ТОП 10:

Онтогенетическое развитие образной ориентации в пространстве.



Ориентация в пространстве на основе зрительной, лабиринтной и слуховой рецепций была также изучена в связи с онтогенетическим развитием (Херхеулидзе, 6)

Развитие пространственной ориентации в возрастном аспекте у разных детей неодинаково. На основе лабиринтной рецепции у одних оно начинается и кончается раньше, происходит в более раннем возрасте, чем у других. Например, чем позднее начинает ходить ребенок в связи с рахитом и дистрофией, тем позднее он начинает ориентироваться в пространстве при завязанных глазах. Кроме того, чем проще пройденный путь, тем раньше происходит его правильное восприятие и правильное ориентированное передвижение по нему. Так, по прямой линии и по сторонам прямоугольника дети с завязанными глазами начинают правильно проходить в более раннем возрасте, чем по сложному пути, например по фигуре полукруга или буквы Z.

В таблице даются процентные числа неправильных, ошибочных движений при повторении с завязанными глазами пройденного пути различной «сложности детьми разного возраста.

Фигура проходимого пути Возраст испытуемых детей, годы
2-3   3—4   4-5   5-7   7—10  
Прямоугольник .............   74,6   69,9   63,7   45,6   17,1  
Буква П ................   88,4   78,8   65,7   47,3   19,5  
Полукруг ................   93,7   81,6   68,4   49,7   21,3  
Буква Z ................   99,6   96,3   73,3   56,7   31,5  

Из таблицы ясно видно, что с возрастом значительно улучшается пространственная ориентация на основе лабиринтной рецепции. Кроме того, видно, что точность восприятия фигуры зависит от ее сложности: чем она сложнее, тем больше ошибок.

Дети в раннем возрасте с завязанными глазами обнаруживали способность не только к самостоятельному повторению однажды пройденного сложного пути, но и могли пойти от начального пункта к конечному, или, наоборот, коротким путем. Если ребенок с завязанными глазами более или менее правильно проходит по данному сложному пути, то он в состоянии пойти к начальному или конечному пункту фигуры также коротким путем. Следовательно, дети раннего возраста с завязанными глазами не только создают образы пройденного пути, но и проецируют во внешней среде его начальный и конечный пункты.

Дети раннего возраста могут производить правильное ориентированное движение по данной фигуре не только после того, как их провели по ней на ногах с завязанными глазами, но и после переноса на стульчике. И в этом случае наблюдается постепенное развитие способности к пространственной ориентации, начиная с двухлетнего возраста. Характерно, что нет особой разницы в производстве ориентированного движения в зависимости от того, перенесли или провели испытуемого по данной фигуре. Если 2—3-летний ребенок с завязанными глазами не в состоянии повторить путь, по которому его перенесли на стульчике, он не повторит его заметно лучше, если провести его на ногах по тому же пути. Это свидетельствует о том, что с самого начала, еще в возрасте 2—3 лет, проприоцептивные раздражения шагающих конечностей не играют существенной роли в восприятии пройденного пути и осуществлении ориентированного передвижения по этому пути.

Пространственная ориентация изучалась у детей также в динамическом аспекте. На многих детях было прослежено, как она развивается у них в течение нескольких лет. Дети испытывались через каждые 6—12 месяцев, начиная с 2—3-летнего возраста. В возрасте 2—3 лет дети с завязанными глазами ошибались грубо даже в отношении прохождения прямой линии как после переноса на стульчике, так и после проведения на ногах. Через 6 — 12 месяцев те же дети значительно лучше повторяли пройденный путь и еще лучше через последующие 6 — 12 месяцев.

Дети начинают свободно ходить в возрасте 1—1,2 года, но они производят ориентированные движения при завязанных глазах не сейчас же после того, как начали ходить, а через несколько месяцев после этого. Было испытано 15 детей в возрасте от 1,5 до 2 лет; с завязанными глазами они не былиспособны самостоятельно повторить пройденный путь даже такой простой, как прямая линия длиной в 2 м или прямоугольник со сторонами, в 2 м. Дети обычно идут или прямо вперед или делают разные повороты,, но без всякого сходства с пройденной фигурой. Лишь после 2—3-летнего< возраста они начинают производить на основе лабиринтной рецепции правильные ориентированные передвижения по фигурам.

Ориентация в пространстве на основе зрительной рецепции у ребенка обнаруживается еще до 2-летнего возраста. После того, как ребенок начинает ходить, он свободно может пройти по воспринятой зрением фигуре послезавязывания глаз. Очевидно, после одного зрительного восприятия пути к определенному объекту у него создается образ всего этого пути и объекта, который проецируется в определенном месте данной обстановки. Поэтому, если после этого ребенку завязать глаза, он может пойти к нему соответственно с этим образом. Однако оказалось, что до 2-летнего возраста ребенок с завязанными глазами часто делает ошибки при прохождении даже таких простых фигур, как прямая линия или прямоугольник, которые перед тем. увидел. В 3—5-летнем возрасте ребенок еще делает грубые отклонения при прохождении сложных фигур. И только в возрасте 5—7 лет и позднеедети безошибочно проходят с завязанными глазами однажды увиденную» фигуру.


Эти наблюдения показывают, что, когда дети с завязанными глазами проходят сложные фигуры, которые они восприняли путем вестибулярной рецепции при переносе по ним, тогда они проходят их безошибочно с закрытыми глазами и после зрительного восприятия. Но, видимо, точность зрительного восприятия и проецирования объектов имеет некоторое значение в осуществлении ориентированного передвижения, ибо после зрительного восприятия сложной фигуры ориентированное передвижение осуществляется лучше, чем после вестибулярного восприятия.

Точно так же ориентация в пространстве на основе слуховой рецепции подвергается онтогенетическому развитию. Как известно, дети старшего возраста с завязанными глазами или слепые повторяют на основании слухового восприятия шума шагов тот путь, который перед ними прошел экспериментатор (Бериташвили и Херхеулидзе, 2). Дети 2—4-летнего возраста при завязанных глазах совсем не могут повторить этот путь: они безуспешно ищут экспериментатора. Однако, если в это время экспериментатор окликнет их, они пойдут прямо к нему. Уже в возрасте 4—7 лет они могут повторить фигуру, которую перед ними проделал экспериментатор, но при этом часто совершают грубые ошибки. Лишь 7—10-летние дети в состоянии пройти по сложным фигурам полукруга и буквы Z, по которым только что прошел экспериментатор. Надо думать, что онтогенетическое развитие пространственной ориентации, осуществляемой при помощи слуховой рецепции, главнымобразом зависит от развития способности проецирования звуков на основе малейшего изменения их интенсивности.

Итак, способность к восприятию пространственных отношений на основе зрительной, вестибулярной и слуховой рецепции развивается онтогенетически. Образы пространственных отношений сперва создаются на основе зрительной рецепции, затем вестибулярной, а потом только слуховой.

Ребенок в возрасте 1—2 лет уже обладает способностью к созданию пространственных зрительных образов окружающей обстановки. Когда ребенок начинает ходить, у него создаются образы пространственных отношений также на основе лабиринтной рецепции. Эта способность нарастает с течением времени в связи с упражнением и дальнейшим онтогенетическим развитием коры.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.003 с.)