Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образная пространственная ориентация у слепых.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Известно, что слепые, даже те, которые потеряли зрение в раннем детстве или родились слепыми, хорошо ориентируются в знакомой обстановке. Они могут свободно ходить у себя в комнате, по двору и даже по улицам, не наталкиваясь на предметы и на встречных людей. Даже в совершенно новой обстановке они могут передвигаться более или менее ориентированно, не наталкиваясь на препятствия и обходя их. Ориентация слепых в пространстве приписывается способности их ощущать препятствия на расстоянии.
Исследование детей, которые потеряли зрение в возрасте не более двух лет или родились слепыми, показало, что слепой, подобно здоровому ребенку с завязанными глазами, точно воспринимает пройденное прямолинейное расстояние и может повторить однажды пройденный путь со всеми поворотами в пределах данной комнаты с большой точностью. Так, один слепой ребенок, единственный раз проведенный из одного конца комнаты в другой с поворотом на 120° к дивану, затем сам прошел этот путь не только в тот же день, но и через неделю (Бериташвили и Херхеулидзе, 5). Чтобы слепой пришел к заданному месту или прошел по определенной фигуре, совершенно не нужно, чтобы на его пути находились какие-либо предметы, по которым он мог бы ориентироваться в пространстве. Он может прийти к исходному месту не только по пройденному более или менее сложному пути, но и коротким путем, по которому его не проводили. Следовательно, слепой воспринимает пройденное расстояние с поворотами и точно проецирует их в пространстве (см. рис. 123). Сравнивая эти данные с результатами, полученными на нормальных детях того же возраста, можно сказать, что слепые намного лучше воспроизводят пройденное расстояние и проделанные повороты, лучше локализуют их в пространстве и точнее проходят однажды пройденный путь, чем здоровые дети с закрытыми глазами. Очевидно, эта способность у слепых сильнее развивается в индивидуальной жизни вследствие более сильного упражнения в условиях отсутствия зрения. Если посадить слепого ребенка на стул и перенести его по определенной фигуре, а затем поставить на исходный или конечный пункт фигуры и предложить самому повторить пройденный путь, то он пройдет этот путь почти без отклонения в сторону или с очень небольшим отклонением (рис. 123). Из этих исследований понятно, что раздражения
кожных и мышечно-суставных рецепторов, возникающие при передвижениях, не играют существенной роли в этом ориентированном движении по раз пройденному пути. Имеются также основания считать, что слуховой анализатор не играет существенной роли в восприятии слепым пройденного им пути. Таким образом, слепой посредством вестибулярного анализатора воспринимает пройденные им расстояния и произведенные повороты: у него создается образ всего пройденного пути, который проецируется во внешней среде почти с такой же отчетливостью, как это бывает у нормальных детей при зрительном восприятии данного пути. Вследствие этого слепой может совершать точно ориентированные передвижения по определенному пути или к любой точке его. Итак, человек ориентируется в пространстве в основном при помощи зрительных и лабиринтных рецепторов. Посредством этих рецепторов происходит проекция в окружающей среде всех тех объектов, которые воспринимаются другими рецепторами — тактильными, температурными, вкусовыми и даже обонятельными и слуховыми. Благодаря вестибулярному анализатору у человека не только создаются образы пройденного пути с проекцией его во внешней среде, но и обусловливается локализация в этой среде всех тех внешних объектов, которые человек воспринимает разными рецепторами во время прохождения данного пути', в результате приобретается способность к ориентированным движениям к этим предметам. Мышечно-суставные рецепторы не играют существенной роли в пространственной ориентации, ибо посредством раздражения их не создаются образы пройденных путей. Но при многократном прохождении одного и того -же пути раздражения этих рецепторов, наряду с лабиринтными раздражениями, превращаются в условные сигналы определенных движений и тем самым ведут к образованию цепного условного рефлекса. Это представляет собой особого рода ориентированное движение, протекающее автоматически.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.01 с.) |