х гг. появились машиночитаемые БД, формируемые крупными информационными службами-генераторами в тесном сотрудничестве с научно-техническими, академическими, государственными учреждениями и учебными заведениями. Получают распространение библиографические, реферативные и фактографические БД. На их основе издаются печатные информационные издания, ведется информационное обслуживание в режимах ИРИ и ретропоиска. В 1980-хгг. реализация информационной продукции и услуг становится все более выгодным бизнесом. Этому способствуют развитие электронно-вычислительной техники и возможность удаленного доступа к базам и банкам данных по национальным и международным каналам связи и информационным сетям. При абсолютном росте числа библиографических БД их удельный вес в общем объеме производства сокращается в пользу справочных, полнотекстовых, цифровых. Наблюдается тенденция специализации банков данных по отдельным отраслям и проблемам. Постепенно поиск информации в удаленных БД становится основным видом информационных услуг. Среди фирм-вендоров, обеспечивающих доступ к БД, наметилась специализация, в ходе которой выделились: «информационные супермаркеты» – службы, предоставляющие доступ к большому количеству разнообразных по тематике БД (DIALOG); специализированные службы, ориентированные на конкретные группы пользователей по профессиональным и иным интересам (LEXIS, NEXIS); службы библиотечной ориентации, имеющие доступ к электронным каталогам (OCLC); видеотекстные службы, обеспечивающие массового пользователя разнообразной электронной информацией посредством телефона и снабженного модемом телевизора (Viewtron); службы, выполняющие функции телекоммуникационного шлюза к различным информационно-поисковым системам и БД (Easement, Internet).
Сегодня производством информационных продуктов и предоставлением информационных услуг заняты многочисленные учреждения, организации, коммерческие фирмы и сервисные службы различной отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности. Их специализация весьма условна. В основу структурирования информационного производства может быть положен принцип «жизненного цикла» документальной информации. Так, основная масса общественно значимых документов на своем «жизненном» пути последовательно проходит стадии: создания, тиражирования, распространения (передачи в распоряжение потребителя), использования (потребления), аналитико-синтетической переработки, архивации. На этом основании среди коллективных производителей информационных продуктов и услуг можно выделить учреждения и организации, обеспечивающие преимущественно: • создание (производство) оригинальной по содержанию документальной информации (органы законодательной и исполнительной власти, научные, учебные заведения, проектные организации, конструкторские бюро, редакции, средства массовой информации, творческие союзы, центры-генераторы БД, информационно-вычислительные центры, органы НТИ, библиотеки и др.); • тиражирование (копирование и размножение) информации (полиграфические производственные предприятия, типографии, службы копирования, микрофильмирования, машинописных и стенографических услуг, информационно-вычислительные центры, фотосалоны, фирмы аудио- и видеозаписи и др.); • формирование информационных ресурсов (национальные информационные центры, центры-генераторы БД, библиотеки, информационно-аналитические, новостийные, справочные службы и агентства);
• передачу (доведение) информации (книготорговые организации, подписные агентства, информационные брокерские фирмы, учреждения и службы почтовой, телеграфной, телефонной, факсимильной, электронной связи, шлюзовые информационные службы и др.); • общественное использование (выдачу) информации (библиотеки, органы НТИ, центры обработки БД, справочные службы, рекламные агентства, бюро по трудоустройству, обмену жилья, службы знакомств и др.); • аналитико-синтетическую переработку информации (органы НТИ, центры обработки информации, референтские службы, научно-информационные и аналитические центры, социологические институты, фирму консалтинга и экспертизы, библиотеки и др.); • архивацию и хранение (архивы, депозитарии, музеи). Производителей ИПУ можно дифференцировать и по другим основаниям: по масштабу ответственности (информационные центры международного, национального, регионального, местного значения), профилю деятельности (универсальные, многоотраслевые, отраслевые, проблемно-тематические) и другим признакам. Так, в области производства электронных информационных продуктов и услуг принято также деление производителей по сфере влияния и уровню ответственности: • информационные центры национального значения заняты подготовкой машиночитаемых БД (политематических, по видам документов, тематических) и предоставлением удаленного доступа к БД в мировом масштабе; • информационные центры отраслевого и территориального значения заняты подготовкой и предоставлением в машиночитаемом виде и в режиме теледоступа профильных и региональных БД, а также информационным обслуживанием территорий и отдельных сфер деятельности с использованием БД и услуг, получаемых от центров первого уровня; • информационные брокеры (библиотеки, отделы информации, коммерческие фирмы) заняты информационным обслуживанием конечных пользователей на основе стандартизованных информационных услуг, получаемых от центров первого и второго уровней. В России формирование информационного рынка вообще и рынка электронных информационных продуктов и услуг, в частности, началось в конце 1980 – начале 1990-х гг. и было обусловлено рыночными реформами в экономике, серьезными политическими и социальными преобразованиями в стране. В своем развитии, преодолевая техническое и технологическое отставание от передовых в информационном плане государств, отечественный рынок проходит те же этапы, что и мировой, и ориентирован на интеграцию с последним. В настоящее время на российском информационном рынке зафиксировано преимущественное развитие фактографических и полнотекстовых БД. Их ассортимент сориентирован, в частности, на потребности представителей делового мира, бизнесменов с высокой покупательной способностью и повышенными требованиями к аналитической (конъюнктурно-экономической, финансовой, юридической), готовой к употреблению (ready to eat) информации. Запрос этой группы пользователей удовлетворяются, главным образом, за счет создания и эксплуатации баз данных, содержащих сведения об отечественных и зарубежных производителях товаров и услуг, о деятельности бирж, банков, страховых компаний, о спросе и предложении, текущих ценах и т. п. В России этим бизнесом занимаются до 25 % производителей информационной продукции услуг, более 20 % участников информационного рынка оказывают посреднические и консалтинговые услуги.
Современный информационный бизнес ориентирован на расширение ассортимента аналитических информационных продуктов, индивидуализацию предоставляемых услуг в соответствии с конкретными запросами пользователей. Устойчивым спросом пользуются маркетинговые исследования, консультирование выбора деловых партнеров, изготовление и размещение рекламной продукции, проведение рекламных кампаний, издательская деятельность, услуги по защите интеллектуальной собственности, по регистрации, ликвидации и приватизации предприятий, по связям с общественностью и т. д. Получают свое развитие сетевые технологии. Телекоммуникационные сети ориентированы на широкий ассортимент услуг, включающий телеконференции, электронные доски объявлений, электронные торги, факсовую и телексную связь, подписку на электронные издания, электронную прессу, электронную почту, удаленный доступ к БД, поиск информации по запросам и другие сетевые услуги. Специфические потребности федеральных и региональных органов управления обеспечивает сеть аналитических информационных служб, которые осуществляют: долгосрочный и оперативный анализ работы важнейших отраслей народного хозяйства; экспертизу инвестиционных проектов; информационно-аналитический мониторинг социально-политической ситуации; анализ работы органов исполнительной власти; подготовку аналитических и обзорных материалов о социально-экономической ситуации в стране и регионах; обобщение отечественного и зарубежного опыта территориального управления; создание проблемно-тематических баз и банков данных и т. п. В секторе массовой потребительской информации все большее распространение получают мультимедийные и гипертекстовые информационные продукты на CD-ROM, DVD (справочные, обучающие, игровые, развлекательные электронные издания). Именно для России с ее территориальной протяженностью и ограниченными возможностями развития сетевых технологий (в силу дефицита финансовых ресурсов, недостаточного технического оснащения, неразвитой телекоммуникационной инфраструктуры) расширение ассортимента информационных продуктов и услуг на базе CD-ROM- технологий является перспективной тенденцией.
Наряду с ростом спроса на удаленный доступ к информационным ресурсом, на услуги электронной связи (электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений и др.), сохраняют свое значение традиционные – заказ и предоставление первичных документов и их копий. Информационные службы ориентированы на отказ от безадресных массовых услуг в пользу индивидуальных, на переход от пассивных режимов удовлетворения поступивших запросов к активным формам информирования (в т. ч. и опережающего) по собственной инициативе. Особое значение приобретает консультационная и методическая помощь пользователям, повышение их квалификации в плане владения традиционными и новыми информационными технологиями.
Контрольные вопросы
1. Имеет ли смысл разграничивать понятия «информационный продукт» и «информационная услуга»? 2. Какие качественные отличия информационных продуктов от информационных услуг предоставляются вам принципиальными? 3. Все ли характеристики информационных продуктов и услуг могут быть отнесены к их потребительским свойствам? 4. Какие критерии и признаки лежат в основе классификаций информационных продуктов и услуг? 5. Кто сегодня занимается производством информационных продуктов и услуг и с какими целями? 6. На что ориентирован современный информационный бизнес? Глава 9
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.014 с.) |