Вопрос. Инновационная политика государства, инновационная стратегия предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Инновационная политика государства, инновационная стратегия предприятия.



1. Основы инновационной политики государства

Ее направленность – усиление восприимчивости экономики в решении возникающих проблем, создание экономических условий для развития общественного прогресса, эффективного решения задач придания высокого уровня динамизма научно-техническому прогрессу во всех сферах жизнедеятельности человечества.

 

Инновационная политика предполагает:

- постоянный рост инвестиций в инновации;

- стимулирование капитальных вложений в материализацию новшеств и нововведений;

- стимулирование высокотехнологичных отраслей;

- поощрение традиционных отраслей, переходящих на новую техническую базу;

- свертывание устаревших и не востребованных обществом производств;

- определение приоритетов инновационного развития;

- финансирование НИОКР;

- поддержку и развитие инновационного предпринимательства;

- привлечение инвесторов и заказчиков инновационных проектов;

- информационное обеспечение инновационной деятельности;

- объединение с промышленной политикой.

 

Инновационную политику можно представить в рамках трех
основных элементов:

- постановка целей и задач инновационного развития;

- выработка эффективных методов и средств достижения поставленных целей;

- подбор и организация кадров, способных решать поставленные инновационные задачи.

Инновационная политика государства вырабатывается как реакция на мировые экономические, социальные, экологические и иные глобальные вызовы современности. Продуктом инновационной политики является система социально-экономических инструментов и мероприятий, отвечающая долгосрочным и текущим целям устойчивого инновационного развития.

Она включает в себя выбор стратегии и основополагающих принципов устойчивого развития государства направленных на создание условий для успешной разработки и внедрения инновационных решений в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Состояние инновационной деятельности является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. Поэтому в развитых странах инновационная политика является составной частью государственной социально-экономической политики и выступает она связующим звеном между сферой чистой науки и задачами производства.

В промышленно развитых странах доля ВВП, получаемая на базе V технологического уклада, равна примерно 50%. В Республике Беларусь она составляла в конце XX века (по оценкам экспертов) – около 10%, в начале XXI века (по оценкам экспертов) – 3-5%.

 

Инновационная деятельность Республике Беларусь находится в стадии становления.

Беларусь, располагая уникальной научно-промышленной базой, имеет крайне слабую инновационную ориентацию. Наукоемкость ВВП в Республике Беларусь - 0,8%, в то время как в развитых странах – 2-3%. В странах Евросоюза ежегодно обновляется до 30% продукции, а в Республике Беларусь только 3%.

Основными задачами государства в сфере инновационной политики являются:

1. Формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности.

2. Финансовая поддержка инновационной деятельности.

3. Создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала Республики Беларусь.

4. Формирование и содействие развитию инновационных инфраструктур.

5. Подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.

 

Принципы инновационной политики:

– ориентация экономики Республики Беларусь на инновационный путь развития;

–максимальное использование рыночных механизмов, активизацию инновационной деятельности;

–эффективное использование инженерно-технического потенциала Республики Беларусь;

– равенство всех субъектов инновационной деятельности перед законом;

– обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, признание их в качестве источника дохода;

– осуществление гибкой кредитной, налоговой и таможенной политики в отношении инновационной деятельности;

 

Приоритеты научно-технической и инновационной деятельности Беларуси:

– ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

– новые материалы и новые источники энергии;

– медицина и фармация;

– информационные и телекоммуникационные технологии;

– технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

– промышленные биотехнологии;

– экология и рациональное природопользование.

 

Реализация указанных приоритетов позволит создать новейшие технологии производства машиностроительной и сельскохозяйственной продукции, электронной, вычислительной и оптоволоконной техники, строительных материалов, а также медицинские и биологические, тонкие химические информационные технологии.

 

Предусматривается создание, разработка и внедрение:

- высокоточного автоматизированного оборудования, включая гибкие производственные модули и инструмент;

- физических, химических и биотехнологических процессов получения новых веществ и материалов различного функционального назначения, включая наноматериалы и нанотехнологии, новые технологии формообразования, упрочения и восстановления изделий из металлических и неметаллических материалов;

- систем и средств измерения, технической диагностики, оптико-механических и оптико-электронных изделий нового поколения;

- нового поколения интегральной элементной базы промышленной и бытовой техники, оборудования для ее производства, опто- и СВЧ-электроники, современных электротехнических изделий микросенсорики;

- нового поколения дорожной, внедорожной и специальной техники, транспорта общего назначения, двигателей для их оснащения;

- энергоэффективного оборудования, материалов и технологий, в том числе ориентированных на использование местных топливно-энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

- систем навигационно-временного обеспечения, компьютерных средств и систем, средств связи, включая цифровое телевидение и аппаратуру кабельных сетей;

- автоматизированных систем управления.

В отраслях экономики указанные направления будут реализовываться через государственные научно-технические программы, которые будут направлены на разработку передовых технологий и новых видов наукоемкой экспортоориентированной и импортозамещающей продукции на основе собственной сырьевой и материально-технической базы, организацию ее серийного выпуска. Тем самым создаются условия для технологического обновления производства, повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке.

Дальнейшее развитие получит технологическая база науки и инновационная инфраструктура.

 

Для реализации инновационной политики необходимо:

- формирование институциональных и административно-законодательных условий, необходимых для устойчивого развития инновационной сферы;

- разнообразная государственная поддержка (налоговые льготы, кредиты, дотации) поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологическое производство, а также финансирование инвестиционных программ и проектов, имеющих общенациональный характер;

- обеспечение привлекательности инновационного процесса зарубежных инвесторов;

- формирование научного и кадрового потенциала производственно-технической базы V технологического уклада (подготовка микробиологов, специалистов в области микроэлектроники, математиков-программистов, менеджеров высоких технологий и инновационной сферы и др.)

 

 

Инновационная стратегия – это конкретная программа инновационного развития организации, производства и реализации новых видов продукции и оказания услуг, организационно-управленческого совершенствования, рассчитанная на перспективу.

Стратегия направляется на укрепление жизнеспособности и мощи организации по отношению к его конкурентам.

Стратегии должны ответить на вопросы:

1. Обеспечит ли стратегия устойчивые преимущества в конкуренции?

2. Насколько реалистичны главные плановые установки?

3. Существуют ли гарантии реализации стратегии в отношении необходимых ресурсов и способностей руководящего персонала?

4. Является ли стратегия достаточно взвешенной организационно и процессуально?

5. Насколько нечувствительна стратегия по отношению к определенным изменениям (например, факторам риска)?

6. Насколько гибкой является стратегия?

7. Ведет ли стратегия к повышению экономического потенциала ИП?

Требования, предъявляемые к стратегии инновационного развития предприятия:

• подчиненность ведущей цели корпоративного развития;

• ориентация на экономический результат;

• научная обоснованность;

• реальность достижения планируемых параметров;

• гибкость или возможность корректировки намеченных параметров;

• согласованность достигнутых и планируемых целей.

 

Стратегические цели отражают генеральную линию развития ИП и ориентируют на количественную или качественную сторону ожидаемого результата.

К количественным целям относятся:

-рыночные (оборот, рост, доля рынка);

-экономические (прибыль, рентабельность);

-финансовые (структура капитала, ликвидность);

-производительность.

 

К качественным относятся:

-стандарт качества продукции;

-независимость ИП;

-стратегический облик ИП (миссия);

-инновационное поведение;

-сервисное обслуживание клиентов;

-уровень управления фирмой;

-политическое и общественное влияния.

 

А если обобщить, то разработка стратегии преследует две основные цели:

1. Эффективное распределение и использование ресурсов

2. Адаптация к внешней среде —

3. Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому специалисту. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

 

Общая цель организации должна учитывать:

• основное направление деятельности;

• рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли;
отношения к потребителю; ведение деловых связей);

• культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

При выборе цели нужно учитывать, кто является клиентами фирмы и какие их потребности она может удовлетворить.

Конкретизация целей. Например:

1) прибыльность — добиться в текущем году уровня чистой
прибыли 5 млн у. е.;

2) довести объем продаж до 40 тыс. ед.;

3)средняя часовая выработка на одного рабочего должна быть 8 ед. продукции;

Виды инновационных стратегий

Базовые стратегии — модель поведения ИП в целом и отдельной СХЕ (стратегической хозяйственной единицы).

Функциональные стратегии ( научно-технические, производственные, маркетинговые и сервисные стратегии, комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений ИП.

продуктовые — ориентированы на создание новых товаров, услуг, технологий;

ресурсные (трудовые, материально-технические, финансовые, информационные);

организационно-управленческие ( изменения систем
управления).

 

Базовые стратегии ( стратегии роста) делятся на четыре группы:

1) стратегия интенсивного развития;

2) стратегия интеграционного развития;

3) стратегия диверсификации;

4) стратегия сокращения.

 

1). Стратегия интенсивного развития – организация наращивает потенциал путем лучшего использования внутренних и внешних возможностей.

Известны три стратегии интенсивного развития:

• «существующий товар на существующем рынке» — стратегия направлена на более глубокое проникновение с данным товаром на рынок;

«новый товар — старый рынок». Разрабатывается товар с новыми потребительскими свойствами и он реализуется на старом рынке;

«старый товар — новый рынок» — маркетинговая инновационная стратегия, направленная на реализацию известного товара в новых рыночных сегментах.

2). Стратегии интеграционного развития:

• интеграция с поставщиками;

• интеграция с потребителями;

• взаимодействие с отраслевыми предприятиями-конкурентами.

3). Стратегии диверсификации:

конструкторская — продуктовая стратегия, направленная
на поиск и использование дополнительных возможностей бизнеса; схема реализации стратегии: новый продукт — старая технология — старый рынок;

конструкторская и технологическая стратегия — предполагает изменения в продукте и технологии; схема реализации стратегии: новый продукт — новая технология — старый рынок;

конструкторская, технологическая и маркетинговая стратегии: используется по схеме: новый продукт — новая технология — новый рынок.

4). Стратегия сокращения. Проявляется в выявлении и сокращении нецелесообразных издержек.

Виды стратегии сокращения:

управленческая

локальная инновационная — управление себестоимостью, изменение отдельных элементов предприятия;

технологическая — изменение технологического цикла.

 

По характеру взаимодействия с внешней средой и в зависимости от научно-технической политики выделяют
1. Наступательные
стратегии. Включают: активные НИОКР, ориентированные на маркетинг; стратегии слияния; стратегии приобретения.

2. Оборонительные. Удержание конкурентных позиций на рынках, активизировать в инновационном процессе соотношение «затраты-результат».

3.Имитационные — используются фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, не являющимися пионерами в выпуске на рынок нововведений.

 

4. Разработка и выбор инновационных стратегий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.045 с.)