Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направление Павлова и Бехтерева.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В лабораториях Павлова и Бехтерева был собран большой фактический материал относительно внешних условий происхождения, развития и изменения условных рефлексов. Наряду с этим с самого начала задались целью выяснить физиологическую природу наблюдаемых явлений с точки зрения нервных процессов, причем основные теоретические воззрения относительно центральной нервной деятельности вырабатывались главным образом Павловым. Мы отмечаем у Павлова два периода в развитии теоретических представлений на основе полученных фактических результатов. В первый период как сам Павлов, так и его ученики стремились объяснить явления индивидуальной рефлекторной деятельности, исходя иэ общеизвестных законов прирожденной нервной деятельности. Этот начальный период был короток: продолжался от 1902 до 1907 г. С самого начала он не удовлетворял Павлова. Это было еще до появления основательных и обширных работ Шеррингтона, Грэим Броуна, Магнуса и др. Естественно, что Павлов не находил тогда в общей физиологии центральной нервной системы таких положений, на которые он мог бы опереться при анализе крайне сложных явлений индивидуальной рефлекторной деятельности, поэтому в дальнейшем этот первоначальный способ объяснения явлений был постепенно оставлен, и с 1907 г. устанавливается уже новое направление и для объяснения каждого сложного явления создается специальное гипотетическое представление о нервных процессах. Основные гипотезы были созданы Павловым в период от 1907 до 1910 гг. Едва ли можно отрицать, что в то время только с помощью этих гипотез можно было объяснить и систематизировать быстро накапливающиеся факты. Но этот второй период продолжался и в то время, когда состояние общей физио- Рис. 125. Метод Павлова для миографической записи слюнного рефлекса Сверху слева изображено определение количества слюны, вытекающей из выделенного нарушу про- тока слюнных желез, сверху справа даны результаты трех опытов с кривыми выделения слюны. На верх- ней кривой в каждом опыте вертикальный штрих равняется одной капле слюны; средняя линия указы- вает на момент раздражения; нижняя — время в сек. Первый опыт А дает секрецию слюны во время еды пищевого вещества, второй В — при виде пищи; третий С — при освещении экрана, что служило условным раздражителем. Внизу изображено сложное устройство для автоматической записи слюнного рефлекса на кимографе с помощью капсул Марея е, е'. Перед собакой находится экран для дачи индиви- дуального светового сигнала, под ним на полке — миска для пищи (по Павлову)
Рис. 126. Методика, применяемая в настоящее время в лабораториях Павлова для изучения слюнных рефлексов А — отделение для собаки; Б — отделение для экспериментатора. Собака стоит в станке. К — кор- мушка; П— перегородка, укрывающая кормушку; на правой стороне перегородки вырез, через который кормушка подается собаке потягиванием веревки; а — пузырь над слюнной фистулой; б — стеклянный приборчик для отсчитывания слюны. Система трубок оос — для отсчитывания выделившейся слюны; бнтл — для удаления слюны; С — стена, отделяющая комнату собаки от экспериментатора (со- ставлен по рисункам Подкопаева)
Рис. 127. Схематическое изображение обстановки опыта при изучении индивидуальных двигательных рефлексов В комнате А находится собака. Она привязана к станку на столе лямками лл. От головы и от левой и правой передних ног протянуты толстые нити оаа, евв, ссс через блоки к миографам гд, ей-, жа в другую комнату В, где стоит кимограф и где экспериментатор производит все нужные для опыта манипуляции. Т — тонвариатор, который резиновой трубкой (Н) соединен с аппаратом для нагнетания воздуха. Я— ключ от вторичной цепи индуктория, откуда ток идет по проводам к электродам для раздражения. На рис. вид опыта очень упрощен логии центральной нервной системы в значительной степени изменилось. В течение последующих лет со времени появления известного труда Шеррингтона «The integrative action of the nervous system» (1906) развитие общей физиологии центральной нервной системы шло быстрым темпом. К настоящему времени оно достигло такой высоты, что нельзя не руководствоваться данными общей физиологии центральной нервной системы, как при объяснении сложных явлений условнорефлекторной деятельности, так и при установлении новых законов специально для этой деятельности. Но школа Павлова, как и школа Бехтерева, которая в отношении теории в общем следует за первой, еще и теперь продолжает развивать далее те же гипотезы, которые были созданы в 1907—1910 гг. (5). Правда, школой Павлова воспринимаются некоторые достижения общей физиологии центральной нервной системы, но все то гипотетическое, что было создано в прежние годы, господствует и сейчас почти без изменения.
Направление Беритова. Первая попытка к установлению основных закономерностей условнорефлекторной деятельности на основе общепризнанных законов нервной деятельности была произведена Беритовым (4). Он специально изучал каждое характерное явление условнорефлекторной деятельности, анализируя его с точки зрения общеизвестных законов прирожденной нервной деятельности, и в то же время стремился выявить специфические качественные особенности условнорефлекторной деятельности. Этим путем он установил основные специфические закономерности данной деятельности и затем предпринял систематическое изложение всего учения об условнорефлекторной деятельности с точки зрения этих закономерностей. Важнейшие фактические результаты были собраны им главным образом в 1916—1919 гг. Первое сообщение Беритова об индивидуальной рефлекторной деятельности появилось в 1920 г. на грузинском языке (6) и в 1922 г. на русском языке (7), затем одновременно в 1924 г. на английском и немецком языках (4). Систематическое же изложение всего учения об условнорефлекторной деятельности было дано в 1927 и в 1932 гг. (8, 9).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.12.200 (0.01 с.) |