Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень вопросов выносимых на государственный экзамен

Поиск

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Специальность «Менеджмент» 1-26 02 02:

Специализация 1-26 02 02 15 «Менеджмент в лесном комплексе»;

Специализация 1-26 02 02 14 «Менеджмент в промышленности строительных материалов»

 

 

Инновационный фактор в индустриальном и постиндустриальном обществе.

Инвестиционно-инновационная деятельность предприятия

Инновационная политика государства, инновационная стратегия предприятия.

Оценка эффективности инвестиций в инновационную сферу.

Управление инновационными проектами.

6. Организация и планирование инноваций.

7. Человеческий капитал как ключевой фактор развития инновационного процесса.

Содержание инновационного менеджмента.

Экологический менеджмент в системе инновационного развития.

 

 

1. Инновационный фактор в индустриальном и постиндустриальном обществе.

 

Инновации – определяющий фактор социально-экономического развития страны

Экономическое развитие общества находится в зависимости от развития научно-технического прогресса (латин. – движение вперед). Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов.

Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве первичных ресурсов — рабочей силы, материальных составляющих, земли и т.д.

Под интенсивными факторами — повышение качества ресурсов и увеличение степени их использования.

В современную эпоху возможности роста выпуска товаров и услуг за счет экстенсивных факторов ограничены. Дефицит природных ресурсов не позволяет идти по пути экстенсивного развития.

Справочно. П прогнозам, опублико­ванным в обзоре ООН, доступные запасы нефти могут быть исчерпаны в течение 41, газа- 64 и угля - 251 года (начиная с 2001 г.)

Естественной альтернативой остается интенсивный путь развития на базе инновационных технологий.

 

Пятый технологический уклад, по мнению американского экономиста К. Фримена, начался в середине 80- годов XX столетия. Его развитие базируется на основе информационных технологий, биотехнологии, микроэлектроники, генной инженерии, использовании нетрадиционных видов энергии.

 

Усиление роли научных знаний как
стратегического ресурса и возрастающее влияние технологических инноваций как ключевых факторов успеха привели к тому,
что

сегодня во всем мире экономический рост предприятий определяется той долей продукции и оборудования, которая содержит прогрессивные знания и современные решения.

Единой для всех ИП модели инновационной стратегии не существует.

Первый, основополагающий шаг сценария — разработка философии ИП, под которой следует понимать кредо его существования, руководящие принципы деятельности. Философия включает в себя описание высших ориентиров поведения, принятых ИП, условий движения к ним, существующих объективных ограничений. В ней излагается представление о смысле его предпринимательской деятельности, его готовности нести ответственность за работников, отношение к внешней среде, к партнерам по рынку, обществу, экологическим мероприятиям, социально-техническим переменам, к предпринимательскому риску и т.п.

Философия и предпринимательская политика позволяют сформулировать стратегический облик ИП, который определяется как миссия ИП.

 

Миссия - констатация философии и предназначения, смысла существования организации, описание ныне существующих или желаемых характеристик и целевых параметров ИП, отличие данного ИП от ему подобных.

Миссия в движении к стратегическим целям ориентирует на согласие, равновесие и гармонию с внутренней и внешней средой.

Эффективность инноваций определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу создаваемых продуктов, технических систем, структур и т.п.

Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно проявляется вследующих значениях:

а) в продуктовом - улучшение качества и рост товарных ассортиментов;

б) в стоимостном – снижение себестоимости и цены производимой и реализуемой продукции;

в) технологическом - рост производительности труда и улучшение его условий;

г) функциональном - рост эффективности управления;

д) социальном - улучшение качества жизни людей.

 

Эффективность инноваций определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу создаваемых продуктов, технических систем, структур и т.п.

Оценка, сравнение различных ИП и выбор лучшего из них производится с использованием следующих показателей:

· чистый дисконтированный доход (ЧДД);

· индекс доходности (ИД);

· внутренняя норма доходности (ВНД);

· срок окупаемости капитальных вложений (1ок).

 

Информационное обеспечение.

Контроль времени, стоимости и качества требует детального и точного знания хода выполне­ния работ по проекту.

Регулирование хода реализации проекта.

При отклонениях вносятся соответствующие корректировки по всем составляющим проекта.

Завершение проектов

Основными этапами завершения проекта являются сдача проекта и закрытие контракта (договора).

Предусматривается следующая процедура:

• организации-исполнители представляют в головную организацию итоговый отчет о реализации проекта;

• головная организация готовит итоговый отчет и выносит его на рассмотрение головного научно-технического совета по проекту (ГНТС);
- ГНТС рассматривает результаты выполнения работ и направляет итого­вые материалы генеральному заказчику проекта для принятия соответствующего решения;

• генеральный заказчик имеет право назначать специальную комиссию с учетом представителей ГНТС по приемке как отдельных работ, так и проекта в
целом.

 

6 вопрос. Организация и планирование инноваций.

 

Организация инноваций.

1. Анализ состояния инновационных процессов в предшествую щем периоде и выработка рекомендаций.

Основной целью проведения такого анализа является изучение динамики, масштабов, форм и эффективности инновационного развития на предприятии в ретроспективе. Такой анализ позволяет выявить позитивные моменты и негативные тенденции, выработать рекомендации по их учету при формировании направлений инновационного развития.

 

2. Разработка конкурентоспособного инновационного поведения в предстоящем периоде, постановка целей и задач, их координация с корпоративными планами развития.

На основе анализа инновационных процессов на предприятии, его корпоративных ориентиров роста и развития осуществляется генерирование инновационных идей. Перспективные новые и улучшающие технологии ранжируют на основе классификации инноваций, определяя их возможности в отношении экономического роста и конкурентоспособности предприятия.

На этапе реализации эти параметры послужат основой для внутрихозяйственного анализа и контроля планируемых и
достигнутых показателей экономического роста и развития.

 

3. Формирование инновационных стратегий, согласование их по срокам, ресурсам и исполнителям.

Осуществляется с учетом альтернативных вариантов разработки и реализации инновационных проектов в разные сроки, с использованием ресурсов из всевозможных источников, с привлечением различных специалистов.

 

Основная функция прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных путей научно-технического развития исследуемых объектов на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций их изменения.

 

Планирование инноваций

 

Планирование - это выработка и постановка целей и задач по инновационному развитию организаций, определение путей достижения в краткосрочной и долгосрочной перспективе, обоснование расходования капитальных вложений, разработка проектов и программ, определение их эффективности, подготовка реше­ний, необходимых для безусловного достижения намечаемого.

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное плани­рование инноваций.

Стратегическое планирование:

- определение миссии организации;

- формирование системы целей деятельности и стратегии поведения на рынках инноваций;

- создание нового потенциала успешной деятельностиИП.

Оперативное планирование инноваций - поиск и согла­сование наиболее эффективных путей исредств реализации принятой страте­гии развития ИП.

Принципиальная схема классификации видов планирования инноваций приведена на рисунке.

 

Содержательный аспект в планировании инноваций находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, технико-экономическом и объемно-календарном.

3.2. Продуктово-тематическое планирование инноваций – Определяются направления и пропорции научно-технического развития ИП, формируются перспективные направления и тематика НИОКР, разрабатываются программыи мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии иорганизации производства, программы ИП и цехов, выпуска инновационной продук­ции, осуществления всего комплекса инновационных мероприятий.

3.3. Технико-экономическое планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения заданий, оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности ИП (финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п). Включает планирование изготовления опытных экземпляров изделий, проведения масштабных испытаний создаваемых образцов техники и технологии, отработку технической документации для произ­водства инновационного продукта.

 

3.4. Объемно-календарное планирование инноваций – планирование объемов работ, загрузки подразделений, исполнителей и оборудования; построении календарных графиков проведения работ по отдельным проектам, периодам и всей совокупности планируемых работ.

В рамках объемно-календарного планирования обеспечивается;

- распределение объемов работ по подразделениям и исполнителям;

- установление согласо­ванных сроков занятости работников;

- загрузка научного и произ­водственного оборудования.

 

Выделяются три стадии объемно-календарного планирования (ОКП) инноваций: планирование объемное, календарное и оперативное регулирование хода выполнения работ.

 

3.4.1. Объемное планирование инноваций.

Определяется состав исполнителей, устанавливается номенклатура и объемы работ каждого исполнителя, уточняются ресурсы, распределяются задания по подразделениям и планируемым периода (месяцам, кварталам). Устанавливаются объективные возможности выполнения годового и квартальных планов по всем подразде­лениям путем «расшивки узких мест», перераспределения ресурсов или исполнителей.

 

3.4.2. Календарное планирование – распределение запланированных работ во времени и в пространстве:

 

- составляются календарные графики работ по выполнению всей совокупности тем, заданий и по исполнителям;

- определяется календарная занятость исполнителей;

- устанавливаются состав и технологическая последовательность выполнения работ;

- детализируются задания объемных планов по темам в логической и технологической после­довательностях их выполнения по всем этапам создания и освоения новой тех­ники;

- разрабатываются сводные календарные планы работ подразделений и ИП;

- составляются календарные графики работ отдельных исполнителей на планируемый период.

 

Требования к персоналу инновационной сферы

- уровень квалификации должен соответствовать содержанию инновационной деятельности.

- умение сочетать врожденные и приобретенные качества с требованиями окружающей среды, воспринимать широкий спектр трудовой мотивации.

- осо­бая гибкость и подвижность мышления, эффективное восприятие изменений и адекватное реагирование на них

- сформированная внутренняя потребность в творчестве, самореализации и интеграции в социальную систему.

- смысловая значимость труда и высокая внутренняя мотивация.

- сочетание и четкая согласованно­сть действий с совершенствованием коммуникативных процес­сов и межличностных отношений.

- соответствие качеств работни­ка требованиям условий деятельности инновационного управляю­щего.

- организаторские способности, опирающиеся на логико-дидакти­ческие навыки, инициативность, целеустремленность, упорство в достижении целей.

- сочетание лидерства с высокой ответственностью, дружелюбным отношением к окружающим, оперативности и точ­ности с своевременностью принимаемых решений.

Инновационный менеджер должен иметь навыки:

- концептуальные. В них участвуют знания память и мышление. Они необходимы для сбора и анализа информации, выработки и принятия управленческих решений;

- навыки коммуникативной деятельности (общения);

- административные навыки по выполнению функций организации, планирования, координации, мотивации, контролинга;

- технические, отраслевые знания, умение работать с оргтехникой;

 

Менеджер должен уметь:

- формулировать цели и задачи;

- выбирать наиболее рациональные методы решения стратегических и тактических задач;

- организовать на научной основе труд свой и подчиненных;

- согласовывать действия с коллегами;

- своевременно корректировать цели, оценочные показатели, критерии;

- находить и принимать решения в условиях противоречивых требований;

- хорошо ориентироваться в постоянно изменяющейся внешней и внутренней среде при осуществлении цикла «наука-техника-производство»

 

Руководитель, заинтересованный в высоком уровне реализации нововведений, обязательно должен выявить творческие способно­сти и достижения персонала.

 

Вопрос. Содержание инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент – это управление, обеспечивающее:

-определение и реализацию основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятий и фирм;

-разработку и внедрение новых технологий, продукции, услуг и организационных решений;

-модернизацию и совершенствование выпускаемой продукции;

-дальнейшее развитие производства и реализации традиционных видов продукции;

-снятие с производства устаревшей продукции.

Инновационное управление реализуется на основе сочетания различных функций (маркетинг, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет, контролинг), каждая из которых направлена на решение специфических вопросов взаимодействия между отдельными подразделениями фирм, требующих осуществления большого спектра конкретных мероприятий.

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на достижение инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент ­ как наука управления представляет собой систему знаний о способах наиболее рациональной организации управления инновационными процессами и инновационной деятельностью, осуществляемых с целью решения стратегических и тактических задач.

Инновационный менеджмент как научная дисциплина базируется на принципах системности, комплексности, динамичности.

Инновационный менеджмент, как вид профессиональной деятельности соединяет в себе управление наукой, разработкой и внедрением новых товаров, услуг и технологий, организацией производства и реализацией продукции, инвестированием и т.д. вплоть до утилизации использованных материалов.

Услуги консалтинговых фирм

 

Содержание управления инновациями

В широком смысле стратегическое управление на предприятии имеет дело с процессом предвидения глобальных изменений в экономической ситуации, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих его выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.

 

Стратегическое управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс, включающий:

- стадию исследований;

- ввод инноваций в производственное использование;

- ввод нового продукта в рыночную среду.

Стратегическое управление инновациями призвано обеспечивать формирование и реализацию генеральной линии стратегического развития организаций, включающую:

-разработку философии, предпринимательской политики, определение позиции предприятия в конкретной нише рынкa; формулирование общих стратегических намерений;

-выработку набора стратегий, их реализацию во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг, управление стратегическими решениями в целом;

-разработку и реализацию оперативных (тактических) мер, связанных с практическим осуществлением мероприятий по внедрению стратегий в действие.

-разработку и реализацию частных (функциональных) стратегических задач, связанных с инновациями в отдельных сферах деятельности на ИП (маркетинг, сбыт, производство, кадры, финансы, информационная база и др.).

 

Стратегическое управление инновациями включает в себя ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе:

- внешних: продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии;

- внутренних: новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень;

- потенциал сферы НИОКР;

- организационные формы управления;

-этику и культуру предпринимательства (философия и предпринимательская политика).

 

Общие задачи стратегического управления инновациями должны ответить на следующие вопросы:

1. Какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность ИП в перспективе, учитывая ограничения со стороны внешней среды?

2. Посредством каких нововведений, какими методами (программы, проекты) будут достигнуты стратегические цели?

3. В каких масштабах и из каких источников будут выделены ресурсы под стратегические цели?

4. В рамках каких организационных форм (традиционная линейно-штабная структура, матричная или проектная структура, СХЕ или центры руководства каждой стратегической целью) осуществляется инновационный процесс на ИП?

5. Посредством каких методов и стиля управления, с каким составом сотрудников и с помощью какого инструментария предстоит обеспечить инновационный процесс?

 

Выработка инновационных стратегий на предприятии входит в прерогативу высших эшелонов управления и осуществляется исходя из оценки внешних и внутренних факторов, потенциальных возможностей ИП, обеспеченности его соответствующими ресурсами.

 

Стратегическое управление находится в диалектической взаимосвязи с оперативным управлением ИП, с управлением инновационным процессом.

 

Оперативное управление организацией инновационного процесса включает:

- формирование идеи;

- определение и детализация целей;

- определение способов достижения целей;

- планирование заданий, сроков;

- разработку новшеств;

- обеспечение ресурсами;

- внедрение нововведений и переход к инновациям;

-организацию производства;

- организацию, разделение и мотивацию труда;

- координацию взаимоотношений;

-организацию обеспечения ресурсами;

- обеспечение единства цели.

Решение всех вышеперечисленных задач требует постоянного управленческого воздействия, применения соответствующей системы инновационного управления.

 

9.Экологический менеджмент в системе инновационного развития.

 

Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение задач экономического развития и проблем сохранения качества окружающей среды, является одной из главных задач управления природопользованием и природоохранной деятельностью.

При этом цели управляющих воздействий зависят от уровня управления эколого-экономической системой.

Так, для национальной и региональной эколого-экономических систем такими целями могут быть:

- повышение качества жизни за счет повышения качества окружающей среды;

- обеспечение устойчивого экономического роста;

- повышение степени самообеспеченности ресурсами.

Целями управления для локальной эколого-экономической системы могут быть:

- снижение воздействия предприятия на окружающую среду и уменьшение вероятности экологических аварий;

- снижение финансовых потерь в результате негативного воздействия на окружающую среду;

- повышение конкурентоспособности предприятия.

 

Механизм, понимаемый как совокупность функций управления, вместе с реализующим их аппаратом и организационной структурой управления, образует систему управления природопользованием с ее формами, методами организации и регулирования процессов, обеспечивающих достижение конечных целей в удовлетворении потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте окружающей среды и сохранении ее биоразнообразия.

 

Механизм управления эколого-экономическими системами


 

Функции управления
Инструменты управления
Цель управления
Социально-психологи-ческий
Админи-стративноконтрольный
Анализ и оценка, контроль
Образование; Воспитание; Доступность экологической информации; Добровольные соглашения
Прогнозирование и планирование; Экологическое законодатель-ство; Экологическая регламентация деятельности; Мониторинг и контроль использования ресурсов
    Сбалансиро-ванность природных и производст-венных ресурсов → max; Сохранение качества среды обитания → max; Экономичес-кая эффек-тивность → max; Природоем-кость произ-водства → min  
Координа-ция
    Эколого-экономичес-кие системы различного уровня и масштаба
Платежи за использование ресурсов; Экологический налог; Страхование
Организа-ция
Мотивация и стимулирование
Экономи-ческий
Прогнози-рование и планирова-ние
Объект воздействия
Методы управления

 


Рис. 2.3 – Структурная схема механизма управления эколого-экономическими системами

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Специальность «Менеджмент» 1-26 02 02:

Специализация 1-26 02 02 15 «Менеджмент в лесном комплексе»;

Специализация 1-26 02 02 14 «Менеджмент в промышленности строительных материалов»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.014 с.)